Имена лешего в русских мифологических текстах Пермского края: семантический, структурный и функциональный аспекты

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.17072/2073-6681-2021-4-19-29

Ключевые слова:

имя собственное; демононим; леший; мифологический текст; Пермский край.

Аннотация

В статье в семантическом, структурном и функциональном аспектах рассматриваются собственные имена лешего, встречающиеся в русских мифологических текстах, собранных в различных районах Пермского края. Проведенный анализ показывает, что большинство имен этого персонажа в пермской традиции происходят от антропонимов; отапеллятивные демононимы образуются по моделям, характерным для антропонимов. Основная модель для создания собственных имен лешего – формула «имя + отчество» (Иван Григорьевич, Вихрь Вихрович), которая иногда может дополняться фамилией (Митрофан Сергеевич Ягода). Для имен лешего, образованных по данной модели, характерны повторы корней (Виктор Викторович, Еврей Евреевич), а также звуков – аллитерации и ассонансы (Шалопай Салопонтьевич). Иногда встречаются одиночные полные имена лешего (дядя Виктор) и наименования прозвищного типа (дедушка Алый). В некоторых случаях имена лешего могут дополняться терминами родства. Среди функций собственных имен лешего можно указать следующие: номинативную, антропоморфизирующую и персонифицирующую, табуирующую, вокативную, прагматическую, характеризующую. В собственных именах лешего отразились следующие связанные с ним мифологические представления: его принадлежность к миру демонов (Шалопай Салопонтьевич), связь с предками человека (дедушко Теретей Теретеевич), образы оборотничества (Вихрь Вихрович, Еврей Евреевич), рост персонажа выше человеческого (Шалопай Салопонтьевич), ресурсы, которыми владеет и распоряжается персонаж в своем локусе (Митрофан Сергеевич Ягода), связь персонажа с образом медведя (Михаил Иваныч), пол, возраст демона, наделение его в рамках мифологической традиции более высоким, чем человека, «социальным» статусом (Виктор Викторович), необходимость задабривать персонажа (Иван Григорьевич, дядя Виктор).

Биография автора

Мария Андреевна Гранова, Уральское отделение Российской академии наук

научный сотрудник Пермского федерального исследовательского центра

Библиографические ссылки

Белова О. В. Инородец // Славянские древности: этнолингвистический словарь: в 5 т. / под. общ. ред. Н. И. Толстого. Т. 2. Д (Давать) – К (Крошки). М.: Междунар. отношения, 1999. С. 414–418.

Белова О. В. Свой – чужой // Славянские древности: этнолингвистический словарь: в 5 т. / под. общ. ред. Н. И. Толстого. Т. 4. П (Переправа через воду) – С (Сито). М.: Междунар. отношения, 2009. С. 581–582.

Белова О. В. Цвет // Славянские древности: этнолингвистический словарь: в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого. М.: Междунар. отношения, 2012. Т. 5. С (Сказка) – Я (Ящерица). С. 474–476.

Белова О. В. Этнические стереотипы по данным языка и народной культуры славян (этнолингвистическое исследование): дис. … д-ра филол. наук. М., 2006. 264 с.

Боброва М. В., Русинова И. И. Демононимы в русских мифологических текстах Пермского края // Вопросы ономастики. 2020. Т. 17, № 3. С. 83–103.

Виноградов В. В. История слов. М., 1999. 1138 с.

Виноградова Л. Н. Антропонимический код в украинской демонимии // Вопросы ономастики. 2019. Т. 16. № 2. С. 69–84.

Журавлев А. Ф. Фонетика бесовской речи (на восточнославянском материале) // Ethnolinguistica Slavica. К 90-летию академика Никиты Ильича Толстого / отв. ред. С. М. Толстая. М.: Индрик, 2013. С. 344–362.

Качинская И. Б. Термины родства в мифологическом пространстве (по материалам архангельских говоров) // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2015. Вып. 2(30). С. 16–26.

