Монологические способы решения внутреннего конфликта персонажа (на материале романов В. В. Набокова «Король, дама, валет», «Камера обскура», «Отчаяние»)
DOI:
https://doi.org/10.17072/2073-6681-2023-3-25-33Ключевые слова:
внутренний конфликт персонажа; речевые способы решения; политипный монолог; поток сознания; коммуникативные регистры речи.Аннотация
Понятие внутренний конфликт конкретизируется в психологии и литературоведении. Однако проблема внутренней речи персонажа в языковом воплощении остается недостаточно изученной. В рамках лингвистики текста внутренний конфликт рассматривается как субъективный лингвистический фактор текстообразования, выбранный автором для наиболее адекватного отражения противоречий мышления персонажа в описываемой ситуации. Цель статьи заключается в определении речевых способов и языковых средств выражения и разрешения внутреннего конфликта в монологах главных персонажей серии романов В. В. Набокова. В статье проанализированы основные виды монологической речи персонажей: интеральный монолог в романе «Камера обскура», политипный монолог, интегрирующий прямую и несобственно-прямую речь, в романе «Король, дама, валет» и поток сознания в романе «Отчаяние». Выявлена трехкомпонентная синтаксическая структура коммуникативных регистров в реализации внутриличностного конфликта, где в зависимости от типа монолога фиксируются эмоциональная реакция на происходящее, рациональное осмысление существующего положения дел, побуждение переосмыслить или внести изменение в конфликтную ситуацию. Отмечены бинарные оппозиции значений компонентов, составляющих внутренний конфликт. В формировании внутренних противоречий показана роль лингвистических средств, таких как отрицание, противопоставление, сравнение, а также эмоциональных, оценочных и экспрессивных элементов. Особое внимание уделяется способам разрешения конфликта по лингвопрагматическим параметрам: рациональное и эмоциональное, аномальное и стереотипное, реальное и нереальное.Библиографические ссылки
Акимова Н. В. Роль внутреннего монолога и несобственно-прямой речи в создании образов героев в романе Ф. М. Достоевского «Идиот» // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2016. № 1. С. 104–109.
Андреева О. Л. Лексико-грамматические особенности внутреннего монолога на материале романа Т. Хюрлимана «Фройляйн Штарк»: дипломная работа / Кубан. гос. ун-т. Краснодар, 2013. 58 с.
Артюшков И. В. Внутренняя речь и ее изображение в художественной литературе: на материале романов Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. М., 2004. 46 с.
Бахтин М. М. Человек в мире слова. М.: Изд-во Рос. открытого ун-та, 1995. 139 с.
Вайтман С. Г. Метаморфозы художественной мысли XX века // Континент. 2001. № 2. С. 354–356.
Жеребков В. А. Коммуникативная модель как комплексный метазнак // Вопросы языкознания. 1985. № 6. С. 63–69.
Золотова Г. А., Онипенко Н. К., Сидорова М. Ю. Коммуникативная грамматика русского языка / Рос. акад. наук. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова, Филол. фак. МГУ им. М. В. Ломоносова. М., 2004. 544 с.
Кусько Е. Я. Проблемы языка современной художественной литературы. Львов: Изд-во при Львов. ун-те, 1980. 207 с.
Набоков В. В. Лекции по зарубежной литературе / пер. с англ. под ред. В. А. Харитонова; предисл. к русскому изданию А. Г. Битова. М.: Независимая Газета, 1998. 507 с.
Набоков В. В. Король, дама, валет: роман. СПб.: Азбука: Азбука-Аттикус, 2018. 250 с.
Набоков В. В. Камера обскура. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2020а. 220 с.
Набоков В. В. Отчаяние. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2020б. С. 21–219.
Оттенс Г. В. «Поток сознания» как повествовательная техника художественного модернистского произведения // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. 2012. № 2. С. 92–99.
Стельмашук А. Диалогизация и способы ее реализации в различных речевых сферах современного русского языка (художественная и научная проза): дис. ... д-ра филол. наук. СПб., 1993. 276 с.
Черевко Г. В. Функция внутренней речи в рассказе В. В. Набокова «Совершенство» // Филология: научные исследования. 2018. № 4. С. 296–301.
Черевко Г. В., Рягузова Л. Н. Прием «потока сознания» Л. Н. Толстого в теоретической и художественной рефлексии В. Набокова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2018. № 4. С. 163–168.
References
Akimova N. V. Rol’ vnutrennego monologa i nesobstvenno-pryamoy rechi v sozdanii obrazov geroev v romane F. M. Dostoevskogo ‘Idiotʼ [The role of internal monologue and free direct speech in creating images of heroes in F. M. Dostoevsky’s novel ‘The Idiot’]. Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i sotsial’nye nauki [Scientific Notes of Orel State University. Series: Humanities and Social Sciences], 2016, issue 1, pp. 104–109. (In Russ.)
