Имена лешего в русских мифологических текстах Пермского края: семантический, структурный и функциональный аспекты
DOI:
https://doi.org/10.17072/2073-6681-2021-4-19-29Ключевые слова:
имя собственное; демононим; леший; мифологический текст; Пермский край.Аннотация
В статье в семантическом, структурном и функциональном аспектах рассматриваются собственные имена лешего, встречающиеся в русских мифологических текстах, собранных в различных районах Пермского края. Проведенный анализ показывает, что большинство имен этого персонажа в пермской традиции происходят от антропонимов; отапеллятивные демононимы образуются по моделям, характерным для антропонимов. Основная модель для создания собственных имен лешего – формула «имя + отчество» (Иван Григорьевич, Вихрь Вихрович), которая иногда может дополняться фамилией (Митрофан Сергеевич Ягода). Для имен лешего, образованных по данной модели, характерны повторы корней (Виктор Викторович, Еврей Евреевич), а также звуков – аллитерации и ассонансы (Шалопай Салопонтьевич). Иногда встречаются одиночные полные имена лешего (дядя Виктор) и наименования прозвищного типа (дедушка Алый). В некоторых случаях имена лешего могут дополняться терминами родства. Среди функций собственных имен лешего можно указать следующие: номинативную, антропоморфизирующую и персонифицирующую, табуирующую, вокативную, прагматическую, характеризующую. В собственных именах лешего отразились следующие связанные с ним мифологические представления: его принадлежность к миру демонов (Шалопай Салопонтьевич), связь с предками человека (дедушко Теретей Теретеевич), образы оборотничества (Вихрь Вихрович, Еврей Евреевич), рост персонажа выше человеческого (Шалопай Салопонтьевич), ресурсы, которыми владеет и распоряжается персонаж в своем локусе (Митрофан Сергеевич Ягода), связь персонажа с образом медведя (Михаил Иваныч), пол, возраст демона, наделение его в рамках мифологической традиции более высоким, чем человека, «социальным» статусом (Виктор Викторович), необходимость задабривать персонажа (Иван Григорьевич, дядя Виктор).Библиографические ссылки
Белова О. В. Инородец // Славянские древности: этнолингвистический словарь: в 5 т. / под. общ. ред. Н. И. Толстого. Т. 2. Д (Давать) – К (Крошки). М.: Междунар. отношения, 1999. С. 414–418.
Белова О. В. Свой – чужой // Славянские древности: этнолингвистический словарь: в 5 т. / под. общ. ред. Н. И. Толстого. Т. 4. П (Переправа через воду) – С (Сито). М.: Междунар. отношения, 2009. С. 581–582.
Белова О. В. Цвет // Славянские древности: этнолингвистический словарь: в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого. М.: Междунар. отношения, 2012. Т. 5. С (Сказка) – Я (Ящерица). С. 474–476.
Белова О. В. Этнические стереотипы по данным языка и народной культуры славян (этнолингвистическое исследование): дис. … д-ра филол. наук. М., 2006. 264 с.
Боброва М. В., Русинова И. И. Демононимы в русских мифологических текстах Пермского края // Вопросы ономастики. 2020. Т. 17, № 3. С. 83–103.
Виноградов В. В. История слов. М., 1999. 1138 с.
Виноградова Л. Н. Антропонимический код в украинской демонимии // Вопросы ономастики. 2019. Т. 16. № 2. С. 69–84.
Журавлев А. Ф. Фонетика бесовской речи (на восточнославянском материале) // Ethnolinguistica Slavica. К 90-летию академика Никиты Ильича Толстого / отв. ред. С. М. Толстая. М.: Индрик, 2013. С. 344–362.
Качинская И. Б. Термины родства в мифологическом пространстве (по материалам архангельских говоров) // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2015. Вып. 2(30). С. 16–26.
