Феномен детства и образ ребенка в поздней драме Г. Гауптмана «Ифигения в Авлиде»
DOI:
https://doi.org/10.17072/2073-6681-2024-4-158-167Ключевые слова:
игра; триада; детскость; ребенок; детство; Золотой диск; хтоническая тьма.Аннотация
Статья посвящена проблеме осознания поздним Гауптманом феномена детства и тесно связанного с ним образа ребенка, что позволяет увидеть специфику мировоззрения драматурга в сравнении с его ранним творчеством, способствует прояснению сложного креативного процесса, связанного с расширением понятийного горизонта писателя. Этому соответствуют и цели работы: выявить принципы поэтики Гауптмана позднего периода; раскрыть теоретические положения драматурга, касающиеся феномена детства и образа ребенка; обосновать характер экзистенциальных исканий художника слова, связанных с парадигмой непрерывного обновления; осмыслить характер игровой модели, представленной Гауптманом как драматический генезис детскости; показать на примере драмы «Ифигения в Авлиде» своеобразие мышления девушки-ребенка, обретение игровым сознанием нового бытия. В ходе анализа были выявлены контекстные связи Гауптмана с игровым дискурсом его эпохи (Гроосом, Бойтенданком, Хейзингой), вступление писателя в тесный мировоззренческий контакт с игровыми традициями XVIII в. (Гете, Шиллером). Модернизация их основных положений касается онтологического восприятия игры в качестве квинтэссенции детскости, которая, будучи свойством души, осознается Гауптманом как божественное космическое начало. Ребенок, творящий игровое бытие в своем сознании, способствует проявлению игровой мировой сущности. Было установлено, что триада (бессознательное детство, его утрата, детство сознательное), представленная в теоретических работах и лишь отчасти закрепленная в «детских» драмах раннего периода, получает полное поэтическое воплощение в поздней драме «Ифигения в Авлиде». Творческая идея, касающаяся непрерывной рефлексии ребенка, приводящая к новому духовному рождению, явленная в ранних драмах посредством игровой метафоры света солнца, в позднем творчестве воспроизводится как лунное игровое сияние. Ребенок Ифигения, сотворив в голове ночную прадраму, лишаясь детства в зримом бытии, находит его в ночной тьме, служащей ей отныне защитой и опорой.Библиографические ссылки
Аствацатуров А. Г. Герменевтическая прелюдия // Человек эпохи модерна: герменевтика субъекта в немецкоязычной культуре XVIII–XX веков. М.; Берлин: Директ – Медиа, 2020. C. 14–36.
Аствацатуров А. Г. Поэзия. Философия. Игра. СПб.: Геликон Плюс, 2010. 494 с.
Браун Ф. А. Немецкий романтизм // История западной литературы (1800–1910). М.: Наука, 1912. Т. 1. С. 208–310.
Гадамер Х. Г. Истина и метод. М.: Прогресс, 1988. 699 с.
Гераклит Эффесский. Все наследие. М.: Ад Маргинем Пресс, 2012. 416 с.
Жеребин А. И. От Виланда до Кафки. СПб.: Изд-во им. Новикова, 2012. 475 с.
Нипа Т. С. Античный цикл драм Герхарта Гауптмана: автореф. дис… канд. филол. наук. М., 2001. 16 с.
Склизкова А. П. Диалог Г. Гауптмана с античностью. Поздняя драма «Ифигения в Дельфах» // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2023. Т. 15, вып. 3. С. 145–154. doi 10.17072/2073-6681-2023-3-145-154
Спенсер Г. Основные начала. СПб.: Издание Л. Ф. Пантелеева, 1897. 473 с.
Хейзинга Й. Человек играющий. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2011. 409 с.
Холмагорова И. Г. Гауптман. Драма заката. М.: ГИТИС, 2012. 224 с.
Эльконин Д. Б. Психология игры. М.: Владос, 1999. 360 с.
