ПИСАТЬ СТИХИ В ЭПОХУ ПЕРЕМЕН: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПОЭЗИИ ПОСЛЕ 1989 ГОДА В РОССИИ И ГЕРМАНИИ

Авторы

  • Галина Васильевна Кучумова (Galina V. Kuchumova) Самарский национальный исследовательский университет им. акад. С. П. Королева http://orcid.org/0000-0002-8699-0484

DOI:

https://doi.org/10.17072/2037-6681-2017-4-154-160

Ключевые слова:

новейшая русскоязычная и немецкоязычная поэзия, новые тенденции развития после 1989 года, гетерогенность поэзии, поэтические практики, художественные языки, новые ценности и традиции в поэзии.

Аннотация

Рецензируется коллективный сборник научных статей (на немецком языке) филологов-славистов и германистов, посвященный исследованию наблюдаемых тенденций развития немецкоязычной и русскоязычной поэзии после 1989 г.: Gedichte schreiben in Zeiten der Umbrüche. Tendenzen der Lyrik seit 1989 in Russland und Deutschland / Hrsg. von Henriecke Stahl und Hermann Korte. Band 2. Leipzig: BiblionMedia, 2016. – 676 S. – ISBN 978-3-86688-599-8.В статьях сборника освещаются основные направления и художественные ориентиры новейшей русско- и немецкоязычной поэзии, сравниваются различные поколения авторов, характеризуется творчество известных и значительных поэтов последних десятилетий. В материалах, представленных в пяти разделах, прослеживаются новые тенденции в развитии современной поэзии, выделяются судьбоносные вехи (1989, 2000), а также отмечается новый характер поэтических текстов (гетерогенность, перфомативность), обусловленный ускорением социокультурных перемен и активными миграционными процессами в России и Германии.В новых историко-эстетических обстоятельствах, в формирующейся информационной среде складываются новые формы существования поэзии, определяемые, главным образом, художественным рынком, издательскими интересами и новыми запросами читателей. Сегодня в пестром разнообразии поэтических форм выделяются верлибр и экспериментальная поэзия, «примитивистская» и политическая поэзия с ее протестным потенциалом, интермедиальные и визуально-поэтические проекты в России и Германии.Значимость рецензируемого сборника определяется теоретическим осмыслением отдельных поэтических практик и художественных языков, сосуществующих сегодня в поэтическом ландшафте, а также двухсторонним анализом методик исследования новейшей русско- и немецкоязычной поэзии.

Биография автора

Галина Васильевна Кучумова (Galina V. Kuchumova), Самарский национальный исследовательский университет им. акад. С. П. Королева

д. филол. н., профессор кафедры немецкой филологии

Библиографические ссылки

Гребер Э. Комбинаторная текстура текста: тезисы к пересмотру дефиниции жанра // Вестник гуманитарного института ТГУ. 2008. Вып. 1(3). С. 188–200.

Жолковский A. К проблеме инфинитивной поэзии (Об интертекстуальном фоне стихотворения С. Гандлевского «Устроиться на автобазу…» // Известия Академии наук. Серия литературы и языка. 2002. Т. 61, № 1. С. 34–42.

Кузьмин Д. Постконцептуализм: Как бы наброски к монографии // Новое литературное обозрение. 2001. № 50. С. 459–476.

Липовецкий М., Боймерс Б. Перформансы насилия: литературные и театральные эксперименты «Новой драмы». М.: Новое лит. обозрение, 2012. 376 с.

Орлицкий Ю. На грани стиха и прозы // Арион. 1999. № 1. URL: http://magazines.russ.ru/arion/

/1/orlic.html (дата обращения: 24.12. 2015).

Рутц М. «Каноны» современной русской поэзии. Наблюдения и перспективы // Шталь Х., Рутц М. (ред.) Имидж, диалог, эксперимент – поля современной русской поэзии. Берлин; Мюнхен; Вашингтон, 2013. С. 37–58.

Сорокин С. Бинарность Фандорина, или пересечение восточной и западной традиций в контексте «фандоринского цикла» Б. Акунина // Ярославский педагогический вестник. 2001. Т. 1. С. 264–268.

Bierich A. Slavischer Substandard (Probleme und Perspektiven) // Bulletin der deutschen Slavistik. 2010/16. München; Berlin, 2010. S. 76–82.

Gedichte schreiben in Zeiten der Umbrüche. Tendenzen der Lyrik seit 1989 in Russland und Deutschland / Hrsg. von Henriecke Stahl und Hermann Korte. Band 2. Leipzig: BiblionMedia, 2016. 676 S.

Grübel R. Die Medien Lyrik und Drama, Prosa und Zwecktext. Literarische Hauptgattungen und ihre Hybriden am Beispiel slawischer Texte des 19 und 20. Jahrhunderts // Poetica. 2013/3. S. 205–240.

Heukenkamp U., Geist P. (Hgg.) Deutschsprachige Lyriker des 20. Jahrhunderts. Berlin, 2007. 787 S.

Hodel R. Vor dem Fenster unten sind Volk und Macht. Russische Poesie der Generation 1940–1960. Deutsch-Russisch / Ausgewählt und übersetzt von Robert Hodel. Leipzig, 2015. 458 S.

Kortе H. Eine Renaissance von Wort, Vers, Stimme und Klang? Gedichtpoetiken in der Zeitschrift „Zwischen den Zeilen“ seit 1992 // Eke N. O., Elit S. (Hgg.) Deutschsprachige Literatur(en) seit 1989 (=Sonderheft zum Band 131 der Zeitschrift für Deutsche Philologie). Berlin, 2012. S. 95–124.

