В. И. КОМАРОВСКИЙ В ПЕРСОНАЖНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РОМАНА Б. Л. ПАСТЕРНАКА «ДОКТОР ЖИВАГО»
DOI:
https://doi.org/10.17072/2073-6681-2021-2-111-120Ключевые слова:
Пастернак, «Доктор Живаго», Комаровский, персонажи-юристы, двойничество, приемы созда-ния образа.Аннотация
Образ видного московского адвоката В. И. Комаровского, одного из самых отрицательных героев романа Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго», рассматривается в аспекте его профессиональной деятельности, в системе персонажей-юристов и персонажей-двойников, с точки зрения текстологической составляющей. Охватывающий все сюжетное пространство романа, являющийся персонажем, движущим сюжет, знающий все тонкости российского законодательства и предпринимательства, Комаровский показан прежде всего в отношениях с Ларой и Юрием, чье моральное превосходство ему невыносимо. Два мотива – «порабощение девушки» и соперничество с Живаго, пронизывающие все повествование об адвокате, – даны в обрамлении эпизодов, героями которых являются юристы, обнаруживающие непорядочность юрисконсульта. Приемы проспекции, уподобления, умолчания, узнавания, смены точек зрения, принцип зеркально сравнивающего соположения, речевой портрет, реминисценции с персонажем Ф. М. Достоевского, антропонимы развенчивают тип человека, пользующегося имиджем правозащитника в достижении личных целей не только в отношениях со своими верителями и их близкими, но и с коллегами; обнажают профессиональную нечистоплотность Комаровского, недосягаемого даже для вышестоящих юридических органов. Дегероизации персонажа служит система двойничества, позволяющая не только развенчать конформизм, скудость интересов, непричастность адвоката к судьбе России, но и показать созидательность всесильных полномочий Л. М. Кологривова и А. Е. Самдевятова. Скрупулезная работа над образом адвоката изобличает методы, которыми руководствуется герой: не обнаруживая себя ни в одной сделке, он разоряет ряд крупнейших представителей промышленности, способствует гибели их семей, приспосабливается в поисках способов обладания властью.Библиографические ссылки
Список литературы
Альми И. Л. Традиции Достоевского в поздней прозе Пастернака («Доктор Живаго» в соотнесении с романом «Идиот») // О поэзии и прозе. СПб.: «Семантика С» совм. с изд. «Скифия», 2002. С. 520–521.
Гаспаров Б. М. Временной контрапункт как формообразующий принцип романа Пастернака «Доктор Живаго» // Дружба народов. 1990. № 3. С. 223–242.
Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: в 30 т. Л.: Наука, 1972–1990. Т. VI. Преступление и наказание. 426 с.
Исаев С. Г. Композиция текста в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» // Филологические науки. 2005. № 3. С. 3–15.
Куцаенко Д. О. Концепт истории как определяющий фактор генезиса персонажей в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»: автореф. дис. … канд. филол. наук. Краснодар, 2011. 22 с.
Павлова Н. И. Принципы композиции романов «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского и «Доктор Живаго» Б. Л. Пастернака // Филологические науки. Научные доклады высшей школы. 2016. № 6. С. 61–76.
Павлова Н. И. Способы создания психологических портретов персонажей в романе Пастернака «Доктор Живаго» // Извести Саратовского ун-та. Новая сер. Филология. Журналистика. 2017. № 1(17). С. 88–93.
Пастернак Б. Л. Полное собрание сочинений: в 11 т. М.: СЛОВО/SLOVO. 2004. Т. IV. Доктор Живаго. 760 с.
Пастернак З. Н. Воспоминания. М.: Классика-ХХI, 2004. 233 с.
Смирнов И. П. Роман тайн «Доктор Живаго». М.: Новое литературное обозрение, 1996. 204 с.
Суханова И. А. Еще раз о лейтмотиве свечи в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» // Ярославский педагогический вестник. 2003. № 3. С. 39–46.
Суханова И. А. Общие мотивы и языковые средства создания образов персонажей Пастернака и Достоевского // Верхневолжский филологический вестник. 2018. № 4(15). С. 120–126.
Птицын И. А. Христианская символика в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго»: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Череповец, 2000. 18 с.
Успенский Б. А. Поэтика композиции. СПб.: Азбука, 2000. 348 с.
Bryukhanova Y. M. Opposition of Male Characters in the Novel “Doctor Zhivago” by Boris Pasternak: Beauty vs. Freedom // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 4. 2013. № 6. P. 508–513.
References
Al’mi I. L. Traditsii Dostoevskogo v pozdney proze Pasternaka (‘Doktor Zhivago’ v sootnesenii s romanom ‘Idiot’. O poezii i proze) [Dostoevsky’s traditions in Pasternak’s late prose (‘Doctor Zhivago’ in relation to the novel ‘The Idiot’. On poetry and prose)]. St. Petersburg, ‘Semantika S’ Publ., ‘Skifiya’ Publ., 2002, pp. 520–521. (In Russ.)
