Языковые механизмы создания новой лексики в русском языке (на примере сленга геймеров)

Авторы

  • Алла Борисовна Антонова Иркутский национальный исследовательский технический университет https://orcid.org/0000-0001-7379-7485

DOI:

https://doi.org/10.17072/2073-6681-2024-4-17-27

Ключевые слова:

геймер; сленг; лексические процессы; неологизм; метафора; метонимия; языковая игра; транскрипция; транслитерация; калькирование; заимствование; аббревиация; усечение; звукоподражание; гейм-среда.

Аннотация

К актуальным лексическим процессам в современном русском языке относится появление новых слов. Традиционно к механизмам языка в осваивании новых понятий относят заимствование (транскрипция, транслитерация, калькирование), метафору и метонимию, а также языковую игру. Игровой сленг представляет собой подтип компьютерного сленга, при этом является средством самовыражения, средством выражения эмоций и оценки, а также позволяет экономить время. Игровой сленг можно разделить на два типа – глобальный и локальный. Глобальные сленгизмы являются общими для геймеров всего мира, а локальные понятны только игрокам – носителям одного языка. В статье анализируются языковые механизмы, задействованные в создании новых лексических единиц в сленге геймеров, играющих в популярные сетевые компьютерные игры. Новизна исследования определяется обращением к ранее не изученному речевому материалу и его лингвистической интерпретации. Из игровых чатов и форумов в сети Интернет, а также с сайта https://gamer-info.com была создана направленная выборка сленгизмов интернет-игроков, а затем проведена классификация зафиксированных лексем с учетом деривационных механизмов. В исследовании проводится подробный анализ выбранных единиц сленга на предмет реализации таких механизмов языка в осваивании новых понятий и явлений, как транскрипция, транслитерация, калька, метафора, метонимия и языковая игра, а также выявляется наиболее частотный механизм. Всего проанализировано 100 соответствующих единиц. В работе рассматриваются лексические процессы, происходящие в современном русском языке, приводятся понятия компьютерного сленга и сленга геймеров и описываются их различия. Методологической базой исследования послужили труды Н. С. Валгиной, посвященные современному русскому языку, а также активным процессам, происходящим в лексике русского языка; научные и научно-популярные работы по семантике и лексикологии М. А. Кронгауза, а также научные статьи других современных авторов по лексикологии и стилистике. Актуальность темы и проблемы для российского и зарубежного научного сообщества определяется расширением лексического состава русскоязычного сленга геймеров, вовлечением в игровую компьютерную коммуникацию большого количества носителей русского языка и необходимостью научного осмысления языковых процессов, характеризующих эту дискурсивную практику.

Биография автора

Алла Борисовна Антонова, Иркутский национальный исследовательский технический университет

к. филол. н., доцент Департамента гуманитарных наук

Библиографические ссылки

Список литературы

Алефиренко Н. Ф. Поэтическая энергия слова. Синергетика языка, сознания и культуры. М: Academia, 2002. 391 с.

Бабалова Г. Г. Оптимизация функциональной природы подъязыка информатики (монография). Омск: Омск. юрид. ин-т, 2007. 215 с.

Булочова О. В. Язык геймеров как вид современного молодежного сленга // Проблемы формирования единого научного пространства: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. (5 мая 2017 г., г. Волгоград): в 4 ч. Ч. 3. Уфа: АЭТЕРНА, 2017. С. 20–22.

Валгина Н. С. Активные процессы в современном русском языке: учеб. пособие для студентов вузов. М: Логос, 2003. 304 с.

Валгина Н. С. Современный русский язык: учебник / под ред. Н. С. Валгиной. М.: Логос, 2002. 528 с.

Виноградова Н. В. Компьютерный сленг и литературный язык: проблемы конкуренции // Исследования по славянским языкам. 2001. № 6. С. 203–216.

Воронцова Ю. А. Неология и неологизмы // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 2-1. С. 111–114.