Королёва С. Ю. Обряд «проводов души» с ритуальным заместителем умершего (материалы русско-коми-пермяцкого пограничья) // Антропологический форум. 2014. № 23. С. 52–76.

Королёва С. Ю., Беломестнова А. С. Образ петуха в рассказах о кладах (на материале несказочной прозы русского и финно-пермских народов) // Традиционная культура. 2018. Т. 19. № 5. С. 192–205.

Кошкарова Ю. А. К вопросу о взаимосвязи образов медведя и лешего в русской народной традиции // Научные ведомости БелГУ. История. Политология. Экономика. Информатика. 2009. № 9(64). С. 97–102.

Левкиевская Е. Е. Духи локусов // Славянские древности: этнолингвистический словарь: в 5 т. / под. общ. ред. Н. И. Толстого. Т. 2. Д (Давать) – К (Крошки). М.: Междунар. отношения, 1999а. С. 155–157.

Левкиевская Е. Е. Задабривать // Славянские древности: этнолингвистический словарь: в 5 т. / под. общ. ред. Н. И. Толстого. Т. 2. Д (Давать) – К (Крошки). М.: Междунар. отношения, 1999б. С. 244–246.

Левкиевская Е. Е. Леший // Славянские древности: этнолингвистический словарь: в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого. Т. 3. К (Круг) – П (Перепелка). М.: Междунар. отношения, 2004. С. 104–108.

Легенды, предания, бывальщины / сост., подгот. текстов и вступ. ст. Н. А. Криничной. М.: Современник, 1989. С. 185−186.

МАС – Словарь русского языка: в 4 т. / под ред. А. П. Евгеньевой. М., 1999. Т. 1–4. URL: http://feb-web.ru/feb/mas/MAS-abc/default.asp (дата обращения: 09.08.2021).

Мифологические рассказы и легенды Русского Севера / сост. и авт. ком. О. А. Черепанова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1996. URL: https://www.booksite.ru/fulltext/mip/hol/ogi/che/skye/index.htm (дата обращения: 05.08.2021).

Мороз А. Б. Как зовут домового? К этимологии одного демононима // Этнолингвистика. Ономастика. Этимология: материалы III Междунар. науч. конф. /отв. ред. Е. Л. Березович. Екатеринбург, 2015. С. 186–189.

Подюков И. А. Ономастическое оформление картины потустороннего мира в народной культурно-языковой традиции // Вопросы ономастики. 2019а. Т. 16. № 3. С. 125–139.

Подюков И. А. Символика орудий крестьянского труда в народной культуре Пермского края // Труды Камской археолого-этнографической экспедиции. 2019б. № 15. С. 129–135.

Подюков И. А. Символизм бытовых вещей в традиционной русской культуре Прикамья // Современное изобразительное искусство, архитектура и дизайн: грани и границы: материалы Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. А. П. Крохалевой. Пермь, 2020. С. 73–82.

Раденкович Л. Личные имена мифологических существ // Ethnolinguistica Slavica. К 90-летию академика Никиты Ильича Толстого / отв. ред. С. М. Толстая. М.: Индрик, 2013. С. 59–72.

Русинова И. И. Способы облегчения смерти колдуна (на материале русских мифологических рассказов Пермского края) // Традиционная культура. 2020. Т. 21. Вып. 1. С. 136–148.

Русинова И. И., Гранова М. А. Восприятие «профессионала» как колдуна, знахаря (по данным пермских говоров) // Региональное речевое пространство в синхронии и диахронии: материалы Всерос. науч. конф. / ред. Н. В. Логунова, Л. Л. Мазитова. Соликамск, 2014. С. 31–36.

Русинова И. И., Шкураток Ю. А. Мифологические значения слов икота, икотка (по данным говоров Юрлинского района Пермского края) // Филология в XXI веке: методы, проблемы, идеи: материалы V Всерос. (с междунар. участием) науч. конф. / отв. ред. И. И. Русинова. Пермь, 2017. С. 270–275.

