ВЛИЯНИЕ ПОЛА И САМООЦЕНКИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭМОТИКОНОВ И ЭМОДЗИ В ПРОЦЕССЕ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ

Авторы

  • Константин Игоревич Белоусов (Konstantin I. Belousov) Пермский государственный национальный исследовательский университет http://orcid.org/0000-0003-4447-1288
  • Ирина Андреевна Обухова (Irina A. Obukhova) Пермский государственный национальный исследовательский университет http://orcid.org/0000-0002-7574-7833

DOI:

https://doi.org/10.17072/2073-6681-2019-3-5-18

Ключевые слова:

социальные сети, сетевая коммуникация, эмотиконы, эмодзи, самооценка личности, пол, ИС «Семограф».

Аннотация

В исследовании ставится проблема поиска взаимосвязи социально-психологических характеристик с речевым поведением пользователей социальных сетей. Комплексное описание пользователей социальных сетей основывается на моделях интеграции социального, поведенческого, психологического и речевого компонентов профилей пользователей. Пол информантов и уровень их самооценки в данной статье выступают в качестве социально-психологических параметров; графический аспект собранного корпуса текстов (эмотиконы и эмодзи) рассматривается в качестве параметра речевого поведения пользователей. Материал исследования представляет собой обезличенные данные профилей 299 участников психологического опроса по установлению уровня самооценки личности и их тексты (комментарии) в социальной сети ВКонтакте (https://vk.com). Пользовательский контент собирался автоматизированно с помощью API социальной сети. Общий объем контента составил 19179 комментариев. Экспертный анализ графических средств (эмотиконы и эмодзи) пользовательского контента осуществлялся в информационной системе «Семограф» (https://semograph.org). На основании библиотек эмотиконов и эмодзи, собранного речевого материала и с учетом существующих теорий эмоций был разработан классификатор эмотиконов и эмодзи, включающий 15 рубрик (категорий). Классификатор использовался для разметки пользовательского контента и последующей генерации результатов исследования соответствий графических (эмотиконы и эмодзи) средств, параметров самооценки и пола информантов. В частности, были выявлены: частотность обращения пользователей социальной сети к выделенным категориям эмотиконов и эмодзи, зависимости между использованием тех или иных категорий и уровнем самооценки у мужчин и женщин; определено влияние пола на речевое поведение информантов с разным уровнем самооценки. Было установлено, что на обращение в сетевом общении к графическим средствам ряда выделенных категорий влияние пола оказывается более значимым, нежели психологические свойства личности.

Биографии авторов

Константин Игоревич Белоусов (Konstantin I. Belousov), Пермский государственный национальный исследовательский университет

д. филол. н., профессор кафедры теоретического и прикладного языкознания

Ирина Андреевна Обухова (Irina A. Obukhova), Пермский государственный национальный исследовательский университет

магистрант, инженер-исследователь лаборатории прикладных и экспериментальных лингвистических исследований

Библиографические ссылки

Вайнштейн С. В., Щебетенко С. А. Взаимосвязь экспертных оценок черт личности с показателями имплицитных и самоотчетных тестов // Системная психология и социология. 2014. № 10. С. 68–80.

Весна Т. В., Савицкая Ю. В. Потенциал коммуникативных сбоев при толковании эмоджи в контексте межкультурного общения // Мова. 2017. № 28. С. 9–13.

Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд-во МГУ, 1986. 288 с.

Додонов Б. И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978. 272 с.

Дубровская О. В. Эмодзи как средство невербальной молодежной коммуникации // Веснiк БДУ. Сер. 4. Філалогія. Журналістыка. Педагогіка. 2016. № 2. С. 101–103.

Изард К. Э. Психология эмоций / пер. с англ. СПб.: Питер, 2000. 464 с.

Изард К. Э. Эмоции человека / пер. с англ. М.: Политиздат, 1980. 214 с.

Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001. 752 с.

Интернет-сообщество MustGet. URL: https://mustget.ru/ (дата обращения: 06.03.2019).

Коллекция японских каомодзи. URL: http://kaomoji.ru/ (дата обращения: 04.03.2019).

Комлев Н. Г. Словарь иностранных слов // Эксмо 7. 2006. 672 с.

Круговой граф взаимосвязи параметров самооценки и разных видов эмотиконов / эмодзи. URL: https://graph.semograph.org/cgraph/psycho/ (дата обращения: 25.04.2019).

Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971. 40 с.

Речевые и неречевые параметры пользователей социальной сети [Электрон. ресурс]: свидетельство о государственной регистрации базы данных, охраняемой авторскими правами / Д. А. Баранов, К. И. Белоусов, Н. В. Боронникова, Е. В. Ерофеева, Н. Л. Зелянская, И. М. Константинов, И. А. Обухова, Е. С. Руденко, И. И. Русинова, Е. С. Худякова. М.: Федер. служба по интеллект. собственности. Внесено в реестр баз данных, рег. № 2018621839 от 20.11.2018.

