Реальное и ирреальное в изображении дачи в прозе А. П. Чехова
DOI:
https://doi.org/10.17072/2073-6681-2025-3-80-89Ключевые слова:
А. П. Чехов; дача; усадьба; дачный топос; усадебный топос; реальное; ирреальное; хронотоп; оскудение центра; сознание героя.Аннотация
Автор статьи обращается к анализу образа дачи в прозе А. П. Чехова и представляет разницу в изображении дачного топоса в рассказах писателя, отмечает главные функции образа дачи в организации произведений, их хронотопов. Материалом исследования стали рассказы «Зеленая Коса (Маленький роман)» (1882) и «Новая дача» (1899), иллюстрирующие два разных восприятия дачи, два взгляда на дачу. Aвтор статьи обращается также к образу усадьбы в рассказах «Верочка» (1887) и «Именины» (1888), подчеркивая, что для полного понимания роли реального и нереального в противопоставлении разных видов дачной жизни Чехов использовал и свой усадебный опыт. Методология работы основывается на сравнительно-сопоставительном методе, биографическом методе, методе герменевтического и целостного анализа. В статье доказывается, что топосы имения и дачи у Чехова в произведениях конца 1880–1890-х гг. периодически сближаются. В его рассказах и повестях конца XIX в. представлен мотив оскудения, разрушения усадебной жизни, выцветания и измельчания дачного существования. Но писатель демонстрирует, что содержание усадебной и дачной жизни могло бы быть иным, гораздо более ярким и деятельным. Чехов продолжал надеяться на возрождение настоящей усадебной и дачной жизни в будущем, в связи с этим ему необходимо было сохранить и транслировать лучшие образцы. Поэтому в творчестве Чехова реальное в изображении усадеб и дач соседствует с ирреальным и противопоставляется ему. В статье рассмотрены две ситуации: когда образы дач и усадеб не просто упоминаются в произведениях как места действия, а выполняют одну из основных функций в изображении бытия героев, наглядно определяют их жизнь, при этом непосредственно являясь объектом рассмотрения, и когда они встроены в повествование о судьбах персонажей, их удачах и несчастиях. В последнем случае анализ поведенческих характеристик героев и осмысление случившегося с ними будет неполным без оценки роли дачи или усадьбы в их жизни. В итоге размышлений автор статьи приходит к выводу, что в контексте творчества Чехова «Зеленая Коса» и «Новая дача» составляют условную парную антитезу, иллюстрирующую, что писатель постепенно всё более разочаровывался в возможности скорого изменения дачной жизни.Библиографические ссылки
Алехина И. В. Эволюция повествования в рассказах А. П. Чехова «Зеленая коса», «Живой товар», «Цветы запоздалые» // Современные проблемы гуманитарных и естественных наук. М.: Ин-т стратегических исследований, 2015. С. 104–110.
Богданова О. А. Усадьба и дача в русской литературе XIX–XXI вв.: топика, динамика, мифология: Монография / отв. ред. Е. Е. Дмитриева. М.: ИМЛИ РАН, 2019. 288 с. doi 10.22455/978-5-9208-0604-8.
До Егито Т. М. Хронотоп уездной усадьбы в рассказе А. П. Чехова «Именины» // Феномен русской литературной усадьбы: от Чехова до Сорокина. М.: ИМЛИ РАН, 2020. С. 28–35. doi 10.22455/978-5-9208-0627-7-28-35.
Доманский Ю. В. «Имение Раневской» и «усадьба Гаева»: к вопросу о номинациях места действия «Вишневого сада» А. П. Чехова // Усадьба реальная – усадьба литературная: векторы творческого преображения / сост., отв. ред. О. А. Богданова. М.: ИМЛИ РАН, 2021. С. 43–52.
Ильюхина Т. Ю. О психологии памяти в рассказе А. П. Чехова «Верочка» // Вопросы русской литературы. 2019. № 1(47/104). С. 75–82.
Кузичева А. П. Чехов. Жизнь «отдельного человека». СПб.: Балтийские сезоны, 2011. 878 с.
Лапова А. Н. «Дачный роман» в прозе А. П. Чехова («Зеленая Коса») // Культура и текст. 2011. № 12. С. 413–419.
Оверина К. С. «Зеленая коса» и «Драма на охоте» А. П. Чехова: особенности композиции и повествовательной структуры // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 8-1(38). С. 139–142.
Рузвельт П. Жизнь в русской усадьбе: опыт социальной и культурной истории. СПб.: Коло, 2008. 520 с.
Скороходов М. В. Помещичья усадьба в русской литературе конца XIX – первой трети XX в.: междисциплинарный подход / отв. ред. Е. В. Глухова. М.: ИМЛИ РАН, 2020. 272 с. doi 10.22455/978-5-9208-0636-9.
Щукин В. Г. Российский гений просвещения. Исследования в области мифопоэтики и истории идей. М.: РОССПЭН, 2007. 608 с.
Lovell S. Between Arcadia and Suburbia: Dachas in Late Imperial Russia // Slavic Review. 2002. Vol. 61, № 1. P. 66–87.
