ОБРАЗ ГРАНДКОРТА В РОМАНЕ ДЖОРДЖ ЭЛИОТ «ДЭНИЕЛ ДЕРОНДА» И ФИЛОСОФИЯ АРТУРА ШОПЕНГАУЭРА
DOI:
https://doi.org/10.17072/2073-6681-2020-4-117-127Ключевые слова:
Джордж Элиот, «Дэниел Деронда», Шопенгауэр, философия и литература, этико-эстетическая целостность, викторианство, литературный герой.Аннотация
В статье впервые в отечественной англистике анализируется образ одного из центральных героев единственного в творчестве Дж. Элиот романа о современности – «Дэниел Деронда». Образ Грандкорта рассматривается как своеобразная рефлексия писательницы на книгу немецкого философа Артура Шопенгауэра «Мир как воля и представление». В статье приводятся факты плотного знакомства Элиот с главным трудом Шопенгауэра, доказывается, как серьезно, внимательно и критически прочитала Дж. Элиот эту работу немецкого философа, что отразилось как на общей идейно-художественной структуре романа, так и на образе Грандкорта, чья этико-эстетическая структура редко становится предметом специального рассмотрения, особенно в аспекте идей А. Шопенгауэра. В статье делается акцент на том, что образ Грандкорта – это не просто иллюстрация к некоторым пассажам из основного труда Шопенгауэра; в ней доказывается, что представления немецкого философа о человеке, его месте в мире спровоцировали Элиот на онтологически глубокие размышления о смысле человеческого бытия, на диалог-спор с положениями Шопенгауэра, подобный рецепции идей философа у Достоевского, Толстого и некоторых других писателей конца XIX – начала XX в. В статье демонстрируется, как критически, пользуясь литературно-художественными принципами и средствами создания характера в системе определенных обстоятельств, переосмысляет Дж. Элиот понятие Шопенгауэра о воле к жизни, которая оборачивается разгулом субъективности, неудержимого эгоизма, своеволия, агрессии, пренебрежением к Другому, нравственным насилием и его упоением, отказом от общепринятых разума и логики, торжеством «природы», понимаемой как инстинкт, изъятием таких понятий, как самоанализ, самокритика, сострадание, любовь к ближнему. Специальный акцент делается на полемике Элиот с положениями философской антропологии Шопенгауэра в области взаимоотношений полов. Подчеркивается, что параллельно идейно-художественному воплощению онтологического несовпадения со многими аспектами философской системы Шопенгауэра Элиот при помощи полемически заостренного образа Грандкорта иронико-драматически заостряет проблему этико-нравственного неблагополучия современного ей английского светского общества.Библиографические ссылки
Список литературы
Андреева И. С. Философия Шопенгауэра и русская литература // Человек: образ и сущность. 2003. № 1(4). С. 77–100.
Быховский Б. Э. Шопенгауэр. М.: Мысль, 1975. 206 с.
Гуревич П. С. Артур Шопенгауэр как философский антрополог // Философский журнал. 2011. № 1(16). С. 56–69.
Морильяс Ж. Утверждение и отрицание воли к жизни у Раскольникова. А. Шопенгауэр и Ф. М. Достоевский // Достоевский и мировая культура. Альманах. 2012. № 28. С. 87–113.
Проскурнин Б. М. Исторические и религиозные взгляды викторианцев и роман Джордж Элиот «Ромола» // Проскурнин Б. М. Идеи времени и зрелые романы Джордж Элиот: монография. Пермь: Перм. ун-т, 2005. С. 14–56.
Проскурнин Б. М. Преодолеть национальные стереотипы: о статье Джордж Элиот «Слово в защиту немцев» // Мировая литература в контексте культуры. 2020. № 10(6). С. 99–108.
Русакова А. В. Томас Манн и немецкая философия // Русакова А. В. Томас Манн в поисках нового гуманизма. Л.: Изд-во Ленинград. ун-та, 1969. С. 48–69.
Чернышева Л. А. Влияние философии А. Шопенгауэра на творчество Ф. Шпильгагена // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Филология. 2017. № 5. С. 252–254.
Чупров А. С. Человек в философии Шопенгауэра и Фейербаха. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2012. 298 с.
Фридлендер Г. М. Реализм Достоевского. М.; Л.: Наука, 1964. 404 с.
Фромм Э. Введение. Инстинкты и человеческие страсти // Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / пер. с нем. Э. М. Телятниковой. М.: АСТ, 2015. С. 14–22.
Шопенгауэр А. Мир как воля и представление / пер. и под ред. Ю.И. Айхенвальда. М.: И. И. Кушнерев и К, 1903. Т. 2. Доп. к 4-й кн. 673 с. URL: http:web/archive/org/web/20120828132506/http://philosophy.ru/library/schopenhauer/alswille.html (дата обращения: 27.07.2020).
