АБСТРАКТНОЕ СЛОВО В СТАРООБРЯДЧЕСКИХ ГОВОРАХ ПЕРМСКОГО КРАЯ КАК СРЕДСТВО ВЫРАЖЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ И ВЕРЕ
DOI:
https://doi.org/10.17072/2073-6681-2020-1-58-67Ключевые слова:
диалектная речь, старообрядческие говоры, языковое выражение особенностей мировоззрения и этики старообрядцев, словообразовательные и семантические особенности религиозной лексики.Аннотация
Исследуются особенности отвлеченной лексики религиозной тематики, зафиксированной в живой речи старообрядческого населения Пермского края. Описывается специфика словообразования народных терминов веры, анализируются их семантические и стилистические качества. Отмечается, что абстрактные номинации религиозного содержания выполняют в культуре старообрядчества интеллектуальную функцию. Устанавливается, что особенность данного пласта лексики заключается в представлении религиозных понятий через отсылку к ритуалу. Поскольку отвлеченная лексика фиксирует абстрактное знание, она лишена эмоциональной окраски, но нередко наполнена религиозно-философским и морально-этическим содержанием, коннотацией книжности. В ее семантике даны характеристики таких понятий веры, как Бог, святость, праведность, соблазн, грех, клевета, обозначено отношение к труду, богатству, стяжательству, обману. Абстрактные номинации представляют собой типичные для старообрядчества способы и формы отправления религиозного культа, связанные с основными этапами человеческой жизни, обрядовые эпизоды (крещение, венчание, смерть, погребение, поминание). Сохранение в говорах развернутой системы абстрактных номинаций понятий веры во многом объясняется религиозной грамотностью старшего поколения носителей традиции, ослабленностью контактов представителей согласий с внешним миром. Демонстрируется системность отвлеченных номинаций, их включенность в словообразовательные модели, существующие в языке для выражения абстрактности. Эта системность обеспечена использованием продуктивных древнерусских и диалектных словообразовательных моделей и словообразовательных формантов со значением «отвлеченное действие, состояние, признак, качество». Делается вывод о том, что отдельные номинации выступают как религиозные концепты, отражающие особенности языкового и когнитивного сознания старообрядцев.Библиографические ссылки
Алексеевский М. Д. Покойник как символический участник крестьянской поминальной трапезы // Проблемы изучения фольклора и русской духовной культуры: материалы межвуз. науч. конф. 31 мая – 2 июня 2007 г. Орел, 2008. С. 28–34.
Андреева И. В., Баско Н. В. Словарь право-славной лексики в русской литературе XIX–XX вв. М.: АСТ-ПРЕСС, 2012. 266 с.
Андреева О.С. Этимологический анализ категории «начало» // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по материалам LXII–LXIII междунар. науч.-практ. конф. № 6–7(57). Ч. I. Новосибирск: СибАК, 2016. С. 61–68.
Архимандрит Палладий. Обозрение пермского раскола так называемого старообрядства, составленное А. П. 116. СПб., 1863. 215 с.
Добрушина Е. Р. Словарь христианской лексики: состав словника // Вестник ПСТГУ III: Филология. 2012. Вып. 3(29). С. 105–113.
Дубровина С. Ю. Христианская лексика в диалектах русского языка. АДД. Тамбов: Там-бовский гос. университет им. Г. Р. Державина, 2006. 48 с.
Королёва Е. Е. Диалектный словарь староверов Латгалии. Т. 1 (А–В). Рига: Институт Староверия Латвии, 2017. 560 с.
Королева И. А. Православная сакрально-богослужебная лексика в современном русском языке и в художественном тексте: автореф. дис. … канд. филол. наук. Волгоград, 2003. 28 c.
Мечковская Н. Б. Язык и религия. М.: Изд. дом Агентство «Фаир», 1998. 352 с.
Паликова О. Н., Ровнова О. Г. Словарь говора староверов Эстонии. Тарту: Общество культуры и развития староверов Эстонии, 2008. 160 с.
Попова Т. Н. Словообразовательная семантика имен на -ость в русском диалектном словопроизводстве // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2006. № 1. C. 260–267.
Скляревская Г. Н. Словарь православной церковной культуры. М.: АСТ: Астрель, 2008. 480 с.
Словарь говоров старообрядцев (семейских) Забайкалья / ред. Т. Б. Юмсунова. Новосибирск: СО РАН, 1999. 540 с.
Смилянская Е. Б. Микрокосмос верхокамского старообрядца на исходе XX века // Старообрядческая культура Русского Севера: тез. докл. и сообщ. Каргопольской науч. конф. / науч. ред. и сост. Н. И. Решетников. М.; Каргополь, 1998. С. 53–56.
Срезневский И. И. Материалы для Словаря древнерусского языка. СПб., 1893. Т. 3. 994 с.
Феликсов С. В. Семантический аспект лин-гвистического описания лексики православного вероучения в церковнославянском языке // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2018. Т. 9. № 2. С. 335–350.
Шаповал В. В. Семантика и функционирование суффиксальных отвлеченных существительных в произведениях русской житийной литературы XII–XV вв.: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М.: МПГУ им. В. И. Ленина, 1996. 16 с.
References
Alekseevskiy M. D. Pokoinik kak simvolichesky uchastnik pominal’noy trapezy [The deceased as a symbolic participant of a funeral dinner]. Problemy izucheniya fol’klora i russkoy dukhovnoy kul’tury. Materialy mezhvuzovskoy nauchnoy konferentsii. 31 maya – 2 iyunya 2007 g. [The issues of studying folklore and Russian spiritual culture. Proceedings of interuniversity scientific conference. May 31 – June 2, 2007]. Orel, 2008, pp. 28–34. (In Russ.)