Русинова И. И., Шкураток Ю. А. Мотивы передачи / получения вербальной магии и их отражение в лексических единицах (на материале мифологических рассказов Пермского края) // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2018. Т. 10. Вып. 4. С. 59–69.

Сиссе К. Тотемный символ, персонаж русских сказок – медведь // Неофилология. 2020. Т. 6. № 21. С. 164–169.

Тараканова Д. А. «Символическое» в семантике цветообозначений в народной культуре (лингвокультурологический аспект) // Вестник Томского университета. 2012. № 360. С. 15–17.

Толстая С. М. Речь ритуальная // Славянские древности: этнолингвистический словарь: в 5 т. / под. общ. ред. Н. И. Толстого. Т. 4. П (Переправа через воду) – С (Сито). М.: Междунар. отношения, 2009. С. 427–432.

Христофорова О. Б. Колдуны и жертвы: антропология колдовства в современной России. М.: ОГИ, РГГУ, 2010. 432 с.

Черепанова О. А. Мифологическая лексика русского языка: дис. … д-ра филол. наук. Л., 1983. 435 с.

Черных А. В., Русинова И. И., Шкураток Ю. А. «Вещица» в мифологических рассказах русских Среднего Прикамья // Традиционная культура. 2016. № 2. С. 62–79.

Четина Е. М., Королёва С. Ю. Традиционная обрядность и «ритуальные специалисты» в современном селе // Социо- и психолингвистические исследования. 2016. № 4. С. 137–144.

ЭСМРПК – Этнодиалектный словарь мифологических рассказов Пермского края / И. И. Русинова, А. В. Черных, К. Э. Шумов, С. Ю. Королёва. Ч. 1: Люди со сверхъестественными свойствами. СПб.: Маматов, 2019. 832 с.

References

Belova O. V. Inorodets [Foreigner]. Slavyanskie drevnosti: etnolingvisticheskiy slovar’: v 5 t. [Slavic Antiquities: Ethnolinguistic Dictionary: in 5 vols.]. Ed. by N. I. Tolstoy. Moscow, Mezhdunarodnye otnosheniya Publ., 1999, vol. 2, рр. 414–418. (In Russ.)

Belova O. V. Svoy – chuzhoy [One’s own – alien]. Slavyanskie drevnosti: Etnolingvisticheskiy slovar’: v 5 t. [Slavic Antiquities: Ethnolinguistic Dictionary: in 5 vols.]. Ed. by N. I. Tolstoy. Moscow, Mezhdunarodnye otnosheniya Publ., 2009, vol. 4, pp. 581–582. (In Russ.)

Belova O. V. Tsvet [Color]. Slavyanskie drevnosti: etnolingvisticheskiy slovar’: v 5 t. [Slavic Antiquities: Ethnolinguistic Dictionary: in 5 vols.]. Ed. by N. I. Tolstoy. Moscow, Mezhdunarodnye otnosheniya Publ., 2012, vol. 5, рр. 474–476. (In Russ.)

Belova O. V. Etnicheskie stereotipy po dannym yazyka i narodnoy kul’tury slavyan (etnolingvisticheskoe issledovanie). Diss. dokt. filol. nauk [Ethnic stereotypes as manifested in the language and folk culture of the Slavs (ethnolinguistic research). Dr. philol. sci. diss.]. Moscow, 2006. 264 р. (In Russ.)

Bobrova M. V., Rusinova I. I. Demononimy v russkikh mifologicheskikh tekstakh Permskogo kraya [Demononyms in Russian mythological texts of the Perm region]. Voprosy onomastiki [Рroblems of Оnomastics], 2020, vol. 17, issue 3, рр. 83–103. (In Russ.)

Vinogradov V. V. Istoriya slov [History of words]. Moscow, 1999. 1138 р. (In Russ.)

Vinogradova L. N. Antroponimicheskiy kod v ukrainskoy demonimii [Аnthroponymic code in Ukrainian demonymy]. Voprosy onomastiki [Рroblems of Оnomastics], 2019, vol. 16, issue 2, рр. 69–84. (In Russ.)