Шопенгауэр А. Мир как воля и представление // Шопенгауэр А. Собр. соч.: в 6 т. / пер. с нем.; под ред. А. Чанышева. М.: ТЕРРА – Книжный клуб; Республика, 1999–2001. Т. 1. 496 с.; Т. 2. 560 с.
Allen W. George Eliot. New York; London: The Macmillan, 1964. 192 p.
Burton M. ‘Woman’s Freedom Lies in Choosing the Husband Who Is to Be Her Master’: Existentialism and the Female Slave in Daniel Deronda // The George Eliot Review: Journal of the George Eliot Fellowship. 2016. № 47. P. 45–54.
Dolin T. George Eliot. Oxford: Oxford University Press, 2005. 284 p.
Eliot G. Daniel Deronda / Edited with introduction by Barbara Hardy. London: Penguin, 1986. 903 p.
Frank A. Daniel Deronda: The Cultural Imperative of Religion // The George Eliot Review: Journal of the George Eliot Fellowship. 2008. № 39. P. 3–44.
Hardy B. The Novels of George Eliot. A Study in Form. London: The Athlone press,1959. XII: 242 p.
Hardy B. George Eliot. A Critic’s Biography. London: Continuum, 2006. 192 p.
Harvey W. J. The Art of George Eliot. 1961. London: Chatto and Windus, 1961. 254 p.
Houghton W. The Victorian Frame of Mind, 1830–1870. New Haven and London: Yale University Press, 1985. 467 p.
Hunter C. Moving beyond Signs: The Crisis of Language in Daniel Deronda // The George Eliot Review: Journal of the George Eliot Fellowship. 2005. № 36. P. 17–23.
George Eliot. The Cambridge Companion / Edited by George Levine. Cambridge: Cambridge University Press, 2001. 248 p.
Liddell R. The Novels of George Eliot London: Duckworth, 1977. 193 p.
McCarron R. Evil and Eliot’s Religion of Humanity: Grandcourt in Daniel Deronda. P. 71–88. (1980). URL: https://journalhosting.ucalgary.ca/index.php/ariel/article/download/32433/26485/0 (дата обращения: 23.07.2020).
Oxford Reader’s Companion to George Eliot / Edited by John Rignall. Oxford: Oxford University Press, 2000. 500 p.
Paris B. Rereading George Eliot: Changing Responses to Her Experiments in Life. New York: State University of New York Press, 2003. 234 p.
Purchase S. Key Concepts in Victorian Literature. London: Palgrave, 2006. 282 p.
Raina B. Daniel Deronda: A View of Grandcourt // Studies in the Novel. 1985. № 17. P. 371–382.
Stone W. The Play of Chance in Daniel Deronda // Nineteenth Century Literature. 1998. June. Vol. 53, № 1. P. 25–55.
References
Andreeva I. S. Filosofia Shopengauera i russkaya literatura [Schopenhauer’s philosophy and Russian literature]. Chelovek: obraz i suschnost’ [Human Being: Image and Essence], 2003, issue 1(4), pp. 77–100. (In Russ.)
Bykhovskiy B. E. Shopengauer [Schopenhauer]. Moscow, Mysl’ Publ., 1975. 206 p. (In Russ.)
Gurevich P. S. Artur Shopengauer kak filosofskiy antropolog [Arthur Schopenhauer as a philosophical antropologist]. Filosofskiy zhurnal [Philosophy Journal], 2011, issue 1(16), pp. 56–69. (In Russ.)
Moril’yas Zh. Utverzhdenie i otritsanie voli k zhizni u Raskol’nikova. A. Shopengauer i F. M. Dostoevskiy [Affirmation and negation of the will for life by Raskolnikov. A. Schopenhauer and F. M. Dostoevsky]. Dostoevskiy i mirovaya kul’tura. Al’manakh [Dostoevsky and World Culture. Almanac], 2012, issue 28, pp. 87–113. (In Russ.)
Proskurnin B. M. Istoricheskie i religioznye vzglyady viktoriantsev i roman Dzhordzh Eliot ‘Romola’ [Victorian views on history and religion in George Eliot’s ‘Romola’]. Proskurnin B.M. Idei vremeni i zrelye romany Dzhordzh Eliot [The ideas of the age and the later novels of George Eliot]. Perm, Perm State University Press, 2005, pp. 14–56. (In Russ.)
Proskurnin B. M. Preodolet’ natsional’nye stereotypy: o stat’e Dzordzh Eliot ‛Slovo v zashchitu nemtsev’ [Breaking national stereotypes: on George Eliot’s essay ‛A Word for the Germans’]. Mirovaya literatura v kontekste kul’tury [World Literature in the Context of Culture], 2020, issue 10(6), pp. 99–108. (In Russ.)
