Мотивационная база наименований баров и ресторанов Испании с прецедентной основой

Авторы

  • Ольга Викторовна Мерзликина Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова https://orcid.org/0000-0002-7308-4829

DOI:

https://doi.org/10.17072/2073-6681-2025-1-34-43

Ключевые слова:

эргоним; заведения общественного питания; прецедентные феномены; прецедентное имя; прецедентный библионим; прецедентное высказывание; мотивационные признаки.

Аннотация

В статье рассматриваются эргонимы – наименования баров и ресторанов Испании, образованные с привлечением прецедентных феноменов. Цель исследования – проанализировать мотивационные признаки наименований баров и ресторанов Испании, содержащих прецедентные феномены. Источником материала послужили эргонимы, отобранные из открытых интернет-источников. Эргонимы являются знаками социокультурного пространства, частью языкового ландшафта города или страны в целом, в пределах которого происходит его коммуникативная реализация. Номинация в эргонимии имеет такие особенности, как индивидуальность каждого акта номинации, связь имени с объектом номинации, с культурой и менталитетом общества, модными веяниями и развитием национального языка. Кроме информативной функции, эргоним выполняет еще и рекламную функцию. Данные единицы характеризуются важностью внутренней формы как мотивирующего признака, лежащего в основе их наименования. Анализ материала показал, что наиболее продуктивными прецедентными феноменами, к которым обращаются рестораторы, являются прецедентные антропонимы (84 %), значительно реже номинаторы обращаются к прецедентным библионимам (8,5 %), прецедентные высказывания, составляющие 2 %, являются наименее продуктивными. Проведенный анализ мотивационных признаков эргонимов показал, что наиболее продуктивным является мотивационный признак «тип национальной кухни» (66 %), также продуктивным оказываются признаки «эксклюзивности» или «оригинальности» блюд (7 %). Кроме типа кухни и характеристики подаваемых блюд номинаторы прибегали к использованию прецедентных феноменов для характеристики «интерьера и атмосферы» заведения (7 %). Немотивированными оказались 14 % изученных наименований баров и ресторанов Испании.

Биография автора

Ольга Викторовна Мерзликина, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова

к. филол. н., доцент кафедры иностранных языков № 2

Библиографические ссылки

Apicius – Restaurante Apicius. URL: https://www.restaurante-apicius.com (дата обращения: 16.08.2024).

Bodega – Bodega La Bella y La Bestia. URL: https://www.minube.com/rincon/cafe_tapas-bar-la-bella-y-la-bestia-a66638 (дата обращения: 16.08.2024).

Cabaña – La Cabaña del Tío Tom. URL: https://www.minube.co.uk/place/la-cabana-del-tio-tom--a880771 дата обращения: 16.08.2024).

Castafiore – La Castafiore. URL: https://lacastafiore.es/nuestrahistoria (дата обращения: 16.08.2024).

Colotay – Colotay Restaurante. URL: https://www.restaurantecotolay.com (дата обращения: 16.08.2024).

Cu-Cut – Cu-Cut. Taverna Gastronómica Barcelona. URL: https://www.cu-cut.cat (дата обращения: 16.08.2024).

Dionisos – Taberna Dionisos. URL: https://tabernadionisos.com (дата обращения: 16.08.2024).

Galatea – Galatea de las Esferas. URL: https://www.heraldo.es/noticias/gastronomia/2015/02/14/cocina_inspirada_por_dali_galatea_las_esferas_339175_1311024.html (дата обращения: 16.08.2024).

Gelateria – Gelateria Pinocchio. URL: https://www.gelateriapinocchio.eu (дата обращения: 16.08.2024).

Hattori – Hattori Hanzo Restaurante. URL: https://hattori-hanzo.com.es (дата обращения: 16.08.2024).

Juana – Juana la Loca. URL: https://juanalaloca.es (дата обращения: 16.08.2024).

Juan – Juan Sebastián Bar. (Huesca) // Ir a tomajazz. URL: https://www.tomajazz.com/web/category/contenidos/especial-contenidos/juan-sebastian-bar-huesca/ (дата обращения: 16.08.2024).

Inclán – Inclán Brutal Bar. URL: https://inclanbrutalbar.com (дата обращения: 16.08.2024).