Королёва С. Ю. Обряд «проводов души» с ритуальным заместителем умершего (материалы русско-коми-пермяцкого пограничья) // Антропологический форум. 2014. № 23. С. 52–76.
Королёва С. Ю., Беломестнова А. С. Образ петуха в рассказах о кладах (на материале несказочной прозы русского и финно-пермских народов) // Традиционная культура. 2018. Т. 19. № 5. С. 192–205.
Кошкарова Ю. А. К вопросу о взаимосвязи образов медведя и лешего в русской народной традиции // Научные ведомости БелГУ. История. Политология. Экономика. Информатика. 2009. № 9(64). С. 97–102.
Левкиевская Е. Е. Духи локусов // Славянские древности: этнолингвистический словарь: в 5 т. / под. общ. ред. Н. И. Толстого. Т. 2. Д (Давать) – К (Крошки). М.: Междунар. отношения, 1999а. С. 155–157.
Левкиевская Е. Е. Задабривать // Славянские древности: этнолингвистический словарь: в 5 т. / под. общ. ред. Н. И. Толстого. Т. 2. Д (Давать) – К (Крошки). М.: Междунар. отношения, 1999б. С. 244–246.
Левкиевская Е. Е. Леший // Славянские древности: этнолингвистический словарь: в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого. Т. 3. К (Круг) – П (Перепелка). М.: Междунар. отношения, 2004. С. 104–108.
Легенды, предания, бывальщины / сост., подгот. текстов и вступ. ст. Н. А. Криничной. М.: Современник, 1989. С. 185−186.
МАС – Словарь русского языка: в 4 т. / под ред. А. П. Евгеньевой. М., 1999. Т. 1–4. URL: http://feb-web.ru/feb/mas/MAS-abc/default.asp (дата обращения: 09.08.2021).
Мифологические рассказы и легенды Русского Севера / сост. и авт. ком. О. А. Черепанова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1996. URL: https://www.booksite.ru/fulltext/mip/hol/ogi/che/skye/index.htm (дата обращения: 05.08.2021).
Мороз А. Б. Как зовут домового? К этимологии одного демононима // Этнолингвистика. Ономастика. Этимология: материалы III Междунар. науч. конф. /отв. ред. Е. Л. Березович. Екатеринбург, 2015. С. 186–189.
Подюков И. А. Ономастическое оформление картины потустороннего мира в народной культурно-языковой традиции // Вопросы ономастики. 2019а. Т. 16. № 3. С. 125–139.
Подюков И. А. Символика орудий крестьянского труда в народной культуре Пермского края // Труды Камской археолого-этнографической экспедиции. 2019б. № 15. С. 129–135.
Подюков И. А. Символизм бытовых вещей в традиционной русской культуре Прикамья // Современное изобразительное искусство, архитектура и дизайн: грани и границы: материалы Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. А. П. Крохалевой. Пермь, 2020. С. 73–82.
Раденкович Л. Личные имена мифологических существ // Ethnolinguistica Slavica. К 90-летию академика Никиты Ильича Толстого / отв. ред. С. М. Толстая. М.: Индрик, 2013. С. 59–72.
Русинова И. И. Способы облегчения смерти колдуна (на материале русских мифологических рассказов Пермского края) // Традиционная культура. 2020. Т. 21. Вып. 1. С. 136–148.
Русинова И. И., Гранова М. А. Восприятие «профессионала» как колдуна, знахаря (по данным пермских говоров) // Региональное речевое пространство в синхронии и диахронии: материалы Всерос. науч. конф. / ред. Н. В. Логунова, Л. Л. Мазитова. Соликамск, 2014. С. 31–36.
Русинова И. И., Шкураток Ю. А. Мифологические значения слов икота, икотка (по данным говоров Юрлинского района Пермского края) // Филология в XXI веке: методы, проблемы, идеи: материалы V Всерос. (с междунар. участием) науч. конф. / отв. ред. И. И. Русинова. Пермь, 2017. С. 270–275.
