КОНЦЕПТ «ДЕМОН» В ТВОРЧЕСТВЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО

Авторы

  • Олег Иванович Сыромятников (Oleg I. Syromyatnikov) Пермский государственный национальный исследовательский университет http://orcid.org/0000-0003-4826-3857

DOI:

https://doi.org/10.17072/2073-6681-2021-2-121-131

Ключевые слова:

концепт, демон, Ф. М. Достоевский, Н. А. Некрасов, «Хозяйка», «Идиот», «Бесы».

Аннотация

В статье исследуется функционирование концепта «демон» в творчестве Ф. М. Достоевского. Установлено, что он встречается в различных грамматических формах в публицистике писателя 1861 и 1877 гг., в повести «Хозяйка», а также в романах «Идиот» и «Бесы». В письмах Достоевского этот концепт не употребляется ни разу. Выявлен ряд особенностей использования указанного концепта писателем. Во-первых, локальность и компактность – концепт всегда употребляется в пределах одной темы (в публицистике) или сцены (в художественном творчестве). Во-вторых, концепт не имеет традиционной для европейской и русской литературы романтической окраски, писатель всегда использует его в основном значении, фиксируемом церковно-славянским языком. Под демоном в нем понимается нематериальное тварное разумное существо, враждебное человеку. Полагаем, указанные особенности связаны с православным мировоззрением писателя, определявшим его онтологию, гносеологию и речевую тактику. Согласно православию употребление имен духов зла должно быть предельно ограничено, поэтому Достоевский использовал указанный концепт только тогда, когда иначе выразить мысль, не утратив ее полноты, было невозможно.В публицистике писателя 1861 г. концепту «демон» подчинены лексемы «Мефистофель» и «мефистофельство», служащие для обозначения апостасийных процессов актуальной писателю российской действительности. В романе «Бесы» этому концепту подчинена лексема «бесенок», используемая для обозначения духа низшей по отношению к демону иерархии.Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что концепт «демон» и подчиненные ему лексемы употребляются Достоевским для раскрытия духовного состояния какого-либо персонажа или для выявления духовных причин определенного социального явления.

Биография автора

Олег Иванович Сыромятников (Oleg I. Syromyatnikov), Пермский государственный национальный исследовательский университет

д. филол. н., профессор кафедры русской литературы

Библиографические ссылки

Список литературы

Булгакова Н. О., Седельникова О. В. Концептосфера романа Ф. М. Достоевского «Бесы»: к определению базового концепта и его функции в поэтике романа // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2018. № 54. С. 125–146.

Григорий Синаит, преподобный. Наставление безмолвствующим // Добротолюбие. М.: Артос-Медиа: Неугасимая лампада, 2010. Т. 5. С. 272–286.

Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. Т. 1: А–З. СПб.: ТОО «Диамант», 1996. 800 с.

Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: в 30 т. Л.: Наука, 1972–1990.

Дьяченко Григорий, протоиерей. Полный церковно-славянский словарь. М.: Изд-во «Отчий дом», 2007. 1121 с.

Жилякова Э. М. Демонические герои // Достоевский: Эстетика и поэтика: словарь-справочник / сост. Г. К. Щенников, А. А. Алексеев. Челябинск: Металл, 1997. 272 с.

Игнатий (Брянчанинов), святитель. Полное собрание сочинений и писем: в 8 т. 2-е изд., испр. и доп.: Письма: в 3 т. М.: Паломник, 2011; Творения: в 5 т. Т. 2. М.: Паломник, 2014. 704 с.

Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица, возводящая на небо. 8-е изд. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2013. 592 с.

Касаткина Т. А. Достоевский как философ и богослов: художественный способ высказывания. М.: Водолей, 2019. 336 с.

Лихачев Д. С. Концептосфера русского языка // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста: антология. М.: Academia, 1997. С. 280–288.

Макарий Великий, преподобный. Духовные беседы, послания и слова. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2004. 400 с.

Нуруллина А. Г. Концепты «Бог», «Дьявол», «Небо», «Душа» в религиозной картине мира // Lingua mobilis. 2011. № 5(31). С. 64–72.

Сараскина Л. Федор Достоевский. Одоление демонов. М.: Согласие, 1996. 462 с.

Скоропадская А. А. Семантика евангельского эпиграфа к роману «Бесы» Достоевского // Проблемы исторической поэтики. 2020. Т. 18. № 4. С. 209–228.