Горшков П. А. Сленг хакеров и геймеров в Интернете: автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2006. 19 с.

Зияитдинов А. М. Сленг геймеров // Актуальные вопросы филологической науки XXI века: сб. ст. по материалам III Всерос. науч. конф. молодых ученых с междунар. участием (8 февраля 2013 г.). Ч. 1. Екатеринбург: УрФУ, 2013. С. 77–82.

Касьянова Л. Ю. Семантическая неологизация в русском языке конца XX – начала XXI века // Вестник ТГПУ. Серия: Гуманитарные науки (Филология). 2006. Вып. 5 (56). С. 5–10.

Комаров В. А., Шушарина И. А. Игровой сленг в современном русском языке // Вестник Курганского государственного университета. 2019. № 1. С. 88–90.

Кронгауз М. А. Словарь языка интернета. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2016. 288 с.

Миронов В. В. Глобальное коммуникационное пространство и кризис культуры // Вопросы философии. 2006. № 2. C. 27–38.

Москалева М.В. Неологизмы и проблема их изучения в современном русском языке // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 37 (80). С. 246–249.

Рюгемер В. Новая техника – старое общество: Кремниевая долина. М.: Политиздат, 1989. 253 с.

Северин Д. Е. Способы передачи английской безэквивалентной лексики в процессе перевода компьютерно-игрового дискурса // Молодой ученый. 2017. № 28. С. 110–119.

Усманова П. С. Языковые особенности образования лексики игроков компьютерных игр в киберпространстве // Молодой ученый. 2020. № 22 (312). С. 634–636.

Щербина В. Е. Язык геймеров как компонента молодежного сленга // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. № 3(81). Ч. 2. С. 395–398.

Щитова О. Г. Новейшая ксенолексика в русской речи XXI века: к определению объема понятия // Вестник науки Сибири. 2012. № 1 (2). С. 278–286.

References

Alefirenko N. F. Poeticheskaya energiya slova. Sinergetika yazyka, soznaniya i kulʼtury [Poetic Energy of a Word. The Synergetics of Language, Consciousness and Culture]. Moscow, Academia Publ., 2002. 391 p. (In Russ.)

Babalova G. G. Optimizatsiya funktsionalʼnoy prirody podˮyazyka informatiki [Optimizing the Functional Nature of a Computer Science Sublanguage]. Omsk, Omsk Law Institute Press, 2007. 215 p. (In Russ.)

Bulochova O. V. Yazyk geymerov kak vid sovremennogo molodezhnogo slenga [The gamers’ language as a type of modern youth slang]. Problemy formirovaniya edinogo nauchnogo prostranstva [Issues of the Formation of a Unified Scientific Space]: proceedings of the International Scientific and Practical Conference (5 May 2017, Volgograd): in 4 pts. Ufa, AETERNA Publ., 2017, pt. 3, pp. 20-22. (In Russ.)

Valgina N. S. Aktivnye protsessy v sovremennom russkom yazyke [Active Processes in the Modern Russian Language]: a textbook for university students. Moscow, Logos Publ., 2003. 304 p. (In Russ.)

Valgina N. S. Sovremennyy russkiy yazyk [The Modern Russian Language]: a textbook. Ed. by N. S. Valgina. Moscow, Logos Publ., 2002. 528 p. (In Russ.)

Vinogradova N. V Kompʼyuternyy sleng i literaturnyy yazyk: problemy konkurentsii [Computer slang and literary language: Issues of the competition]. Issledovaniya po slavyanskim yazykam [Studies in Slavic Languages], 2001, issue 6, pp. 203-216. (In Russ.)

Vorontsova Yu. A. Neologiya i neologizmy [Neology and neologisms]. Aktualʼnye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk [Topical issues of the Humanities and Natural Sciences], 2016, issue 2-1, pp. 111-114. (In Russ.)

