Посетительские предпочтения интересантов городских социокультурных мероприятий: трехкомпонентный подход к исследованию и управлению

Социология

Авторы

  • Виктория Алексеевна Шелгинская Уральский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 620144, Екатеринбург, ул. 8 Марта, 66

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2024-4-594-608

Ключевые слова:

публика, организация массовых мероприятий, восприятие потребителя, городской фестиваль, фестивали молодежи, передача ценностей, ценности социальной группы, специальное событие, досуг горожан, интересы социальной группы, культурный досуг, социокультурная среда города, социальное управление, сфера культуры

Аннотация

В статье исследуются особенности восприятия различных элементов социокультурных мероприятий, на основании которых могут быть оптимизированы управленческие решения для достижения стратегических целей инициатора мероприятия. Предложен трехкомпонентный принцип рассмотрения структуры процессов, имеющих место при реализации мероприятия: управление инфраструктурой (материальная среда), информационно-коммуникационное управление (информационная среда), социальное управление (социальная среда). Использование данного принципа в качестве методологического позволило реализовать комплексный подход к исследованию, релевантный объективным условиям деятельности в социокультурной среде. На основе эмпирического исследования показаны особенности восприятия интересантами мероприятий различных элементов мероприятия и организационных работ, их мотивации при посещении. Раскрываются источники получения информации о мероприятии, оценки ее значимости и вторичные аудитории ее распространения. Показываются особенности социального взаимодействия посетителей на мероприятии, включая аспект влияния представителей референтных групп или личностей. Прослеживаются взаимосвязи ряда элементов мероприятия с такими факторами, как городская специфика, тип посещаемых обычно мероприятий, пол и возраст. На уровне дискуссии раскрывается проблема гетерогенности общности интересантов мероприятий, выделяется ряд направлений для дальнейших исследований на основе таблицы анализа сопряженности переменных, выдвигается гипотеза о недетерминированности пребывания на самом мероприятии. На рекомендательном уровне при управлении мероприятиями аргументируются: интегративный подход к коммуникационной политике вместо интегрированного, ориентация на выявленную специфику при привлечении посетителей с учетом вариабельности и гибкости поведения и восприятия оных на самом мероприятии, потенциал социальных технологий при работе с посетителями. Полученные результаты и выводы представляют интерес для специалистов в сфере креативных индустрий или социального управления в сфере культуры, использующих ивент-мероприятия для достижения стратегических целей организации.

Биография автора

Виктория Алексеевна Шелгинская, Уральский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 620144, Екатеринбург, ул. 8 Марта, 66

аспирант кафедры управления персоналом и социологии

Библиографические ссылки

Богатырев К.А. Правовое просвещение на культурно-массовых мероприятиях для детей и молодежи // Вестник науки. 2022. Т. 3, № 6(51). С. 28–34.

Булганина С.В., Лебедева Т.Е., Цапина Т.Н., Авдонькина В.В., Дюдякова С.В. Эффективность событийного туризма для территории на примере празднования 800-летия Нижнего Новгорода // Московский экономический журнал. 2021. № 9. С. 424–436.

Галушкин А.Б. Система оценки качества проведения культурно-массовых мероприятий в досуговых учреждениях в сфере молодежной политики // Альманах научных работ молодых ученых Университета ИТМО: материалы Пятидесятой науч. и учеб.-метод. конф. (Санкт-Петербург, 1–4 февраля 2021 г.). СПб.: Университет ИТМО, 2021. Т. 5, ч. 1. С. 117–122.

Герасимов С.Г. Специальные события как триггеры социально-культурных процессов: дис. … д-ра филос. наук. СПб., 2023. 417 с.

Головин Н.А., Русанова В.С. Проблемы формирования логико-смыслового метода П.А. Сорокиным в контексте историософии О. Шпенглера и А. Тойнби // Журнал социологии и социальной антропологии. 2023. Т. 26, № 2. С. 26–45. DOI: https://doi.org/10.31119/jssa.2023.26.2.2

Горбунова Н.А., Комраков Р.В. Диагностика готовности бакалавров социокультурной деятельности к использованию потенциала событийного туризма в своей профессиональной деятельности // Ученые записки Орловского государственного университета. 2021. № 4(93). С. 159–162.

Землянная А.С., Савостин Д.А. Эмпирическое исследование мероприятий как инструмента продвижения в контексте пандемии // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. № 7(65). С. 84–87.

Каверина Е.А. Событийные коммуникации в координатах современности // Международный журнал исследований культуры. 2017. № 2(27). С. 54–64.

