РОССИЙСКОЕ СТУДЕНЧЕСТВО КОНЦА XIX ВЕКА: ОЦЕНОЧНЫЕ ОПИСАНИЯ (на материале повестей «Студенты» Н. Г. Гарина-Михайловского и «Однокурсники» П. Д. Боборыкина)

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.17072/2037-6681-2017-3-69-79

Ключевые слова:

русский литературный язык XIX в., русская проза конца XIX – начала XX в., культурологические характеристики, личностные характеристики, языковая оценка, образ студента.

Аннотация

Данная статья посвящена оценочным описаниям студентов с различных точек зрения в русской прозе конца XIX – начала XX в. В прозе этого периода отмечается интерес к реформам 60-х гг. XIX в., в том числе и в сфере образования, и обсуждаются их результаты. Студенты в ней представлены как социальная группа, не только занятая получением образования, но и участвующая в социальных и политических движениях. Оценивание студенчества различными членами общества, а также самооценки молодежи дают возможность выявить наиболее характерные черты студента того периода. Анализ подобных оценочных описаний позволяет очертить круг представлений о студенчестве, сложившихся в то время, и определить место и роль студенчества в социальной жизни общества. Материалом исследования послужили повести «Студенты» Н. Г. Гарина-Михайловского (1895–1898) и «Однокурсники» П. Д. Боборыкина (1900). В работе применяется классификационный подход Н. Д. Арутюновой, учитывающий различные типы оценки: общие и частные (сенсорные оценки; психологические оценки: интеллектуальные и эмоциональные, эстетические, этические, утилитарные, нормативные, телеологические оценки) и разных субъектов оценки. То есть анализируются мнения с внутренней и внешней точек зрения, например, студентов нынешних, бывших и будущих, университетских профессоров, родственников студентов, их близких людей, представителей других социальных групп, включая людей старшего поколения и т. д. Данный подход позволяет установить, как студенты воспринимались в то время и как они влияли на современное им общество.

Биография автора

Яо Сюе (Yao Xue), Санкт-Петербургский государственный университет

аспирант кафедры русского языка

Библиографические ссылки

Арсеньев К. К. Учебное дело // Россия: Энциклопедический словарь. Л.: Лениздат, 1991. С. 382–398.

Арутюнова Н. Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. М.: Наука, 1988. 341 с.

Баженова Е. А. Категория оценки // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М. Н. Кожиной. 2-е изд., испр. и доп. М.: Флинта: Наука, 2006. С. 139–146.

Беловинский Л. В. Иллюстрированный энциклопедический историко-бытовой словарь русского народа. XVIII – начало XX в. М.: Эксмо, Око, 2007. 784 с.

Вольф Е. М. Функциональная семантика оценки. М.: Наука, 1985. 228 с.

Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. СПб.; М.: Тип. М. О. Вольфа, 1882. Т. 4. 704 с.

Дзиов А. Р. Студенчество в фокусе истории и современности // Вестник Университета Российской академии образования. 2014. № 2. С. 159–167.

Ивин А. А. Основания логики оценок. М.: Изд-во МГУ, 1970. 232 с.

Лукьянова Н. А. Экспрессивная лексика разговорного употребления в семантическом аспекте // Вестник Новосибирского государственного университета. Сер. История, филология. 2015. Т. 14, № 9. С. 183–200.

Мед Н. Г. Оценочная картина мира в испанской лексике и фразеологии (на материале испанской разговорной речи). СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. 235 с.

Общий устав Императорских Российских университетов // Университетский устав 1863 года. СПб., 1863. С. 1–43.

ССРЛЯ – Словарь современного русского литературного языка: в 17 т. М.; Л.: Наука, 1950–1965.

Федоров В. А. История России XIX – начала XX века. 3-е изд., перераб. М.: Изд-во Моск. ун-та; Академия, 2004. 864 с.

Яковленко А. Е. Преобразование университетских уставов на протяжении XIX века // Уникальные исследования XXI века. Казань: Инд. предприниматель С. В. Кузьмин, 2015. С. 222–225.

References

Arsen’yev K. K. Istoricheskiy ocherk uchebnogo dela v Rossii. Uchebnoye delo [Historical sketch of teaching in Russia. Teaching]. Rossiya: entsiklopedicheskiy slovar’ [Russia: encyclopedic dictionary]. Leningrad, Lenizdat Publ., 1991a, pp. 382–391. (In Russ.)

