Метареализм Алексея Парщикова и Аркадия Драгомощенко: сходство и отличие

Авторы

  • Елена Ивановна Зейферт Российский государственный гуманитарный университет, Московский государственный лингвистический университет https://orcid.org/0000-0001-8117-7091

DOI:

https://doi.org/10.17072/2073-6681-2023-3-96-104

Ключевые слова:

метареализм; Алексей Парщиков; Аркадий Драгомощенко; контактно-генетические связи; типологические схождения.

Аннотация

  Аннотация. Метареалистов Алексея Парщикова и Аркадия Драгомощенко объединяют контактные связи и типологические схождения. При сопоставлении поэтики Парщикова и Драгомощенко выявлены отличия: стиховая форма; телесность поэзии Парщикова, стремление его визуализации к тактильности (изображение визуальных образов от глаза к руке); кинематографичность парщиковского письма; юмор Парщикова как средство снижения пафоса; принцип «опустошения слова словом», пассивная отдача вещи миру у Драгомощенко; абстрактный пейзаж Драгомощенко; близость лирического стихотворения Драгомощенко к эссе; драгомощенковское чередование поэтического и прозаического; барочность поэтического мышления Драгомощенко; диффузный комплекс буддистских и индуистских мотивов у Драгомощенко. Общность их поэтик создают как константа метаметафора; как доминанты манифестарность, металиричность произведения; поэт как слух; идеограмма; неявная связь явлений и предметов; весомая величина стихотворения; концептуально усложненный синтаксис; тяготение к пустотности как пространству блаженства; изображение внешнего как внутреннего.  Сила, определяющая соотношение предметов и явлений и направляющая их в метафизический континуум, близкий к непостижимому отсутствию, также во многом обусловлена телесностью парщиковского письма. Поэты сближаются по типологическим схождениям (термин В. Жирмунского), контактным связям и генетическому родству. Между ними была личная симпатия, переписка и общение. Среди источников творчества есть и общие, к примеру, интерес к «американской языковой школе» – сильный у Драгомощенко, умеренный у Парщикова.

Биография автора

Елена Ивановна Зейферт, Российский государственный гуманитарный университет, Московский государственный лингвистический университет

д. филол. н., профессор кафедры теоретической и исторической поэтики; ведущий научный сотрудник лаборатории сравнительного литературоведения и художественной антропологии

Библиографические ссылки

Аминева В. Р. Теоретические основы сравнительного и сопоставительного литературоведения: учеб. пособие. Казань: КФУ, 2014. 106 с.

Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1989. С. 317–318.

Голынко-Вольфсон Д. От пустоты реальности к полноте метафоры. Новое литературное обозрение. 2003. № 4. С. 35–41.

Драгомощенко А. Т. Верхние слои атмосферы // Новое литературное обозрение. 2009. № 4. С. 135–139.

Драгомощенко А. Т. Алёша тихо улыбнулся // Топос. Литературно-философский журнал. 24.05.

URL: https://www.topos.ru/article/bibliotechka-egoista/alesha-tikho-ulybnulsya (дата обращения: 21.01.2022).

Заломкина Г. В. Семантика вина в поэзии Аркадия Драгомощенко // Homo legens. 2014. № 4. C. 72–76.

Зейферт Е. И. Сила как теоретико-литературная категория (на материале поэзии Алексея Парщикова) // Вестник РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2020. № 9. C. 102–116. doi 10.28995/2686-7249-2020-9-102-115

Зейферт Е. И. «Зрелое преждевременное произведение» Аркадия Драгомощенко // Новое литературное обозрение. 2021. № 4(170). С. 197–215.

Кедров К. А. Метаметафора Алексея Парщикова // Литературная учёба. 1984. № 1. С. 90–91.

Кедров К. А. Поэтический космос. М.: Сов. писатель, 1989. 480 с.

Князева Е. А. Метареализм как направление: Эстетические принципы и поэтика: автореф. дис. … канд. филол. наук. Пермь, 2000. 210 с.

Корчагин К. М. «Телесность и есть горизонт ожидания…»: Аркадий Драгомощенко как читатель Мориса Мерло-Понти // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2: Гуманитарные науки. 2020. Т. 22, № 2(198). С. 242–257.

Корчагин К. М. Что такое метареализм? //

Arzamas. URL: https://arzamas.academy/mag/698-metameta (дата обращения: 12.09.2021).

Курчатова Н. Сумма отрицаний Аркадия Драгомощенко // OpenSpace.ru. 13.01.2009. URL: http://os.colta.ru/literature/projects/74/details/7339 (дата обращения: 29.01.2022).

Парщиков А. М. Ситуации // Парщиков А. М. Рай медленного огня. М.: Новое литературное обозрение, 2006. С. 32–33.

Парщиков А. М. Землетрясение в бухте Цэ. М.: Икар, 2008. 124 c.

Парщиков А. М. Дирижабли. М.: Время, 2014. 224 с.

Северская О. И. Язык поэтической школы: идиолект, идиостиль, социолект. М.: Словари.ру, 2007. 126 с.