Мартышенко Н.С. Роль развлекательных ивент-мероприятий в организации досуга молодежи г. Владивостока // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020. Т. 9, № 3(32). С. 256–259. DOI: https://doi.org/10.26140/anie-2020-0903-0059

Мишина Т.В., Самсоненко Т.А., Ронь И.Н. Особенности организации массового праздника // International Journal of Professional Science. 2020. № 11. С. 24–28.

Одинцов А.В. Культурное наследие Чемпионата Мира по футболу 2018 в представлении студенческой молодежи Волгограда // Социодинамика. 2019. № 9. С. 53–63. DOI: https://doi.org/10.25136/2409-7144.2019.9.30603

Попова Е.П. Целевая группа потребителей событийного туризма // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук: сб. ст. VI Междунар. конф. профессорско-преподавательского состава (Казань, 18 март 2022 г.). Чебоксары: Среда, 2022. С. 282–290. DOI: https://doi.org/10.31483/r-101160

Романова Н.В. Социокультурное пространство провинциального города как одна из форм существования универсума культуры // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 6(56), ч. 1. С. 169–172.

Рыбакова О.В. Роль крупного события в области культуры в укреплении позитивного имиджа города на примере фестиваля Уральская ночь музыки // Управление культурой. 2022. № 4(4). С. 22–28.

Сергеев Л.И. Экономика впечатлений в цифровой трансформации // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2021. № 7(201). С. 61–72. DOI: https://doi.org/10.46554/1993-0453-2021-7-201-61-72

Скрипникова Н.Н., Шушарина Е.С. Event-менеджмент: коммуникационные подходы к организации мероприятий для абитуриентов // Проблемы социальных и гуманитарных наук. 2019. № 4(21). С. 165–169.

Толстяков Р.Р., Петренко А.С., Горбунов И.Н. Региональный event-маркетинг: многокритериальная оценка эффективности проводимых мероприятий на примере г. Тамбова // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2021. № 4(82). С. 108–114. DOI: https://doi.org/10.17277/voprosy.2021.04.pp.108-114

Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года». URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202405070015?ysclid=lw6dfqe7ss942869966 (дата обращения: 14.05.2024).

Устинов В.П., Кыштымова И.М., Белякова И.Г., Голик К.И. Экспертный психологический анализ массовых мероприятий (на примере городского праздника Хеллоуин) // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2014. Т. 9. С. 74–89.

Харченко Л.Н. К вопросу о концепции «третьего места» и ее трактовке в отечественной научной литературе // Современные наука и образование: достижения и перспективы развития: материалы Национальной науч.-практ. конф. (Керчь, 15 мая 2021 г.): в 2 ч. Керчь: Изд-во КГМТУ, 2021. Ч. 2. С. 199–204.

Ait Kerroum Y., Anasse K. Arts festivals as polysystems: a case analysis of Morocco music and film festivals // Leisure Studies. 2024. Vol. 43, iss. 5. P. 832–843. DOI: https://doi.org/10.1080/02614367.2023.2261656

Dalgiç A., Birdir K. Key success factors on loyalty of festival visitors: the mediating effect of festival experience and festival image // Tourism & Management Studies. 2020. Vol. 16, iss. 1. P. 28–38. DOI: https://doi.org/10.18089/tms.2020.160103

Mair J., Smith A. Events and sustainability: why making events more sustainable is not enough // Events and sustainability: Can events make places more inclusive, resilient and sustainable? / ed. by A. Smith, J. Mair. Oxon, UK: Routledge, 2022. P. 1–17. DOI: https://doi.org/10.4324/9781003314295-1

Stricklin M.-A., Ellis G.D. Structuring quality experiences for event participants // Event Management. 2018. Vol. 22, no. 3. P. 353–365. DOI: https://doi.org/10.3727/152599518x15251972495591

Templeton A. Future research avenues to facilitate social connectedness and safe collective behavior at organized crowd events // Group Processes & Intergroup Relations. 2021. Vol. 24, iss. 2. P. 216–222. DOI: https://doi.org/10.1177/1368430220983601

Wang Y., Cheng Y., Sun J. When public relations meets social media: A systematic review of social media related public relations research from 2006 to 2020 // Public Relations Review. 2021. Vol. 47, iss. 4. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0363811121000746?via%3Dihub (accessed: 14.05.2024). DOI: https://doi.org/10.1016/j.pubrev.2021.102081