Zhuravlev A. F. Fonetika besovskoy rechi (na vostochnoslavyanskom materiale) [Phonetics of demonic speech (on the East Slavic material)]. Ethnolinguistica Slavica. K 90-letiyu akademika Nikity Il’icha Tolstogo [Ethnolinguistica Slavica. On the occasion of the 90th anniversary of the birth of Academician Nikita Ilyich Tolstoy]. Moscow, Indrik Publ., 2013, рр. 344–362. (In Russ.)

Kachinskaya I. B. Terminy rodstva v mifologicheskom prostranstve (po materialam arkhangel’skikh govorov) [Kinship terms in the mythological dimension (a case study of Arkhangelsk dialects)]. Vestnik Permskogo universiteta. Rossiyskaya i zarubezhnaya filologiya. [Perm University Herald. Russian and Foreign Philology], 2015, issue 2(30), pp. 16–26. (In Russ.)

Koroleva S. Yu. Obryad ʽprovodov dushiʼ s ritual’nym zamestitelem umershego (materialy russko-komi-permyatskogo pogranich’ya) [The ‘Farewell to the Soul’ ceremony with ritual substitution of the deceased person (Folk phenomena of the Russian-Komi-Permyaks’ transgressive zone)]. Antropologicheskiy forum [Anthropological Forum], 2014, issue 23, pp. 52–76. (In Russ.)

Koroleva S. Yu., Belomestnova A. S. Obraz petukha v rasskazakh o kladakh (na materiale neskazochnoy prozy russkogo i finno-permskikh narodov) [Image of a rooster in folk legends about hoards (based on Russian, Komi and Komi-Permyak texts)]. Traditsionnaya kul’tura [Traditional Culture], 2018, vol. 19, issue 5, pp. 192−205. (In Russ.)

Koshkarova Yu. A. K voprosu o vzaimosvyazi obrazov medvedya i leshego v russkoy narodnoy traditsii [On the relationship between the images of the bear and the leshy in the Russian folk tradition]. Nauchnye vedomosti BelGU. Istoriya. Politologiya. Ekonomika. Informatika [Belgorod State University Scientific Bulletin. History. Political Science. Economics. Information Technologies], 2009, issue 9(64), рр. 97–102. (In Russ.)

Levkievskaya E. E. Dukhi lokusov [Spirits of loci]. Slavyanskie drevnosti: etnolingvisticheskiy slovar’: v 5 t. [Slavic Antiquities: Ethnolinguistic Dictionary: in 5 vols.]. Ed. by N. I. Tolstoy. Moscow, Mezhdunarodnye otnosheniya Publ., 1999а, vol. 2, рр. 155–157. (In Russ.)

Levkievskaya E. E. Zadabrivat’ [Cajole]. Slavyanskie drevnosti: etnolingvisticheskiy slovar’: v 5 t. [Slavic Antiquities: Ethnolinguistic Dictionary: in 5 vols.]. Ed. by N. I. Tolstoy. Moscow, Mezhdunarodnye otnosheniya Publ., 1999b, vol. 2, рр. 244–246. (In Russ.)

Levkievskaya E. E. Leshy. Slavyanskie drevnosti: etnolingvisticheskiy slovar’: v 5 t. [Slavic antiquities: Ethnolinguistic dictionary: In 5 vol.]. Ed. by N. I. Tolstoy. Moscow, Mezhdunarodnye otnosheniya Publ., 2004, vol. 3, рр. 104–108. (In Russ.)

Legendy, predaniya, byval’shchiny [Legends, stories, tales]. Comp. by N. A. Krinichnaya. Moscow, Sovremennik Publ., 1989, рр. 185–186. (In Russ.)

Mifologicheskie rasskazy i legendy Russkogo Severa [Mythological narratives and legends of the Russian North]. Comp., comment. by O. A. Cherepanova. St. Petersburg, St. Petersburg University Press, 1996. Available at: https://www.booksite.ru/fulltext/mip/hol/ogi/che/skye/index.htm (accessed 05.08.2021). (In Russ.)