Behl C. F. W. Wege zu G. Hauptmann Coslar – zwiesprache mit G. Hauptmann. München, 1949. 427 s.
Buytendijk F. Wesen und Sinn des Spiels. Das Spielen der Menschen und Tiere als Erscheinungsform der Lebenstriebe. Berlin: Wolf, 1933. 164 s.
Groos K. Die Spiele der Menschen. Iena: G. Fischer, 1899. 538 s.
Hauptmann G. Abenteuer meiner Jugend. Berlin und Weimer: Fischer Verlag, 1980. 901 s.
Hauptmann G. Die Kunst des Dramas. Frankfurt am Main: Propyläen, 1965. 246 s.
Hauptmann G. Tagebuch 1892–1894. Frankfurt am Main: Propyläen, 1985. 282 s.
Hauptmann G. Tagebuch 1897–1905. Frankfurt am Main: Propyläen, 1986. 790 s.
Hauptmann G. Tintoretto. Das Gesammelte Werke in zwölf Bänden. Berlin: Fischer, 1942. B. 12. S. 3–27.
Hauptmann G. Iphigenie in Aulis. Ausgewälte Werke in acht Bänden. Berlin: Aufbau–Verlag. 1962. B. IV. S. 27 3- 373.
Leppmann W. G. Hauptmann. Leben, Werk und Zeit. Bern: Scherz Verlag. 1996. 415 s.
Luhman N. Die Kunst der Geselschaft. Frankfurt am Main: Suhrkampf Verlag, 1997. 1164 s.
Santini D. G. Hauptmann zwischen Moderne und Tradition: neue Perspektiven zur Atriden – Tetralogie. Berlin& Erich Schmidt, 1998. 173 s.
Sprengel P. Die Wirklichkeit der Mythen. Untersuchungen zum Werk G. Hauptmann. Berlin.: S. Steineke, 1984. 230 s.
Tempel В. Alkohol und Eugenik: ein Versuch uber Gerhart Hauptmanns kunstlerisches Selbstverstandnis.Dresden: Thelem, 2010. 368 s.
Voigt F. Hauptmann und die Antike. Berlin: E. Schmidt, 1965. 291 s.
Vietta S. Ästetik der Moderne. München: Wilhelm Fink Verlag, 2001. 329 s.
References
Astvatsaturov A. G. Germenevticheskaya prelyudiya [Hermeneutical prelude]. Chelovek epokhi moderna: germenevtika sub’ekta v nemetskoyazychnoy kulʼture XVIII – XX vekov [Man of the Modern Era: The Hermeneutics of the Subject in the German-Speaking Culture of the 18th-20th Centuries]. Moscow, Berlin, Direkt – Media Publ., 2020, pp. 14-36. (In Russ.)
Astvatsaturov A. G. Poeziya. Philosophiya. Igra [Poetry. Philosophy. Game]. St. Petersburg, Gelikon Plyus Publ., 2010. 494 p. (In Russ.)
Braun F. A. Nemetskiy romantizm [German Romanticism]. Istoriya zapadnoy literatury (1800–1910) [The History of Western Literature (1800–1910)]. Moscow, Nauka Publ., 1912, vol. 1, pp. 208-310. (In Russ.)
Gadamer H-G. Istina i metod [Truth and Method]. Moscow, Progress Publ., 1988. 699 p. (In Russ.)
Geraklit Effesskiy. Vse nasledie [Heraclitus of Ephesus. All the Heritage]. Moscow, Ad Marginem Press, 2012. 416 p. (In Russ.)
Zherebin A. I. Ot Vilanda do Kafki [From Wieland to Kafka]. St. Petersburg, Publishing house of Novikov. 2012. 475 p. (In Russ.)
Nipa T. S. Antichnyy tsikl dram Gerkharda Gauptmana. Diss. kand. filol. nauk [The ancient drama cycle of Gerhart Hauptmann. Abstract of Cand. philol. sci. diss.]. Moscow, 2001. 16 p. (In Russ.)