Wood E.H., Kinnunen M. Emotion, memory and re-collective value: shared festival experiences // International Journal of Contemporary Hospitality Management. 2020. Vol. 32, iss. 3. P. 1275–1298. DOI: https://doi.org/10.1108/ijchm-05-2019-0488

References

Ait Kerroum, Y. and Anasse, K. (2024). Arts festivals as polysystems: a case analysis of Morocco music and film festivals. Leisure Studies. Vol. 43, iss. 5, pp. 832–843. DOI: https://doi.org/10.1080/02614367.2023.2261656

Bogatyrev, K.A. (2022). [Legal education at cultural events for children and youth]. Vestnik nauki [Bulletin of Science]. Vol. 3, no. 6(51), pp. 28–34.

Bulganina, S.V., Lebedeva, T.E., Tsapina, T.N., Avdonkina, V.V. and Dyudyakova, S.V. (2021). [The effectiveness of event tourism for the territory on the example of the celebration of the 800th anniversary of Nizhny Novgorod]. Moskovskiy ekonomicheskiy zhurnal [Moscow Economic Journal]. No. 9, pp. 424–436.

Dalgiç, A. and Birdir, K. (2020). Key success factors on loyalty of festival visitors: the mediating effect of festival experience and festival image. Tourism & Management Studies. Vol. 16, iss. 1, pp. 28–38. DOI: https://doi.org/10.18089/tms.2020.160103

Galushkin, A.B. (2021). [System for assessing the quality of cultural events in leisure institutions in the field of youth policy]. Al’manakh nauchnykh rabot molodykh uchenykh Universiteta ITMO: materialy Pyatidesyatoy nauch. i ucheb.-metod. konf. (Sankt-Peterburg, 1–4 fevralya 2021 g.) [Almanac of scientific works of young scientists of ITMO University: Proceedings of the Fiftieth Scientific and Educational-Methodological Conference (St. Petersburg, Feb. 1–4, 2021)]. St. Petersburg: ITMO University Publ., pp. 117–122.

Gerasimov, S.G. (2023). Spetsial’nye sobytiya kak triggery sotsial’no-kul’turnykh protsessov: dis. … d-ra filos. nauk [Special events as triggers of socio-cultural processes: dissertation]. St. Petersburg, 417 p.

Golovin, N.A. and Rusanova, V.S. (2023). [Problems of formation of the logical-semantic method P.A. Sorokin in the context of the historiosophy of O. Spengler and A. Toynbee]. Zhurnal sotsiologii i sotsial’noy antropologii [Journal of Sociology and Social Anthropology]. Vol. 26, no. 2, pp. 26–45. DOI: https://doi.org/10.31119/jssa.2023.26.2.2

Gorbunova, N.A. and Komrakov, R.V. (2021). [Diagnostics of the readiness of bachelors of sociocultural activities to use the potential of event tourism in their professional activities]. Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta [Scientific Notes of the Oryol State University]. No. 4(93), pp. 159–162.

Kaverina, E.A. (2017). [Event communications in the coordinates of modernity]. Mezhdunarodnyy zhurnal issledovaniy kul’tury [International Journal of Cultural Research]. No. 2(27), pp. 54–64.

Kharchenko, L.N. (2021). [On the issue of the concept of «third place» and its interpretation in domestic scientific literature]. Sovremennye nauka i obrazovanie: dostizheniya i perspektivy razvitiya: materialy Natsional’noy nauch.-prakt. konf. (Kerch’, 15 maya 2021 g.): v 2 ch. [Modern science and education: achievements and development prospects: Proceedings of the National Scientific and Practical Conference (Kerch, May 15, 2021): in 2 parts]. Kerch: KSMTU Publ., part 2, pp. 199–204.

Mair, J. and Smith, A. (2022). Events and sustainability: why making events more sustainable is not enough. A. Smith, J. Mair (eds.) Events and sustainability: Can events make places more inclusive, resilient and sustainable? Oxon, UK: Routledge Publ., pp. 1–17. DOI: https://doi.org/10.4324/9781003314295-1

Martyshenko, N.S. (2020). [The role of entertainment events in the organization of youth leisure in Vladivostok]. Azimut nauchnykh issledovaniy: ekonomika i upravlenie [Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration]. Vol. 9, no. 3(32), pp. 256–259. DOI: https://doi.org/10.26140/anie-2020-0903-0059

Mishina, T.V., Samsonenko, T.A. and Ron, I.N. (2020). [Features of organizing a mass holiday]. International Journal of Professional Science. No. 11, pp. 24–28.

