Диалог Г. Гауптмана с античностью. Поздняя драма «Ифигения в Дельфах»

Авторы

  • Алла Персиевна Склизкова Владимирский государственный университет им. А. Г. и Н. Г. Столетовых https://orcid.org/0000-0002-1481-1133

DOI:

https://doi.org/10.17072/2073-6681-2023-3-145-154

Ключевые слова:

мифопоэтика; тьма; свет; хтоническая первоначальность; креативность; пересмотр; обновление; новая религия.

Аннотация

Статья посвящена проблеме осознания поздним Г. Гауптманом античной эпохи, что не только раскрывает более глубокое, чем в ранние годы, чувство трагического в драмах Г. Гауптмана, но и проясняет специфику личности писателя, креативного процесса становления, связанного с перетолкованием прежних творений, восприятием их в качестве личной традиции, подлежащей пересмотру и обновлению. Этому соответствуют и цели работы: выявить своеобразие философского диалога с античностью, предпринятого Г. Гауптманом в его поздние годы; раскрыть характер философской саморефлексии драматурга; обосновать принципы личного мифотворчества писателя; осмыслить его новую мифопоэтическую образность; показать на примере драмы «Ифигения в Дельфах» важность хтонической первоначальности для Гауптмана. В ходе анализа было выявлено, что, сохраняя прежний взгляд на античность с позиции тотального одухотворения, драматург ведет тот диалог с древней эпохой, в котором главной становится тема бессмертия, заложенная в основу его субъективного мифотворчества. Оно, связанное с древними подземными силами первоначальности, осознаваемыми Гауптманом в качестве бессмертных основ всего сущего, способствует пересмотру принципа древних мистерий – движение к свету из непроглядной тьмы. Гауптман творит свой собственный миф, содержанием которого является выход из света и низвержение во тьму, что означает для него возвращение к истокам – к хтоническим корням. Они, являясь началом всякого бытия, призваны, с точки зрения драматурга, способствовать новому рождению мира и человека. Было установлено, что под пером Гауптмана позднего периода кардинально меняется картина мира, представленная в контексте поэтической метафоры захода солнца. Смена мифопоэтической образности, когда житие солнечного дня трансформируется в житие лунной ночи, логически вытекает из раздумий Гауптмана о живительной тайне природной мистики и составляют ту сущность новой религии, которая наиболее полно раскрывается в драме «Ифигения в Дельфах». Дочь Агамемнона, возвращаясь в чертоги Гекаты и Персефоны, не только ощущает необходимость своего низвержения, но и воспринимает его как своего рода новое возрождение собственной личности, утраченной ранее субъектности. Попытка обретения душевного покоя в свете дня приносит лишь страдания, тогда как вход во тьму становится для Ифигении высшим благом, получением того бессмертия, мысли о котором пронизывают позднее творчество Гаупмана.

Биография автора

Алла Персиевна Склизкова, Владимирский государственный университет им. А. Г. и Н. Г. Столетовых

д. филол. н., профессор кафедры русской и зарубежной филологии

Библиографические ссылки

Аствацатуров А. Г. Герменевтическая прелюдия // Человек эпохи модерна: герменевтика субъекта в немецкоязычной культуре XVIII–XX веков. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2020. C. 14–36.

Нипа Т. С. Античный цикл драм Герхарта Гауптмана: автореф. дис. … канд. филол. наук. М.: МПГУ, 2001. 16 с.

Шарыпина Т. А. Драматургия позднего Г. Гауптмана и новый взгляд на немецкую литературу XX века // Новые российские гуманитарные исследования. 2010. № 5. URL: http://20v-euro-lit.niv.ru/20v-euro-lit/articles-germaniya/sharypina-dramaturgiya-pozdnego-gauptmana.htm (дата обращения: 20.11.2021).

Холмагорова И. Г. Гауптман. Драма заката. М.: ГИТИС, 2012. 224 с.

Aretz S. Der Opferung der Iphigenia in Aulis. URL: https://www.perlego.com/book/725482/die-opferung-der-iphigenia-in-aulis-pdf (дата обращения: 11.12. 2022).

Bachofen J. Versuch über die Gräbersymbolik der Alten. Basel: Bahnmaier, 1857. 426 s.