Rayfield D. Orchards and Gardens in Chekhov // The Slavonic and East European Review. 1989. Vol. 67, № 4. P. 530–545.
References
Alekhina I. V. ʽEvolyutsiya povestvovaniya v rasskazakh A. P. Chekhova ‘Zelenaya kosa’, ‘Zhivoy tovar’, ‘Tsvety zapozdalyeʼ [ʽEvolution of the narrative in the stories of A. P. Chekhov ‘The Green Spit’, ‘A Living Chattel’, ‘Late Flowersʼ]. Sovremennye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk [Modern Problems of the Humanities and Natural Sciences]. Moscow, Institute of Strategic Studies Publ., 2015, pp. 104-110. (In Russ.)
Bogdanova O. A. Usad'ba i dacha v russkoy literature XIX–XXI vv.: topika, dinamika, mifologiya [A Manor and Dacha in the Russian Literature of the 19th–21st Centuries: Topics, Dynamics, Mythology]: a monograph. Ed. by E. E. Dmitrieva. Moscow, IWL RAS Publ., 2019. 288 p. doi 10.22455/978-5-9208-0604-8. (In Russ.)
Do Egito T. M. Khronotop uezdnoy usad'by v rasskaze A. P. Chekhova ‘Imeniny’ [The chronotope of the county estate in A. P. Chekhov's story ‘The Name Day Party’]. Fenomen russkoy literaturnoy usad'by: ot Chekhova do Sorokina [The Phenomenon of the Russian Literary Estate: From Chekhov to Sorokin]. Moscow, IWL RAS Publ., 2020, pp. 28-35. doi 10.22455/978-5-9208-0627-7-28-35. (In Russ.)
Domanskiy Yu. V. ʽImenie Ranevskoy’ i ‘usad'ba Gaeva’: k voprosu o nominatsiyakh mesta deystviya ʽVishnevogo sadaʼ A. P. Chekhova ['Ranevskaya’s estate' and 'Gayev’s homestead': on the issue of nominations of location in ‘The Cherry Orchard’ by Anton Chekhov]. Usad'ba real'naya — usad'ba literaturnaya: vektory tvorcheskogo preobrazheniya [Estate Real Estate Literary: Vectors of Creative Transformation]. Comp. and ed. by O. A. Bogdanova. Moscow, IWL RAS Publ., 2021, pp. 43-52. (In Russ.)
Il'yukhina T. Yu. O psikhologii pamyati v rasskaze A. P. Chekhova ‘Verochka’. [On the psychology of memory in A. P. Chekhov's story ‘Verochka’]. Voprosy russkoy literatury [Issues of Russian Literature], 2019, issue 1 (47/104), pp. 75-82. (In Russ.)
Kuzicheva A. P. Chekhov. Zhizn' ʽotdel'nogo chelovekaʼ [Chekhov. The Life of a ʽSeparate Manʼ]. St.
Petersburg, Baltiyskie sezony Publ., 2011. 878 p. (In Russ.)
Lapova A. N. ʽDachnyy roman’ v proze A. P. Chekhova (‘Zelenaya Kosa’) [ʽDacha Novelʼ in A. P. Chekhov’s Prose (ʽThe Green Spitʼ)]. Kul’tura i tekst [Culture and Text], 2011, issue 12, pp. 413-419. (In Russ.)
Overina K. S. ʽZelenaya kosa’ i ‘Drama na okhote’ A. P. Chekhova: osobennosti kompozitsii i povestvovatel'noy struktury [ʽGreen Spitʼ and ʽHunting Dramaʼ by A. P. Chekhov: Features of composition and narrative structure]. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki [Philology. Theory & Practice], 2014, issue 8-1 (38), pp. 139-142. (In Russ.)
Roosevelt P. Zhizn' v russkoy usad'be: opyt sotsial'noy i kul'turnoy istorii [Life on the Russian Country Estate: A Social and Cultural History]. St. Petersburg, Kolo Publ., 2008. 520 p. (In Russ.)
Skorokhodov M. V. Pomeshchich'ya usad'ba v russkoy literature kontsa XIX pervoy treti XX v.: mezhdistsiplinarnyy podkhod [The Landowner's Estate in the Russian Literature of the Late 19th – First Third of the 20th Century: An Interdisciplinary Approach]. Ed. by E. V. Glukhova. Moscow, IWL RAS Publ., 2020. 272 p. doi 10.22455/978-5-9208-0636-9. (In Russ.)
Shchukin V. G. Rossiyskiy geniy prosveshcheniya. Issledovaniya v oblasti mifopoetiki i istorii idey [The Russian Genius of Enlightenment. Research in the Field of Mythopoetics and the History of Ideas]. Moscow, ROSSPEN Publ., 2007. 608 p. (In Russ.)
Lovell S. Between Arcadia and Suburbia: Dachas in Late Imperial Russia. Slavic Review, 2002, vol. 61, issue 1, pp. 66-87. (In Eng.)
Rayfield D. Orchards and gardens in Chekhov. The Slavonic and East European Review, 1989, vol. 67, issue 4, pp. 530-545. (In Eng.)