Объективные основания морального поступка и имперсональная вина
Философия
DOI:
https://doi.org/10.17072/2078-7898/2015-4-22-27Ключевые слова:
моральный субъект, нравственная оценка, произвольное и непроизвольное, сознательный выбор, имперсональная вина, моральная и метафизическая вина, натурализм СпинозыАннотация
Традиционная мораль говорит о моральной ответственности человека как суверенного субъекта собственных решений, обладающего способностью совершать какие-либо действия или отказываться от них. Ответственность за совершенное деяние связана с представлением о субъективной вине. В то же время архаическая и даже классическая традиция в истории европейской культуры позволяют говорить о вине человека без его субъективной виновности, т.е. о его имперсональной вине. Автор предлагает различать метафизическую и моральную вину. В этом контексте в этическом учении Спинозы делается попытка соединить естественную детерминацию человеческого поведения с идеей моральной ответственности. Спиноза рассматривает любое выражение природной активности, включая человеческие действия, в соответствии с канонами натуралистического подхода. Добродетель и порок являются частью самой природы человека как единого модуса субстанции. В этом смысле никто не может превзойти свою собственную природу.Библиографические ссылки
Аристотель. Сочинения: в 4т. М.: Мысль, 1984. Т. 4. 831 с.
СпинозаБ. Сочинения: в 2т. СПб.: Наука, 1999. Т.2. 632с.
СтоляровА.А. Свобода воли как проблема европейского морального сознания (Очерки истории: от Гомера до Лютера). М.: Греко-латинский кабинет Ю.А.Шичалина, 1999. 208с.
Фрагменты ранних греческих философов. Ч. I: От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики / сост. и пер. А.В. Лебедева. М.: Наука, 1989. 576с. [Серия «Памятники философской мысли»].
Cornford F.M.PrincipiumSapientiae. The Origins of Greek Philosophical Thought. L.; N.Y.: Cambridge University Press, 1952. 279 р.
Kahn Ch.H. Anaximander and the Origins of Greek Cosmology. N.Y.: Columbia University Press, 1960.286р.
Kirk G.S., Raven J.E. The Presocratic Philosophers. L.; N.Y.: Cambridge University Press, 1983. 511 р.
Vlastos G., Graham D.W. Studies in Greek Philosophy. Vol. I: The Presocratics. Princeton University Press, 1996. 392
REFERENCES
Works:in 4 vol.]. Moscow, Mysl Publ., 1984, , 831 p. (In Russian).
Lebedev A.V. Fragmenty rannikh grecheskikh filosofov. Ch. I. Ot epicheskikh teokosmogoniy do vozniknoveniya atomistiki [Fragments of the early Greek philosophers. Part 1: From the epic teokosmogony before the atomic theory] Pamyatniki filosofskoy mysli] Moscow, Nauka Publ., 1989, 576 p. [Monuments of Philosophical Thought]. (In Russian).
Spinoza B. Sochineniya: v 2 t. [Win 2 vol. ] Saint Petersburg, Nauka Publ., 1999, 632 p. (In Russian).
Stolyarov A.A. Svoboda voli kak problema evropeyskogo moralnogo soznaniya. Ocherki istorii: ot Gomera do Lyutera [Freedom of the Will as a Problem of European Moral Concsiousness (Some Essays on History from Homer to Luther)]. Moscow, Greko-latinskiy kabinet Yu.A. Shichalina Publ., 1999, 208 p. (In Russian).
Cornford F.M. Principium Sapientiae. The Origins of Greek Philosophical Thought. L.; N.Y.: Cambridge University Press, 1952. 279 р.
Kahn Ch.H. Anaximander and the Origins of Greek Cosmology. N.Y.: Columbia University Press, 1960.286р.
Kirk G.S., Raven J.E. The Presocratic Philosophers. L.; N.Y.: Cambridge University Press, 1983. 511 р.
Vlastos G., Graham D.W. Studies in Greek Philosophy. Vol. I: The Presocratics. Princeton University Press, 1996. 392
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология
![Лицензия Creative Commons](http://i.creativecommons.org/l/by/4.0/88x31.png)
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.