Толерантность к иностранным студентам в российских вузах (на примере ПГНИУ

Социология

Авторы

  • Екатерина Андреевна Балезина Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15
  • Вероника Викторовна Форостян Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2020-2-307-316

Ключевые слова:

толерантность в вузе, иностранные студенты, эмоциональный компонент толерантности, поведенческий компонент толерантности, когнитивный компонент толерантности

Аннотация

Конкурентоспособность университета — одно из требований современного рынка образования. Для ее достижения российские вузы повышают образовательный и научно-исследовательский потенциал, приглашая иностранных студентов и сотрудников. Такой процесс ведет к необходимости методических и культурных изменений в вузе. Одно из обязательных изменений — создание среды толерантного взаимодействия иностранцев и россиян. Толерантность снижает уровень конфликтности всего общества, нетерпимости к другим культурам, нациям, расам, гендерам. Это требует выского уровня контроля при внедрении изменений и постоянного мониторинга ситуации. Толерантность рассматривается через категорию «отношение», включающего в себя три компонента: эмоциональный, поведенческий, когнитивный. Цель публикации — охарактеризовать текущий уровень толерантности в отношениях между российскими и иностранными студентами в ПГНИУ. Эмпирическая база исследования — материалы анкетирования российских студентов Пермского университета об их отношении к иностранным студентам. Авторами оценивается: 1) текущее состояние трех компонентов толерантных отношений (эмоциональный, поведенческий, когнитивный); 2) понимание студентами толерантных отношений; 3) отношение к адаптации иностранцев к учебной и внеучебной деятельности. В Пермском университете наблюдается благоприятная обстановка для развития межкультурного взаимодействия студентов. Респонденты адекватно понимают толерантность, ее особенности и готовы уважать культурные, национальные особенности иностранных студентов. В практическом плане исследование способно прояснить представления об успешных путях развития коммуникации представителей разных культур, о способах развития толерантных отношений между студентами из разных стран.

Биографии авторов

Екатерина Андреевна Балезина, Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15

старший преподаватель кафедры социологии,директор Центра социологических исследований

Вероника Викторовна Форостян , Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15

магистрант направления «Социология» философско-социологического факультета,социолог Центра социологических исследований

Библиографические ссылки

Аверзаев И.Ч. О формировании толерантности у учащейся молодежи // Воспитание школьников. 2010. № 7. С. 64–66.

Василенко Е.А., Долгова В.И., Бароненко А.С. Структура психологической готовности межкультурной коммуникации у студентов педагогического вуза с профильной подготовкой по иностранному языку // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 10. С. 109–115.

Виноградова Е.Г. Субъектные предпосылки толерантности личности: автореф. дис. … канд. психол. наук. Сочи, 2002. 23 с.

Вислова А. Нетерпимость в молодежной среде и способы ее преодоления // Воспитание школьников. 2008. № 3. С. 15–20.

Воротилкина И.М., Луценко Е.Л. К проблеме воспитания толерантности в молодежной среде // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2012. Т. 13, № 4. С. 265–271.

Гришук В.М. Формирование коммуникативной толерантности у студентов гуманитарных специальностей в вузе: дис. … канд. пед. наук. Киров, 2005. 346 с.

Комаров В.П., Исаева О.В. Воспитание толерантности у студентов университета // Вестник Оренбургского государственного университета. 2003. № 4. С. 112–118.

Кузнецова Ю.В. Психологические факторы развития толерантности в юношеском возрасте: дис. … канд. психол. наук. Астрахань, 2006. 152 с.

Лазарева Е.С., Григорьева Е.И. Модель формирования этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного иноязычного общения // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. № 7(111). С. 180–186.

Луценко Е.Л., Ефимова Д.В. Толерантность в молодежной среде: социологические аспекты // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2012. № 11(19). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tolerantnost-v-molodezhnoy-srede-sotsiologicheskie-aspekty (дата обращения: 20.02.2020).

Майорова О.Н. Проблематика изучения толерантности и практика ее формирования в вузе // Дискуссия. 2016. № 6(69). С. 137–144.

