Поэтика эпического образа у И. А. Гончарова

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.17072/2073-6681-2022-3-113-124

Ключевые слова:

Гончаров; эпос; поэтика; повтор; преображение; Божья Тайна; Обломов.

Аннотация

Поэтика Гончарова отличается особого рода органичностью (по терминологии Н. И. Пруцкова, «органический роман» Гончарова). Она позволяет рассматривать человека в чрезвычайно тесном единстве не только с социальным окружением, но и с природно-космической, религиозной и другими сторонами жизни. Художник, по сути, изображает человека как часть таких общностей и понятий, как природа, космос, национальный менталитет и т. д., взятых и изображаемых в органическом единстве одномоментных и совместных проявлений в человеческой психике (совпадение психо-биологического ритма человека с малыми и большими ритмами окружающей жизни и Вселенной). Писатель представляет эти связи, используя поэтику изображения единой ритмической «пульсации» человека и окружающей жизни, поэтику изображения «органических повторов» (природные циклы времен года, нравственно значимой топонимики и т. д.) с обязательным выходом из циклического повторения в момент «преображения», качественного изменения в сторону одухотворения. Ритмические повторы столь очевидны и художественно акцентированы, а духовные «прорывы» столь микроскопичны (и далеко не всегда очевидны даже для исследователей), что создается впечатление эпически неспешного, едва ли не затянутого повествования. В данном случае Гончаров как художник пытается сделать основанием своей поэтики евангельскую притчу о сеятеле («Человек бросит семя в землю, и спит ˂…> и как семя всходит и растет, не знает он»). Так Гончаров ставит и разрабатывает одну из главных своих тем: Божьей Тайны в человеке и мире.

Биография автора

Владимир Иванович Мельник, Перервинская духовная семинария

д. филол. н., профессор

Библиографические ссылки

Анненский И. Книга отражений. М.: Наука, 1979. 679 с.

Белинский В. Г. Полное собрание сочинений: в 13 т. М.: Изд-во АН СССР, 1953–1959.

И. А. Гончаров. Материалы и исследования // Литературное наследство. М.: Наука, 2000. Т. 102. 735 с.

Гончаров И. А. Собр. соч.: в 8 т. М.: Правда, 1952.

Гончаров И. А. Собр. соч.: в 8 т. М.: Гос. изд-во худ. лит., 1952–1955.

Гончаров И. А. Полн. собр. соч.: в 20 т. Т. 1–10. СПб.: Наука, 1997–2017.

Добролюбов Н. А. Собр. соч.: в 9 т. М., Л.:Гослитиздат, 1961–1964.

Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. Л.: Худ. лит., 1971. 413 с.

Мережковский Д. С. И. А. Гончаров. Критический этюд // Труд. 1890. № 24. С. 596.

Пришвин М. М. Собр. соч.: в 6 т. М.: Гослитиздат, 1956–1957.

Розанов В. В. К 25-летию кончины И. А. Гончарова // Новое время. 1916. № 14558. 15 сент. С. 5.

Шеллинг Ф. В. Философия искусства. СПб.: Алетейя, 1996. 496 с.

Список литературы

Ермолаева Н. Л. Эпическое мышление И. А. Гончарова. Иваново: Иванов. гос. ун-т, 2011. 324 с.

Манн Ю. В. Натуральная школа // История всемирной литературы: в 8 т. М.: Наука, 1983–1994. Т. 6. 1989. С. 384–396.

Мельник В. И. Евангельский текст новеллы-притчи «Уха» И. А. Гончарова // Проблемы исторической поэтики. 2017. Т. 15, № 2. С. 60–80.

Недзвецкий В. А. Гончаров-очеркист // Гончаров И. А. Собр. соч.: в 8 т. М., 1978–1980. Т. 7. С. 413–429.

Одиноков В. Г. Художественная системность русского классического романа. Новосибирск: Наука, 1976. 196 с.

Пруцков Н. И. Мастерство Гончарова-романиста. М. Л.: Изд-во АН СССР, 1962. 230 с.

Пырков И. В. Ритм, пространство и время в русской усадебной литературе ХIХ века (И. А. Гончаров, И. С. Тургенев, А. П. Чехов): дис. … д-ра филол. наук. Саратов, 2018. 512 с.

