Личностные особенности кинолога уголовно-исполнительной системы на разных этапах профессионального становления
Психология
DOI:
https://doi.org/10.17072/2078-7898/2017-4-596-603Ключевые слова:
психологические особенности личности кинолога, система самоотношения, содержание «Я-образа», мотивация учебной деятельности, уровень мотивацииАннотация
В психологической литературе широко используется термин «профессиональное становление», который трактуется как процесс овладения профессией и развития личности в целом. В статье рассматриваются особенностям профессионально-личностного становления кинологов уголовно-исполнительной системы (далее УИС). Представлены результаты эмпирического исследования психологических особенностей личности кинолога на разных этапах профессионализации. В качестве респондентов выступили курсанты (1–4-й курсы) Пермского института ФСИН России, обучающиеся по специальности 36.02.01 «Зоотехния», и сотрудники, имеющие опыт службы в кинологических отделениях и службах УИС. С помощью методов математической статистики определены направленность и выраженность изменений в структуре личности кинолога. Для описания психологических особенностей испытуемых был использован пятифакторный опросник (5 PFQ). При изучении системы самоотношения и социально-перцептивных аспектов самосознания применялся опросник самоотношения В.В. Столина, анализировалась иерархическая модель основных параметров: открытость, самоуважение, саморуководство, самоценность, самопринятие, самопривязанность, внутренняя конфликтность, самообвинение. Ведущий мотив в структуре личности обучаемых определялся на основе методики Т.И. Ильиной «Мотивация обучения в вузе». Для курсантов первого курса доминирующим мотивом является овладение профессией, со второго по четвертый — получение диплома. В статье подробно описаны и обоснованы статистически значимые различия между всеми группами испытуемых личностных факторов темперамента и характера в системе самоотношения и мотивационной сферы. Анализ результатов исследования показывает, что все изменения в структуре личности испытуемых, связанные с социальной ситуацией, уровнем развития ведущей деятельности, освоением новой социальной роли, вполне закономерны и объективны.Библиографические ссылки
Кудрявцев Т.В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы // Вопросы психологии. 1981. № 2. С. 67–82.
Зеер Э.Ф. Профессиональное становление инженера-педагогика. Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1988. 348 с.
Фонарев А.Р. Психология становления личности профессионала : учеб. пособие. М.: Моск. психол.-социал. ин-т; Воронеж : МОДЭК, 2005. 240 с.
Столин В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. 186 с.
Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2002. 512 с.
References
Kudryavtsev Т.V. Psikhologo-pedagogicheskie problemy vysshey shkoly [Psychological and pedagogical problems of higher school]. Voprosy psikhologii [Voprosy Psychologii]. 1981, no. 2, pp. 67–82. (In Russian).
Zeer E.F. Professional’noe stanovlenie inzhenerapedagogika [Professional formation of the teacherengineer]. Sverdlovsk, Ural University Publ., 1988, 348 p. (In Russian).
Fonarev A.R. Psikhologiya stanovleniya lichnosti professionala: ucheb. posobie. [Psychology of the formation of the personality of a professional: a manual]. Moscow, MPSI Publ., Voronezh, MODEC Publ., 2005, 240 p. (In Russian).
Stolin V.V. Samosoznanie lichnosti [Selfconsciousness of personality]. Moscow, MSU Publ., 1983, 186 p. (In Russian).
Il’in E.P. Motivaciya i motivy [Motivation and motives]. Saint Petersburg, Peter Publ., 2002. 512 p. (In Russian).
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология
![Лицензия Creative Commons](http://i.creativecommons.org/l/by/4.0/88x31.png)
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.