Могилевич Б.Р. Межкультурная коммуникация в системе социологического знания. автореф. дис. … д-ра социол. наук. Саратов, 2010. 43 с.

Нижегородцева Н.В., Солынин Н.Э. Психологическая структура этнической толерантности // Ярославский педагогический вестник. 2010. Т. 2, № 2. С. 230–234.

Павленко В.Н. Развитие толерантности: теоретический и эмпирический аспекты // Этнопсихологические и социокультурные процессы в современном обществе: материалы Междунар. науч. конф. Балашов: Николаев, 2003. С. 260–265.

Панина Н.В., Головаха Е.И. Национальная толерантность и идентичность в Украине: опыт применения шкалы социальной дистанции в мониторинговом социологическом исследовании // Социологический журнал. 2006. № 3–4. С. 102–126.

Приказ министерства образования и науки РФ от 23 января 2018 года № 41 «Об утверждении показателей эффективности деятельности федеральных бюджетных и автономных образовательных учреждений высшего образования и работы их руководителей, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71773272/ (дата обращения: 20.02.2020).

Психосемантический анализ этнических стереотипов: лики толерантности и нетерпимости / под ред. В.Ф. Петренко и др. М.: Смысл, 2000. 73 с.

Фабрика И.Г. Воспитание готовности студентов к межкультурной коммуникации // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2009. № 3(29). С. 141–144.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 с изменениями 2020 г. № 273-ФЗ. Ст. 105. Формы и направления международного сотрудничества в сфере образования: URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/105.html (дата обращения: 20.02.2020).

References

Averzaev, I.Ch. (2010). O formirovanii tolerantnosti u uchascheysya molodezhi [About the formation of tolerance in students]. Vospitanie shkol’nikov [Education of schoolchildren]. No. 7, pp. 64–66.

Fabrika, I.G. (2009). Vospitanie gotovnosti studentov k mejkulturnoy kommunikacii [Raising students’ readiness for intercultural communication]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul’tury i iskusstv [The Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts]. No. 3(29). pp. 141–144.

Federal’nyy zakon «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» № 273-FZ ot 29 dekabrya 2012 goda s izmeneniyami 2020 goda [Federal law «On education in the Russian Federation» No. 273-FZ of December 29, 2012, as amended in 2020]. Available at: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/105.html (accessed 20.02.2020).

Grishuk, V.M. (2005). Formirovanie kommunikativnoy tolerantnosti u studentov gumanitarnykh spetsial’nostey v vuze: dis. … kand. ped. nauk [The formation of communicative tolerance among students of humanitarian specialties at the university: dissertation]. Kirov, 346 p.

Komarov, V.P. and Isaeva, O.V. (2003). Vospitanie tolerantnosti u studentov universiteta [Education of tolerance among university students]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik of Orenburg State University]. No. 4, pp. 112–118.

Kuznetsova, Yu.V. (2006). Psikhologicheskie faktory razvitiya tolerantnosti v yunosheskom vozraste: dis. … kand. psikhol. nauk [Psychological factors in the development of tolerance in adolescence: dissertation]. Astrakhan, 152 p.

Lazareva, E.S. and Grigor’eva, E.I. (2012). Model’ formirovaniya etnicheskoy tolerantnosti studencheskoy molodezhi v protsesse mezhkul’turnogo inoyazychnogo obscheniya [Model of the formation of ethnic tolerance of student youth in the process of intercultural foreign language communication]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnyye nauki [Tambov University Review. Series: Humanities]. No. 7(111), pp. 180–186.

Lutsenko, E.L. and Efimova, D.V. (2012). Tolerantnost’ v molodezhnoy srede: sotsiologicheskie aspekty [The tolerance in the youth environment: sociological aspects]. Sovremennye issledovaniya sotsial’nykh problem [Modern Studies of Social Problems]. No. 11(19). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/tolerantnost-v-molodezhnoy-srede-sotsiologicheskie-aspekty (accessed 20.02.2020).

Mayorova, O.N. (2016). Problematika izucheniya tolerantnosti i praktika ee formirovaniya v vuze [Problems of the study of tolerance and the practice of its formation in the university]. Diskussiya [Discussion]. No. 6(69), pp. 137–144.

