Изменения гендерных стереотипов в процессе взросления

Психология

Авторы

  • М. Уле Prof. dr., Univerza v Ljubljani, Fakulteta za družbene vede

Ключевые слова:

гендерные стереотипы, сценарии взросления, модели воспитания, идентификация

Аннотация

Исследования процесса взросления требуют междисциплинарного подхода. Такими изысканиями занимаются психология, социология, антропология, педагогика, социальная история, медицина. Необходимость понять современные процессы взросления требует учитывать опыт всех этих дисциплин в исследованиях данной проблемы. В последнее десятилетие происходит объединение всех родственных дисциплин в новую отрасль знания, исследующую процессы взросления. Взросление молодых — это общее и необходимое условие для репродукции любого социума. Любая культура и любая историческая эпоха по-своему организует и интерпретирует процесс взросления, поэтому сложно концептуально осветить исследование общего процесса взросления. В статье поставлен вопрос о гендерных различиях во взрослении девочек и девушек в Словении и Европе, а также о том, как и каким образом происходит репродукция гендерных особенностей в процессе взросления во время господствующей неолиберальной идеологии, которая основана на индивидуализации, личном выборе, личной ответственности, правах человека. Современные модели психологии развития приняли господствующий неолибиральный дискурс, который эксплицирует все права одинаковыми для всех, что ведет к сглаживанию размеров соотношения власти и неравенства. В статье рассматриваются процессы, в которых внутри новых дискурсов взросления сохраняются старые модели отрочества, прежде всего гендерноспецифические сценарии взросления, которые меняют открытые формы на закамуфлированные формы практик социализации.

Библиографические ссылки

Aapola S., Gonick M., Harris A. Young Feminity. Girlhood, Power and Social Change. Houndmills in New York: Palgrave, 2002.

Arnett J. J. Adolescence and Emerging Adulthood. New Jersey, Pearson: Prentice Hall, 2004.

Biggart A., idr. Families and Transitions in Europe: State of the Art Report. European Commission, HPSE-CT2001-00079, Bruselj, 2003.

Côté, J. Arrested Adulthood. The Challenging Nature of Maturity and Identity. New York: New York Univ. Press, 2000.

Du Bois-Reymond M., Chisholm L. (ur.) The Modernization of Youth Transition in Europe. San Francisco: Jossey-Bass, 2006.

Erikson E. H. Identität und Lebenszyklus. Frankfurt: Suhrkamp, 1977.

Eurostat,dostopno na: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page?_pagei d=1996,45323734&_dad=portal&_schema=PORT AL&screen=welcomeref&open=/edtr/educ/educ_is ced97&language=en&product=EU_MASTER_edu cation_training&root=EU_MASTER_education_tra ining&scrollto=0.

Gergen M., Davis S.(ed.) Toward a new Psychology of Gender. New York: Routledge, 1997.

Giddens A. Modernity and Self-Identity. Self and Society in the Late Modern Age. Cambridge: Polity Press, 1991.

Johnson L. The Modern Girl. Sidney: Allen and Unwinn, 1993.

Leary M.R.,Tangney J.P. Handbook of Self ans Identity. New York: The Guilford Press, 2002.

Leccardi C., Ruspini E. A New Youth. Young People, Generations and Family Life. Hampshire: Ashgate, 2005.

OECD, PISA 2006, dostopno na: http://www.pisa.oecd.org/document/2/0,3343,en_32 252351_32236191_39718850_1_1_1_1,00.html.

Olk T. Jugend und gesellschaftliche Differenzierung.Beiheft: Zeitschrift für Pädagogik.

Schwartz J. idr. Identity and agency in emerging adulthood: Two developmental routes in the individualization process//Youth & Society. Vol. 37. No 2. Р. 201-22.

Ule M. Changes in family life courses in Slovenia. V: ROBILA, Mihaela (ur.). Families in Eastern Europe, (Contemporary perspectives in family research, vol. 5). Amsterdam [etc.]: Elsevier JAI, 87- 101.

Ule M., Kuhar M. Orientations of young adults in Slovenia toward the family formation// Young. Vol. 16, no. 2. P. 153-183.

Ule M. idr. Na mladih svet stoji, kje pa stojijo mladi — študentje?. Teor. praksa, 48/1, 7-24.

UNESCO Education of Girls and Women in Europe. Contribution of UNESCO to the European Conference on Women. Dostopno prek: http://unesdoc.unesco.org/images/0010/001029/102 969E.pdf.

Walther A. idr. Participation in Transition. Motivation of Young Adults in Europe for Learning and Working. Frankfurt: Peter Lang, 2006.

Zinnecker J. The Cultural Modernization of Childhood. V: L. Chisholm idr. Growing up in Europe. Berlin, New York: W. de Gruyter, 1995.

Опубликован

30-12-2011

Выпуск

Раздел

Статьи