ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОШИБОК В РУССКИХ ПУБЛИЧНЫХ НАДПИСЯХ И ОБЪЯВЛЕНИЯХ (на примере г. Иркутска)
DOI:
https://doi.org/10.17072/2073-6681-2020-1-5-15Ключевые слова:
речевая ошибка, языковая ошибка, языковая норма, публичное объявление, публичная надпись, Иркутск.Аннотация
На сегодняшний день в лингвистических исследованиях на первое место выходит антропоцентрический подход, а специфика языковых нарушений такова, что в их изучении трудно абстрагироваться от человеческого фактора. В статье дается анализ ошибок, встречающихся в публичных объявлениях и надписях г. Иркутска. Представлен также разный подход к определению «речевая ошибка» в лингвистической и методической литературе. Отмечается, что в лингвистике существует проблема разработки научно обоснованной, внутренне непротиворечивой и общепризнанной классификации речевых ошибок, описываются наиболее известные типологии речевых ошибок.Ошибки вычленялись методом сплошной выборки из текстов публичных надписей и объявлений г. Иркутска. В результате было получено 134 фрагмента, содержащие нарушения. Цель работы состояла в выявлении, описании и систематизации этих ошибок. В качестве основных методов исследования применялись интерпретативный анализ и количественный метод.Собранный эмпирический материал позволяет сделать вывод о том, что в публичных объявлениях г. Иркутска представлены все виды ошибок. Количественный анализ свидетельствует о преобладании отдельных видов нарушений. Чаще всего имеют место пунктуационные нарушения. Второе место занимают орфографические ошибки. Речевые ошибки представлены различными видами: нарушение лексической сочетаемости, плеоназм, речевая недостаточность, тавтология, употребление слова без учета его семантики, смешение паронимов и т. д. Грамматические ошибки чаще всего связаны с неверным построением сложного предложения и нарушением норм согласования. Логические нарушения зачастую возникают при неправильном построении однородного ряда. Фактические ошибки можно объяснить невнимательностью автора текста. К намеренным нарушениям относятся эрративы, которые используется для привлечения внимания ключевой аудитории.Проведенный анализ ошибок в публичных надписях и объявлениях демонстрирует необходимость дальнейшего изучения этого отрицательного материала, выявления наиболее «проблемных» зон и составления рекомендаций для повышения речевой культуры жителей Иркутска.Библиографические ссылки
Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 2000. 1536 с.
Википедия. URL: http://en.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 02.12.2019).
Викисловарь. URL: http://en.wiktionary.org/wiki/ (дата обращения: 02.12.2019).
Голованова И. Ю. Проблема анализа речевых ошибок в контексте онтогенеза языковой компетенции: дис. … канд. филол. наук. Челябинск, 2004. 258 с.
Горбачевич К. С. Нормы современного рус-ского языка. М.: Просвещение, 1989. 208 с.
Грамота – Справочно-информационный портал русского языка. URL: http: http://gramota.ru/ (дата обращения: 02.12.2019).
Данилевская Н. В. Ослабление диалогичности как проявление кризиса массовой коммуникации // Речевое общение: спец. вестник / под ред. А. П. Сковородникова. вып. 14(22). Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2012. С. 29–37.
Данилевская Н. В. Деструкция литературной нормы в современной массовой коммуникации // Речевая коммуникация в средствах массовой информации: материалы II Междунар. науч.-практ. семинара (17–19 апр. 2013 г.) / под ред. В. В. Васильевой, В. И. Конькова. СПб., 2013. С. 32–35.
Ейгер Г. В. Механизм контроля языковой правильности высказывания. Харьков: Основа, 1990. 183 с.
Епихина Е. М. Эмблематические коммуникативные ошибки: дис. …канд. филол. наук. Волгоград, 2014. 155 с.
Карта слов – Карта слов и выражений рус-ского языка URL: https://kartaslov.ru (дата обращения: 02.12.2019).
Ладыженская Т. А. Методика развития речи на уроках русского языка: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991. 240 с.