Sklizkova A. P. Dialog G. Gauptmana s antichnost’yu. Pozdnyaya drama ʽIfigeniya v Del’fakhʼ [G. Hauptmann’s dialogue with antiquity. Late drama ‘Iphigenie in Delphi’]. Vestnik Permskogo universiteta. Rossiyskaya i zarubezhnaya filologiya [Perm University Herald. Russian and Foreign Philology], 2023, vol. 15, issue 3, pp.145-154. doi 10.17072/2073-6681-2023-3-145-154. (In Russ.)
Spenсer H. Osnovnye nachala [First Principles]. St. Petersburg, Publishing House of Panteleev, 1897. 473 p. (In Russ.)
Huizinga J. Chelovek igrayushchiy [Homo Ludens]. St. Petersburg, Ivan Limbakh Publishing House, 2011. 409 p. (In Russ.)
Kholmagorova I. G. Gauptman. Drama zakata [Hauptmann. The Drama of the Sunset]. Moscow, Russian Institute of Theatre Arts Press. 2012. 221 p. (In Russ.)
El’konin D. B. Psikhologiya igry [The Psychology of Game]. Moscow, Vlados P, 1999. 360 p. (In Russ.)
Behl C. F. W. Wege zu G. Hauptmann Coslar – zwiesprache mit G. Hauptmann. München, 1949. 427 p. (In Ger.)
Buytendijk F. Wesen und Sinn des Spiels. Das Spielen der Menschen und Tiere als Erscheinungsform der Lebenstriebe. Berlin, Wolf, 1933. 164 p. (In Ger.)
Groos K. Die Spiele der Menschen. Iena, G. Fischer, 1899, 538 p. (In Ger.)
Hauptmann G. Abenteuer meiner Jugend. Berlin and Weimer, Fischer Verlag, 1980. 901 p. (In Ger.)
Hauptmann G. Die Kunst des Dramas. Frankfurt am Main, Propyläen, 1965. 246 p. (In Ger.)
Hauptmann G. Tagebuch 1892 – 1894. Frankfurt am Main, Propyläen, 1985. 282 p. (In Ger.)
Hauptmann G. Tagebuch 1897 – 1905. Frankfurt am Main, Propyläen, 1986. 790 p. (In Ger.)
Hauptmann G. Tintoretto. Das Gesammelte Werke in zwölf Bänden. Berlin, Fischer, 1942, B. 12, pp. 3-27. (In Ger.)
Hauptmann G. Iphigenie in Aulis. Ausgewälte Werke in acht Bänden. Berlin, Aufbau–Verlag, 1962, B. IV, pp. 273-373. (In Ger.)
Leppmann W. G. Hauptmann. Leben, Werk und Zeit. Bern, Scherz Verlag, 1996. 415 p. (In Ger.)
Luhman N. Die Kunst der Geselschaft. Frankfurt am Main, Suhrkampf Verlag, 1997. 1164 p. (In Ger.)
Santini D. G. Hauptmann zwischen Moderne und Tradition: neue Perspektiven zur Atriden – Tetralogie. Berlin& Erich Schmidt, 1998. 173 p. (In Ger.)
Sprengel P. Die Wirklichkeit der Mythen. Untersuchungen zum Werk G. Hauptmann. Berlin, S. Steineke, 1984. 230 p. (In Ger.)
Tempel В. Alkohol und Eugenik: ein Versuch uber Gerhart Hauptmanns kunstlerisches Selbstverstandnis. Dresden, Thelem, 2010. 368 p. (In Ger.)
Voigt F. Hauptmann und die Antike. Berlin, E. Schmidt, 1965. 291 p. (In Ger.)
Vietta S. Ästetik der Moderne. München, Wilhelm Fink Verlag, 2001. 329 p. (In Ger.)