Рассказ «Старый учитель» В. С. Гроссмана: анализ мотивной и лексической организации текста

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.17072/2073-6681-2024-1-89-97

Ключевые слова:

«Старый учитель»; антитеза; Розенталь; Холокост; лексический повтор.

Аннотация

Статья посвящена анализу лексического и образного строя рассказа В. С. Гроссмана «Старый учитель». Данный текст автор рассматривает в контексте произведений литературы, затрагивающих тему Холокоста. Анализируются лексические средства создания образов ключевых персонажей рассказа. Автор приходит к выводу о том, что в изучаемом произведении основным композиционно-стилевым приемом является противопоставление, отбор языкового материала определяют оппозиции свет/тьма, молодость/старость, жизнь/смерть, на основании антитезы раскрывается образ главного героя, который показан в со- и противопоставлении с другими персонажами. В рассказе присутствует мотив страха, реализуемый посредством активного лексического и деривационного повтора слов и словосочетаний с выраженной семой страха, что позволяет считать мотив концептуально значимым. Семантическая оппозиция жизнь/смерть и сопряженная с ней свет/тьма определяют выбор средств для изображения объектов противопоставления, главным из которых в тексте становится метафоризация. В статье рассмотрены функции, которые выполняют метафоры в тексте произведения (изобразительная, когнитивная, проспективная). В ходе анализа выделена лексико-семантическая группа слов с общим компонентом «время», повторяемых при характеристике героев, а также в начале и в финале текста, что позволяет делать вывод о значимости этого концепта для художественного пространства произведения. Исследуя образный строй рассказа, автор выявляет черты, свойственные идиостилю В. С. Гроссмана. Посредством анализа текстовых доминант определяются важные характеристики личностей ключевых персонажей, а также концептуально значимые для художественного мира писателя реалии.

Биография автора

Алёна Викторовна Богданова, МБОУ СОШ № 4

учитель русского языка и литературы

Библиографические ссылки

Абдуллаева С. Н. Особенности жанрово-стилевой репрезентации авторской позиции в романе В. Гроссмана «Жизнь и судьба»: дис. … канд. филол. наук. М., 2022. 168 с.

Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. М.: Языки русской культуры, 1999. 896 с.

Басилая Н. А. Семасиологический анализ бинарных метафорических словосочетаний. Тбилиси: Изд-во Тбилис. ун-та, 1971. 78 с.

Бит-Юнан Ю. Г. Публицистика В.С. Гроссмана в литературно-политическом контексте в 1920-х – 1980-х гг.: автореф. … д-ра филол. наук. М., 2021. 53 с.

Бочаров А. Г. Василий Гроссман. Жизнь, творчество, судьба. М.: Сов. писатель, 1990. 402 с.

Виноградов В. В. О языке художественной прозы. М., 1980. 360 c.

Волохова Ю. А. «Старый учитель» В. С. Гроссмана: четыре варианта одного рассказа // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2019. № 5. С. 85–112.

Григорьева Т. В. Метафорическая бинарная оппозиция как способ языковой интерпретации действительности // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 7(336). Филология. Искусствоведение. Вып. 89. С. 155–158.

Гроссман В. С. Жизнь и судьба. М.: СЛОВО, 1999. 700 с.

Гроссман В. С. Старый учитель / Добро вам! М.: Текст, 2018. С. 143–176.

Дегтева В. В. Творчество Василия Гроссмана: современные подходы и концепции // Мир науки, культуры и образования. 2012. № 4(35). С. 62–64.

Карасик О. Б. О Холокосте средствами постмодернизма (романы Дж. С. Фоера «Полная иллюминация» и Н. Краусс «Хроники любви») // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2013. Т. 15, № 2. С. 181–186.

Лотман Ю. М. Риторика // Труды по знаковым системам. Тарту, 1981. Вып. 12. 148 c.

Мокиенко В. М., Никитина Т. Г. Большой словарь русских поговорок. М: Олма Медиа Групп, 2007.

Николина Н. А. Филологический анализ текста: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2003. 256 с.

Садыкова М. А. Лингвокультурный анализ мифологизированных концептов «свет/light» и «тьма/darkness» в текстах Священного Писания: автореф. дис. … канд. филол. наук. Ижевск, 2007. 19 с.

Современный толковый словарь русского языка / под ред. Т. Ф. Ефремовой. 2000. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/efremova/253349/Темнота (дата обращения: 14.08.2022).

Успенский Б. А. Семиотика искусства. М.: Языки русской культуры, 1995. 360 с.

Шаваева Ф. Я. Языковая и художественная метафоры. Специфика функционирования метафоры в художественном тексте // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 5, ч. 1. С. 164–167.

Chandler D. Semiotics the basics. Madison Ave. New York, 2002. 307 p.

References

Abdullaeva S. N. Osobennosti zhanrovo-stilevoy reprezentatsii avtorskoy pozitsii v romane V. Grossmana ‘Zhizn’ i sud’baʼ. Diss. kand. filol. nauk [Specific features of genre-style representation of the author’s position in V. Grossman’s novel ‘Life and Fate’. Cand. philol. sci. diss.]. Moscow, 2022. 168 p. (In Russ.)

Arutyunova N. D. Yazyk i mir cheloveka [Language and the Human World]. Moscow, LRC Publishing House, 1999. 896 p. (In Russ.)

