Репрезентация дискурсивных смыслов понятия «школа» в массовых песнях

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.17072/2073-6681-2021-4-72-79

Ключевые слова:

понятие школа; представления о школе; массовые песни о школе; дискурс массовой культуры; когнитивно-дискурсивные признаки понятия школа; сверхтекст.

Аннотация

На материале песенных текстов советского и постсоветского периодов (вторая половина XХ – начало XXI в.), рассмотренных как сверхтекст, выявляются способы речевой репрезентации представлений о школе в российской массовой культуре и анализируются значимые когнитивно-дискурсивные признаки понятия школа. Установлено, что одни из этих признаков (школа как образовательное учреждение, школа как здание, школа как коллектив) соотносятся с общеязыковыми компонентами семантики одноименной лексемы, зафиксированными в лексикографических дефинициях. Другие признаки (школа как пора детства, школа как пора первой любви, школа как место обретения друзей, школа как особый мир, школа как родной дом и др.) обусловлены функционированием данного понятия в конкретной речевой практике – дискурсе массовых песен о школе разных музыкальных стилей и жанров (советская эстрадная песня, авторская песня, школьная лирическая песня, песни в стилях поп, рок, рэп и др.). В массовой культуре второй половины ХХ – начала XXI в. зафиксирована стереотипизация представлений о школе, обусловленная, в частности, тем, что, во-первых, значительная часть песен посвящена стандартным событиям школьной жизни (первому звонку, выпускному вечеру, Дню знаний, Дню учителя, встрече выпускников и др.); во-вторых, целевая аудитория песен о школе, как правило, ограничена возрастными рамками (дети, подростки, молодые люди, оканчивающие или недавно окончившие школу). Прослежена эволюция представлений о школе в массовом сознании на ранее не описанном материале. Исследование углубляет понимание лингвокогнитивной и дискурсивной специфики понятия школа как одного из социально значимых фрагментов русской языковой картины.

Биография автора

Валентина Ильинична Шенкман, Шаньдунский педагогический университет

преподаватель русского языка

Библиографические ссылки

Список использованных интернет-ресурсов

Всё для детей. URL: https://allforchildren.ru/

schoolsongs/ (дата обращения: 23.01.2021).

Детские песни. URL: https://babysongs.ru/pesni/shkolnyie-pesni (дата обращения: 14.02.2021).

Мишкины книжки. URL: https://mishka-knizhka.ru/pesni-pro-shkolu/ (дата обращения: 26.05.2021).

Моя любимая музыка ретро. URL: http://music70-80.narod.ru/school.ht (дата обращения: 19.02.2021).

Нотный архив России. URL: http://www.notarhiv.ru/ (дата обращения: 27.03.2013).

Чудесенка. URL: https://chudesenka.ru/load/pesni_o_shkole/ (дата обращения: 14.03.2021).

Lastbell.ru. URL: http://lastbell.ru/pesni.html (дата обращения: 06.04.2021).

Список литературы

АРСЛС – Англо-русский словарь по лингвистике и семиотике / под ред. А. Н. Баранова и Д. О. Добровольского. М.: Помовский и партнеры, 1995. 642 с.

Баженова Е. А., Шенкман В. И. Номинативное поле концепта школа // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2013. Вып. 4(24). С. 91–97.

Гаврилина Л. М. Архитектоника локального сверхтекста культуры // Вестник ТвГУ. Серия «Философия». 2016. № 3. С. 104–111.

Дуняшева Л. Г. Лингвокультурные особенности конструирования гендера в афроамериканском песенном дискурсе (на материале жанров блюз и рэп): автореф. дис. … канд. филол. наук. Нижний Новгород, 2012. 24 с.

Купина Н. А., Битенская Г. В. Сверхтекст и его разновидности // Человек – текст – культура. Екатеринбург: Ин-т развития регионального образования, 1994. 215 с.

Крюков Д. В. О проницаемости границ между элитарным и массовым искусством // Массовая культура на рубеже веков: сб. ст. М.; СПб: Дмитрий Буланин, 2005. С. 42–51.

Креолизованный текст: Смысловое восприятие: кол. монография / отв. ред. И. В. Вашунина; редкол.: Е. Ф. Тарасов, А. А. Нистратов, М. О. Матвеев. М.: Ин-т языкознания РАН, 2020. 206 с.

Лассан Э. Лирическая песня как идеологический феномен // Политическая лингвистика. 2009. № 4 (30). С. 14–31.

Лошаков А. Г. Сверхтекст: семантика, прагматика, типология: автореф. дис. … д-ра филол. наук. Киров, 2008. 50 с.

Массовая культура и массовое искусство. «За» и «против» / кол. авторов. М.: Изд-во «Гуманитарий» Академии гуманитарных исследований, 2003. 512 с.

Мищенко А. Н., Сегал Н. А. Песенный дискурс как источник метафорического моделирования // Лингвокультурология. 2017. № 11. С. 85–98.

Ольшанский Д. В. Психология масс [Электронный ресурс]. СПб.: Питер, 2002. 368 с. URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/olshansk/01.php (дата обращения: 11.05.2021).

Попова З. Д., Стернин И. А. Когнитивная лингвистика. М.: АСТ: Восток – Запад, 2007. 314 с.

Ревзина О. Г. Дискурс и дискурсивные формации [Электронный ресурс] // Критика и семиотика. 2005. Вып. 8. С. 66–78. URL: https://uchebana5.ru/cont/2695310.html (дата обращения: 21.05.2021).

