Педагоги и родители в системе дошкольного образования: проблемы и противоречия взаимодействия

Социология

Авторы

  • Анатолий Васильевич Меренков Уральский федеральный университет им.первого Президента России Б.Н.Ельцина, 620002, Екатеринбург, ул. Мира, 19
  • Наталья Леонидовна Антонова Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, 620002, Екатеринбург, ул. Мира, 19

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2017-2-275-281

Ключевые слова:

взаимодействие, педагоги, родители, lошкольное образование, воспитание

Аннотация

В статье рассматриваются основные проблемы взаимодействия родительской общности с педагогами и специалистами системы дошкольного образования. Новый федеральный образовательный стандарт, принятый в 2013г., требует от педагогов совместного с семьей решения задач нравственного, трудового, интеллектуального, эстетического развития каждого ребенка. В нем указаны общие цели и задачи воспитательной деятельности организаций дошкольного образования без раскрытия основных способов достижения планируемых результатов. Каждая образовательная организация должна самостоятельно найти оптимальные варианты взаимодействия с родителями, чтобы обеспечить всестороннее развитие каждого ребенка, подготовить его к поступлению в школу. На материалах эмпирического исследования (г.Екатеринбург, 2016г.) показано, что в настоящее время у родителей и педагогических работников дошкольных организаций существуют разные представления о том, какие качества необходимо в первую очередь формировать усилиями семьи, а какие воспитателей детских садов с учетом возраста и индивидуальных особенностей конкретного ребенка. Отмечается, что большинство родителей нуждаются в помощи работников дошкольного образования в формировании у детей навыков самоорганизации, культуры сотрудничества с окружающими их людьми, самостоятельного решения проблем, возникающих в познавательной, игровой деятельности, при общении со сверстниками. Показано, что в настоящее время уровень квалификации педагогов недостаточен для того, чтобы совместно с семьей обеспечить выработку у ребенка качеств, необходимых для раскрытия способностей, формирования культуры общения с разными людьми.

Биографии авторов

Анатолий Васильевич Меренков , Уральский федеральный университет им.первого Президента России Б.Н.Ельцина, 620002, Екатеринбург, ул. Мира, 19

доктор философских наук, профессор,заведующий кафедрой прикладной социологии

Наталья Леонидовна Антонова , Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, 620002, Екатеринбург, ул. Мира, 19

доктор социологических наук, доцент,профессор кафедры прикладной социологии

Библиографические ссылки

Информация по организациям, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми с 2014 года. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/

rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/education/# (дата обращения: 25.01.2017).

Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М.: Карапуз, 2002. 264 с.

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р. URL: http://council.gov.ru/media/

files/41d536d68ee9fec15756.pdf (дата обращения: 20.01.2017).

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки России «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» № 1155 от 17 октября 2013 г. URL: http://sch1250s.mskobr.ru/files/fgos_doshk_obr(2).pdf (дата обращения: 20.01.2017).

Копытова А.В. Системный подход в личностно ориентированном взаимодействии педагогов дошкольных образовательных учреждений и родителей воспитанников // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 4(152). С. 51–53.

Градскова Ю. Когда отдавать ребенка в детский сад и платить ли воспитателю? Родительство, гендер и учреждения дошкольного воспитания в интернет-форумах // Laboratorium. Журнал социальных исследований. 2010. № 3. С. 44–57.

Кощиенко И.В. Взаимодействие педагогов и родителей как социальная и психолого-педагогическая проблема // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 1. С. 209–212.

References

Informatsiya po organizatsiyam, osuschestvlyayuschim obrazovatelnuyu deyatelnost po obrazovatelnym programmam doshkolnogo obrazovaniya, prismotr i ukhod za detmi s 2014 goda [Organizations Carrying Out Educational Activities on Preschool Programmes, Supervision and Child Care]. Federalnaya sluzhba gosudarstvennoy statistiki [Federal State Statistics Service]. Available at: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/educati on/# (accessed 12.02.2017). (In Russian).

Arnautova E.P. Pedagog i sem’ya [Teacher and Family]. Moscow, Karapuz Publ., 2002. 264 p. (In Russian).

Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda. Utverzhdena rasporyazheniem Pravitel’stva RF ot 29 maya 2015 g. N 996-r [Russia’s National Framework for the Development of Education up to 2015. Confirmed by the RF Government Directive 29.05.2015. N 996-r], Available at: http://council.gov.ru/media/files/41d536d68ee9fec1 5756.pdf (accessed 20.01.2017). (In Russian).

Federal’nyy gosudarstvennyy obrazovatel’nyy standart doshkolnogo obrazovaniya. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossii «Ob utverzhdenii Federal’nogo gosudarstvennogo obrazovatel’nogo standarta doshkol’nogo obrazovaniya» № 1155 ot 17 oktyabrya 2013 goda [Federal State Preschool Education Standard. Directive of the RF Ministry of Education and Science «On the confirmation of the Federal State Preschool Education Standard». № 1155. 17.10.2013]. Available at: http://sch1250s.mskobr.ru/files/ fgos_doshk_obr(2).pdf (accessed 20.01.2017). (In Russian).

Kopytova A.V. Sistemnyy podkhod v lichnostno orientirovannom vzaimodeystvii pedagogov doshkol’nykh obrazovatel’nykh uchrezhdeniy i roditeley vospitannikov [The Program Approach in the Personality-Focused Interaction of Teachers of Preschool Educational Establishments and Parents of Pupils]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [CSU Bulletin]. 2009, no. 14(152), pp. 51–53. (In Russian).

Gradskova Yu. Kogda otdavat rebenka v detskiy sad i platit li vospitatelyu? Roditelstvo, gender i uchrezhdeniya doshkolnogo vospitaniya v internetforumakh [What Is the Best Time to Send Child to Kindergarten and Do You Need to Pay to Teacher? Parenthood, Gender and Kindergartens on Internet Online Forums]. Laboratorium. Zhurnal sotsialnykh issledovaniy [Laboratorium. Journal of Social Studies]. 2010, no. 3, pp. 44–57. (In Russian).

Koschienko I.V. Vzaimodeystvie pedagogov i roditeley kak sotsial’naya i psikhologopedagogicheskaya problema [Interaction Between Teachers and Parents as a Social, Psychological and Pedagogical Problem]. Znanie. Ponimanie. Umenie [Knowledge. Understanding. Skill]. 2011, no. 1, pp. 209–212. (In Russian).

Опубликован

30-06-2017

Выпуск

Раздел

Статьи