Andreeva I. V., Basko N. V. Slovar’ parvoslavnoy leksiki v russkoy literature 19–20 vv. [The dictionary of orthodox vocabulary in Russian literature of the 19th–20th centuries]. Moscow, AST-PRESS Publ., 2012. 266 p. (In Russ.)
Andreeva O. S. Etimologicheskiy analiz kategorii nachalo [The etymological analysis of the category of ‘beginning’]. Aktual’nye voprosy obschestvennykh nauk: sotsiologiya, politologiya, filosofiya, istoriya: sb. st. po materialam LXII–LXIII mezhdunar. nauch.-pract. konf. [Current issues of social sciences: sociology, political science, philosophy, history: Proceedings of LXII–LXIII international scientific practical conference.]. Novosibirsk, SibAK Publ., 2016, issue 6–7(57), part 1, pp. 61–68. (In Russ.)
Archimandrite Palladius. Obozrenie permskogo raskola tak nazyvaemogo staroobriadstva sostavlennoe A.P. [The review of Perm schism of the so-called Old Believers compiled by A. P.]. St. Petersburg, 1863. 215 p. (In Russ.)
Dobrushina E. R. Slovar’ khristianskoy leksiki: sostav slovnika [The dictionary of Christian vocabulary: the content of the word-list]. Vestnik PSTGU 3: Filologiya [St. Tikhon’s University Review. Series 3: Philology], 2012, issue 3(29), pp. 105–113. (In Russ.)
Dubrovina S. Yu. Khristianskaya leksika v dialektakh russkogo yazyka [Christian vocabulary In Russian dialects]. Tambov, Derzhavin Tambov State University Press, 2006. 48 p. (In Russ.)
Koroleva E. E. Dialektnyy slovar’ staroverov Latgalii [The dialect dictionary of Latgale Old Believers]. Riga, Institute of the Latvian Old Believers Press, 2017, volume 1 (A–V), 560 p. (In Russ.)
Koroleva I. A. Pravoslavnaya sakral’no-bogosluzhebnaya leksika v sovremennom russkom yazyke i khudozhestvennom texte: Avtoref. dis. … kand. filol. nauk [Orthodox sacral and liturgical vocabulary in the modern Russian language and in fiction. Abstract of Cand. philol. sci. diss.]. Volgograd, Volgograd State Pedagogical University Press, 2003. 28 p. (In Russ.)
Mechkovskaya N. B. Yazyk i religiya [The language and religion]. Moscow, Agentstvo ‛Fair’ Publ., 1998. 352 p. (In Russ.)
Palikova O. N., Rovnova O. G. Slovar’ govora staroverov Estonii [The dictionary of Estonian Old Believers’ dialects]. Tartu, NGO Society of Estonian Old Believers Culture and Development Publ., 2008. 160 p. (In Russ.)
Popova T. N. Slovoobrazovatelnaya semantika imen na -ost’ v russkom dialectnom slovooproizvodstve [Word-building semantics of the names ending with -ost’ In Russian dialect word-building]. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta imeni N. I. Lobachevskogo [Vestnik of Lobachevsky University of Nizhni Novgorod], 2006, issue 1, pp. 260–267. (In Russ.)
Sklyarevskaya G. N. Slovar’ pravoslavnoy tserkovnoy kul’tury [The dictionary of orthodox church culture]. Moscow, AST: Astrel’ Publ., 2008. 480 p. (In Russ.)
Slovar’ govorov staroobriadtsev (semeyskikh) Zabaikal’ya [The dictionary of dialects of the Semeiskie Old Believers of Transbaikal]. Ed. by T. B. Yumsunova. Novosibirsk, SB RAS Publ., 1999. 540 p. (In Russ.)
Smilyanskaya E. B. Mikrokosmos verkhokamskogo staroobryadtsa na iskhode 20 veka [The microcosm of Verkhnekamsky Old Believers at the end of the 20th century]. Staroobryadcheskaya kul’tura Russkogo Severa [The Old Believers’ culture of the Russian North]. Moscow, Kargopol Publ., 1998, pp. 53–56. (In Russ.)
Sreznevsky I. I. Materialy dlya slovarya drevnerusskogo yazyka [Materials for the Old Russian Dictionary]. St. Petersburg, 1893, vol. 3. 994 p. (In Russ.)
Feliksov S. V. Semanticheskiy aspekt lingvisticheskogo opisaniya leksiki pravoslavnogo veroucheniya v tserkovnoslavyanskom yazyke [Semantic aspect of the linguistic description of lexicon of Or-thodox dogma in church Slavonic language]. Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov [The Bulletin of Peoples’ Friendship University of Russia. Theory of Language. Semiotics. Semantics], 2018, vol. 9, issue 2, pp. 335–350. (In Russ.)
Shapoval V. V. Semantika i funktsionirovanie suffiksal’nykh otvlechennykh sushchestvitel’nykh v proizvedeniyakh russkoy zhitiynoy literatury 12–15 vv.: Avtoref. dis. … kand. filol. nauk [Semantics and functioning of suffix abstract nouns in the works of Russian hagiography of the 12th-15th centuries. Abstract of Cand. philol. sci. diss.]. Moscow, Moscow Pedagogical State University named after V. I. Lenin. 1996. 16 p. (In Russ.)