Русинова И. И., Шкураток Ю. А. Мотивы передачи / получения вербальной магии и их отражение в лексических единицах (на материале мифологических рассказов Пермского края) // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2018. Т. 10. Вып. 4. С. 59–69.
Сиссе К. Тотемный символ, персонаж русских сказок – медведь // Неофилология. 2020. Т. 6. № 21. С. 164–169.
Тараканова Д. А. «Символическое» в семантике цветообозначений в народной культуре (лингвокультурологический аспект) // Вестник Томского университета. 2012. № 360. С. 15–17.
Толстая С. М. Речь ритуальная // Славянские древности: этнолингвистический словарь: в 5 т. / под. общ. ред. Н. И. Толстого. Т. 4. П (Переправа через воду) – С (Сито). М.: Междунар. отношения, 2009. С. 427–432.
Христофорова О. Б. Колдуны и жертвы: антропология колдовства в современной России. М.: ОГИ, РГГУ, 2010. 432 с.
Черепанова О. А. Мифологическая лексика русского языка: дис. … д-ра филол. наук. Л., 1983. 435 с.
Черных А. В., Русинова И. И., Шкураток Ю. А. «Вещица» в мифологических рассказах русских Среднего Прикамья // Традиционная культура. 2016. № 2. С. 62–79.
Четина Е. М., Королёва С. Ю. Традиционная обрядность и «ритуальные специалисты» в современном селе // Социо- и психолингвистические исследования. 2016. № 4. С. 137–144.
ЭСМРПК – Этнодиалектный словарь мифологических рассказов Пермского края / И. И. Русинова, А. В. Черных, К. Э. Шумов, С. Ю. Королёва. Ч. 1: Люди со сверхъестественными свойствами. СПб.: Маматов, 2019. 832 с.
References
Belova O. V. Inorodets [Foreigner]. Slavyanskie drevnosti: etnolingvisticheskiy slovar’: v 5 t. [Slavic Antiquities: Ethnolinguistic Dictionary: in 5 vols.]. Ed. by N. I. Tolstoy. Moscow, Mezhdunarodnye otnosheniya Publ., 1999, vol. 2, рр. 414–418. (In Russ.)
Belova O. V. Svoy – chuzhoy [One’s own – alien]. Slavyanskie drevnosti: Etnolingvisticheskiy slovar’: v 5 t. [Slavic Antiquities: Ethnolinguistic Dictionary: in 5 vols.]. Ed. by N. I. Tolstoy. Moscow, Mezhdunarodnye otnosheniya Publ., 2009, vol. 4, pp. 581–582. (In Russ.)
Belova O. V. Tsvet [Color]. Slavyanskie drevnosti: etnolingvisticheskiy slovar’: v 5 t. [Slavic Antiquities: Ethnolinguistic Dictionary: in 5 vols.]. Ed. by N. I. Tolstoy. Moscow, Mezhdunarodnye otnosheniya Publ., 2012, vol. 5, рр. 474–476. (In Russ.)
Belova O. V. Etnicheskie stereotipy po dannym yazyka i narodnoy kul’tury slavyan (etnolingvisticheskoe issledovanie). Diss. dokt. filol. nauk [Ethnic stereotypes as manifested in the language and folk culture of the Slavs (ethnolinguistic research). Dr. philol. sci. diss.]. Moscow, 2006. 264 р. (In Russ.)
Bobrova M. V., Rusinova I. I. Demononimy v russkikh mifologicheskikh tekstakh Permskogo kraya [Demononyms in Russian mythological texts of the Perm region]. Voprosy onomastiki [Рroblems of Оnomastics], 2020, vol. 17, issue 3, рр. 83–103. (In Russ.)
Vinogradov V. V. Istoriya slov [History of words]. Moscow, 1999. 1138 р. (In Russ.)