Odintsov, A.V. (2019). [The cultural heritage of the 2018 FIFA World Cup in the minds of Volgograd students]. Sotsiodinamika [Sociodynamics]. No. 9, pp. 53–63. DOI: https://doi.org/10.25136/2409-7144.2019.9.30603

Popova, E.P. (2022). Tselevaya gruppa potrebiteley sobytiynogo turizma [Target group of event tourism consumers]. Aktual’nye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk: sbornik statey VI Mezhdunarodnoy konf. professorsko-prepodavatel’skogo sostava (Kazan’, 18 mart 2022 g.). [Current Problems of the Humanities and Natural Sciences: collection of articles of VI International Conference of the Faculty (Kazan, Mar. 18, 2022)]. Cheboksary: Sreda Publ., pp. 282–290. DOI: https://doi.org/10.31483/r-101160

Romanova, N.V. (2015). [Social-cultural space of provincial town as form of culture universe existence]. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul’turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki [Historical, Philosophical, Political and Law Sciences, Culturology and Study of Art. Issues of Theory and Practice]. No. 6(56), part 1, pp. 169–172.

Rybakova, O.V. (2022). [The role of a major cultural event in strengthening the positive image of the city on the example of the Ural Night of Music festival]. Upravlenie kul’turoy [Managing of Culture]. No. 4(4), pp. 22–28.

Sergeev, L.I. (2021). [Economy of impressions in digital transformation]. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta [Vestnik of Samara State University of Economics]. No. 7(201), pp. 61–72. DOI: https://doi.org/10.46554/1993-0453-2021-7-201-61-72

Skripnikova, N.N. and Shusharina, E.S. (2019). [Event management: communication approaches to organizing events for applicants]. Problemy sotsial’nykh i gumanitarnykh nauk [Problems of Social and Humanitarian Sciences]. No. 4(21), pp. 165–169.

Stricklin, M.-A. and Ellis, G.D. (2018). Structuring quality experiences for event participants. Event Management. Vol. 22, no. 3, pp. 353–365. DOI: https://doi.org/10.3727/152599518x15251972495591

Templeton, A. (2021). Future research avenues to facilitate social connectedness and safe collective behavior at organized crowd events. Group Processes & Intergroup Relations. Vol. 24, iss. 2, pp. 216–222. DOI: https://doi.org/10.1177/1368430220983601

Tolstyakov, R.R., Petrenko, A.S. and Gorbunov, I.N. (2021). [Regional event-marketing: Multi-criteria evaluation of the effectiveness of the events in Tambov]. Voprosy sovremennoy nauki i praktiki. Universitet im. V.I. Vernadskogo [Issues of Modern Science and Practice. V.I. Vernadsky University]. No. 4(82), pp. 108–114. DOI: https://doi.org/10.17277/voprosy.2021.04.pp.108-114

Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 07.05.2024 № 309 «O natsional’nykh tselyakh razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2030 goda i na perspektivu do 2036 goda» [Decree of the President of the Russian Federation dated July 5, 2024 No. 309 «On the national development goals of the Russian Federation for the period until 2030 and for the future until 2036»]. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202405070015?ysclid=lw6dfqe7ss942869966 (accessed 14.05.2024).

Ustinov, V.P., Kyshtymova, I.M., Belyakova, I.G. and Golik, K.I. (2014). [Expert psychological analysis of mass events (using the example of the city Halloween holiday)]. Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Psikhologiya [The Bulletin of Irkutsk State University. Series: Psychology]. Vol. 9, pp. 74–89.

Wang, Y., Cheng, Y. and Sun, J. (2021). When public relations meets social media: A systematic review of social media related public relations research from 2006 to 2020. Public Relations Review. Vol. 47, iss. 4. Available at: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0363811121000746?via%3Dihub (accessed 14.05.2024). DOI: https://doi.org/10.1016/j.pubrev.2021.102081

Wood, E.H. and Kinnunen, M. (2020). Emotion, memory and re-collective value: shared festival experiences. International Journal of Contemporary Hospitality Management. Vol. 32, iss. 3, pp. 1275–1298. DOI: https://doi.org/10.1108/ijchm-05-2019-0488

Zemlyannaya, A.S. and Savostin, D.A. (2020). [Empirical study of events as a promotion tool in the context of a pandemic]. Ekonomika i biznes: teoriya i praktika [Economics and Business: Theory and Practice]. No. 7(65), pp. 84–87.

Загрузки

Опубликован

26-12-2024

Выпуск

Раздел

Статьи