НАЦИОНАЛЬНАЯ САМОБЫТНОСТЬ В ЗЕРКАЛЕ ЯЗЫКОВЫХ СТЕРЕОТИПОВ
DOI:
https://doi.org/10.17072/2037-6681-2017-4-28-35Ключевые слова:
культурология, глобализация, картина мира, языковой стереотип, межкультурное взаимодействие, национальная самобытность, русский язык как иностранный.Аннотация
Статья посвящена анализу особенностей отражения в сознании представителей разных национальностей одних и тех же фактов действительности, а именно специфике восприятия русскими и китайцами такого артефакта, как автомобиль. При этом специальное внимание уделяется проблеме сохранения языковой самобытности того или иного народа в условиях глобализации, в связи с чем рассматриваются некоторые причины роста процессов языковой унификации на современном этапе развития русского языка – американизация общественного сознания, мировая глобализация, массовизация современной русской культуры и др. Проблема национальной самобытности анализируется сквозь призму языковой реализации автомобильных предпочтений русских и китайцев в текстах рекламных слоганов. Исходной исследовательской позицией автора является убежденность в том, что изучение своеобразия картин мира разных народов посредством выявления составляющих эти картины этнических языковых стереотипов может способствовать усилению положительных тенденций в военно-политической динамике противостояния двух полюсов цивилизации – западного и восточного. Концептуальные положения подтверждаются кратким обзором военно-политической ситуации в России. Утверждается, что включение культурологического аспекта в методику обучения иностранцев русскому языку будет способствовать необходимому сегодня созидательному процессу на пути к преодолению холодной войны между Россией и Западом, включая Америку. Анализ проводится на основе дискурсивного, семантического, сопоставительного методов с привлечением социолингвистического эксперимента. В результате доказывается тезис о том, что гуманитарные науки, в том числе лингвистика и культурология, способны, наравне с другими науками, противостоять угрозам холодной войны, объединяя разные народы на основе культурно-исторических знаний друг о друге.Библиографические ссылки
Алефиренко Н. Ф. Лингвокультурология: ценностно-смысловое пространство языка. М.: Флинта: Наука, 2012. 288 с.
Вань Нин. Слоган русской автомобильной рекламы в структурно-содержательном аспекте (на фоне китайской рекламы): дис. … канд. филол. наук. Пермь, 2015. 229 с.
Военно-политическая обстановка и общая характеристика военных угроз. URL: http://www.
bibliofond.ru/view.aspx?id=436590 (дата обращения: 20.09.2017).
Данилевская Н. В. Национально значимые ключевые смыслы современной социальной рекламы (на материале русских телевизионных текстов) // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2015. Вып. 4(32). С. 51–57.
Иванов Б. Военно-политическая обстановка и общая характеристика военных угроз. URL: http://goup32441.narod.ru/files/ogp/001_oporn_konspekt/2013/2013-10-1.htm (дата обращения: 19.09.2017).
Итоговая резолюция расширенного заседания Патриаршего совета по культуре от 09.03.2016. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/2029336.
html. (дата обращения: 20.09.2017).
Клушина Н. И. Русский национальный стиль и его реализация в текстах СМИ // Stylistyka, XXI. Opole (Польша), 2012. С. 19–33.
Межкультурная коммуникация: современные проблемы и решения / науч. ред. Г. А. Дзида. М.: Спутник, 2011. 339 с.
Основные угрозы военной безопасности Российской Федерации. URL: http://knowledge.
allbest.ru/war/3c0a65635b2bc68b4c43b89421216d
_0.html (дата обращения: 11.09.2017).
Радио Asia-plus. Джордж Сорос обещает России светлое будущее. 26.06.2016. URL: http://news.
tj/ru/news/dzhordzh-soros-obeshchaet-rossii-svetloe-budushchee (дата обращения: 20.09.2017).
Сепир Э. Культура подлинная и мнимая // Избранные труды по языкознанию и культурологии. М.: Прогресс, 2001. С. 312–357.
Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. 3-е изд. М.: Изд-во МГУ, 2008. 352 с.
Ху Сяосюэ. Речевое воплощение концепта «успешная женщина» в текстах русских глянцевых журналов (на фоне китайского языка): дис. ... канд. филол. наук. Пермь, 2013. 225 с.
Чой Су Ен. Межкультурная коммуникация как фактор ценностного самоопределения студентов: автореф. дис. … канд. пед. наук. Хабаровск, 2009. 19 с.