Рябинин К. В., Баранов Б. Д., Белоусов К. И. Интеграция информационной системы Семограф и визуализатора SciVi для решения задач экспертного анализа языкового контента // Научная визуализация. 2017. № 4. С. 67–77.

Симонов П. В. Ответ профессору Б. И. Додонову (Еще раз о потребностно-информационном подходе к изучению эмоций) // Психологический журнал. 1983. № 4. С. 119–133.

Эмотикон (виды смайликов) // Свободная энциклопедия «Википедия». URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Эмотикон (дата обращения: 06.03.2019).

Эмотикон // Академик: электронный словарь. URL: http://dic. academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1211176 (дата обращения: 26.10.2018).

Энциклопедия эмодзи Emojipedia. URL: https://emojipedia.org (дата обращения: 20.03.2019).

Amaghlobeli N. Linguistic features of typographic emoticons in SMS discourse // Theory and Practice in Language Studies. 2012. Vol. 2, № 2. P. 348–354.

Antonijevic S. Expressing emotions online: Analysis of visual aspects of emoticons // EEO Conference Papers: International Communication Association 2005 Annual Meeting. N. Y., 2005. P. 1–19.

Belousov K., Erofeeva E., Leshchenko Y., Baranov D. “Semograph” Information System as a Framework for Network-Based Science and Education // Smart Education and e-Learning 2017. Smart Innovation, Systems and Technologies. Vol. 75. P. 263–272.

Ekman P. Cross-cultural studies of facial expression // Ekman P. Darwin and facial expression: A century of research in review. N. Y., 1973. Vol. 169222, № 1. P. 169–222.

Feldman L. B. et al. Emoticons in text may function like gestures in spoken or signed communication / L. B. Feldman, C. R. Aragon, N. C. Chen, J. F. Kroll // Behavioral and Brain Sciences. 2017. Vol. 40. P. 55.

NetLingo: The Internet Dictionary. URL: https://www.netlingo.com (дата обращения: 04.03.2019).

Plutchik R. Psychophysiology of individual differences with special reference to emotions // Annals of the New York Academy of Sciences. 1966. Vol. 134, № 2. P. 776–781.

Shchebetenko S. Reflexive Characteristic Adaptations Explain Sex Differences in the Big Five: but not in Neuroticism // Personality and Individual Differences. 2017. Vol. 111. P. 153–156.

WhatsApp-коллекция эмодзи. URL: https://www.emojiworld.ru/ (дата обращения: 20.03.2019).

Woodworth R. S., Shlosberg H. Experimental psychology. N. Y.: Holt, 1955. 948 p.

References

Weinstein S. V., Shchebetenko S. A. Vzaimosvyaz’ ekspertnykh otsenok chert lichnosti s pokazatelyami implitsitnykh i samootchetnykh testov [The relationship between personality traits expert assessments and implicit and self-reporting tests indicators]. Sistemnaya psikhologiya i sotsiologiya [Systems Psychology and Sociology], 2014, issue 10, pp.68–80. (In Russ.)

Vesna T. V., Savitskaya Yu. V. Potentsial kommunikativnykh sboev pri tolkovanii emodzhi v kontekste mezhkul’turnogo obshcheniya [The potential of communication failures of the interpretation of emoji in the context of intercultural communication]. Mova [Language], 2017, issue 28, pp. 9–13. (In Russ.)

Viliūnas V. K. Psikhologicheskie mekhanizmy motivatsii cheloveka [Psychological mechanisms of a person’s motivation]. Moscow, MSU Press, 1986. 288 p. (In Russ.)

Dodonov B. I. Emotsiya kak tsennost’ [Emotion as a value]. Moscow, Politizdat Publ., 1978. 272 p. (In Russ.)

Dubrovskaya O. V. Emodzi kak sredstvo neverbal’noy molodezhnoy kommunikatsii [Emoji as a way of nonverbal youth communication]. Vestnik BDU. Ser. 4: Fílalogíya. Zhurnalístyka. Pedagogíka [Vestnik BSU. Ser. 4: Philology. Journalism. Pedagogics], 2016, issue 2, pp. 101–103. (In Russ.)

Izard С. E. Psikhologiya emotsiy [The psychology of emotions]. St. Petersburg, Piter Publ., 2000. 464 p. (In Russ.)

Izard C. E. Emotsii cheloveka [Human emotions]. Moscow, Politizdat Publ., 1980. 214 p. (In Russ.)

Il’in E. P. Emotsii i chuvstva [Emotions and feelings]. St. Petersburg, Piter Publ., 2001. 752 p. (In Russ.)

Internet-soobshchestvo MustGet [Online community MustGet]. Available at: https://mustget.ru/ (accessed 06.03.19). (In Russ.)

Kollektsiya yaponskikh kaomodzi [Japanese kaomoji collection]. Available at: http://kaomoji.ru/ (accessed 04.03.19). (In Russ.)

Komlev N. G. Slovar’ inostrannykh slov [Dictionary of foreign words]. Eksmo 7 Publ., 2006. 672 p. (In Russ.)