Arsen’yev K. K. Kharakteristika glavnykh tipov sushchestvuyushchikh uchebnykh zavedeniy. Uchebnoye delo [Characteristics of the main types of theexisting educational institutions. Teaching]. Rossiya: entsiklopedicheskiy slovar’ [Russia: encyclopedic dictionary]. Leningrad, Lenizdat Publ., 1991b, pp. 391–398. (In Russ.)

Arutyunova N. D. Tipy yazykovykh znacheniy: Otsenka. Sobytiye. Fakt [Types of linguistic meanings: Evaluation. Event. Fact]. Moscow, Nauka Publ., 1988. 341 p. (In Russ.)

Bazhenova E. A. Kategoriya otsenki [Evaluation Category]. Stilisticheskiy entsiklopedicheskiy slovar’ russkogo yazyka [Stylistic encyclopedic dictionary of the Russian language]. Ed. by M. N. Kozhina. 2nd ed., revised and updated. Moscow, Flinta: Nauka Publ., 2006, pp. 139–146. (In Russ.)

Belovinskiy L. V. Illyustrirovannyy entsiklopedicheskiy istoriko-bytovoy slovar’ russkogo naroda. 18 – nachalo 20 v. [Illustrated encyclopedic historical and everyday dictionary of the Russian people. 18th – beginning of the 20th century]. Moscow,

Eksmo, Oko Publ., 2007. 784 p. (In Russ.)

Wolf E. M. Funktsional’naya semantika otsenki [Functional semantics of evaluation]. Moscow, Nauka Publ., 1985. 228 p.

Dal’ V. I. Tolkovyy slovar’ zhivogo velikorusskogo yazyka: v 4 t. [Explanatory dictionary of the living great Russian language. In 4 vols.]. Vol. 4. St. Petersburg, Moscow, Tip. M. O. Vol’fa Publ., 1882. 704 p. (In Russ.)

Dziov A. R. Studenchestvo v fokuse istorii i sovremennosti [Students in the focus of history and modernity]. Vestnik Universiteta Rossiyskoy akademii obrazovaniya [Herald of the University of the Russian Academy of Education], 2014, issue 2, pp. 159–167. (In Russ.)

Ivin A. A. Osnovaniya logiki otsenok [Bases for the logic of evaluation]. Moscow, Lomonosov Moscow State University Press, 1970. 232 p. (In Russ.)

Luk’yanova N. A. Ekspressivnaya leksika razgovornogo upotrebleniya v semanticheskom aspekte [Expressive vocabulary of colloquial use in the semantic aspect]. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: istoriya, filologiya [Vestnik Novosibirsk State University. Series: history and philology], 2015, pp. 183–200. (In Russ.)

Med N. G. Otsenochnaya kartina mira v ispanskoy leksike i frazeologii (na materiale ispanskoy razgovornoy rechi) [The evaluative picture of the world in Spanish vocabulary and phraseology (a case study of Spanish colloquial speech)]. St. Petersburg, St. Petersburg University Press, 2007. 235 p. (In Russ.)

Obshchiy ustav imperatorskikh Rossiyskikh universitetov [General statute for the Imperial Russian universities]. Universitetskiy ustav 1863 goda [University statute of 1863]. St. Petersburg Publ., 1863, pp. 1–43. (In Russ.)

Slovar’ sovremennogo russkogo literaturnogo yazyka: v 17 t. [Dictionary of modern Russian literary language. In 17 vols.]. Moscow, Leningrad, Nauka Publ., 1950–1965. (In Russ.)

Fedorov V. A. Istoriya Rossii 19 – nachala 20 veka [History of Russia of the 19th – beginning of the 20th century]. 3rd edition, revised. Moscow, Lomonosov Moscow State University Press, Academia Publ., 2004. 864 p. (In Russ.)

Yakovlenko A. E. Preobrazovaniye universitetskikh ustavov na protyazhenii 19 veka [Transformation of university statutes throughout the 19th century]. Unikal’nyye issledovaniya 21 veka [The unique studies of the 21st century]. 2015, pp. 222–225. (In Russ.)

Загрузки

Опубликован

2017-10-09

Как цитировать

Сюе (Yao Xue) Я. (2017). РОССИЙСКОЕ СТУДЕНЧЕСТВО КОНЦА XIX ВЕКА: ОЦЕНОЧНЫЕ ОПИСАНИЯ (на материале повестей «Студенты» Н. Г. Гарина-Михайловского и «Однокурсники» П. Д. Боборыкина). Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология, 9(3). https://doi.org/10.17072/2037-6681-2017-3-69-79

Выпуск

Раздел

ЯЗЫК, КУЛЬТУРА, ОБЩЕСТВО