References
Alefirenko N. F. Lingvokulturologiya: tsennostno-smyslovoe prostranstvo yazyka [Cultural linguistics: value-semantic language space]. Мoscow, Flinta: Nauka Publ., 2012. 288 p. (In Russ.)
Wan Ning Slogan russkoy avtomobil’noy reklamy v strukturno-soderzhatelnom aspekte (na fone kitayskoy reklamy). Diss. kand. filol. nauk [The slogan of the Russian automotive advertising in the structural and substantive aspect (against the background of China’s advertising). Cand. philol. sci. diss.]. Perm, 2015. 229 p. (In Russ.)
Voenno-politicheskaya obstanovka i obshchaya kharakteristika voennykh ugroz [The military-political situation and general characteristics of military threats]. Available at: http://www.biblio-fond.ru/view.aspx?id=436590. (accessed 12.05.2017). (In Russ.)
Danilevskaya N. V. Natsionalno znachimye klyuchevye smysly sovremennoy sotsialnoy reklamy (na materiale russkikh televizionnykh tekstov) [Nationally significant key meanings of the modern social advertising (through the example of Russian television texts)]. Vestnik Permskogo universiteta. Rossiyskaya i zarubezhnaya filologiya [Perm University Herald. Russian and Foreign Philology], 2015,
issue 4(32), pp. 51–57. (In Russ.)
Ivanov B. Voenno-politicheskaya obstanovka i obshchaya kharakteristika voennykh ugroz [The military-political situation and general characteristics of military threats]. Available at: http://goup32441.
narod.ru/files/ogp/001_oporn_konspekt/2013/2013-10-1.htm (accessed 20.03.2017). (In Russ.)
Itogovaya rezolutsiya rasshirennogo zasedaniya Patriarshego soveta po culture ot 09.03.2016 [Final resolution of the enlarged session of the Patriarchal Council for culture dated 09.03.2016]. Available at: http://www.patriarchia.ru/db/text/2029336.html (accessed 06.04.2017). (In Russ.)
Кlushina N. I. Russkiy natsionalnyy stil’ i ego realizatsiya v tekstakh SMI [Russian national style and its implementation in the mass media texts], Stylistyka XXI, Opole (Poland), 2012, pp. 19–33. (In Russ.)
Меzhkul’turnaya kommunikatsiya: sovremennye problemy i resheniya [Intercultural communication: current problems and solutions]. Ed. by G. А. Dzida. Мoscow, Sputnik Publ., 2011. 339 p. (In Russ.)
Osnovnye ugrozy voennoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii [The main threats to the Russian Federation’s military security]. Available at: http://
knowledge.allbest.ru/war/3c0a65635b2bc68b4c43b89421216d27_0.html (accessed 20.03.2017). (In Russ.)
Radio Asia-plus. Dzhordzh Soros obeshchaet Rossii svetloe budushchee. 26.06.2016 [Radio Asia-plus. George Soros promises a bright future for Russia]. Available at: http://news.tj/ru/news/dzhordzh-soros-obeshchaet-rossii-svetloe-budushchee (accessed 21.03.2017). (In Russ.)
Sapir Ed. Kul’tura podlinnaya i mnimaya [Culture, Genuine and Spurious]. Izbrannyye trudy po yazykoznaniyu i kul’turologii [Selected works on linguistics and cultural studies]. Мoscow, Progress Publ., 2001, pp. 312–357. (In Russ.)
Ter-Мinasova S. G. Yazyk i mezhkul’turnaya kommunikatsiya [Language and intercultural communication]. Мoscow, MSU Publ., 2008. 352 p. (In Russ.)
Hu Siao Sue. Rechevoe voploshchenie kontsepta «uspeshnaya zhenshchina» v tekstakh russkikh glyantsevykh zhurnalov (na fone kitayskogo yazyka). Diss. kand. filol. nauk [The speech emdodiment of the concept “successful woman” in texts of Russian glossy magazines (against the background of the Chinese language). Cand. philol. sci. diss.]. Perm, 2013. 225 p. (In Russ.)
Choy Soo-Yeong. Mezhkul’turnaya kommunikatsiya kak faktor tsennostnogo samoopredeleniya studentov. Avtoreferat diss. kand. filol. nauk [Intercultural communication as the factor of value-based self-determination of students. Abstract of Cand. philol. sci. diss.]. Khabarovsk, 2009. 19 p. (In Russ.)