Vinogradova L. N. Antroponimicheskiy kod v ukrainskoy demonimii [Аnthroponymic code in Ukrainian demonymy]. Voprosy onomastiki [Рroblems of Оnomastics], 2019, vol. 16, issue 2, рр. 69–84. (In Russ.)
Zhuravlev A. F. Fonetika besovskoy rechi (na vostochnoslavyanskom materiale) [Phonetics of demonic speech (on the East Slavic material)]. Ethnolinguistica Slavica. K 90-letiyu akademika Nikity Il’icha Tolstogo [Ethnolinguistica Slavica. On the occasion of the 90th anniversary of the birth of Academician Nikita Ilyich Tolstoy]. Moscow, Indrik Publ., 2013, рр. 344–362. (In Russ.)
Kachinskaya I. B. Terminy rodstva v mifologicheskom prostranstve (po materialam arkhangel’skikh govorov) [Kinship terms in the mythological dimension (a case study of Arkhangelsk dialects)]. Vestnik Permskogo universiteta. Rossiyskaya i zarubezhnaya filologiya. [Perm University Herald. Russian and Foreign Philology], 2015, issue 2(30), pp. 16–26. (In Russ.)
Koroleva S. Yu. Obryad ʽprovodov dushiʼ s ritual’nym zamestitelem umershego (materialy russko-komi-permyatskogo pogranich’ya) [The ‘Farewell to the Soul’ ceremony with ritual substitution of the deceased person (Folk phenomena of the Russian-Komi-Permyaks’ transgressive zone)]. Antropologicheskiy forum [Anthropological Forum], 2014, issue 23, pp. 52–76. (In Russ.)
Koroleva S. Yu., Belomestnova A. S. Obraz petukha v rasskazakh o kladakh (na materiale neskazochnoy prozy russkogo i finno-permskikh narodov) [Image of a rooster in folk legends about hoards (based on Russian, Komi and Komi-Permyak texts)]. Traditsionnaya kul’tura [Traditional Culture], 2018, vol. 19, issue 5, pp. 192−205. (In Russ.)
Koshkarova Yu. A. K voprosu o vzaimosvyazi obrazov medvedya i leshego v russkoy narodnoy traditsii [On the relationship between the images of the bear and the leshy in the Russian folk tradition]. Nauchnye vedomosti BelGU. Istoriya. Politologiya. Ekonomika. Informatika [Belgorod State University Scientific Bulletin. History. Political Science. Economics. Information Technologies], 2009, issue 9(64), рр. 97–102. (In Russ.)
Levkievskaya E. E. Dukhi lokusov [Spirits of loci]. Slavyanskie drevnosti: etnolingvisticheskiy slovar’: v 5 t. [Slavic Antiquities: Ethnolinguistic Dictionary: in 5 vols.]. Ed. by N. I. Tolstoy. Moscow, Mezhdunarodnye otnosheniya Publ., 1999а, vol. 2, рр. 155–157. (In Russ.)
Levkievskaya E. E. Zadabrivat’ [Cajole]. Slavyanskie drevnosti: etnolingvisticheskiy slovar’: v 5 t. [Slavic Antiquities: Ethnolinguistic Dictionary: in 5 vols.]. Ed. by N. I. Tolstoy. Moscow, Mezhdunarodnye otnosheniya Publ., 1999b, vol. 2, рр. 244–246. (In Russ.)
Levkievskaya E. E. Leshy. Slavyanskie drevnosti: etnolingvisticheskiy slovar’: v 5 t. [Slavic antiquities: Ethnolinguistic dictionary: In 5 vol.]. Ed. by N. I. Tolstoy. Moscow, Mezhdunarodnye otnosheniya Publ., 2004, vol. 3, рр. 104–108. (In Russ.)
Legendy, predaniya, byval’shchiny [Legends, stories, tales]. Comp. by N. A. Krinichnaya. Moscow, Sovremennik Publ., 1989, рр. 185–186. (In Russ.)
