ИССЛЕДОВАНИЕ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
DOI:
https://doi.org/10.17072/2073-6681-2020-3-116-123Ключевые слова:
идея литературного произведения, главная идея творчества, внутренняя идея, внешняя идея, ак-сиология, форма, содержание.Аннотация
Рассматривается проблема выявления и изучения аксиологических (ценностных) представлений писателя, нашедших выражение в его произведении. Ценности составляют основу мировоззрения писателя (как и всякого человека) и складываются из его религиозных, философских, этических и эстетических идей. Какая-либо идея в силу внешних или внутренних причин актуализируется в сознании писателя и посредством таланта превращается в идею литературного произведения. Совокупность художественных форм и средств воплощения различных аспектов идеи писателя образует содержание его произведения.Идея литературного произведения занимает доминирующую позицию по отношению ко всем элементам содержания и формы и потому неоднократно становилась предметом научного осмысления. Одним из его результатов стало открытие сложной внутренней структуры идеи произведения. Автор статьи обобщает полученный опыт, используя для описания структуры идеи теоретически обоснованные термины: внешняя идея, внутренняя идея, главная идея и идейный синтез. Глубокое и целостное понимание сущности идеи литературного произведения и ее связи с идеей индивидуального сознания автора позволило сформулировать метод, дающий возможность изучить процесс воплощения ценностных представлений писателя в образы его произведения. В основе метода лежит принцип одновременного и непрерывного движения от формы литературного произведения к его содержанию и от содержания к форме. Исследование формы осуществляется средствами филологического анализа, а содержание изучается ресурсами фидеистики. Данные, полученные при изучении каждого элемента формы и содержания, взаимно дополняются и верифицируются, в результате чего возникает целостное и непротиворечивое представление о содержании литературного произведения.Библиографические ссылки
Абрамович Г. Л. Введение в литературоведение. 7-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1979. 352 с.
Ветловская В. Е. Анализ эпического произведения: Проблемы поэтики. СПб.: Наука, 2002. 213 с.
Виноградов И. И. Проблемы содержания и формы литературного произведения. М.: Изд-во МГУ, 1958. 216 с.
Гегель Г. В. Ф. Эстетика: в 4 т. М.: Искусство, 1968. Т. 1. 312 с.
Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Л.: Наука, 1972–1990.
Кашина Н. В. Эстетика Ф. М. Достоевского: учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. М.: Высш. шк., 1989. 288 с.
Крупчанов Л. М. Теория литературы: учебник. М.: ФЛИНТА: Наука, 2012. 360 с.
Лосев А. Ф. Знак. Символ. Миф. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. 480 с.
Поспелов Г. Н., Николаев П. А., Волков И. Ф. и др. Введение в литературоведение: учебник для филол. спец. ун-тов / под ред. Г. Н. Поспелова.
-е изд., испр. и доп. М.: Высш. шк., 1988. 527 с.
Потебня А. А. Мысль и язык. Киев: СИНТО, 1993. 192 с.
Скафтымов А. П. Нравственные искания русских писателей. Статьи и исследования о русских классиках. М.: Худож. лит., 1972. 543 с.
Скафтымов А. П. Поэтика художественного произведения / сост. В. В. Прозоров, Ю. Н. Борисов; вступ. ст. В. В. Прозорова. М.: Высш. шк., 2007. (Классика литературной науки). 535 с.
Федосеева Т. В. Введение в литературоведение: литературоведение: учеб. пособие / Рязан. гос. ун-т им. С. А. Есенина. Рязань, 2011. 212 с.
Хализев В. Е. Теория литературы: учебник.
-е изд., испр. и доп. М.: Высш. шк., 2002. 437 с.
References
Abramovich G. L. Vvedenie v literaturovedenie [Introduction to literary studies]. 7th revised and enlarged ed. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 1979. 352 p. (In Russ.)
Vetlovskaya V. E. Analiz epicheskogo proizvedeniya: Problemy poetiki [Analysis of an epic work: Issues of poetics]. St. Petersburg, Nauka Publ., 2002. 213 p. (In Russ.)
Vinogradov I. I. Problemy soderzhaniya i formy literaturnogo proizvedeniya [Issues of the content and form of a literary work]. Moscow, Moscow University Press, 1958. 216 p. (In Russ.)
Hegel G. W. F. Estetika: v 4 t. [Aesthetics: in 4 vols.]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1968, vol. 1. 312 p. (In Russ.)
Dostoevsky F. M. Poln. sobr. soch.: v 30 t. [Complete collection of works: In 30 vols.]. Leningrad, Nauka Publ., 1972–1990. (In Russ.)
Kashina N. V. Estetika F. M. Dostoevskogo: Ucheb. posobie [The aesthetics оf F. M. Dostoevsky: Textbook]. 2nd revised and enlarged ed. Moscow, Vysshaya shkola Publ., 1989. 288 p. (In Russ.)
Krupchanov L. M. Teoriya literatury: uchebnik [Theory of literature: Textbook]. Moscow, FLINTA: Nauka Publ., 2012. 360 p. (In Russ.)
Losev A. F. Znak. Simvol. Mif [Sign. Symbol. Myth]. Moscow, Moscow University Press, 1982. 480 p. (In Russ.)
Potebnya A. A. Mysl’ i yazyk [Thought and language]. Kiev, SINTO Publ., 1993. 192 p. (In Russ.)
Pospelov G. N., Nikolaev P. A., Volkov I. F. i dr.; Vvedenie v literaturovedenie: uchebnik dlya filol. spets. un-tov [Introduction to literary studies: Textbook for university students of philological specialities]. Ed. by G. N. Pospelov. 3rd revised and enlarged ed. Moscow, Vysshaya shkola Publ., 1988. 527 p. (In Russ.)
Skaftymov A. P. Nravstvennye iskaniya russkikh pisateley. Stat’i i issledovaniya o russkikh klassikakh [The Russian writers’ moral pursuits. Articles and studies on Russian classics]. Moscow, Khudozhestvennaya literatura Publ., 1972. 543 p. (In Russ.)
Skaftymov A. P. Poetika khudozhestvennogo proizvedeniya [Poetics of a literary work]. Comp. by V. V. Prozorov, Yu. N. Borisov; introd. article by V. V. Prozorov. Moscow, Vysshaya shkola Publ., 2007. 535 p. (In Russ.)
Fedoseeva T. V. Vvedenie v literaturovedenie: literaturovedenie: ucheb. posobie [Introduction to literary studies: Literary studies: Textbook]. Ryazan, Ryazan State University Press, 2011. 212 p. (In Russ.)
Khalizev V. E. Teoriya literatury: uchebnik [Theory of literature: Textbook]. 3rd revised and enlarged ed. Moscow, Vysshaya shkola Publ., 2002. 437 p. (In Russ.)