Gorshkov P. A. Sleng khakerov i geymerov v Internete. Avtoreferat diss. … kand. filol. nauk [Internet slang of hackers and gamers. Abstract of Cand. philol. sci. diss.]. Moscow, 2006. 19 p. (In Russ.)

Ziyaitdinov A. M. Sleng geymerov [The gamers’ slang]. Aktualʼnye voprosy filologicheskoy nauki XXI veka [Topical Issues of Philological Science of the 21st Century]: a collection of articles based on the materials of the III All-Russian Scientific Conference of Young Scientists with International Participation (February 8, 2013)]. Yekaterinburg, Ural Federal University Press, 2013, vol. 1. pp. 77-82. (In Russ.)

Kasʼyanova L. Yu. Semanticheskaya neologizatsiya v russkom yazyke kontsa XX – nachala XXI veka [Semantic neologization in the Russian Language (from the end of the 20-th to the beginning of the 21-st centuries]. Vestnik TGPU. Seriya Gumanitarnye nauki (filologiya) [Tomsk State Pedagogical University Bulletin. Series: Humanities (Philology)], 2006, issue 5 (56), pp. 5-10. (In Russ.)

Komarov V. A., Shusharina I. A. Igrovoy sleng v sovremennom russkom yazyke [Gaming slang in the modern Russian language]. Vestnik Kurganskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Kurgan State University], 2019, issue 1, pp. 88-90. (In Russ.)

Krongauz M. A. Slovarʼ yazyka interneta [Internet Language Dictionary]. Moscow, AST-PRESS KNIGA Publ., 2016. 288 p. (In Russ.)

Mironov V. V. Globalʼnoe kommunikatsionnoe prostranstvo i krizis kulʼtury [Global communication space and the crisis of culture]. Voprosy filosofii [Issues of Philosophy], 2006, issue 2, pp. 27-38. (In Russ.)

Moskaleva M. V. Neologizmy i problema ikh izucheniya v sovremennom russkom yazyke [Neologisms and the problem of their study in the modern Russian language]. Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena [Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences], 2008, issue 37 (80), pp. 246-249. (In Russ.)

Rügemer W. Novaya tekhnika – staroe obshhestvo: Kremnievaya dolina [New Technology – Old Society: Silicon Valley]. Moscow, Politizdat Publ., 1989. 253 p. (In Russ.)

Severin D. E. Sposoby peredachi angliyskoy bezekvivalentnoy leksiki v protsesse perevoda kompʼyuterno-igrovogo diskursa [Methods of translation of English non-equivalent lexis during computer-game discourse translation]. Molodoy uchenyy [Young Scientist], 2017, issue 28, pp. 110-119. (In Russ.)

Usmanova P. S. Yazykovye osobennosti obrazovaniya leksiki igrokov kompʼyuternykh igr v kiber-prostranstve [Linguistic features of the formation of computer game players’ vocabulary in cyberspace]. Molodoy uchenyy [A Young Scientist], 2020, issue 22 (312), pp. 634-636. (In Russ.)

Shcherbina V. E. Yazyk geymerov kak komponenta molodezhnogo slenga [The language of gamers as a part of youth slang]. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki [Philology. Theory & Practice], 2018, issue 3 (81), pt. 2, pp. 395-398. (In Russ.)

Shchitova O. G. Noveyshaya ksenoleksika v russkoy rechi XXI veka: k opredeleniyu obˮema ponyatiya [The newest xenolexis in Russian speech of the 21st century: The scope of the concept]. Vestnik nauki Sibiri [Siberian Journal of Science], 2012, issue 1 (2), pp. 278-286. (In Russ.)

Загрузки

Опубликован

2024-12-30

Как цитировать

Антонова, А. Б. (2024). Языковые механизмы создания новой лексики в русском языке (на примере сленга геймеров). Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология, 16(4). https://doi.org/10.17072/2073-6681-2024-4-17-27

Выпуск

Раздел

ЯЗЫК, КУЛЬТУРА, ОБЩЕСТВО