Behl C. F. W. Wege zu G. Hauptmann Coslar – zwiesprache mit G. Hauptmann. München. 1949. 427 s.

Burckhardt J. Griechische Kulturgeschichte. Berlin – Stutgart: Verlag von W. Spemann, 1923. 520 s.

Gebrard A. G. Hauptmann. Sein Ruhm verblassst. Marburg: Tectum Verlag. 2010. 95 s.

Hauptmann G. Abenteuer meiner Jugend. Berlin und Weimer: Fischer Verlag, 1980. 901 s.

Hauptmann G. Griechische Frühling. Berlin:

Fischer. 1908. 226 s.

Hauptmann G. Sonnen. Meditationen. Berlin:

Fischer. 1942. 28 s.

Hauptmann G. Tagebuch 1892 – 1894. Frankfurt am Main: Propyläen, 1985. 282 s.

Hauptmann G. Tintoretto. Das Gesammelte Werke in zwölf Bänden. Berlin: Fischer. 1942. B. 12. S. 3–27.

Hauptmann G. Iphigenie in Delphi. Ausgewälte Werke in acht Bänden. Berlin: Aufbau–Verlag. 1962. B. IV. S. 453–619.

Leppmann W. G. Hauptmann. Leben, Werk und Zeit. Bern: Scherz Verlag. 1996. 415 s.

Machatzke M. Geistige Welt um 1900. G. Hauptmann. Tagebücher 1897 bis 1905. Anmerkungen des Herausgebers. Frankfurt am Main: Propyläen. 1989. S. 687–733.

Michaelis R. Der schwarze Zeus & G. H. zweiter Weg. Berlin: Arcon Zerlag. 1962. 480 s.

Petrovic A. Zwischen Tradition und Zeitbezug. G. Hauptman Atriden Tetralogie. URL: https://www.

grin.com/document/149110 (дата обращения: 11.11.2011).

Rode E. Psyche. Seelenkult. Tübingen: J. C. B. Mohr, 1907. 454 s.

Sprengel P. Die Wirklichkeit der Mythen. Untersuchungen zum Werk G. Hauptmann. Berlin: S. Steineke. 1984. 230 s.

Sprengel P. Der Dichter stand auf hoher Küste. G. Hauptmann in Dritten Reich. Berlin: Propyläen. 2009. 400 s.

Tempel В. Ein Versuch über G. Hauptmann künstlerisches selbstverstöndnis URL: https://docplayer.org/110918307-Bernhard-tempel-alkohol-

und-eugenik-ein-versuch-ueber-gerhart-hauptmanns-kuenstlerisches-selbstverstaendnis.html (дата обращения: 12.12.2022).

Voigt F. G. Hauptmann und Shakespeare. Ein Beitrag zur Geschichte des Fortlebens Schakespear’s in Deutschland. Breslau: S. Steineke 1938. 152 s.

Voigt F. Hauptmann und die Antike. Berlin: E. Schmidt. 1965. 291 s.

References

Astvatsaturov A. G. Germenevticheskaya prelyudiya [Hermeneutic prelude]. Chelovek epokhi moderna: germenevtika subˮekta v nemetskoyazychnoy kul’ture XVIII-XX vekov [Man of the Modern Era: Hermeneutics of the Subject in the German-Speaking Culture of the 18th–20th Centuries]. Moscow, Berlin, Direkt-Media Publ., 2020, pp. 14–36. (In Russ.)

Nipa T. S. Antichnyy tsikl dram Gerkharda Gauptmana. Avtoreferat diss. kand. filol. nauk [The ancient cycle of dramas by Gerhart Hauptmann. Abstract of Cand. philol. sci. diss.]. Moscow, Moscow Pedagogical State University Press, 2001. 16 p. (In Russ.)

Sharypina T. A. Dramaturgiya pozdnego G. Gauptmana i novyy vzglyad na nemetskuyu literaturu XX veka [The Dramaturgy of the Late G. Hauptmann and a New Look at German Literature of the 20th Century]. Novye rossiyskie gumanitarnye issledovaniya [New Russian Humanitarian Studies], 2010, issue 5, Available at: http://20v-euro-lit.niv.ru/20v-euro-lit/articles-germaniya/sharypina-dramaturgiya-pozdnego-gauptmana.htm (accessed 20.11.2021). (In Russ.)

