"НЕВЕСТА БЕЗ МЕСТА, ЖЕНИХ БЕЗ УМА": О МНОЖЕСТВЕ СМЫСЛОВ ОДНОЙ ПАРЕМИИ

Авторы

  • Олеся Дмитриевна Сурикова (Olesya D. Surikova) Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина Российский государственный профессионально-педагогический университет

DOI:

https://doi.org/10.17072/2037-6681-2016-4-40-48

Ключевые слова:

русская диалектная лексикология, фольклор, этнолингвистика, семантико-мотивационная реконструкция, теория многозначности, свадебный обряд.

Аннотация

Статья посвящена установлению смысла известной пословицы Невеста без места, жених без ума и, в частности, фигурирующего в ней широкозначного слова место. Учитывая матримониальный характер паремии, автор рассматривает ее в контексте свадебного обряда и приходит к выводу, что в основе этого текста лежит игровой прием неразличения нескольких значений лексемы место: ‘почетное место на свадьбе’, ‘приданое’, ‘супружеское ложе’ и ‘vagina’. В зависимости от того, какое из значений слова актуализировано, непригодность невесты к свадьбе объясняется как в самом невинном, так и в скабрезном ключе: невеста, лишенная полагающегося ей места за свадебным столом; бесприданница; неспособная к сексуальной жизни или нечестная. Для подтверждения гипотезы к анализу привлекается русская диалектная, просторечная и жаргонная лексика, некоторые инославянские лексические факты, а также фольклорные тексты (пословицы, загадки, частушки, песни, любовные заговоры, сказки), в которых слово место выступает в качестве эвфемизма и называет женские половые органы. Реконструируется смысл ряда «темных» слов (малое место) и паремий (Добивай шило в черен! Осаживай обручи до места!).

Биография автора

Олеся Дмитриевна Сурикова (Olesya D. Surikova), Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина Российский государственный профессионально-педагогический университет

редактор топонимической лаборатории кафедры русского языка и общего языкознания.научный сотрудник.

Библиографические ссылки

Березович Е. Л. Садиться не в свои сани: этнолингвистический комментарий к фразеологизму // Slavica Svetlanica. Язык и картина мира: К юбилею С. М. Толстой / ред. A. B. Гура, О. В. Белова, Е. Л. Березович. М.: Индрик, 2013. С. 169–178.

Варбот Ж. Ж. К этимологии праслав. *město // Словенска етимологиjа данас: зб. симпозиjума одржаног од 5. до 10. септембра 2006. године / ур. А. Лома. Београд: Институт за српски jезик САНУ, 2007. С. 57–65.

Варганова В. Сексуальное в свадебном обряде // Русский эротический фольклор / сост., науч. ред. А. Л. Топорков. М.: Ладомир, 1995. С. 149–156.

Гура А. В. Брак и свадьба в славянской народной культуре: Семантика и символика. М.: Индрик, 2012. 936 с.

Кулагина А. В. Русская эротическая частушка // Эрос и порнография в русской культуре / под ред. М. Левитта и А. Л. Топоркова. М.: Ладомир, 1999. С. 94–162.

Левинтон Г. А. Мужской и женский текст в свадебном обряде (свадьба как диалог) // Этнические стереотипы мужского и женского поведения / ред. А. К. Байбурин, И. С. Кон. СПб.: Наука, 1991. С. 210–234.

Логинов К. К. Элементы «порно» в народной культуре русских Карелии // Эрос и порнография в русской культуре / под ред. М. Левитта и А. Л. Топоркова. М.: Ладомир, 1999. С. 163–190.

Милорадович В. Деревенская оргия (картинка сельской свадьбы) // Живая старина. 1894. № 12. С. 488–491.

Миненок Е. Народные песни эротического содержания // Русский эротический фольклор / сост., науч. ред. А. Л. Топорков. М.: Ладомир, 1995. С. 21–31.

Мороз А. Б. Про блины, зятя и тещу // Живая старина. 2016. № 2 (90). С. 13–17.

Никольский Н. М. История русской церкви.

-е изд. М.: Политиздат, 1985. 448 с.

Теуш О. А. Семантическое развитие как результат языкового взаимодействия (на материале севернорусской лексики). Рукопись.

Топоров В. Н. О понятии места, его внутренних связях, его контексте (значение, смысл, этимология) // Язык культуры: Семантика и грамматика. К 80-летию со дня рождения акад. Н. И. Толстого (1923–1996) / отв. ред. С. М. Толстая. М.: Индрик, 2004. С. 12–106.

Krawczyk-Tyrpa A. Tabu w dialektach polskich. Bydgoszcz: Akad. Bydgoska, 2001. 345 s.