Mifologicheskie rasskazy i legendy Russkogo Severa [Mythological narratives and legends of the Russian North]. Comp., comment. by O. A. Cherepanova. St. Petersburg, St. Petersburg University Press, 1996. Available at: https://www.booksite.ru/fulltext/mip/hol/ogi/che/skye/index.htm (accessed 05.08.2021). (In Russ.)
Moroz A. B. Kak zovut domovogo? K etimologii odnogo demononima [What is the name of the domovoy? On the etymology of one demononym]. Etnolingvistika. Onomastika. Etimologiya: Materialy III Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii [Ethnolinguistics. Onomastics. Etymology. Proc. of the 3rd Int. Sci. Conf.]. Ekaterinburg, 2015, pp. 186–189. (In Russ.)
Podyukov I. A. Onomasticheskoe oformlenie kartiny potustoronnego mira v narodnoy kul'turno-yazykovoy traditsii [Onomastic representation of the otherworld In Russian popular language and culture]. Voprosy onomastiki [Problems of Onomastics], 2019, vol. 16, issue 3, pp. 125−139. (In Russ.)
Podyukov I. A. Simvolizm bytovykh veshchey v traditsionnoy russkoy kul’ture Prikam’ya [Symbolism of everyday things in the traditional Russian culture of the Kama region]. Sovremennoe izobrazitel’noe iskusstvo, arkhitektura i dizayn: grani i granitsy: Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Contemporary Visual Arts, Architecture and Design: Facets and Boundaries. Proc. all-Russ. Sci. Conf.]. Perm, 2020, рр. 73−82. (In Russ.)
Podyukov I. A. Simvolika orudiy krest’yanskogo truda v narodnoy kul’ture Permskogo kraya [Тhe symbolism of the instruments of peasant labor in the folklife culture of the Perm region]. Trudy Kamskoy arkheologo-etnograficheskoy ekspeditsii [Proceedings of the Kama archaeological and ethnographic expedition], 2019b, issue 15, pp. 129−135. (In Russ.)
Radenkovich L. Lichnye imena mifologicheskikh sushchestv [Personal names of mythological creatures]. Ethnolinguistica Slavica. K 90-letiyu akademika Nikity Il’icha Tolstogo [Ethnolinguistica Slavica. On the occasion of the 90th anniversary of birth of Academician Nikita Ilyich Tolstoy]. Moscow, Indrik Publ., 2013, рр. 59–72. (In Russ.)
Rusinova I. I. Sposoby oblegcheniya smerti kolduna (na materiale russkikh mifologicheskikh rasskazov Permskogo kraya) [Ways of mitigating the death of a sorcerer (based on Russian mythological stories from the Perm Region)]. Traditsionnaya kul’tura [Traditional Сulture], 2020, vol. 21, issue 1, pp. 136–148. (In Russ.)
Rusinova I. I., Granova M. A. Vospriyatie ‘professionala’ kak kolduna, znakharya (po dannym permskikh govorov) [Perception of a ‘professional’ as a sorcerer, a healer (based on the material of perm dialects)]. Regional’noe rechevoe prostranstvo v sinkhronii i diakhronii: Materialy Vserossiyskoy nauchnoy konferentsii [Regional speech space in synchrony and diachrony. Proc. all-Russ. Sci. Conf.]. Solikamsk, 2014, pp. 31−36. (In Russ.)
Rusinova I. I., Shkuratok Yu. A. Mifologicheskie znacheniya slov ikota, ikotka (po dannym govorov Yurlinskogo rayona Permskogo kraya) [Mythological meanings of the words ikota, ikotka (a study of dialects of the Yurlinsky district of Perm Krai)]. Filologiya v XXI veke: metody, problemy, idei: Materialy V Vserossiyskoy (s mezhdunarodnym uchastiem) nauchnoy konferentsii [Philology in the 21st Century: Methods, Problems and Ideas: Proc. all-Russ. Sci. Conf. with international participation]. Perm, 2017, pp. 270−275. (In Russ.)