Kholmagorova I. G. Gauptman. Drama zakata [Hauptmann. The Drama of Sunset]. Moscow,

GITIS Press, 2012. 224 p. (In Russ.)

Aretz S. Der Opferung der Iphigenia in Aulis. Available at: https://www.perlego.com/book/7254

/die-opferung-der-iphigenia-in-aulis-pdf (accessed 11 Dec 2022). (In Ger.)

Bachofen J. Versuch über die Gräbersymbolik der Alten. Basel, Bahnmaier, 1857. 426 s. (In Ger.)

Behl C. F. W. Wege zu G. Hauptmann Coslar – zwiesprache mit G. Hauptmann. München, 1949. 427 s. (In Ger.)

Burckhardt J. Griechische Kulturgeschichte. Berlin, Stuttgart, Verlag von W. Spemann, 1923. 520 s. (In Ger.)

Gebrard A. G. Hauptmann. Sein Ruhm verblasst. Marburg, Tectum Verlag, 2010. 95 s. (In Ger.)

Hauptmann G. Abenteuer meiner Jugend. Berlin und Weimer, Fischer Verlag, 1980. 901 s. (In Ger.)

Hauptmann G. Griechische Frühling. Berlin,

Fischer, 1908. 226 s. (In Ger.)

Hauptmann G. Sonnen. Meditationen. Berlin,

Fischer, 1942. 28 s. (In Ger.)

Hauptmann G. Tagebuch 1892–1894. Frankfurt am Main, Propyläen, 1985. 282 s. (In Ger.)

Hauptmann G. Tintoretto. Das Gesammelte Werke in zwölf Bänden. Berlin, Fischer, 1942, B. 12, S. 3–27. (In Ger.)

Hauptmann G. Iphigenie in Delphi. Ausgewälte Werke in acht Bänden. Berlin, Aufbau–Verlag, 1962, B. IV, S. 453–619. (In Ger.)

Leppmann W. G. Hauptmann. Leben, Werk und Zeit. Bern, Scherz Verlag, 1996. 415 s. (In Ger.)

Machatzke M. Geistige Welt um 1900. In: Hauptmann G. Tagebücher 1897 bis 1905. Anmerkungen des Herausgebers. Frankfurt am Main, Propyläen, 1989, S. 687–733. (In Ger.)

Michaelis R. Der schwarze Zeus & G. H. zweiter Weg. Berlin, Arcon Verlag, 1962. 480 s. (In Ger.)

Petrovic A. Zwischen Tradition und Zeitbezug. G. Hauptman Atriden Tetralogie. Available at: https://www.grin.com/document/149110 (accessed 11 Nov 2022). (In Ger.)

Rode E. Psyche. Seelenkult. Tübingen, J. C. B. Mohr. 454 s. (In Ger.)

Sprengel P. Die Wirklichkeit der Mythen. Untersuchungen zum Werk G. Hauptmann. Berlin, S. Steineke, 1984. 230 s. (In Ger.)

Sprengel P. Der Dichter stand auf hoher Küste. G. Hauptmann in Dritten Reich. Berlin, Propyläen, 2009. 400 s. (In Ger.)

Tempel В. Ein Versuch über G. Hauptmann künstlerisches selbstverstöndnis. Available at: https://docplayer.org/110918307-Bernhard-tempel-alkohol-und-eugenik-ein-versuch-ueber-gerhart-hauptmanns-kuenstlerisches-selbstverstaendnis.html (accessed 12 Dec 2022). (In Ger.)

Voigt F. G. Hauptmann und Shakespeare. Ein Beitrag zur Geschichte des Fortlebens Shakespeares in Deutschland. Breslau, S. Steineke, 1938. 152 s. (In Ger.)

Voigt F. Hauptmann und die Antike. Berlin, E. Schmidt, 1965. 291 s. (In Ger.)

Загрузки

Опубликован

2023-10-14

Как цитировать

Склизкова, А. П. . (2023). Диалог Г. Гауптмана с античностью. Поздняя драма «Ифигения в Дельфах». Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология, 15(3). https://doi.org/10.17072/2073-6681-2023-3-145-154

Выпуск

Раздел

ЛИТЕРАТУРА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