References

Bulgakova N. O., Sedel’nikova O. V. Kontseptosfera romana F. M. Dostoevskogo ‘Besy’: k opredeleniyu bazovogo kontsepta i ego funktsii v poetike romana [The sphere of concepts of the novel ‘Demons’ by F. M. Dostoevsky: On revealing the main concept and its function in the poetics of the book]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologiya [Tomsk State University Journal of Philology], 2018, issue 54, pp. 125–146. (In Russ.)

Grigoriy Sinait, Rev. Nastavlenie bezmolvstvuyushhim [Preaching to those silent]. Dobrotolyubie [Philokalia]. Moscow, Artos-Media: Neugasimaya lampada Publ., 2010, vol. 5. 557 p. (In Russ.)

Dal V. I. Tolkovyy slovar` zhivogo velikorusskogo yazyka: v 4 t. [The Explanatory Dictionary of the Living Great Russian Language: In 4 vols.]. St. Petersburg, ‘Diamant’ Publ., 1996, vol. 1. A–Z. 800 p. (In Russ.)

Dostoevsky F. M. Polnoe sobranie sochineniy: V 30 t. [Complete Works: In 30 vols.]. Leningrad, Nauka Publ., 1972–1990. (In Russ.)

D’yachenko Grigoriy, Protopriest. Polnyy tserkovno-slavyanskiy slovar’ [Complete Сhurch Slavonic Dictionary]. Moscow, ‘Otchiy dom’ Publ., 2007. 1121 p. (In Russ.)

Zhilyakova E. M. Demonicheskie geroi [Demonic heroes]. Dostoevskiy: Estetika i poetika: Slovar’-spravochnik [Dostoevsky: Aesthetics and Poetics: Reference Book]. Comp. by G. K. Shchennikov, A. A. Alekseev. Chelyabinsk, Metall Publ., 1997. 272 p. (In Russ.)

Ignatiy (Bryanchaninov), Prelate. Polnoe sobranie sochineniy i pisem: v 8 t. [Complete collection of works and letters: In 8 vols.]. 2nd ed., revised and enlarged: Pis’ma: v 3 t. [Letters: In 3 vols]. Moscow, Palomnik Publ., 2011; Tvoreniya: v 5 t. [Works: In 5 vols.]. Moscow, Palomnik Publ., 2014, vol. 2. 704 p. (In Russ.)

Ioann Lestvichnik, Rev. Lestvitsa, vozvodyashchaya na nebo [Stairs Leading to Heaven]. Moscow, Sretensky Monastery Publ., 2013. 592 p. (In Russ.)

Kasatkina T. A. Dostoevskiy kak filosof i bogoslov: khudozhestvennyy sposob vyskazyvaniya [Dostoevsky as a Philosopher and Theologian: Artistic Method of Expression]. Moscow, Vodoley Publ., 2019. 336 p. (In Russ.)

Likhachov D. S. Kontseptosfera russkogo yazyka [The sphere of concepts of the Russian language]. Russkaya slovesnost’ Ot teorii slovesnosti k strukture teksta: antologiya [Russian Art of Words. From the Theory of Art of Words to the Text Structure: Anthology]. Moscow, Academia Publ., 1997, pp. 280–288. (In Russ.)

Makariy Velikiy, Rev. Dukhovnye besedy, poslaniya i slova [Spiritual Conversations, Messages and Words]. Moscow, Sretensky Monastery Publ., 2004. 400 p. (In Russ.)

Nurullina A. G. Kontsepty ‘Bog’, ‘D’yavol’, ‘Nebo’, ‘Dusha’ v religioznoy kartine mira [Concepts ‘God’, ‘Devil’, ‘Heaven’, ‘Soul’ in the religious world view]. Lingua Mobilis, 2011, issue 5(31), pp. 64–72. (In Russ.)

Saraskina L. Fedor Dostoevskiy. Odolenie demonov [Fyodor Dostoevsky. Overpowering Demons]. Moscow, Soglasie Publ., 1996. 462 p. (In Russ.)

Skoropadskaya A. A. Semantika evangel’skogo epigrafa k romanu ‘Besy’ Dostoevskogo [Semantics of the gospel epigraph to F. M. Dostoevsky’s ‘Demons’]. Problemy istoricheskoy poetiki [The Problems of Historical Poetics], 2020, vol. 18, issue 4, pp. 209–228. (In Russ.)

Загрузки

Опубликован

2021-07-21

Как цитировать

Сыромятников (Oleg I. Syromyatnikov) О. И. (2021). КОНЦЕПТ «ДЕМОН» В ТВОРЧЕСТВЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО. Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология, 13(2). https://doi.org/10.17072/2073-6681-2021-2-121-131

Выпуск

Раздел

ЛИТЕРАТУРА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