Leibov R. Occasional Political Poetry and the culture of Russian Internet // Gorham M. S., Lunde I., Paulsen M. (Hgg.) Digital Russia. The Language, Culture and Politics of New Media Communication. New York, 2014. P. 194–214.

Stahl H. Interpretation als Dialog. Votum für eine strukturale Hermeneutik // Coincidentia. Zeitschrift für Europäische Geistesgeschichte. Beiheft 2: Bildung und Fragendes Denken, herausgegeben von Harald Schwaetzer. Bernkastel-Kues, 2013. S. 117–137.

References

Greber E. Kombinatornaya tekstura teksta: tezisy k peresmotru definitsii zhanra [Combinatorial texture of the text: the thesis for the revision of genre definition]. Vestnik gumanitarnogo instituta TGU [Vestnik of TSU], 2008, issue 1(3), pp. 188–200. (In Russ.)

Zholkovskiy A. K probleme infinitivnoy poezii (Ob intertekstualʼnom fone stikhotvoreniya S. Gandlevskogo “Ustroitʼsya na avtobazu”) [To the problem of infinitive poetry (On the intertextual background of the poem by S. Gandlevsky “To get a job at a car pool”]. Izvestia Akademii nauk [Herald of the Russian Academy of Sciences], 2002, issue 61(1), pp. 34–42. (In Russ.)

Kuzmin D. Post-contseptualizm: Kak by nabroski k monografii [Post-conceptualism: A sketch for a monograph]. Novoe literaturnoe obozrenie [New Literary Observer], 2001, issue 50, pp. 459–476. (In Russ.)

Lipovetsky M., Beumers B. Performansy nasiliya: literaturnye i teatralnye eksperimenty “novoy dramy” [Performing Violence: Literary and Theatrical Experiments of New Russian Drama]. Moscow, New Literary Observer Publ., 2012. 376 p. (In Russ.)

Orlitskiy Yu. Na grani stikha i prozy [On the verge of verse and prose], Arion, 1999, issue 1. Available at: http://magazines.russ.ru/arion/1999/

/orlic.html (accessed 24.12.2015). (In Russ.)

Rutz M. “Kanony” sovremennoy russkoy poezii. Nablyudeniya i perspektivy [“The Canons” of contemporary Russian poetry. Observations and perspectives]. Imidzh, dialog, eksperiment – polya sovremennoy russkoy poezii [Image, dialogue, experiment – fields of contemporary Russian poetry]. Ed. by H. Stahl, M. Rutz. Berlin, Munich, Washington, 2013, pp. 37–58. (In Russ.)

Sorokin S. Binarnost’ Fandorina, ili peresechenie vostochnoy i zapadnoy traditsii v kontekste “fandorinskogo tsikla” B. Akunina [Fandorin’s Binarity or Crossing of the Eastern and Western Traditions in the Context of “the Fandorin Cycle” by B. Akunin]. Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik [Yaroslavl Pedagogical Bulletin], 2011, issue 1, pp. 264–268. (In Russ.)

Bierich A. Slavischer Substandard (Probleme und Perspektiven). Bulletin der deutschen Slavistik, 16 (2010). Munich, Berlin, pp. 76–82. (In Ger.)

Gedichte schreiben in Zeiten der Umbrüche. Tendenzen der Lyrik seit 1989 in Russland und Deutschland. Hrsg. von Henriecke Stahl und Hermann Korte. Band 2. Leipzig, BiblionMedia, 2016. 676 p. (In Germ.)

Grübel Rainer. Die Medien Lyrik und Drama, Prosa und Zwecktext. Literarische Hauptgattungen und ihre Hybriden am Beispiel slawischer Texte des 19 und 20. Jahrhunderts. Poetica 3 (2013), pp. 205–240. (In Germ.)

Heukenkamp U., Geist P. (Hgg.) Deutschsprachige Lyriker des 20. Jahrhunderts. Berlin, 2007. 787 p. (In Germ.)

Hodel R. Vor dem Fenster unten sind Volk und Macht. Russische Poesie der Generation 1940–1960. Deutsch-Russisch /Ausgewählt und übersetzt von Robert Hodel. Leipzig, 2015. 458 p. (In Germ.)

Korte H.: Eine Renaissance von Wort, Vers, Stimme und Klang? Gedichtpoetiken in der Zeitschrift „Zwischen den Zeilen“ seit 1992. Eke N. O., Elit S. (Hgg.): Deutschsprachige Literatur(en) seit 1989 (=Sonderheft zum Band 131 der Zeitschrift für Deutsche Philologie). Berlin, 2012, pp. 95–124. (In Germ.)

Leibov R. Occasional Political Poetry and the culture of Russian Internet. Gorham M. S., Lunde I., Paulsen M. (Hgg.): Digital Russia. The Language, Culture and Politics of New Media Communication. New York, 2014, pp. 194–214. (In Eng.)

Stahl, Henrieke: Interpretation als Dialog. Votum für eine strukturale Hermeneutik. In: Coincidentia. Zeitschrift für Europäische Geistesgeschichte. Beiheft 2: Bildung und Fragendes Denken, herausgegeben von Harald Schwaetzer. Bernkastel-Kues, 2013, pp. 117–137. (In Germ.)

Загрузки

Опубликован

2018-04-06

Как цитировать

Кучумова (Galina V. Kuchumova) Г. В. (2018). ПИСАТЬ СТИХИ В ЭПОХУ ПЕРЕМЕН: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПОЭЗИИ ПОСЛЕ 1989 ГОДА В РОССИИ И ГЕРМАНИИ. Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология, 9(4). https://doi.org/10.17072/2037-6681-2017-4-154-160

Выпуск

Раздел

ОБЗОРЫ И РЕЦЕНЗИИ