Krugovoy graf vzaimosvyazi parametrov samootsenki i raznykh vidov emotikonov/emodzi [Circular graph of the relationship of self-esteem parameters and different types of emoticons/emoji]. Available at: https://graph.semograph.org/cgraph/psycho/ (accessed 25.04.19). (In Russ.)

Leont'ev A. N. Potrebnosti, motivy i emotsii [Needs, motives and emotions]. Moscow, MSU Press, 1971. 40 p. (In Russ.)

Rechevyye i nerechevyye parametry pol’zovateley sotsial’noy seti: Svidetel’stvo o gosudarstvennoy registratsii bazy dannykh, okhranyayemoy avtorskimi pravami / Baranov D. A., Belousov K. I., Boronnikova N. V., Yerofeeva E. V., Zelyanskaya N. L., Konstantinov I. M., Obukhova I. A., Rudenko E. S., Rusinova I. I., Khudyakova E. S. [Speech and non-speech parameters of social network users [electronic resource]: Certificate of state registration of a database protected by copyright. Moscow, Federal Service for Intellectual Property. Listed in the register of databases, registration No. 2018621839 of 20.11.2018. (In Russ.)

Ryabinin K. V., Baranov B. D., Belousov K. I. Integratsiya informatsionnoy sistemy Semograf i vizualizatora SciVi dlya resheniya zadach ekspertnogo analiza yazykovogo kontenta [Integration of semograph information system and SciVi visualizer for solving the tasks of lingual content expert analysis]. Nauchnaya vizualizatsiya [Scientific Visualization], 2017, issue 9(4), pp. 67–77. (In Russ.)

Simonov P. V. Otvet professoru B. I. Dodonovu (Yeshche raz o potrebnostno-informatsionnom podkhode k izucheniyu emotsiy) [The response to Professor B. I. Dodonov (Again about the need-informational approach to the study of emotions)]. Psikhologicheskiy zhurnal [Psychological Journal], 1983, issue 4, pp. 119–133. (In Russ.)

Emotikon (vidy smaylikov) [Emoticon (types of emoticons)]. Svobodnaya entsiklopediya Vikipediya [The free encyclopedia ‘Wikipedia’]. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/Emotikon (accessed 06.03.19). (In Russ.)

Emotikon [Emoticon]. Akademik: elektronnyy slovar’ [Academic: electronic dictionary]. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/Emotikon (accessed 06.03.19). (In Russ.)

Entsiklopediya emodzi Emojipedia [The encyclopedia of emoji ‘Emojipedia’]. Available at: https://emojipedia.org (accessed 20.03.19). (In Russ.)

Amaghlobeli N. Linguistic features of typographic emoticons in SMS discourse. Theory and Practice in Language Studies, 2012, vol. 2, issue 2, pp. 348–354. (In Eng.)

Antonijevic S. Expressing emotions online: Analysis of visual aspects of emoticons. EEO Conference Papers: International Communication Association 2005 Annual Meeting, New York. 2005, pp. 1–19. (In Eng.)

Belousov K., Erofeeva E., Leshchenko Y., Baranov D. ‘Semograph’ information system as a framework for network-based science and education. Smart Education and e-Learning 2017. Smart Innovation, Systems and Technologies, vol. 75, pp. 263–272. (In Eng.)

Ekman P. Cross-cultural studies of facial expression. Ekman P. Darwin and facial expression: A century of research in review. N. Y., 1973, vol. 169222, issue 1, pp. 169–222. (In Eng.)

Feldman L. B. et al. Emoticons in text may function like gestures in spoken or signed communication. Feldman L. B., Aragon C. R., Chen N. C., Kroll J. F. Behavioral and Brain Sciences, 2017, vol. 40, pp. 55. (In Eng.)

NetLingo: The Internet dictionary. Available at: https://www.netlingo.com (accessed 04.03.19). (In Eng.)

Plutchik R. Psychophysiology of individual differences with special reference to emotions. Annals of the New York Academy of Sciences, 1966, vol. 134, issue 2, pp. 776–781. (In Eng.)

Shchebetenko S. Reflexive characteristic adaptations explain sex differences in the big five: but not in neuroticism. Personality and Individual Differences, 2017, vol. 111, pp. 153–156. (In Eng.)

WhatsApp-kollektsiya emodzi [Whatsapp emoji collection]. Available at: https://www.emojiworld.ru/ (accessed 20.03.19). (In Russ.)

Woodworth R. S., Shlosberg H. Experimental psychology. N. Y., Holt, 1955. 948 p. (In Eng.)

Загрузки

Опубликован

2019-10-04

Как цитировать

Белоусов (Konstantin I. Belousov) К. И., & Обухова (Irina A. Obukhova) И. А. (2019). ВЛИЯНИЕ ПОЛА И САМООЦЕНКИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭМОТИКОНОВ И ЭМОДЗИ В ПРОЦЕССЕ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ. Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология, 11(3). https://doi.org/10.17072/2073-6681-2019-3-5-18

Выпуск

Раздел

ЯЗЫК, КУЛЬТУРА, ОБЩЕСТВО

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)