Basilaya N. A. Semasiologicheskiy analiz binarynykh metaforicheskikh slovosochetaniy [Semasiological Analysis of Binary Metaphorical Phrases]. Tbilisi, Tbilisi State University Press, 1971. 78 p. (In Russ.)

Bit-Yunan Yu. G. Publitsistika V. S. Grossmana v literaturno-politicheskom kontekste v 1920-kh – 1980-kh gg. Avtoref. diss. d-ra filol. nauk [V. S. Grossman’s writings in the literary and political context in the 1920s-1980s. Abstract of Dr. philol. sci. diss.]. Moscow, 2021. 53 p. (In Russ.)

Bocharov A. G. Vasiliy Grossman. Zhizn’, tvorchestvo, sud’ba [Vasily Grossman. Life, Creative Work, Destiny]. Moscow, Sovetskiy Pisatel’ Publ., 1990. 402 p. (In Russ.)

Vinogradov V. V. O yazyke khudozhestvennoy prozy [On the Language of Literary Fiction]. Moscow, 1980. 360 p. (In Russ.)

Volokhova Yu. A. ‘Staryy uchitel’’ V. S. Grossmana: chetyre varianta odnogo rasskaza [‘The Old Schoolmaster’ by V. S. Grossman: Four versions of the novel]. Vestnik Rossiyskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta. Seriya ‘Literaturovedenie. Yazykoznanie. Kul’turologiyaʼ [Bulletin of the Russian State University for the Humanities. Series: ‘Literary Criticism. Linguistics. Culturology’], 2019, issue 5, pp. 85–112. (In Russ.)

Grigor’eva T. V. Metaforicheskaya binarnaya oppozitsiya kak sposob yazykovoy interpretatsii deystvitel’nosti [Metaphorical binary opposition as a way of linguistic interpretation of reality]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologiya. Iskusstvovedenie. Vyp. 89 [CSU Bulletin. Series: Philology. Art Criticism. Issue 89], 2014, issue 7(336), pp. 155–158. (In Russ.)

Grossman V. S. Zhizn’ i sud’ba [Life and Fate]. Moscow, SLOVO Publ., 1999. 700 p. (In Russ.)

Grossman V. S. Staryy uchitel’. Dobro vam! [Old Teacher. Welcome to You!]. Moscow, Text Publ., 2018, pp. 143–176. (In Russ.)

Degteva V. V. Tvorchestvo Vasiliya Grossmana: sovremennye podkhody i kontseptsii [Works by Vasily Grossman: modern approaches and conceptions]. Mir nauki, kul’tury i obrazovaniya [World of Science, Culture and Education], 2012, issue 4(35), pp. 62–64. (In Russ.)

Karasik O. B. O Kholokoste sredstvami postmodernizma (romany Dzh. S. Foera ‘Polnaya illyuminatsiya’ i N. Krauss ‘Khroniki lyubvi’) [On the Holocaust by means of postmodernism (novels by J. S. Foer ‘Everything is Illuminated’ and N. Krauss ‘The History of Love’)]. Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiyskoy akademii nauk [Izvestia of Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences], 2013, vol. 15, issue 2, pp. 181–186. (In Russ.)

Lotman Yu. M. Ritorika [Rhetoric]. Trudy po znakovym sistemam [Works on Sign Systems]. Tartu, 1981, issue 12. 148 p. (In Russ.)

Mokienko V. M., Nikitina T. G. Bol’shoy slovar’ russkikh pogovorok [A Large Dictionary of Russian Sayings]. Moscow, Olma Media Group Publ., 2007. (In Russ.)

Nikolina N. A. Filologicheskiy analiz teksta [Philological Analysis of Text]: a textbook for students of higher pedagogical educational institutions. Moscow, Academia Publ., 2003. 256 p. (In Russ.)

Sadykova M. A. Lingvokul’turnyy analiz mifologizirovannykh kontseptov ‘svet/lightʼ i ‘t’ma/darknessʼ v tekstakh Svyashchennogo pisaniya. Avtoref. diss. kand. filol. nauk [Linguistic and cultural analysis of the mythologized concepts ‘light’ and ‘darkness’ in the texts of Holy Scripture. Abstract of Cand. philol. sci. diss.]. Izhevsk, 2007. 19 p. (In Russ.)

Sovremennyy tolkovyy slovar’ russkogo yazyka [Modern Explanatory Dictionary of the Russian Language]. Ed. by T. F. Efremova. 2000. Available at: https://dic.academic.ru/dic.nsf/efremova/253349/

Темнота (accessed 14 Aug 2022). (In Russ.)

Uspenskij B. A. Semiotika iskusstva [The Semiotics of Art]. Moscow, LRC Publishing House, 1995. 360 p. (In Russ.)

Shavaeva F. Ya. Yazykovaya i khudozhestvennaya metafory. Spetsifika funktsionirovaniya metafory v khudozhestvennom tekste [Language and literary metaphors. Specificity of metaphor functioning in literary text]. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki [Philology. Theory & Practice], 2016, issue 5, pt. 1, pp. 164–167. (In Russ.)

Chandler D. Semiotics: The Basics. Madison Ave, New York, 2002. 307 p. (In Eng.)

Загрузки

Опубликован

2024-04-07

Как цитировать

Богданова, А. В. . (2024). Рассказ «Старый учитель» В. С. Гроссмана: анализ мотивной и лексической организации текста. Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология, 16(1). https://doi.org/10.17072/2073-6681-2024-1-89-97

Выпуск

Раздел

ЛИТЕРАТУРА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