Moroz A. B. Kak zovut domovogo? K etimologii odnogo demononima [What is the name of the domovoy? On the etymology of one demononym]. Etnolingvistika. Onomastika. Etimologiya: Materialy III Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii [Ethnolinguistics. Onomastics. Etymology. Proc. of the 3rd Int. Sci. Conf.]. Ekaterinburg, 2015, pp. 186–189. (In Russ.)

Podyukov I. A. Onomasticheskoe oformlenie kartiny potustoronnego mira v narodnoy kul'turno-yazykovoy traditsii [Onomastic representation of the otherworld In Russian popular language and culture]. Voprosy onomastiki [Problems of Onomastics], 2019, vol. 16, issue 3, pp. 125−139. (In Russ.)

Podyukov I. A. Simvolizm bytovykh veshchey v traditsionnoy russkoy kul’ture Prikam’ya [Symbolism of everyday things in the traditional Russian culture of the Kama region]. Sovremennoe izobrazitel’noe iskusstvo, arkhitektura i dizayn: grani i granitsy: Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Contemporary Visual Arts, Architecture and Design: Facets and Boundaries. Proc. all-Russ. Sci. Conf.]. Perm, 2020, рр. 73−82. (In Russ.)

Podyukov I. A. Simvolika orudiy krest’yanskogo truda v narodnoy kul’ture Permskogo kraya [Тhe symbolism of the instruments of peasant labor in the folklife culture of the Perm region]. Trudy Kamskoy arkheologo-etnograficheskoy ekspeditsii [Proceedings of the Kama archaeological and ethnographic expedition], 2019b, issue 15, pp. 129−135. (In Russ.)

Radenkovich L. Lichnye imena mifologicheskikh sushchestv [Personal names of mythological creatures]. Ethnolinguistica Slavica. K 90-letiyu akademika Nikity Il’icha Tolstogo [Ethnolinguistica Slavica. On the occasion of the 90th anniversary of birth of Academician Nikita Ilyich Tolstoy]. Moscow, Indrik Publ., 2013, рр. 59–72. (In Russ.)

Rusinova I. I. Sposoby oblegcheniya smerti kolduna (na materiale russkikh mifologicheskikh rasskazov Permskogo kraya) [Ways of mitigating the death of a sorcerer (based on Russian mythological stories from the Perm Region)]. Traditsionnaya kul’tura [Traditional Сulture], 2020, vol. 21, issue 1, pp. 136–148. (In Russ.)

Rusinova I. I., Granova M. A. Vospriyatie ‘professionala’ kak kolduna, znakharya (po dannym permskikh govorov) [Perception of a ‘professional’ as a sorcerer, a healer (based on the material of perm dialects)]. Regional’noe rechevoe prostranstvo v sinkhronii i diakhronii: Materialy Vserossiyskoy nauchnoy konferentsii [Regional speech space in synchrony and diachrony. Proc. all-Russ. Sci. Conf.]. Solikamsk, 2014, pp. 31−36. (In Russ.)

Rusinova I. I., Shkuratok Yu. A. Mifologicheskie znacheniya slov ikota, ikotka (po dannym govorov Yurlinskogo rayona Permskogo kraya) [Mythological meanings of the words ikota, ikotka (a study of dialects of the Yurlinsky district of Perm Krai)]. Filologiya v XXI veke: metody, problemy, idei: Materialy V Vserossiyskoy (s mezhdunarodnym uchastiem) nauchnoy konferentsii [Philology in the 21st Century: Methods, Problems and Ideas: Proc. all-Russ. Sci. Conf. with international participation]. Perm, 2017, pp. 270−275. (In Russ.)

