МЕСТОИМЕНИЯ ПЕРВОГО И ВТОРОГО ЛИЦА КАК СРЕДСТВО ДИАЛОГИЗАЦИИ В ЛЕКЦИОННОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ ПРАКТИКЕ

Цин Ян (Qing Yang)

Аннотация


Рассматривается способ диалогизации лекционного монолога с помощью личных местоимений первого и второго лица. Диалогизация представляет собой комплекс приемов, направленных на установление коммуникативного комфорта адресата при восприятии интеллектуально сложного монолога. Набор данных приемов в целом моделирует форму диалога, внедряемого в монологический текст с прагматической целью. Местоимения первого и второго лица входят в ядро языковых средств диалогизации. Они обеспечивают условную персонификацию подачи научной информации.

Проблема, которой посвящена данная статья, состоит в выявлении характерных для лекционной коммуникативной практики приемов диалогизации, которые опираются на использование названных групп местоимений. Эти приемы делятся на две разновидности: выделяющие одну из сторон коммуникации и объединяющие коммуникантов. На основе контекстного анализа определяются речевые смыслы личных местоимений в академической лекции и описывается типовое функционально-смысловое наполнение личных местоимений в составе приемов диалогизации. Делается вывод о жанровой специфике данных приемов, выделяются приемы, наиболее актуальные для жанра академической лекции.


Ключевые слова


академическая лекция; монолог; диалог; личное местоимение; контекстный смысл; диалогизация монолога; прием воздействия.

Полный текст:

PDF

Литература


Бахтин М. М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. СПб.: Азбука, 2000. 336 с.

Бенвенист Э. Природа местоимений // Общая лингвистика. М.: Едиториал УРСС, 2002. С. 285–291.

Богомолов М. А. Диалогизация выступления как один из аспектов персонификации телевизионного сообщения // Значение и смысл слова: художественная речь, публицистика. М.: Изд-во МГУ, 1987. С. 92–99.

Борисова И. Н. Русский разговорный диалог: структура и динамика. М.: КомКнига, 2005. 320 с.

Василенко Е. Н. Местоимения как средство реализации коммуникативной стратегии убеждения (на материале политического дискурса) // Вестник Полоцкого государственного университета. 2012. С. 98–102.

Васильева А. Н. Курс лекций по стилистике русского языка: Научный стиль речи. М.: Русский язык, 1976. 187 с.

Дементьев В. В. Коммуникативные ценности русской культуры: Категория персональности в лексике и прагматике. М.: Глобал Ком, 2013. 336 с.

Дускаева Л. Р. Диалогичность речи (письменной) // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М. Н. Кожиной. М.: Флинта; Наука, 2003. С. 45–53.

Жуланова Е. А. Диалогичность учебно-научного монолога в речевой ситуации школьного обучения: автореф. … дис. канд. филол. наук. Екатеринбург, 2002. 23 с.

Куприна С. В. Устная и письменная монологическая речь одного лица: дис. … канд. филол. наук. Саратов, 1998. 186 с.

Матвеева Т. В. Диалогизация // Матвеева Т. В. Полный словарь лингвистических терминов. Ростов н/Д: Феникс, 2010. С. 89–90.

Норман Б. Ю. Русское местоимение мы: внутренняя драматургия // Russian Linguist. Netherland: Kluwer Academic Publishers, 2002. C. 218–234.

Щерба Л. В. Избранные работы по русскому языку: М.: Гос. учеб.-пед. изд-во министерства просвещения РСФСР, 1957. 188 с.

Якубинский Л. П. О диалогической речи // Якубинский Л. П. Избранные работы. Язык и его функционирование. М.: Наука, 1986. С. 17–58.

References

Bakhtin M. M. Avtor i geroy: K filosofskim osnovam gumanitarnykh nauk [The author and the character: philosophical foundations of the humanities]. St. Petersburg, Azbuka Publ., 2000. 336 p.

Benveniste E. Priroda mestoimeniy [The nature of pronouns]. Obshchaya lingvistika [Problems in General linguistics]. Moscow, Editorial URSS Publ., 2002, pp. 285–291.

Bogomolov M. A. Dialogizatsiya vystupleniya kak odin iz aspektov personifikatsii televizionnogo soobshcheniya [Dialogization of speech as an aspect of personification of television communication]. Znachenie i smysl slova: khudozhestvennaya rech, publitsistika [The meaning of the word: literary speech, journalism]. Moscow, Lomonosov Moscow State University Press, 1987, pp. 92–99.

Borisova I. N. Russkiy razgovornyy dialog: struktura i dinamika [Russian spoken dialogue: structure and dynamics]. Moscow, KomKniga Publ., 2005. 320 p.

Dement’ev V. V. Kommunikativnye tsennosti russkoy kul’tury: Kategoriya personal’nosti v leksike i pragmatike [Communicative values of Russian culture: the category of personality in vocabulary and pragmatics]. Moscow, Global Kom Publ., 2013. 336 p.

Duskaeva L. R. Dialogichnost’ rechi (pis’mennoy) [Dialogueness of speech (written)]. Stilisti-cheskiy entsiklopedicheskiy slovar’ russkogo yazyika [Stylistic encyclopedic dictionary of the Russian language]. Ed. by M. N. Kozhina. Moscow, Flinta Publ., Nauka Publ., 2003, pp. 45–53.

Kuprina S. V. Ustnaya i pis’mennaya monologicheskaya rech’ odnogo litsa. Diss. kand. filol. nauk [Oral and written monologic speech of one person. Cand. philol. sci. diss.]. Saratov, 1998. 186 p.

Matveeva T. V. Dialogizatsiya [Dialogization]. Matveeva T. V. Polnyy slovar’ lingvisticheskikh terminov [Complete dictionary of linguistic terms]. Rostov-on-Don, Feniks Publ., 2010, pp. 89–90.

Norman B. Yu. Russkoye mestoimeniye my: vnutrennyaya dramaturgiya [Russian personal pronoun we: inner dramaturgy]. Russian Linguist. Netherland, Kluwer Academic Publishers, 2002, pp. 218–234.

Shcherba L. V. Izbrannye raboty po russkomu yazyku [Selected works on the Russian language]. Moscow, Gosudarstvennoye uchebno-pedagogicheskoye izdatelstvo ministerstva prosveshcheniya RSFSR, 1957. 188 p.

Vasilenko E. N. Mestoimeniya kak sredstvo realizatsii kommunikativnoy strategii ubezhdeniya (na materiale politicheskogo diskursa) [Pronouns as means of communicative strategy of conviction (based on material of political discourse)]. Vestnik Polotskogo gosudarstvennogo universiteta [The Vestnik of PGU], 2012, pp. 98–102.

Vasil’eva A. N. Kurs lektsiy po stilistike russkogo yazyika: Nauchnyy stil’ rechi [Lectures on stylistics of the Russian language: scientific style of speech]. Moscow, Russian Language Publ., 1976. 187 p.

Yakubinskiy L. P. O dialogicheskoy rechi [About dialogized speech]. Yakubinskiy L. P. Izbrannyye raboty. Yazyk i ego funktsionirovanie [Selected works. Language and its functioning]. Moscow, 1986, pp. 17–58.

Zhulanova E. A. Dialogichnost’ uchebno-nauchnogo monologa v rechevoy situatsii shkol’nogo obucheniya. Avtoref. diss. kand. filol. nauk [Dialogization of a teaching-scientific monologue in schooling. Abstract of Cand. philol. sci. diss.]. Ekaterinburg, 2002. 23 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.17072/2037-6681-2017-1-87-92

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.