Andreeva O. L. Leksiko-grammaticheskie osobennosti vnutrennego monologa na materiale romana T. Khyurlimana ‘Froylyayn Shtark’ [Lexico-grammatical features of an internal monologue based on the material of T. Hürlimann’s novel ‘Fraülein Stark’]: a graduation thesis. Krasnodar, Kuban State University Press, 2013. 58 p. (In Russ.)
Artyushkov I. V. Vnutrennyaya rech’ i ee izobrazhenie v khudozhestvennoy literature: тa materiale romanov F. M. Dostoevskogo i L. N. Tolstogo. Avtoreferat diss. d-ra filol. nauk [Inner speech and its representation in fiction: Based on the material of the novels of F. M. Dostoevsky and L. N. Tolstoy. Abstract of Dr. philol. sci. diss]. Moscow, 2004. 46 p. (In Russ.)
Bakhtin M. M. Chelovek v mire slova [Man in the World of Word]. Moscow, Russian Open University Publ., 1995. 139 p. (In Russ.)
Vaytman S. G. Metamorfozy khudozhestvennoy mysli XX veka [Metamorphoses of artistic thought of the 20th century]. Kontinent [Continent], 2001, issue 2, pp. 354–356. (In Russ.)
Zherebkov V. A. Kommunikativnaya model’ kak kompleksnyy metaznak [The communicative model as a complex metasign]. Voprosy yazykoznaniya [Topics in the Study of Language], 1985, issue 6, pp. 63–69. (In Russ.)
Zolotova G. A., Onipenko N. K., Sidorova M. Yu. Kommunikativnaya grammatika russkogo yazyka [Communicative Grammar of the Russian language]. Russian Academy of Sciences. V. V. Vinogradov Russian Language Institute, Philological Faculty. Moscow, Lomonosov Moscow State University Press, 2004. 544 p. (In Russ.)
Kus’ko E. Ya. Problemy yazyka sovremennoy khudozhestvennoy literatury [Issues of the Language of Modern Fiction]. Lviv, University of Lviv Press, 1980. 207 p. (In Russ.)
Nabokov V. V. Lektsii po zarubezhnoy literature [Lectures on Foreign Literature]. Transl. from Eng., ed. by V. A. Kharitonov; preface to the Russian edition by A. G. Bitov. Moscow, Nezavisimaya Gazeta Publ., 1998. 507 p. (In Russ.)
Nabokov V. V. Korolʼ, dama, valet [King, Queen, Knave]: a novel. St. Petersburg, Azbuka: Azbuka-Atticus Publ., 2018. 250 p. (In Russ.)
Nabokov V. V. Kamera obskura [Camera Obscura]. St. Petersburg, Azbuka: Azbuka-Atticus Publ., 2020a. 220 p. (In Russ.)
Nabokov V. V. ‘Otchayanieʼ [‘Despair’]. St. Petersburg, Azbuka: Azbuka-Atticus Publ., 2020b. pp. 21–219. (In Russ.)
Ottens G. V. ‘Potok soznaniyaʼ kak povestvovatel’naya tekhnika khudozhestvennogo modernistskogo proizvedeniya [‘Stream of consciousness’ as a narrative technique of an artistic modernist work]. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta [Bulletin of Irkutsk State Linguistic University], 2012, issue 2, pp. 92–99. (In Russ.)
Stelʼmashuk A. Dialogizatsiya i sposoby ee realizatsii v razlichnykh rechevykh sferakh sovremennogo russkogo yazyka (khudozhestvennaya i nauchnaya proza). Diss. d-ra filol. nauk [Dialogization and ways of its implementation in various speech spheres of the modern Russian language (fiction and scientific prose). Dr. philol. sci. diss.]. St. Petersburg, 1993. 276 p. (In Russ.)
Cherevko G. V. Funktsiya vnutrenney rechi v rasskaze V. V. Nabokova ‘Sovershenstvoʼ [The function of inner speech in V. V. Nabokov’s story ‘Perfection’]. Filologiya: nauchnye issledovaniya [Philology: Scientific Researches], 2018, issue 4, pp. 296–301. (In Russ.)
Cherevko G. V. Ryaguzova L. N. Priem ‘potoka soznaniya’ L. N. Tolstogo v teoreticheskoy i khudozhestvennoy refleksii V. Nabokova [The stream-of-consciousness method of L. N. Tolstoy in a theoretical and art reflection of V. Nabokov]. Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 2: Filologiya i iskusstvovedenie [Bulletin of the
Adyghe State University. Series 2: Philology and the Arts], 2018, issue 4, pp. 163–168. (In Russ.)