Токарев А. А. Поэтика русского метареализма: дис. … канд. филол. наук. М., 2017. 150 с.

Устинова Т. В. Языковая игра в метатекстах «языковых поэтов» Б. Эндрюса и А. Драгомощенко // Уральский филологический вестник. 2013. № 3. С. 99–111.

Фанайлова Е. Н. Кёльнское время. Папки из архива поэта Алексея Парщикова // Радио «Свобода». 13.02.2022. URL: https://www.svoboda.org/

a/30422842.html (дата обращения: 28.12.22).

Чижов Н. С. Поэзия Ивана Жданова: проблемы поэтики: дис. … канд. филол. наук. Тюмень, 2016. 262 с.

Эпштейн М. Н. Поколение, нашедшее себя. О молодой поэзии 80-х годов // Вопросы литературы. 1986. № 5. C. 64–72.

Эпштейн М. Н. ...Я бы назвал это – «метабола». Заметки о новых течениях в поэзии // Взгляд: Критика. Полемика. Публикации. М.: Советский писатель, 1988. С. 171–196.

Эпштейн М. Н. Постмодерн в русской литературе: учеб. пособие для вузов. М.: Высш. шк., 2005. 496 с.

Эпштейн М. Н. 1980-е. К истории новой поэтической волны и ее критического осмысления // Комментарии. 2017. № 31. С. 112–114.

Эпштейн М. Н. Манифест метареализма. URL: https://www.emory.edu/INTELNET/pm_metarealizm.html (дата обращения: 04.01.2021)

Lakoff G., Turner M. More than Cool Reason. A Field Guide to Poetic Metaphor. Chicago and London: University of Chicago Press, 1989. P. 49–56.

Sandler S. Mirrors and Metarealists: The Poetry of Ol’ga Sedakova and Ivan Zhdanov // Slavonica. 2006. Vol. 12, no. 1. P. 3–25.

References

Amineva V. R. Teoreticheskie osnovy sravnitel’nogo i sopostavitel’nogo literaturovedeniya [Theoretical Foundations of Comparative and Contrastive Literary Studies]. Kazan, Kazan Federal University Press, 2014. 106 p. (In Russ.)

Barthes R. Izbrannye raboty. Semiotika. Poetika [Selected Works. Semiotics. Poetics]. Moscow, 1989, pp. 317–318. (In Russ.)

Golynko-Vol’fson D. Ot pustoty real’nosti k polnote metafory [From the void of reality to the fullness of metaphor]. Novoe literaturnoe obozrenie [New Literary Observer], 2003, issue 4, pp. 35–41. (In Russ.)

Dragomoshchenko A. T. Verkhnie sloi atmosfery [Upper atmosphere]. Novoe literaturnoe obozrenie [New Literary Observer], 2009, issue 4, pp. 135–139. (In Russ.)

Dragomoshchenko A. T. Alesha tikho ulybnulsya [Alesha smiled softly], Topos. Literaturno-filosofskiy zhurnal [Topos. Literature and Philosophy Journal], 2012, 24 May. Available at: https://www.topos.ru/article/bibliotechka-egoista/

alesha-tikho-ulybnulsya (accessed 21 Jan 2022). (In Russ.)

Zalomkina G. V. Semantika vina v poezii Arkadiya Dragomoshchenko [The semantics of wine in the poetry of Arkadii Dragomoshchenko], Homo Legens, 2014, issue 4, pp. 72–76.

Seifert Ye. I. Sila kak teoretiko-literaturnaya kategoriya (na materiale poezii Alekseya Parshchikova) [Power as a theoretical-literary category (in the poetry of Alexei Parshchikov)]. Vestnik RGGU. Seriya ‘Literaturovedenie. Yazykoznanie. Kul’turologiya’ [RSUH/RGGU Bulletin: Literary Theory. Linguistics. Cultural Studies], 2020, issue 9, pp. 102–116. (In Russ.)

Seifert Ye. I. ‘Zreloe prezhdevremennoe proizvedenieʼ Arkadiya Dragomoshchenko [Arkady Dragomoshchenko’s ʽMature Premature Work’]. Novoye literaturnoye obozreniye [New Literary Observer], 2021, issue 4 (170), pp. 197–215. (In Russ.)

Kedrov K. A. Metametafora Alekseya Parshchikova [The metametaphor of Alexey Parshchikov]. Literaturnaya ucheba [Literary Studies], 1984, issue 1, pp. 90–91. (In Russ.)

Kedrov K. A. Poeticheskiy kosmos [Poetic Cosmos]. Moscow, Sovetskiy Pisatel’ Publ., 1989. 480 p. (In Russ.)

Knyazeva E. A. Metarealizm kak napravlenie: Esteticheskie printsipy i poetika. Diss. kand. filol. nauk [Metarealism as a movement: Aesthetic principles and poetics. Cand. philol. sci. diss]. Perm, 2000. 210 p. (In Russ.)

