Спасти Сизифа и не попасть в Камеру счастья: современные дискуссии о смысле жизни
Философия
DOI:
https://doi.org/10.17072/2078-7898/2024-4-505-515Ключевые слова:
смысл жизни, цель жизни, Сизиф, натурализм, супранатурализм, нигилизм, абсурдАннотация
Статья раскрывает антиномию, возникающую в современных натуралистских дискуссиях по вопросу о смысле жизни. Нигилизм, супранатурализм и натурализм — три основные подхода, в рамках которых развивается философская дискуссия о проблеме смысла жизни в XXI в. Натурализм, самая популярная версия, предполагает, что ответ на вопрос о смысле жизни сочетает в себе три несовместимых друг с другом характеристики: объективность, имманентность и свободное принятие (недетерминированность). Демонстрируется, что крайние натуралистические подходы, провозглашающие субъективизм, трансцендентность или детерминизм неизбежно ведут к противоречию. В то же время любая из существующих материалистических концепций вынуждена либо принять эти характеристики, либо допустить абсурдное решение, что иллюстрируется мысленным экспериментом «Спасти Сизифа». Что могли бы философы предложить Сизифу — олицетворению бессмысленного труда — в качестве смысла жизни? Другая крайность, возникающая при субъективизации смысла жизни, демонстрируется в мысленном эксперименте «Камера счастья»: есть ли что-то, способное удержать человека от стремления попасть в установку, напрямую стимулирующую мозговые центры удовольствия неограниченно долгое время? Единственным продуктивным решением данной проблемы является смещение внимания натурализма со «смысла жизни» на «цель жизни». Человек самостоятельно и свободно формирует цель своей жизни, но в то же время она становится объективной по мере ее реализации. Применимость такого подхода иллюстрируется еще одним мысленным экспериментом «е2-е4»: отдельный ход шахматной партии вполне может иметь свою цель, и эта цель будет становиться все более реальной по мере разворачивания замысла игрока. При этом сама игра в шахматы, согласно сущности любой игры, является бессмысленной.Библиографические ссылки
Брюн Е.А., Цветков А.В. Практическая психология зависимости. М.: Наука, 2014. 294 с.
Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / пер. с фр., предисл., примеч. В.И. Колядко. М.: Республика, 2000. 640 с.
Сартр Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм / пер. с фр. А.А. Санина // Ницше Ф., Фрейд 3., Фромм Э., Камю А., Сартр Ж.-П. Сумерки богов / сост. и общ. ред. А.А. Яковлева. М.: Политиздат, 1990. С. 319–344.
Уилсон Э. О природе человека / пер. с англ. T.О. Новиковой. М.: Кучково поле, 2015. 352 с.
Уилсон Э. Смысл существования человека / пер. с англ. О.Ю. Сивченко. М.: Альпина нон-фикшн, 2015. 216 с.
Хёйзинга Й. Homo Ludens. Статьи по истории культуры / пер. с голл. Д.В. Сильвестрова. М.: Прогресс-Традиция, 1997. 416 с.
Bennett-Hunter G. Ineffability and Religious Experience. N.Y.: Routledge, Taylor & Francis Group, 2016. 224 р. DOI: https://doi.org/10.4324/9781315654119
Evers D., Smeden G.E. van. Meaning in life: In defense of the hybrid view // The Southern Journal of Philosophy. 2016. Vol. 54, iss. 3. P. 355–371. DOI: https://doi.org/10.1111/sjp.12179
Frankfurt H. Reply to Susan Wolf // The contours of agency: Essays on themes from Harry Frankfurt / ed. by S. Buss, L. Overton. Cambridge, MA: The MIT Press, 2002. Р. 245–252. DOI: https://doi.org/10.7551/mitpress/2143.003.0027
Gnatik E.N., Lokhov S.A., Mamchenkov D.V., Matyushova M.P. The Hard Problem of Consciousness in the Light of Onto-Gnoseological Uncertainty // Scientia et Fides. 2018. Vol. 6, no. 2. P. 101–113. DOI: https://doi.org/10.12775/setf.2018.013
Hosseini R. Wittgenstein and Meaning in Life: In Search of the Human Voice. London: Palgrave Macmillan, 2015. 190 р. DOI: https://doi.org/10.1057/9781137440914
Lokhov S.A., Mamchenkov D.V., Tavberidze D.V. The Meaning of Life as a Subject of Philosophical Reflection // Proceedings of the 3rd International Conference on Contemporary Education, Social Sciences and Humanities (ICCESSH 2018). Paris: Atlantis Press, 2018. P. 63–67. DOI: https://doi.org/10.2991/iccessh-18.2018.15
Metz Th. Is Life’s Meaning Ultimately Unthinkable?: Guy Bennett-Hunter on the Ineffable // Philosophia. 2016. Vol. 44, iss. 4. Р. 1247–1256. DOI: https://doi.org/10.1007/s11406-015-9654-y
Metz Th. Recent work on the meaning of «life’s meaning»: Should we change the philosophical discourse? // Human Affairs. 2019. Vol. 29, iss. 4. P. 404–414. DOI: https://doi.org/10.1515/humaff-2019-0035
Olds J., Milner P. Positive reinforcement produced by electrical stimulation of septal area and other regions of rat brain // Journal of Comparative and Physiological Psychology. 1954. Vol. 47, iss. 6. P. 419–427. DOI: https://doi.org/10.1037/h0058775
Politi V. Would My Life Still Be Meaningful? Intersubjectivism and Changing Meaning in Life // Human Affairs. 2019. Vol. 29, iss. 4. Р. 462–469. DOI: https://doi.org/10.1515/humaff-2019-0041
Sapolsky R.M. Behave: The Biology of Humans at Our Best and Worst. N.Y.: Penguin Press, 2017. 800 р.