Пырков И. В. Роман И. А. Гончарова «Обломов». Особенности ритмического построения // И. А. Гончаров: материалы Междунар. конф., посвящ. 185-летию со дня рождения И. А. Гончарова. Ульяновск: Печатный двор, 1998. С. 158–172.

Пырков И. В. «Мелкий шум природы». К вопросу о художественной функции микродеталей в романе И. А. Гончарова «Обломов» // Филология: научные исследования. 2017. № 4. С. 1–8. doi 10.7256/2454-0749.2017.4.24191

References

Ermolaeva N. L. Epicheskoe myshlenie I. A. Goncharova [Epic Thinking of I. A. Goncharov]. Ivanovo, Ivanovo State University Press, 2011. 324 p. (In Russ.)

Mann Yu. V. Natural’naya shkola [Natural school]. Istoriya Vsemirnoy Literatury [History of World Literature: in 8 vols.]. Moscow, Nauka Publ., 1983–1994. Vol. 6, 1989, pp. 384–396. (In Russ.)

Mel’nik V. I. Evangel’skiy tekst novelly-pritchi ‘Ukha’ I. A. Goncharova [More on the evangelical sense of the parable ‘Fish Soup’ by I. A. Goncharov]. Problemy istoricheskoy poetiki [The Problems of Historical Poetics], 2017, vol. 15, issue 2, pp. 60–80. (In Russ.)

Nedzvetskiy V. A. Goncharov-ocherkist [Goncharov as an essayist]. Goncharov I. A. Sobranie sochineniy [Collected Works: in 8 vols.]. Moscow, Pravda Publ., 1978–1980, vol. 7, pp. 413–429. (In Russ.)

Odinokov V. G. Khudozhestvennaya sistemnost’ russkogo klassicheskogo romana [Literary Consistency of the Russian Classical Novel]. Novosibirsk, Nauka Publ., 1976. 196 p. (In Russ.)

Prutskov N. I. Masterstvo Goncharova-romanista [The Mastery of Goncharov as a Novelist]. Moscow, Leningrad, Academy of Sciences of the SovietUnion Publ., 1962. 230 p. (In Russ.)

Pyrkov I. V. Ritm, prostranstvo i vremya v russkoy usadebnoy literature XIX veka (I. A. Goncharov, I. S. Turgenev, A. P. Chekhov). Diss. dokt. filol. nauk [Rhythm, space and time in Russian manor literature of the 19th century (I. A. Goncharov, I. S. Turgenev, A. P. Chekhov). Dr. philol. sci. diss.]. Saratov, 2018. 512 p. (In Russ.)

Pyrkov I. V. Roman I. A. Goncharova ‘Oblomovʼ. Osobennosti ritmicheskogo postroeniya [I. A. Goncharov’s novel ‘Oblomov’. Features of rhythmic construction]. I. A. Goncharov: Materialy mezhdunarodnoy konferentsii, posvyashchennoy 185-letiyu so dnya rozhdeniya I. A. Goncharova [I. A. Goncharov: Proceedings of the International Conference Dedicated to the 185th Anniversary of the Birth of I. A. Goncharov]. Ulyanovsk, Pechatnyy dvor Publ., 1998, pp. 158–172. (In Russ.)

Pyrkov I. V. ‘Melkiy shum prirody’. K voprosu o khudozhestvennoi funktsii mikrodetaley v romane I. A. Goncharova ‘Oblomov’ [‘The light noise of nature’. On the question about the artistic function of microdetails in Ivan Goncharov’s novel ‘Oblomov’]. Filologiya: Nauchnye Issledovaniia [Philology: Scientific Researches], 2017, issue 4, pp. 1–8. doi 10.7256/2454-0749.2017.4.24191. (In Russ.)

Загрузки

Опубликован

2022-10-16

Как цитировать

Мельник, В. И. . (2022). Поэтика эпического образа у И. А. Гончарова. Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология, 14(3). https://doi.org/10.17072/2073-6681-2022-3-113-124

Выпуск

Раздел

ЛИТЕРАТУРА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