Kiosko – Kiosko Colón // Turismo de Cáceres. URL: https://turismo.caceres.es/en/node/1461 (дата обращения: 16.08.2024).

La Pachamama – La Pachamama. Restaurante de conicna peruana. URL: https://barlapachamama.com (дата обращения: 16.08.2024).

Little – Little Bobby. Coctelería y copas en Santander. URL: https://www.littlebobby.es (дата обращения: 16.08.2024).

Mercato – Mercato Baralló. URL: https://mercatoballaro.com (дата обращения: 16.08.2024).

Mesón – Mesón La Noria de Dulcinea // Trismo de Castilla y La Mancha. URL: https://www.turismocastillalamancha.es/gastronomia/restaurante-meson-la-noria-de-dulcinea-528565/ (дата обращения: 16.08.2024).

Minotauro – Minotauro // Tapas en Granada. URL: https://tapasengranada.es/bar/minotauro (дата обращения: 16.08.2024).

Picasso – Picasso Restaurante. URL: https://www.restaurantepicasso.com (дата обращения: 16.08.2024).

Puerto – Puerto Colón. URL: https://puertocolon.es (дата обращения: 16.08.2024).

Rasputín – Rasputín. URL: https://www.rasputin.es (дата обращения: 16.08.2024).

Список литературы

Боярских О. С. Прецедентные феномены со сферой-источником «Литература» в дискурсе российских печатных СМИ (2004–2007): автореф. дис. … канд. филол. наук. Екатеринбург, 2008. 24 с.

Вепрева И. Т. Современный эргонимикон: в поиске новых форм выражения // Вопросы ономастики. 2019. Т. 16. № 4. С. 168–179. doi 10.15826/vopr_onom.2019.16.4.051

Волкова Р. А., Макаренко Е. Д. Роль прецедентного феномена в создании эргонимических номинаций (на примере названий предприятий общественного питания г. Краснодара) // Известия ВГПУ. Филологические науки. 2021. № 5(158). С. 86–90.

Гудков Д. Б. Теория и практика межкультурной коммуникации. M.: Гнозис, 2003. 288 с.

Ефимова Л. Н. Сказочный мир Клайва Степлза Льюиса («Хроники Нарнии») // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2007. № 2. С. 257–260.

Замальдинов В. Е. Креативный нейминг нижегородских заведений общественного питания: графический аспект // Теоретическая и прикладная лингвистика. 2021. № 7 (2). С. 35–43. doi 10.22250/24107190_2021_7_2_35_43

Зуева Т. А. Эргонимическая номинация в аспекте эффективности ее восприятия // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности. 2017. № 15. С. 120–128.

Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М.: Изд-во ЛКИ, 2010. 264 с.

Красных В.В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология: курс лекций. М.: Гнозис, 2002. 284 с.

Нахимова Е. А. Прецедентные онимы в современной российской массовой коммуникации: теория и методика когнитивно-дискурсивного исследования: монография. Екатеринбург, 2011. 313 с.

Никулкина О. Г. Ономастическое пространство повести А. П. Чехова «Дуэль» (к 160-летию со дня рождения писателя) // Теоретическая и прикладная лингвистика. 2020. Вып. 6, № 2. С. 95–108.

Пономаренко И. Н., Крыжановская В. А. Современный эргоним: основные тенденции в нейминге // Учёные записки Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского. Филологические науки. 2019. Т. 5 (71), № 3. С. 176–186.

Ремчукова Е. Н., Соколова Т. П. Лингвокреативные тенденции в сфере городской номинации // Русский язык в поликультурном мире: в 2 т. / отв. ред. Е. Я. Титаренко. Т. 1. Симферополь: Ариал, 2019. С. 348–353.

Селіванова О. О. Ергонімікон міста Черкаси: когнітивний аспект // Записки з ономастики. 2011. Вип. 14. С. 171–179.

Старикова Г. Н., Хоанг Тхи Хонг Чанг. Трофонимы (ресторонимы) как особый тип эргонимов (на материале имен заведений общественного питания Москвы) // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2017. № 47. С. 73–87. doi 10.17223/19986645/47/5

Суперанская А. В. Языковые и внеязыковые ассоциации собственных имен. М.: Наука, 1978. 150 c.