Mogilevich, B.R. (2010). Mezhkul’turnaya kommunikatsiya v sisteme sotsiologicheskogo znaniya: avtoref. … dis. d-ra sotsiol. nauk [Intercultural communication in the system of sociological knowledge: Abstract of Ph.D. dissertation]. Saratov, 43 p.

Nizhegorodtseva, N.V. and Solynin, N.E. (2010). Psikhologicheskaya struktura etnicheskoy tolerantnosti [The psychological structure of ethnic tolerance]. Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik [Yaroslavl Pedagogical Bulletin]. Vol. 2, no. 2, pp. 230–234.

Panina, N.V. and Golovakha, E.I. (2006). Natsional’naya tolerantnost’ i identichnost’ v Ukraine. Opyt primeneniya shkaly sotsial’noy distantsii v monitoringovom sotsiologicheskom issledovanii [National tolerance and identity in Ukraine. The experience of applying the scale of social distance in monitoring sociological research]. Sotsiologicheskiy zhurnal [Sociological Journal]. No. 3–4, pp. 102–126.

Pavlenko, V.N. (2003). Razvitie tolerantnosti: teoreticheskiy i empiricheskiy aspekty [Tolerance Development: theoretical and empirical aspects]. Etnopsikhologicheskie i sotsiokul’turnye protsessy v sovremennom obschestve [Ethnopsychological and sociocultural processes in modern society]. Balashov: Nikolaev Publ., pp. 260–265.

Petrenko, V.F. et al. (eds.) (2000). Psikhosemanticheskiy analiz etnicheskikh stereotipov. Liki tolerantnosti i neterpimosti [Psychosemantic analysis of ethnic stereotypes: faces of tolerance and intolerance]. Moscow: Smysl Publ., 73 p.

Prikaz ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 23 yanvarya 2018 goda № 41 «Ob utverzhdenii pokazateley effektivnosti deyatel’nosti federal’nykh byudzhetnykh i avtonomnykh obrazovatel’nykh uchrezhdeniy vysshego obrazovaniya i raboty ikh rukovoiteley, nakhodyaschikhsya v vedenii Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii» [Order of the Ministry of education and science of the Russian Federation No. 41 dated January 23, 2018 «On approval of performance indicators of Federal budgetary and Autonomous educational institutions of higher education and the work of their managers, which are under the jurisdiction of the Ministry of education and science of the Russian Federation»]. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71773272/ (accessed 20.02.2020).

Vasilenko, E.A., Dolgova, V.I., Baronenko, A.S. (2017) Struktura psihologicheskoy gotovnosti mejkulturnoy kommunikacii u studentov pedagogicheskogo vuza s profilnoy podgotovkoy po inostrannomu yazyku [The structure of psychological readiness of intercultural communication among students of a pedagogical university with specialized training in a foreign language]. Vestnik Chelyabinskogo Gosudarstvennogo Pedagogicheskogo Universiteta [Vestnik of Chelyabinsk State Pedagogical University]. No. 10, pp. 109–115.

Vinogradova, E.G. (2008). Sub’ektnye predposylki tolerantnosti lichnosti: avtoref. … dis. kand. psikhol nauk [Subjective background of personality tolerance: Abstract of Ph.D. dissertation]. Sochi, 23 p.

Vislova, A. (2008). Neterpimost’ v molodezhnoy srede i sposoby ee preodoleniya [Intolerance in the youth environment and ways to overcome it]. Vospitanie shkol’nikov [Education of Schoolchildren]. No. 3, pp. 15–20.

Vorotilkina, I.M. and Lutsenko, E.L. (2012). K probleme vospitaniya tolerantnosti v molodezhnoy srede [To the problem of education of tolerance in the youth environment]. Vestnik Russkoy khristianskoy gumanitarnoy akademii [Review of the Christian Academy for the Humanities]. Vol. 13, no. 4, pp. 265–271.

Загрузки

Опубликован

30-06-2020

Выпуск

Раздел

Статьи