Rusinova I. I., Shkuratok Yu. A. Motivy Peredachi / polucheniya verbal’noy magii i ikh otrazhenie v leksicheskikh edinitsakh (na materiale mifologicheskikh rasskazov Permskogo kraya) [Motifs of transference / receival of verbal magic and their reflection in lexical units (a case study of mythological narratives of Perm Krai)]. Vestnik Permskogo universiteta. Rossiyskaya i zarubezhnaya filologiya [Perm University Herald. Russian and Foreign Philology], 2018, vol. 10, issue 4, pp. 59–69. (In Russ.)

Cisse K. Totemnyy simvol, personazh russkikh skazok – medved’ [Totemic symbol, character of Russian tales – bear]. Neofilologiya [Neophilology], 2020, vol. 6, issue 21, pp. 164–169. (In Russ.)

Slovar’ russkogo yazyka: v 4 t. [Dictionary of the Russian Language: in 4 vols.]. Ed. by A. P. Evgen’eva. Moscow, Russkiy yazyk Publ., Poligrafresursy Publ., 1999, vols. 1–4. Available at: http://feb-web.ru/feb/mas/MAS-abc/default.asp (accessed 09.08.2021). (In Russ.)

Tarakanova D. A. ‘Simvolicheskoe’ v semantike tsvetooboznacheniy v narodnoy kul’ture (lingvokul’turologicheskiy aspekt) [ʽSymbolicʼ in colour terms of folk culture (linguistic and cultural aspects)]. Vestnik Tomskogo universiteta [Tomsk State University Journal], 2012, issue 360, pp. 15–17. (In Russ.)

Tolstaya S. M. Rech’ ritual’naya [Ritual speech]. Slavyanskie drevnosti: Etnolingvisticheskiy slovar’: v 5 t. [Slavic Antiquities: Ethnolinguistic Dictionary: in 5 vols.]. Ed. by N. I. Tolstoy. Moscow, Mezhdunarodnye otnosheniya Publ, 2009, vol. 4, pp. 427–432. (In Russ.)

Khristoforova O. B. Kolduny i zhertvy: Antropologiya koldovstva v sovremennoy Rossii [Wizards and Their Victims: Anthropology of Witchcraft in Modern Russia]. Moscow, United Humanitarian Publishers, Russian State University for the Humanities Publ., 2010. 432 p. (In Russ.)

Cherepanova O. A. Mifologicheskaya leksika russkogo yazyka. Diss. dokt. filol. Nauk [Mythological vocabulary of the Russian language. Dr. philol. sci. diss.]. Leningrad, 1983. 435 р. (In Russ.)

Chernykh A. V., Rusinova I. I., Shkuratok Yu. A. ʽVeshchitsaʼ v mifologicheskikh rasskazakh russkikh Srednego Prikam'ya [ʽVeshchitsaʼ in mythological tales of the Russians inhabiting the Middle Kama region]. Traditsionnaya kul’tura [Traditional Сulture], 2016, issue 2, pp. 62–79. (In Russ.)

Chetina E. M., Koroleva S. Yu. Traditsionnaya obryadnost’ i ‘ritual’nye spetsialisty’ v sovremennom sele [Traditional culture and ʽritual specialistsʼ in modern village]. Sotsio- i psikholingvisticheskie issledovaniya [Socio- and Psycholinguistic Studies], 2016, issue 4, pp. 137−144. (In Russ.)

Etnodialektnyy slovar’ mifologicheskikh rasskazov Permskogo kraya [Ethnodialect Dictionary of Mythological Tales of the Perm region]. Comp. by I. I. Rusinova, A. V. Chernykh, K. E. Shumov, S. Yu. Koroleva. St. Petersburg, Mamatov Publ., 2019. Pt. 1. Lyudi so sverkh”estestvennymi svoystvami [People with supernatural powers]. 832 p. (In Russ.)

Загрузки

Опубликован

2022-01-12

Как цитировать

Гранова, М. А. . (2022). Имена лешего в русских мифологических текстах Пермского края: семантический, структурный и функциональный аспекты. Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология, 13(4). https://doi.org/10.17072/2073-6681-2021-4-19-29

Выпуск

Раздел

ЯЗЫК, КУЛЬТУРА, ОБЩЕСТВО