Хоанг Тхи Хонг Чанг, Старикова Г. Н. Московские ресторонимы в аспекте графики // Язык и культура. 2017. № 38. С. 117–137. doi 10.17223/19996195/38/9

Шевченко Д. А., Полякова Н. С., Шарян Э. Г. Брендменеджмент: теория и практика. М.: Сам Полиграфист, 2019. 178 с.

Шимкевич Н. В. Русская коммерческая эргонимия: прагматический и лингвокультурологический аспекты: автореф. дис. … канд. филол. наук. Екатеринбург, 2002. 23 с.

Шмелёва Т.В. Аттрактивность городского имени: заведения еды // Journal of Applied Linguistics and Lexicography. 2019. Т. 1, № 1. С. 117–126. doi 10.33910/2687-0215-2019-1-1-117-126

References

Boyarskikh O. S. Pretsedentnye fenomeny so sferoy-istochnikom ʽLiteraturaʼ v diskurse rossiyskikh pechatnykh SMI (2004–2007). Avtoref. diss. kand. filol. nauk [Precedent phenomena with the source sphere ʽLiteratureʼ in the discourse of the Russian print media. Abstract of Cand. philol. sci. diss.]. Yekaterinburg, 2008. 24 p. (In Russ.)

Vepreva I. T. Sovremennyy ergonimikon: v poiske novykh form vyrazheniya [Modern Russian ergonymy: In search for new forms]. Voprosy onomastiki [Problems of Onomastics], 2019, vol. 16, issue 4, pp. 168-179. doi 10.15826/vopr_onom.2019.16.4.051. (In Russ.)

Volkova R. A., Makarenko E. D. Rol’ pretsedentnogo fenomena v sozdanii ergonimicheskikh nominatsiy (na primere nazvaniy predpriyatiy obshchestvennogo pitaniya g. Krasnodara) [The role of the precedent phenomenon in the creation of the ergonomic nomination (based on the names of the food service establishments in Krasnodar)]. Izvestiya VGPU. Filologicheskie nauki [Izvestia of the Volgograd State Pedagogical University], 2021, issue 5 (158), pp. 86-90. (In Russ.)

Gudkov D. B. Teoriya i praktika mezhkul’turnoy kommunikatsii [Theory and Practice of Intercultural Communication]. Moscow, Gnozis Publ., 2003. 288 p. (In Russ.)

Efimova L. N. Skazochnyy mir Klayva Steplza L’yuisa (ʽKhroniki Narniiʼ) [The fairytale world of Clive Staples Lewis (The Chronicles of Narnia)]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Russkaya filologiya [Bulletin of Moscow State Regional University. Series: Russian Philology], 2007, issue 2, pp. 257-260. (In Russ.)

Zamal’dinov V. E. Kreativnyy neyming nizhegorodskikh zavedeniy obshchestvennogo pitaniya: graficheskiy aspekt [Creative naming of Nizhny Novgorod public catering establishments: Graphic aspect]. Teoreticheskaya i prikladnaya lingvistika [Theoretical and Applied Linguistics], 2021, issue 7 (2), pp. 35-43. doi 10.22250/24107190_2021_7_2_35_43. (In Russ.)

Zueva T. A. Ergonimicheskaya nominatsiya v aspekte effektivnosti ee vospriyatiya [Ergonymical nomination in the aspect of the efficiency of its perception]. Psikholingvisticheskie aspekty izucheniya rechevoy deyatel’nosti [Psycholinguistic Aspects of the Study of Speech Activity], 2017, issue 15, pp. 120-128. (In Russ.)

Karaulov Yu. N. Russkiy yazyk i yazykovaya lichnost’ [The Russian Language and Linguistic Personality]. Moscow, LKI Publ., 2010. 264 p. (In Russ.)

Krasnykh V. V. Etnopsikholingvistika i lingvokul’turologiya [Ethnopsycholinguistics and Linguoculturology]: a series of lectures. Moscow, Gnozis Publ., 2002. 284 p. (In Russ.)