Rusakova A. V. Tomas Mann i nemetskaya filosofiya [Thomas Mann and German philosophy]. Rusakova A. V. Tomas Mann v poiskakh novogo gumanizma [Thomas Mann in the search of new humanism]. Leningrad, Leningrad State University Press, 1969, pp. 48–69. (In Russ.)
Chernysheva L. A. Vliyanie filosofii A. Shopengauera na tvorchestvo F. Shpilgagena [The influence of A. Schopenhauer’s philosophy on F. Spielhagen’s works]. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo. Filologiya [Vestnik of Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod. Philology], 2017, issue 5, pp. 252–254. (In Russ.)
Chuprov A. S. Chelovek v filosofii Shopengauera i Feyerbakha [A human being in Schopenhauer’s and Feuerbach’s philosophy]. Blagoveshchensk, BSPU Press, 2012. 298 p. (In Russ.)
Fridlender G. M. Realism Dostoevskogo [Dostoevsky’s realism]. Moscow, Leningrad, Nauka Publ., 1964. 404 p. (In Russ.)
Fromm E. Vvedenie. Instinkty i chelovcheskie strasti [Introduction. Instincts and human passions]. Fromm E. Anatomiya chelovecheskoy destruktivnosti [The anatomy of human destructiveness]. Transl. from German by E. M. Telyatnikova. Moscow, AST Publ., 2015, pp. 14–22. (In Russ.)
Shopengauer A. Mir kak volya i predstavlenie [The World as will and representation]. Transl., ed. by Yu. I. Aykhenvald. Moscow, I. I. Kushnerev and K. Publ., 1902, vol. 2, addition to book 4. 673 p. Available at: http:web/archive/org/web/20120828132506/http://philosophy.ru/library/schopenhauer/alswille.html (accessed 27.07.2020). (In Russ.)
Shopengauer A. Mir kak volya i predstavlenie [The world as will and representation]. Sobr. soch.: v 6 t. [Collection of works: In 6 vols.]. Transl. from German, ed. by A. Chanyshev. Moscow, TERRA – Knizhnuy klub Publ., Respublika Publ., 1999–2001, vol. 1. 496 p; vol. 2. 560 p. (In Russ.)
Allen W. George Eliot. New York, London, The Macmillan, 1964. 192 p. (In Eng.)
Burton M. ‘Woman’s freedom lies in choosing the husband who is to be her master’: Existentialism and the female slave in Daniel Deronda. The George Eliot Review: Journal of the George Eliot Fellowship, 2016, issue 47, pp. 45–54. (In Eng.)
Dolin T. George Eliot. Oxford, Oxford University Press, 2005. 284 p. (In Eng.)
Eliot G. Daniel Deronda. Ed. with introd. by Barbara Hardy. London, Penguin, 1986. 903 p. (In Eng.)
Frank A. Daniel Deronda: The cultural imperative of religion. The George Eliot Review: Journal of the George Eliot Fellowship, 2008, issue 39, pp. 35–44. (In Eng.)
Hardy B. The Novels of George Eliot. A Study in Form. London, The Athlone press, 1959, XII, 242 p. (In Eng.)
Hardy B. George Eliot. A Critic’s Biography. London, Continuum, 2006. 192 p. (In Eng.)
Harvey W. J. The Art of George Eliot. 1961. London, Chatto and Windus, 1961. 254 p. (In Eng.)
Houghton W. The Victorian Frame of Mind, 1830–1870. New Haven and London, Yale University Press, 1985. 467 p. (In Eng.)
Hunter C. Moving beyond signs: The crisis of language in Daniel Deronda. The George Eliot Review: Journal of the George Eliot Fellowship, 2005, issue 36, pp. 17–23. (In Eng.)
George Eliot. The Cambridge Companion. Ed. by George Levine. Cambridge, Cambridge University Press, 2001. 248 p. (In Eng.)
Liddell R. The Novels of George Eliot. London, Duckworth, 1977. 193 p. (In Eng.)
McCarron R. Evil and Eliot’s Religion of Humanity: Grandcourt in Daniel Deronda, 1980, pp. 71–88. Available at: https://journalhosting.ucalgary.ca/index.php/ariel/article/download/32433/26485/0. (accessed 23.07.2020). (In Eng.)
Oxford Reader’s Companion to George Eliot. Ed. by John Rignall. Oxford, Oxford University Press, 2000. 500 p. (In Eng.)
Paris B. Rereading George Eliot: Changing Responses to Her Experiments in Life. New York, State University of New York Press, 2003. 234 p. (In Eng.)
Purchase S. Key Concepts in Victorian Literature. London, Palgrave, 2006. 282 p. (In Eng.)
Raina B. Daniel Deronda: A view of Grandcourt. Studies in the Novel, 1985, issue 17, pp. 371–382. (In Eng.)
Stone W. The play of chance in Daniel Deronda. Nineteenth Century Literature, 1998, June, vol. 53, issue 1, pp. 25–55. (In Eng.)