Gasparov B. M. Vremennoy kontrapunkt kak formoobrazuyushchiy printsip romana Pasternaka ‘Doktor Zhivago’ [Temporal counterpoint as a formative principle of the Pasternak’s novel ‘Doctor Zhivago’]. Druzhba narodov [Friendship of Peoples], 1990, issue 3, pp. 223–242. (In Russ.)
Dostoevsky F. M. Polnoe sobranie sochineniy: v 30 t. [Complete works: In 30 vols.]. Leningrad, Nauka Publ., 1972–1990, vol. 6. Prestuplenie i nakazanie [Crime and punishment]. 426 p. (In Russ.)
Isaev S. G. Kompozitsiya teksta v romane B. Pasternaka ‘Doktor Zhivago’ [Composition of the text in the novel ‘Doctor Zhivago’ by B. Pasternak]. Filologicheskie nauki [Philology. Theory and Practice], 2005, issue 3, pp. 3–15. (In Russ.)
Kutsaenko D. O. Kontsept istorii kak opredelyayushchiy faktor genezisa personazhey v romane B. L. Pasternaka ‘Doktor Zhivago’. Avtoref. dis. kand. filol. nauk [The concept of history as a determining factor in the genesis of characters in the novel ‘Doctor Zhivago’ by B. L. Pasternak. Abstract of Cand. philol. sci. diss.]. Krasnodar, 2011. 22 p. (In Russ.)
Pavlova N. I. Printsipy kompozitsii romanov ‘Prestuplenie i nakazanie’ F. M. Dostoevskogo i ‘Doktor Zhivago’ B. L. Pasternaka [Principles of composition of the novels ‘Crime and Punishment’ by F. M. Dostoevsky and ‘Doctor Zhivago’ by B. L. Pasternak]. Filologicheskie nauki. Nauchnye doklady vysshei shkoly [Philological Sciences. Scientific Essays of Higher Education], 2016, issue 6, pp. 61–76. (In Russ.)
Pavlova N. I. Sposoby sozdaniya psikhologicheskikh portretov personazhey v romane Pasternaka ‘Doktor Zhivago’ [Ways of creating psychological portraits of the characters in Pasternak’s novel ‘Doctor Zhivago’]. Izvestiya Saratovskogo un-ta. Novaia ser. Filologiia. Zhurnalistika [Izvestiya of Saratov University. New Series. Philology. Journalism], 2017, issue 1(17), pp. 88–93. (In Russ.)
Pasternak B. L. Polnoe sobranie sochineniy: v 11 t. [Complete Works of B. Pasternak: In 11 vols.]. Moscow, SLOVO Publ., 2004, vol. 4. Doktor Zhivago [Doctor Zhivago]. 760 p. (In Russ.)
Pasternak Z. N. Vospominaniya [Memoirs]. Moscow, Klassika-XXI Publ., 2004. 233 p. (In Russ.)
Smirnov I. P. Roman tayn ‘Doktor Zhivago’ [The novel of mysteries ‘Doctor Zhivago’]. Moscow, New Literary Observer Publ., 1996. 204 p. (In Russ.)
Sukhanova I. A. Eshche raz o leytmotive svechi v romane B. Pasternaka ‘Doktor Zhivago’ [Once again about the leitmotif of the candle in the novel ‘Doctor Zhivago’ by Boris Pasternak]. Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik [Yaroslavl Pedagogical Bulletin], 2003, issue 3, pp. 39–46. (In Russ.)
Sukhanova I. A. Obshchie motivy i yazykovye sredstva sozdaniya obrazov personazhey Pasternaka i Dostoevskogo [Common motifs and language tools in the creation of the characters in works by Pasternak and Dostoevsky]. Verkhnevolzhskiy filologicheskiy vestnik [Verkhnevolzhsky Philological Bulletin], 2018, issue 4(15), pp. 120–126. (In Russ.)
Ptitsyn I. A. Khristianskaya simvolika v romane B. Pasternaka ‘Doktor Zhivago’. Avtoref. dis. kand. filol. nauk [Christian symbolism in B. Pasternak's novel ‘Doctor Zhivago’. Abstract of Cand. philol. sci. diss.]. Cherepovets, Cherepovets State University Press, 2000. 18 p. (In Russ.)
Uspenskiy B. A. Poetika kompozitsii [The poetics of composition]. St. Petersburg, Azbuka Publ., 2000. 348 p. (In Russ.)
Bryukhanova Y. M. Opposition of male characters in the novel ‘Doctor Zhivago’ by Boris Pasternak: Beauty vs. Freedom. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 4, 2013, issue 6, pp. 508–513. (In Eng.)