Nakhimova E. A. Pretsedentnye onimy v sovremennoy rossiyskoy massovoy kommunikatsii: teoriya i metodika kognitivno-diskursivnogo issledovaniya [Precedent Onyms in Modern Russian Mass Communication: Theory and Methodology of Cognitive-Discursive Research]. Yekaterinburg, 2011. 313 p. (In Russ.)

Nikulkina O. G. Onomasticheskoe prostranstvo povesti A. P. Chekhova ʽDuelˊʼ (k 160-letiyu so dnya rozhdeniya pisatelya) [Onomastic space of A. P. Chekhov’s novella ʽDuelʼ (to the 160th anniversary of the writer)]. Teoreticheskaya i prikladnaya lingvistika [Theoretical and Applied Linguistics], 2020, issue 6 (2), pp. 95-108. (In Russ.)

Ponomarenko I. N., Kryzhanovskaya V. A. Sovremennyy ergonim: osnovnye tendentsii v neyminge [Actual ergonym: the main trends in naming]. Uchenye zapiski Krymskogo federal’nogo universiteta im. V. I. Vernadskogo. Filologicheskie nauki [Scientific Notes of V. I. Vernadsky Crimean Federal University. Philological sciences], 2019, vol. 5 (71), issue 3, pp. 176-186. (In Russ.)

Remchukova E. N., Sokolova T. P. Lingvokreativnye tendentsii v sfere gorodskoy nominatsii [Linguistic and creative trends in the sphere of urban nomination]. Russkiy yazyk v polikul'turnom mire [The Russian Language in a Multicultural World]: in 2 vols. Ed. by E. Yа. Titarenko. Simferopol, Arial Publ., 2019, vol. 1, pp. 348-353. (In Russ.)

Selivanova O. O. Ergonіmіkon mіsta Cherkasi: kognіtivniy aspekt [Ergonymic space of Cherkasy: a cognitive aspect]. Zapiski z onomastiki [Notes on Onomastics], 2011, issue 14, pp. 171-179. (In Ukr.)

Starikova G. N., Hoang Thi Hong Chang. Trofonimy (restoronimy) kak osobyy tip ergonimov (na materiale imen zavedeniy obshchestvennogo pitaniya Moskvy) [Trophonyms (restauronyms) as a special type of ergonyms (on the material of Moscow eating place names)]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologiya [Tomsk State University Journal of Philology], 2017, issue 47, pp. 73-87. doi 10.17223/19986645/47/5. (In Russ.)

Superanskaya A. V. Yazykovye i vneyazykovye assotsiatsii sobstvennykh imen [Linguistic and Extralinguistic Associations of Proper Names]. Moscow, Nauka Publ., 1978. 150 p. (In Russ.)

Hoang Thi Hong Chang, Starikova G. N. Moskovskie restoronimy v aspekte grafiki [Restoronims of Moscow in the aspect of graphic]. Yazyk i kul’tura [Language and Culture], 2017, issue 38, pp. 117-137. doi 10.17223/19996195/38/9. (In Russ.)

Shevchenko D. A., Polyakova N. S., Sharyan E. G. Brendmenedzhment: teoriya i praktika [Brand Management: Theory and Practice]. Moscow, Sam Poligrafist Publ., 2019. 178 p. (In Russ.)

Shimkevich N. V. Russkaya kommercheskaya ergonimiya: pragmaticheskiy i lingvokul’turologicheskiy aspekty. Avtoref. diss. kand. filol. nauk [Russian commercial ergonymy: Pragmatic and linguistic aspects. Abstract of Cand. philol. sci. diss.]. Yekaterinburg, 2002. 23 p. (In Russ.)

Shmeleva T. V. Attraktivnost’ gorodskogo imeni: zavedeniya edy [The attractiveness of the urban name: food outlets]. Journal of Applied Linguistics and Lexicography, 2019, vol. 1, issue 1, pp. 117-126. doi 10.33910/2687-0215-2019-1-1-117-126. (In Russ.)

Загрузки

Опубликован

2025-04-23

Как цитировать

Мерзликина, О. В. (2025). Мотивационная база наименований баров и ресторанов Испании с прецедентной основой. Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология, 17(1). https://doi.org/10.17072/2073-6681-2025-1-34-43

Выпуск

Раздел

ЯЗЫК, КУЛЬТУРА, ОБЩЕСТВО