ТОПОС ВЕНЕЦИИ В НОВЕЛЛАХ Т. МАННА И Д. ДЮ МОРЬЕ

Авторы

  • Фируза Абуталибовна Абилова (Firuza A. Abilova) Дагестанский государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.17072/2037-6681-2016-2-120-127

Ключевые слова:

топос, двойственность, творчество, разум, страсть, Венеция, двойной код, травестия.

Аннотация

В новелле Т.Манна «Смерть в Венеции» двойственный облик города выступает как отражение двойственной природы творчества, которое требует определенного равновесия разума и страсти, духа и чувственности. Это равновесие легло в основу шедевра писателя Ашенбаха, но он отдается безумию страсти к Тадзио, пускаясь в эротическую авантюру. В статье анализируется обращение Т.Манна к проблеме гомосексуальных отношений как к способу обострить творческие потенции художника. В новелле Д. дю Морье «Ганимед» двуликая Венеция становится отражением двойного кодирования, которое позволяет рассмотреть произведение и как явление массовой литературы, и как травестию манновского шедевра. 

Биография автора

Фируза Абуталибовна Абилова (Firuza A. Abilova), Дагестанский государственный университет

к. филол. н., профессор кафедры зарубежной литературы

Библиографические ссылки

Акройд П. Венеция. Прекрасный город / пер. с англ. В. Кулагиной-Ярцевой, Н. Кротовской, Г. Шульги. М.: Изд-во Ольги Морозовой, 2012. 496 с.

Баевский В.С. Сквозь магический кристалл: поэтика «Евгения Онегина», романа в стихах А.С. Пушкина. М.: Прометей, 1990. 158 с.

Бачинин В. Он взвешен на весах и найден очень легким. Смерть, Венеция и игра в гомоэротический бисер // Нева. 2014. №3. URL: http://magazines.russ.ru/neva/2014/3 (дата обращения: 20.02.2016).

Визгин Вик. П. Испытание разума. К интерпретации новеллы Т. Манна «Смерть в Венеции» // Красная книга культуры. М.: Искусство, 1989. С. 148–156.

Лотман Ю.М. О содержании и структуре понятия «художественная литература» // Лотман Ю.М. Избранные статьи: в 3 т. Таллинн, 1992. Т. 1. С. 203–216.

Лотман Ю.М. Семиотика культуры и понятие текста // Лотман Ю.М. Избранные статьи: в 3 т. Таллинн, 1992. Т. 1. С. 129–132.

Лотман Ю.М. Массовая литература как историко-литературная проблема // Лотман Ю.М. Избранные статьи: в 3 т. Таллинн, 1993. Т. 3. С. 380–389.

Манн Г. «Смерть в Венеции». Новелла Т. Манна // Манн Г., Манн Т. Эпоха; Жизнь; Творчество. Переписка, ст. / пер. с нем.; сост., авт. предисл. и коммент. Т.Н. Знаменской. М.: Прогресс, 1988. 496 с.

Манн Т. Письма / пер. с нем. С.К. Апта. М.: Наука, 1975. 463 с.

Манн Т. Из дневников / пер. с нем., предисл. и коммент. И. Эбаноидзе // Новый мир. 1996. № 1. С. 181–202.

Макшеева Н.В. Финалы итоговых текстов (На материале новеллы Т. Манна «Смерть в Венеции» и одноименного фильма Л. Висконти) // Поэтика финала. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2009. 268 с. URL: http://litceysel.ru/amdc/main. html (дата обращения: 20.02.2016).

Меднис Н.Е. Венецианский текст русской литературы. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1999. 392 с. URL: http: //libatriam.net/read/146577/0/ (дата обращения: 20.02.2016).

Смирнова Н.А. Венеция: Анадиомена, Муза, Парка // Текст: онтология и техника. Нальчик, 2001. С. 140–151.

Соболева О.В. Венецианский текст в современной русской литературе: продолжение и преодоление традиции // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2010. Вып. 5(11). С. 184–188.

Федоров А.А. Томас Манн. Время шедевров. М.: Изд-во МГУ, 1981. 336 с.

Шогенцукова Н.А. Когда дует сирокко // Шогенцукова Н.А. Лабиринты текста. Нальчик: Эльбрус, 2002. С. 178–195.

References

Ackroyd P. Venetsija. Prekrasnyj gorod [Venice: Pure city]. Moscow, Izdatel’stvo Ol’gi Morozovoj Publ., 2012. 496 p.

