МЕСТОИМЕНИЯ ПЕРВОГО И ВТОРОГО ЛИЦА КАК СРЕДСТВО ДИАЛОГИЗАЦИИ В ЛЕКЦИОННОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ ПРАКТИКЕ
DOI:
https://doi.org/10.17072/2037-6681-2017-1-87-92Ключевые слова:
академическая лекция, монолог, диалог, личное местоимение, контекстный смысл, диалогизация монолога, прием воздействия.Аннотация
Рассматривается способ диалогизации лекционного монолога с помощью личных местоимений первого и второго лица. Диалогизация представляет собой комплекс приемов, направленных на установление коммуникативного комфорта адресата при восприятии интеллектуально сложного монолога. Набор данных приемов в целом моделирует форму диалога, внедряемого в монологический текст с прагматической целью. Местоимения первого и второго лица входят в ядро языковых средств диалогизации. Они обеспечивают условную персонификацию подачи научной информации.Проблема, которой посвящена данная статья, состоит в выявлении характерных для лекционной коммуникативной практики приемов диалогизации, которые опираются на использование названных групп местоимений. Эти приемы делятся на две разновидности: выделяющие одну из сторон коммуникации и объединяющие коммуникантов. На основе контекстного анализа определяются речевые смыслы личных местоимений в академической лекции и описывается типовое функционально-смысловое наполнение личных местоимений в составе приемов диалогизации. Делается вывод о жанровой специфике данных приемов, выделяются приемы, наиболее актуальные для жанра академической лекции.Библиографические ссылки
Бахтин М. М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. СПб.: Азбука, 2000. 336 с.
Бенвенист Э. Природа местоимений // Общая лингвистика. М.: Едиториал УРСС, 2002. С. 285–291.
Богомолов М. А. Диалогизация выступления как один из аспектов персонификации телевизионного сообщения // Значение и смысл слова: художественная речь, публицистика. М.: Изд-во МГУ, 1987. С. 92–99.
Борисова И. Н. Русский разговорный диалог: структура и динамика. М.: КомКнига, 2005. 320 с.
Василенко Е. Н. Местоимения как средство реализации коммуникативной стратегии убеждения (на материале политического дискурса) // Вестник Полоцкого государственного университета. 2012. С. 98–102.
Васильева А. Н. Курс лекций по стилистике русского языка: Научный стиль речи. М.: Русский язык, 1976. 187 с.
Дементьев В. В. Коммуникативные ценности русской культуры: Категория персональности в лексике и прагматике. М.: Глобал Ком, 2013. 336 с.
Дускаева Л. Р. Диалогичность речи (письменной) // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М. Н. Кожиной. М.: Флинта; Наука, 2003. С. 45–53.
Жуланова Е. А. Диалогичность учебно-научного монолога в речевой ситуации школьного обучения: автореф. … дис. канд. филол. наук. Екатеринбург, 2002. 23 с.
Куприна С. В. Устная и письменная монологическая речь одного лица: дис. … канд. филол. наук. Саратов, 1998. 186 с.
Матвеева Т. В. Диалогизация // Матвеева Т. В. Полный словарь лингвистических терминов. Ростов н/Д: Феникс, 2010. С. 89–90.
Норман Б. Ю. Русское местоимение мы: внутренняя драматургия // Russian Linguist. Netherland: Kluwer Academic Publishers, 2002. C. 218–234.
Щерба Л. В. Избранные работы по русскому языку: М.: Гос. учеб.-пед. изд-во министерства просвещения РСФСР, 1957. 188 с.
Якубинский Л. П. О диалогической речи // Якубинский Л. П. Избранные работы. Язык и его функционирование. М.: Наука, 1986. С. 17–58.
References
Bakhtin M. M. Avtor i geroy: K filosofskim osnovam gumanitarnykh nauk [The author and the character: philosophical foundations of the humanities]. St. Petersburg, Azbuka Publ., 2000. 336 p.
Benveniste E. Priroda mestoimeniy [The nature of pronouns]. Obshchaya lingvistika [Problems in General linguistics]. Moscow, Editorial URSS Publ., 2002, pp. 285–291.
Bogomolov M. A. Dialogizatsiya vystupleniya kak odin iz aspektov personifikatsii televizionnogo soobshcheniya [Dialogization of speech as an aspect of personification of television communication]. Znachenie i smysl slova: khudozhestvennaya rech, publitsistika [The meaning of the word: literary speech, journalism]. Moscow, Lomonosov Moscow State University Press, 1987, pp. 92–99.
Borisova I. N. Russkiy razgovornyy dialog: struktura i dinamika [Russian spoken dialogue: structure and dynamics]. Moscow, KomKniga Publ., 2005. 320 p.
Dement’ev V. V. Kommunikativnye tsennosti russkoy kul’tury: Kategoriya personal’nosti v leksike i pragmatike [Communicative values of Russian culture: the category of personality in vocabulary and pragmatics]. Moscow, Global Kom Publ., 2013. 336 p.
Duskaeva L. R. Dialogichnost’ rechi (pis’mennoy) [Dialogueness of speech (written)]. Stilisti-cheskiy entsiklopedicheskiy slovar’ russkogo yazyika [Stylistic encyclopedic dictionary of the Russian language]. Ed. by M. N. Kozhina. Moscow, Flinta Publ., Nauka Publ., 2003, pp. 45–53.
Kuprina S. V. Ustnaya i pis’mennaya monologicheskaya rech’ odnogo litsa. Diss. kand. filol. nauk [Oral and written monologic speech of one person. Cand. philol. sci. diss.]. Saratov, 1998. 186 p.
Matveeva T. V. Dialogizatsiya [Dialogization]. Matveeva T. V. Polnyy slovar’ lingvisticheskikh terminov [Complete dictionary of linguistic terms]. Rostov-on-Don, Feniks Publ., 2010, pp. 89–90.
Norman B. Yu. Russkoye mestoimeniye my: vnutrennyaya dramaturgiya [Russian personal pronoun we: inner dramaturgy]. Russian Linguist. Netherland, Kluwer Academic Publishers, 2002, pp. 218–234.
Shcherba L. V. Izbrannye raboty po russkomu yazyku [Selected works on the Russian language]. Moscow, Gosudarstvennoye uchebno-pedagogicheskoye izdatelstvo ministerstva prosveshcheniya RSFSR, 1957. 188 p.
Vasilenko E. N. Mestoimeniya kak sredstvo realizatsii kommunikativnoy strategii ubezhdeniya (na materiale politicheskogo diskursa) [Pronouns as means of communicative strategy of conviction (based on material of political discourse)]. Vestnik Polotskogo gosudarstvennogo universiteta [The Vestnik of PGU], 2012, pp. 98–102.
Vasil’eva A. N. Kurs lektsiy po stilistike russkogo yazyika: Nauchnyy stil’ rechi [Lectures on stylistics of the Russian language: scientific style of speech]. Moscow, Russian Language Publ., 1976. 187 p.
Yakubinskiy L. P. O dialogicheskoy rechi [About dialogized speech]. Yakubinskiy L. P. Izbrannyye raboty. Yazyk i ego funktsionirovanie [Selected works. Language and its functioning]. Moscow, 1986, pp. 17–58.
Zhulanova E. A. Dialogichnost’ uchebno-nauchnogo monologa v rechevoy situatsii shkol’nogo obucheniya. Avtoref. diss. kand. filol. nauk [Dialogization of a teaching-scientific monologue in schooling. Abstract of Cand. philol. sci. diss.]. Ekaterinburg, 2002. 23 p.