СЭСРЯ – Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М. Н. Кожиной. М.: Флинта: Наука, 2003. 696 с.

Li`Raw – Певец Li`Raw (ЛиРо) в эксклюзивном интервью для сайта Девушка.ру [Электронный ресурс]. URL: https://devushka.ru/user/interview/5198 (дата обращения: 01.06.2021).

References

ARSLS – Anglo-russkiy slovar’ po lingvistike i semiotike [English-Russian Dictionary of Linguistics and Semiotics]. Ed. by A. N. Baranov and D. O. Dobrovol’skiy. Moscow, Pomovskiy and Partners Publ., 1995. 642 p. (In Russ.)

Bazhenova E. A., Shenkman V. I. Nominativnoe pole kontsepta shkola [The nominative field of the concept школа (school)]. Vestnik Permskogo universiteta. Rossiyskaya i zarubezhnaya filologiya [Perm University Herald. Russian and Foreign Philology], 2013, issue 4 (24), pp. 91–97. (In Russ.)

Gavrilina L. M. Arkhitektonika lokal’nogo sverkhteksta kul’tury [The architectonics of the local supertext of culture]. Vestnik TvGU. Filosofiya [Herald of Tver State University. Series: Philosophy], 2016, issue 3, pp. 104–111. (In Russ.)

Dunyasheva L. G. Lingvokul’turnye osobennosti konstruirovaniya gendera v afroamerikanskom pesennom diskurse (na materiale zhanrov blyuz i rep). Avtoreferat diss. kand. filol. nauk [Linguocultural peculiarities of gender construction in African-American song discourse (a case study of blues and rap genres). Abstract of Cand. philol. sci. diss.]. Nizhniy Novgorod, 2012. 24 p. (In Russ.)

Kupina N. A., Bitenskaya G. V. Sverkhtekst i ego raznovidnosti [Supertext and its varieties]. Chelovek – tekst – kul’tura [Person – Text – Culture]. Ekaterinburg, Institute for the Development of Regional Education Publ., 1994. 215 p. (In Russ.)

Kryukov D. V. O pronitsaemosti granits mezhdu elitarnym i massovym iskusstvom [On the permeability of the boundaries between elitist and mass art]. Massovaya kul’tura na rubezhe vekov. Sbornik statey [Mass Culture at the Turn of the Centuries. Collection of articles]. Moscow, St. Petersburg, Dmitriy Bulanin Publ., 2005, pp. 42–51. (In Russ.)

Kreolizovannyy tekst: Smyslovoe vospriyatie. Kollektivnaya monografiya [Creolized Text: Semantic Perception. Collective monograph]. Ed. by I. V. Vashunina. Editorial board: E. F. Tarasov, A. A. Nistratov, M. O. Matveev. Moscow, Institute of Linguistics, RAS Publ., 2020. 206 p. (In Russ.)

Lassan E. Liricheskaya pesnya kak ideologicheskiy fenomen [The lyric song as an ideological phenomenon]. Politicheskaya lingvistika [Political Linguistics]. Ekaterinburg, Ural State Pedagogical University Press, 2009, issue 4 (30), pp. 14–31. (In Russ.)

Loshakov A. G. Sverkhtekst: semantika, pragmatika, tipologiya. Avtoreferat diss. dokt. filol. nauk [Supertext: Semantics, pragmatics, typology. Abstract of Dr. philol. sci. diss.]. Kirov, 2008. 50 p. (In Russ.)

Massovaya kul’tura i massovoe iskusstvo. ‘Za’ i ‘protiv’ [Mass Culture and Mass Art. Pros and Cons. Moscow, ‘Gumanitariy’ Publ. of the Academy for Humanities Research, 2003. 512 p. (In Russ.)

Mishchenko A. N., Segal N. A. Pesennyy diskurs kak istochnik metaforicheskogo modelirovaniya [Song discourse as a source of metaphorical modeling]. Lingvokul’turologiya [Linguoculturology], 2017, issue 11, pp. 85–98. (In Russ.)

Ol’shanskiy D. V. Psikhologiya mass [The Psychology of the Masses]. St. Petersburg, Piter Publ., 2002. 368 p. Available at: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/olshansk/01.php (accessed 11.05.2021). (In Russ.)

Popova Z. D., Sternin I. A. Kognitivnaya lingvistika [Cognitive Linguistics]. Moscow, AST: Vostok-Zapad Publ., 2007. 314 p. (In Russ.)

Revzina O. G. Diskurs i diskursivnye formatsii [Discourse and discursive formations]. Kritika i semiotika [Criticism and Semiotics], 2005, issue 8, pp. 66–78. Available at: https://uchebana5.ru/cont/2695310.html (accessed 21.05.2021). (In Russ.)

SESRYa – Stilisticheskiy entsiklopedicheskiy slovar’ russkogo yazyka [Stylistic Encyclopedic Dictionary of the Russian Language]. Ed. by M. N. Kozhina. Moscow, Flinta, Nauka Publ., 2003. 696 p. (In Russ.)

Li`Raw – Singer Li`Raw (LiRo) in an exclusive interview for the site Devushka.ru]. Available at: https://devushka.ru/user/interview/5198 (accessed 01.06.2021). (In Russ.)

Загрузки

Опубликован

2022-01-12

Как цитировать

Шенкман, В. И. . (2022). Репрезентация дискурсивных смыслов понятия «школа» в массовых песнях. Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология, 13(4). https://doi.org/10.17072/2073-6681-2021-4-72-79

Выпуск

Раздел

ЯЗЫК, КУЛЬТУРА, ОБЩЕСТВО