Korchagin K. M. ‘Telesnost’ i est’ gorizont ozhidaniya…: Arkadiy Dragomoshchenko kak chitatel’ Morisa Merlo-Ponti [‘Corporeality is the horizon of expectation…’: Arkadii Dragomoshchenko as a reader of Maurice Merleau-Ponty]. Izvestiya Ural’skogo federal’nogo universiteta [Izvestia. Ural Federal University. Series 2. Humanities and Arts], 2020, vol. 22, issue 2(198), pp. 242–257. (In Russ.)

Korchagin K. M. Chto takoe metarealizm? [What is metarealism?]. Arzamas. Available at: https://arzamas.academy/mag/698-metameta (accessed 12 Sep 2021). (In Russ.)

Kurchatova N. Summa otritsaniy Arkadiya Dragomoshchenko [The sum of negations of Arkadii Dragomoshchenko]. OpenSpace.ru. 2009, 13 January. Available at: http://os.colta.ru/literature/projects/74/details/7339 (accessed 29 Jan 2022). (In Russ.)

Parshchikov A. M. Ray medlennogo ognya [The Heaven of Slow Fire]. Moscow, New Literary Observer Publ., 2006, pp. 32–33. (In Russ.)

Parshchikov A. M. Zemletryasenie v bukhte Tse [The Earthquake in Tse Bay]. Moscow, Ikar Publ., 2008. 124 p. (In Russ.)

Parshchikov A. M. Dirizhabli [Zeppelins]. Moscow, Vremya Publ., 2014. 224 p. (In Russ.)

Severskaya O. I. Yazyk poeticheskoy shkoly: idiolekt, idiostil’, sotsiolekt [The Language of the Poetic School: Idiolect, Idiostyle, Sociolect]. Moscow, Slovari.ru Publ., 2007, 126 p. (In Russ.)

Tokarev A. A. Poetika russkogo metarealizma. Diss. kand. filol. nauk [The poetics of Russian metarealism. Cand. philol. sci. diss]. Moscow, 2017. 150 p. (In Russ.)

Ustinova T. V. Yazykovaya igra v metatekstakh ‘yazykovykh poetov’ B. Endryusa i A. Dragomoshchenko [Language game in the metatexts of ‘language poets’ B. Andrews and A. Dragomoshchenko]. Ural’skiy filologicheskiy vestnik [Ural Journal of Philology], 2013, issue 3, pp. 99–111. (In Russ.)

Fanaylova E. N. Kel’nskoe vremya. Papki iz arkhiva poeta Alekseya Parshchikova [Cologne time. Files from the archive of the poet Alexei Parshchikov]. Radio ‘Svobodaʼ [Radio ‘Freedom’]. 2022, 13 February. Available at: https://www.svoboda.org/a/30422842.html (accessed 28 Dec 2021). (In Russ.)

Chizhov N. S. Poeziya Ivana Zhdanova: problemy poetiki. Diss. kand. filol. nauk [Poetry of Ivan Zhdanov: Problems of poetics. Cand. philol. sci. diss]. Tyumen, 2016. 262 p. (In Russ.)

Epshteyn M. N. Pokolenie, nashedshee sebya. O molodoy poezii 80-kh godov [A generation that has found itself. About the young poetry of the 80s]. Voprosy literatury [Issues of Literature], 1986, issue 5, pp. 64–72. (In Russ.)

Epshteyn M. N. ...Ya by nazval eto – ‘metabola’. Zametki o novykh techeniyakh v poezii [...I would call it ‘metabola’. Notes on new trends in poetry]. Vzglyad, Kritika. Polemika. Publikatsii [View: Criticism. Controversy. Publications]. Moscow, Sovetskiy Pisatel’ Publ., 1988, pp. 171–196. (In Russ.)

Epshteyn M. N. Postmodern v russkoy literature [Postmodern in Russian Literature]. Moscow, Vysshaya shkola Publ., 2005. 496 p. (In Russ.)

Epshteyn M. N. 1980-e. K istorii novoy poeticheskoy volny i ee kriticheskogo osmysleniya [The 1980s. On the history of the new poetic wave and its critical reflection]. Kommentarii [Comments], 2017, issue 31, pp. 112–114. (In Russ.)

Epshteyn M. N. Manifest metarealizma [Metarealism Manifesto]. Available at: https://www.emory.

edu/INTELNET/pm_metarealizm.html (accessed 04 Jan 2021). (In Russ.)

Lakoff G., Turner M. More Than Cool Reason. A Field Guide to Poetic Metaphor. Chicago and London, University of Chicago Press, 1989, pp. 49–56. (In Eng.)

Sandler S. Mirrors and Metarealists: The Poetry of Ol’ga Sedakova and Ivan Zhdanov. Slavonica, 2006, vol. 12, issue 1, pp. 3–25. (In Eng.)

Загрузки

Опубликован

2023-10-14 — Обновлена 2023-10-24

Версии

Как цитировать

Зейферт, Е. И. . (2023). Метареализм Алексея Парщикова и Аркадия Драгомощенко: сходство и отличие. Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология, 15(3). https://doi.org/10.17072/2073-6681-2023-3-96-104 (Original work published 14 октябрь 2023 г.)

Выпуск

Раздел

ЛИТЕРАТУРА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