References

Berezovich E. L. Sadit’sya ne v svoi sani: etnolingvisticheskij kommentarij k frazeologizmu [“Sadit’sya ne v svoi sani”: the ethnolinguistic comment to the phraseological unit]. Slavica Svetlanica. Yazyk i kartina mira [Slavica Svetlanica. The language and the world picture]. Ed. by A. B. Gura, O. V. Belova, E. L. Berezovich. Moscow, Indrik Publ., 2013. P. 169–178.

Varbot Zh. Zh. K etimologii praslav. *město [To the etymology of proto-Slavic *město]. Slovenska etimologija danas. Zbornik simpozijuma odrzhanog od 5. do 10. septembra 2006 godine [Slavic etymology today. Proceedings of the Symposium, September 5–10, 2006]. Ed. by A. Loma. Belgrade, Institute for the Serbian Language of the Serbian Academy of Sciences and Arts Publ., 2007. P. 57–65.

Varganova V. Seksual’noe v svadebnom obryade [The sexual in a wedding ceremony]. Russkij eroticheskij fol’klor [Russian erotic folklore]. Ed. by A. L. Toporkov. Moscow, Ladomir Publ., 1995. P. 149–156.

Gura A. V. Brak i svad’ba v slavyanskoj narodnoj kul’ture: Semantika i simvolika [Marriage and wedding in Slavic folk culture: Semantics and symbolics]. Moscow, Indrik Publ., 2012. 936 p.

Kulagina A. V. Russkaya eroticheskaya chastushka [Russian erotic ditty]. Eros i pornografiya v russkoj kul’ture [Eros and Pornography in Russian Culture]. Ed. by M. Levitt, A. L. Toporkov. Moscow, Ladomir Publ., 1999. P. 94–162.

Levinton G. A. Muzhskoj i zhenskij tekst v svadebnom obryade (svad’ba kak dialog) [The male and female text in a wedding ceremony (wedding as a dialogue)]. Etnicheskie stereotipy muzhskogo i zhenskogo povedeniya [Ethnic stereotypes of male and female behavior]. Ed. by A. K. Bajburin, I. S. Kon. St. Petersburg, Nauka Publ., 1991. P. 210–234.

Loginov K. K. Elementy “porno” v narodnoj kul’ture russkikh Karelii [“Porn” elements in the folk culture of Russians in Karelia]. Eros i pornografiya v russkoj kul’ture [Eros and Pornography in Russian Culture]. Ed. by M. Levitt, A. L. Toporkov. Moscow, Ladomir Publ., 1999. P. 163–190.

Miloradovich V. Derevenskaya orgiya (kartinka sel’skoj svad’by) [The rural orgy (the picture of a rural wedding)]. Zhivaya starina [Living olden times]. 1894. Iss. 12. P. 488–491.

Minenok E. Narodnye pesni eroticheskogo soderzhaniya [Erotic folk songs]. Russkij eroticheskij fol’klor [Russian erotic folklore]. Ed. by A. L. Toporkov. Moscow, Ladomir Publ., 1995. P. 21–31.

Moroz A. B. Pro bliny, zyatya i teshhu [About pancakes, son-in-law and mother-in-law]. Zhivaya starina [Living olden times]. 2016. Iss. 2 (90). P. 13–17.

Nikol’skij N. M. Istoriya russkoj cerkvi [History of the Russian Church]. 3rd ed. Moscow, Politizdat Publ., 1985. 448 p.

Teush O. A. Semanticheskoe razvitie kak rezul’tat yazykovogo vzaimodejstviya (na materiale severnorusskoj leksiki). Rukopis’ [Semantic development as a result of the language interaction (a case study of the Northern Russian vocabulary). Manuscript].

Toporov V. N. O ponyatii mesta, ego vnutrennikh svyazyakh, ego kontekste (znachenie, smysl, etimologiya) [On the concept of “space”, its internal links, its context (importance, meaning, etymology)]. Yazyk kul’tury: Semantika i grammatika [The Language of Culture: Semantics and Grammar]. Ed. by S. M. Tolstaya. Moscow, Indrik Publ., 2004. P. 12–106.

Krawczyk-Tyrpa A. Tabu w dialektach polskich [Taboo in Polish dialects]. Bydgoszcz, Akad. Bydgoska Publ., 2001. 345 p.

Загрузки

Опубликован

2017-12-07

Как цитировать

Сурикова (Olesya D. Surikova) О. Д. (2017). "НЕВЕСТА БЕЗ МЕСТА, ЖЕНИХ БЕЗ УМА": О МНОЖЕСТВЕ СМЫСЛОВ ОДНОЙ ПАРЕМИИ. Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология, (4). https://doi.org/10.17072/2037-6681-2016-4-40-48

Выпуск

Раздел

ЯЗЫК, КУЛЬТУРА, ОБЩЕСТВО