Rusinova I. I., Shkuratok Yu. A. Motivy Peredachi / polucheniya verbal’noy magii i ikh otrazhenie v leksicheskikh edinitsakh (na materiale mifologicheskikh rasskazov Permskogo kraya) [Motifs of transference / receival of verbal magic and their reflection in lexical units (a case study of mythological narratives of Perm Krai)]. Vestnik Permskogo universiteta. Rossiyskaya i zarubezhnaya filologiya [Perm University Herald. Russian and Foreign Philology], 2018, vol. 10, issue 4, pp. 59–69. (In Russ.)
Cisse K. Totemnyy simvol, personazh russkikh skazok – medved’ [Totemic symbol, character of Russian tales – bear]. Neofilologiya [Neophilology], 2020, vol. 6, issue 21, pp. 164–169. (In Russ.)
Slovar’ russkogo yazyka: v 4 t. [Dictionary of the Russian Language: in 4 vols.]. Ed. by A. P. Evgen’eva. Moscow, Russkiy yazyk Publ., Poligrafresursy Publ., 1999, vols. 1–4. Available at: http://feb-web.ru/feb/mas/MAS-abc/default.asp (accessed 09.08.2021). (In Russ.)
Tarakanova D. A. ‘Simvolicheskoe’ v semantike tsvetooboznacheniy v narodnoy kul’ture (lingvokul’turologicheskiy aspekt) [ʽSymbolicʼ in colour terms of folk culture (linguistic and cultural aspects)]. Vestnik Tomskogo universiteta [Tomsk State University Journal], 2012, issue 360, pp. 15–17. (In Russ.)
Tolstaya S. M. Rech’ ritual’naya [Ritual speech]. Slavyanskie drevnosti: Etnolingvisticheskiy slovar’: v 5 t. [Slavic Antiquities: Ethnolinguistic Dictionary: in 5 vols.]. Ed. by N. I. Tolstoy. Moscow, Mezhdunarodnye otnosheniya Publ, 2009, vol. 4, pp. 427–432. (In Russ.)
Khristoforova O. B. Kolduny i zhertvy: Antropologiya koldovstva v sovremennoy Rossii [Wizards and Their Victims: Anthropology of Witchcraft in Modern Russia]. Moscow, United Humanitarian Publishers, Russian State University for the Humanities Publ., 2010. 432 p. (In Russ.)
Cherepanova O. A. Mifologicheskaya leksika russkogo yazyka. Diss. dokt. filol. Nauk [Mythological vocabulary of the Russian language. Dr. philol. sci. diss.]. Leningrad, 1983. 435 р. (In Russ.)
Chernykh A. V., Rusinova I. I., Shkuratok Yu. A. ʽVeshchitsaʼ v mifologicheskikh rasskazakh russkikh Srednego Prikam'ya [ʽVeshchitsaʼ in mythological tales of the Russians inhabiting the Middle Kama region]. Traditsionnaya kul’tura [Traditional Сulture], 2016, issue 2, pp. 62–79. (In Russ.)
Chetina E. M., Koroleva S. Yu. Traditsionnaya obryadnost’ i ‘ritual’nye spetsialisty’ v sovremennom sele [Traditional culture and ʽritual specialistsʼ in modern village]. Sotsio- i psikholingvisticheskie issledovaniya [Socio- and Psycholinguistic Studies], 2016, issue 4, pp. 137−144. (In Russ.)
Etnodialektnyy slovar’ mifologicheskikh rasskazov Permskogo kraya [Ethnodialect Dictionary of Mythological Tales of the Perm region]. Comp. by I. I. Rusinova, A. V. Chernykh, K. E. Shumov, S. Yu. Koroleva. St. Petersburg, Mamatov Publ., 2019. Pt. 1. Lyudi so sverkh”estestvennymi svoystvami [People with supernatural powers]. 832 p. (In Russ.)