Львов М. Р. Речь младших школьников и пути ее развития. М.: Просвещение, 1975. 170 с.
Миронова А. А. Жанры рекламы: к проблеме квалификации // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. 2012. Вып. 71, № 32(286). С. 67–71.
Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / под ред. В. В. Лопатина. М.: АСТ, 2009. 432 с.
Рыженко Ю. А. К проблеме классификации речевых ошибок // Научные труды КубГТУ. 2016. № 6. С. 290–298.
Сиротинина О. Б. Русская разговорная речь: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. 125 с.
Словарь сочетаемости слов русского языка / под ред. П. Н. Денисова, В. В. Морковкина. Ин-т рус. яз. им. А. С. Пушкина. М.: Рус. яз., 1983. 688 с.
Соловейчик М. С. Нарушение языковых норм в письменной речи младших школьников // Начальная школа. 1979. № 5. С. 13–18.
Уемов А. И. Логические ошибки. Как они мешают правильно мыслить. М.: Госполитиздат, 1958. 120 с.
Фрей А. Грамматика ошибок. М.: КомКнига, 2006. 304 с.
Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их преду-преждение: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1982. 143 с.
Черемисин П.Г. К вопросу о классификации речевых ошибок в сочинениях учащихся средней школы // РЯШ. 1973. № 2. C. 34–40.
Чуковский К. Живой как жизнь: о русском языке. М.: АСТ: Зебра Е, 2009. 304 с.
Щерба Л. В. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании: хрестоматия по истории языкознания XIX–XX вв. / под ред. В. А. Звегинцева. М.: Просвещение, 1956. С. 252–264.
References
Bol’shoy tolkovyy slovar’ russkogo yazyka [The Large Explanatory Dictionary of the Russian Language]. Ed. by S. A. Kuznetsov. St. Petersburg, Norint Publ., 2000. 1536 p. (In Russ.)
Wikipedia. Available at: http://en.wikipedia.org/wiki/ (accessed 02.03.2017). (In Russ.)
Wiktionary. Available at: http://en.wiktionary.org/wiki/ (accessed 22.03.2017). (In Russ.)
Golovanova I. Yu. Problema analiza rechevykh oshibok v kontekste ontogeneza yazykovoy kompetentsii. Diss. kand. filol. nauk [The problem of speech error analysis in the context of the ontogenesis of linguistic competence. Cand. philol. sci. diss.]. Chelyabinsk, 2004. 258 p. (In Russ.)
Gorbachevich K. S. Normy sovremennogo russkogo yazyka [The norms of the contemporary Russian language]. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 1989. 208 p. (In Russ.)
Gramota – Spravochno-informatsionnyy portal russkogo yazyka. [Literacy – Reference and information portal]. Available at: http: http://gramota.ru/ (accessed 02.05.2017). (In Russ.)
Danilevskaya N. V. Oslablenie dialogichnosti kak proyavlenie krizisa massovoy kommunikatsii [The diminution of dialogueness as a manifestation of the crisis of mass communication]. Rechevoe obshchenie: spets. Vestnik [Speech Communication: special Bulle-tin], 2012, vol. 14(22), pp. 29–37. (In Russ.)
Danilevskaya N. V. Destruktsiya literaturnoy normy v sovremennoy massovoy kommunikatsii [The destruction of literarary norm in modern mass communication]. Rechevaya kommunikatsiya v sredstvakh massovoy informatsii: Materialy II Mezhdunarodnogo nauchno-prakticheskogo seminara (17–19 aprelya 2013 g.) [Speech communication in the mass media: Proceedings of the 2nd International scientific and practical seminar. April 17–19, 2013]. Ed. by V. V. Vasil’eva, V. I. Kon’kov. St. Petersburg, 2013, pp. 32–35. (In Russ.)
Eyger G. V. Mekhanizm kontrolya yazykovoy pravil’nosti vyskazyvaniya [The mechanism to control linguistic accuracy of an utterance]. Kharkiv, Osnova Publ., 1990, pp. 165–182. (In Russ.)