Baevskij V.S. Skvoz’ magicheskij kristall: poetika “Evgenija Onegina”, romana v stikhakh A.S.Pushkina [Through a magic crystal: poetics of “Eugen Onegin”, the novel in verses by A.S. Pushkin]. M., Prometej Publ., 1990. 158 p.

Bachinin V. On vzveshen na vesakh i najden ochen’ ljogkim. Smert’, Venetsija i igra v gomoeroticheskij biser [He was weighed on the scales and turned out to be light. Death, Venice and playing homoerotic marbles]. Neva. 2014. Iss.3. Available at: http://magazines.russ.ru/neva/2014/3 (accessed 20.02.2016).

Vizgin Vic. P. Ispytanie razuma. K interpretatsii novelly T. Manna “Smert’ v Venetsii” [The test of mind. To the interpretation of the novella “Death in Venice” by Th. Mann]. Krasnaja kniga kultury [The Red book of culture]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1989. P. 148–156.

Lotman Ju. M. O soderzhanii i strukture ponjatija “khudozhestvennaja literatura” [On the content and structure of the concept “fiction”]. Lotman Ju.M. Izbrannye sochinenija v 3-kh t. T.1. [Selected works in 3 vols. Vol. 1]. Tallinn,1992. P. 203–216.

Lotman Ju.M. Semiotika kultury i ponjatie teksta [Semiotics of culture and the concept of text]. Lotman Ju.M. Izbrannye stat’i v 3-kh t. [Selected articles in 3 vols.Vol.1]. Tallinn, 1992. P. 129–132.

Lotman Ju.M. Massovaja literatura kak istoriko-kul’turnaja problema [Mass literature as a historical and cultural problem]. Lotman Ju.M. Izbrannye stat’i v 3-kh t. T.3 [Selected articles in 3 vols.Vol. 3]. Tallinn, 1993. P. 380–389.

Maksheeva N.V. Finaly itogovykh tekstov (na materiale novelly T. Manna “Smert’ v Venetsii” i odmoimennogo fil’ma L. Viskonti [The ends of final texts (based on the novella “Death in Venice” by Th. Mann and on the same name film by L. Visconti]. Poetika finala [Poetics of the ending]. Novosibirsk, Novosibirsk St. Pedagogical Univ. Publ., 2009. 268 p. Available at: http://litceysel.ru/amdc/main.html (accessed 20.03.2016).

Mann G. “Smert’ v Venetsii”. Novella T. Manna [Death in Venice. A novella by Th. Mann]. Mann G., Mann Th. Epokha; Zhizn’; Tvorchestvo. Perepiska [Epoch; Life; Creative work; Correspondence]. Moscow, Progress Publ., 1988. 496 p.

Mednis N.E. Venetsija v russkoj literature [Venice in Russian literature]. Novosibirsk, Novosibirsk St. Univ. Publ., 1999. 392 p. Available at: http:// libatriam.net/read/146577/0 (accessed 20.03.2016).

Smirnova N.A. Venetsija: Anadiomena, Muza, Parka [Venice: Anadyomena, Muse, Parcae]. Tekst: ontologija i tekhnika [Text: ontology and technique]. Nalchic, 2001. P. 140 – 151.

Soboleva O.V. Venetsianskij tekst v sovremennoj Russkoj literature: prodolzhenie i preodolenie traditsii [Venetian text in modern Russian literature: continuation and coming of the tradition]. Vestnik Permskogo universiteta. Rossijskaja i zarubezhnaja filologija [Perm University Herald. Russian and Foreign Philology]. 2010. Iss. 5 (11). P. 184–188.

Thomas Mann. Pis’ma. [Letters]. Moscow, Nauka Publ., 1975. 463 p.

Thomas Mann. Iz dnevnikov [From Diaries]. Transl. from German, introduction and comments by I. Ebanoidze. Novyj mir [The new world]. 1996. Iss.1. P. 181–202.

Fiodorov A.A. Tomas Mann. Vremja shedevrov [Thomas Mann. The Time for Masterpieces]. Moscow, Moscow St. Univ. Publ., 1981. 336 p.

Shogentsukova N.A. Kogda duet sirokko [When Sirocco Blows]. Shogentsukova N.A. Labirinty teksta [Labyrinths of text]. Nalchik, Elbrus Publ., 2002. P. 178–195.

Загрузки

Опубликован

2017-12-08

Как цитировать

Абилова (Firuza A. Abilova) Ф. А. (2017). ТОПОС ВЕНЕЦИИ В НОВЕЛЛАХ Т. МАННА И Д. ДЮ МОРЬЕ. Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология, (2). https://doi.org/10.17072/2037-6681-2016-2-120-127

Выпуск

Раздел

ЛИТЕРАТУРА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