Epikhina E. M. Emblematicheskie kommunikativnye oshibki. Diss. kand. filol. nauk [Emblematic communicative errors. Cand. philol. sci. diss.]. Volgograd, 2014. 155 p. (In Russ.)
Karta Slov – Karta slov i vyrazheniy russkogo yazyka [Map of words – Map of Russian words and expressions]. Available at: https://kartaslov.ru (accessed 02.06.2017). (In Russ.)
Ladyzhenskaya T. A. Metodika razvitiya rechi na urokakh russkogo yazyka: Kn. dlya uchitelya [The Methods of speech development in Russian language lessons]. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 1991. 240 p. (In Russ.)
L’vov M. R. Rech’ mladshikh shkol’nikov i puti ee razvitiya [The speech of primary school students and the ways of its development]. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 1975. 170 p. (In Russ.)
Mironova A. A. Zhanry reklamy: k probleme kvalifikatsii [Genres of advertising. On the problem of classification]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologiya. Iskusstvovedenie [Bulletin of Chelyabinsk State University. Philology. Art Studies], 2012, vol. 71, issue 32(286), pp. 67–71. (In Russ.)
Pravila russkoy orfografii i punktuatsii. Polnyy akademicheskiy spravochnik [The rules of Russian spelling and punctuation. Comprehensive academic reference book]. Ed. by V. V. Lopatin. Moscow, AST Publ., 2009. 432 p. (In Russ.)
Ryzhenko Yu. A. K probleme klassifikatsii rechevykh oshibok [On the issue of speech errors classification]. Nauchnye trudy KubGTU [Scientific works of the Kuban State Technological University], 2016, issue 6, pp. 290–298. (In Russ.)
Sirotinina O. B. Russkaya razgovornaya rech’: Posobie dlya uchitelya [Russian spoken language: Teacher’s book]. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 1983. 125 p. (In Russ.)
Slovar’ sochetaemosti slov russkogo yazyka [The Russian Collocations Dictionary]. Ed. by P. N. Denisov, V. V. Morkovkin. Pushkin State Russian Language Institute. Moscow, Russkiy Yazyk Publ., 1983. 688 p. (In Russ.)
Soloveychik M. S. Narushenie yazykovykh norm v pis’mennoy rechi mladshikh shkol’nikov [Language norm deviation in the speech of primary school children]. Nachal’naya shkola [Primary School], 1979, issue 5, pp. 13–18. (In Russ.)
Uemov A. I. Logicheskie oshibki. Kak oni meshayut pravil’no myslit’ [Logical errors. How they prevent from correct thinking]. Moscow, Gospolitizdat Publ., 1958. 120 p. (In Russ.)
Frey A. Grammatika oshibok [The Grammar of errors]. Moscow, KomKniga Publ., 2006. 304 p. (In Russ.)
Tseytlin S. N. Rechevye oshibki i ikh preduprezhdenie: Posobie dlya uchiteley [Speech errors and their prevention: Teacher’s book]. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 1982. 143 p. (In Russ.)
Cheremisin P. G. K voprosu o klassifikatsii rechevykh oshibok v sochineniyakh uchashchikhsya sredney shkoly [On the problem of speech error classification in the compositions of secondary school children]. RJaSh [The Russian Language at School], 1973, issue 2, pp. 34–40. (In Russ.)
Chukovskiy K. Zhivoy kak zhizn’: o rus. yaz. [Alive like life: about the Russian language]. Moscow, AST: Zebra E Publ., 2009. 304 p. (In Russ.)
Shcherba L. V. O troyakom aspekte yazykovykh yavleniy i ob eksperimente v yazykoznanii: Khrestomatiya po istorii yazykoznaniya 19-20 vv. [On a triple aspect of linguistic phenomena and the experiment in linguistics: Reader on the history of language studies of the 19th–20th centuries]. Ed. by V. A. Zvegintsev. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 1956, pp. 252–264. (In Russ.)