Seachris J. From the meaning triad to meaning holism: Unifying life’s meaning // Human Affairs. 2019. Vol. 29, iss. 4. P. 363–378. DOI: https://doi.org/10.1515/humaff-2019-0031
Thagard P. Nihilism, skepticism, and philosophical method: A response to Landau on coherence and the meaning of life // Philosophical Psychology. 2013. Vol. 26, iss. 4. Р. 619–621. DOI: https://doi.org/10.1080/09515089.2012.696330
Trisel B.A. Futility and the meaning of life debate // Sorites. 2002. Vol. 14. Р. 70–84.
Wolf S. Meaning in life and why it matters. Princeton, NJ: Princeton University Press, 2010. 162 р. DOI: https://doi.org/10.1515/9781400834594
References
Bennett-Hunter, G. (2016). Ineffability and religious experience. New York: Routledge, Taylor & Francis Group Publ., 224 р. DOI: https://doi.org/10.4324/9781315654119
Brun, E.A. and Tsvetkov, A.V. (2014). Prakticheskaya psikhologiya zavisimosti [Practical psychology of addiction]. Moscow: Nauka Publ., 294 p.
Evers, D., Smeden, G.E. van (2016). Meaning in life: In defense of the hybrid view. The Southern Journal of Philosophy. Vol. 54, iss. 3, pp. 355–371. DOI: https://doi.org/10.1111/sjp.12179
Frankfurt, H. (2002). Reply to Susan Wolf. S. Buss, L. Overton (eds.) The contours of agency: Essays on themes from Harry Frankfurt. Cambridge, MA: The MIT Press, pp. 245–252. DOI: https://doi.org/10.7551/mitpress/2143.003.0027
Gnatik, E.N., Lokhov, S.A., Mamchenkov, D.V. and Matyushova, M.P. (2018). The hard problem of consciousness in the light of onto-gnoseological uncertainty. Scientia et Fides [Science and Faith]. Vol. 6, no. 2, pp. 101–113. DOI: https://doi.org/10.12775/setf.2018.013
Hosseini, R. (2015). Wittgenstein and meaning in life: In search of the human voice. London: Palgrave Macmillan Publ., 190 р. DOI: https://doi.org/10.1057/9781137440914
Huizinga, J. (1997). Homo ludens. Stat’i po istorii kul’tury [Homo ludens]. Moscow: Progress-Traditsiya Publ., 416 р.
Lokhov, S.A., Mamchenkov, D.V. and Tavberidze, D.V. (2018). The meaning of life as a subject of philosophical reflection. Proceedings of the 3rd International Conference on Contemporary Education, Social Sciences and Humanities (ICCESSH 2018). Paris: Atlantis Press, pp. 63–67. DOI: https://doi.org/10.2991/iccessh-18.2018.15
Metz, Th. (2016). Is life’s meaning ultimately unthinkable?: Guy Bennett-Hunter on the ineffable. Philosophia. Vol. 44, iss. 4, pp. 1247–1256. DOI: https://doi.org/10.1007/s11406-015-9654-y
Metz, Th. (2019). Recent work on the meaning of «life’s meaning»: Should we change the philosophical discourse? Human Affairs. Vol. 29, iss. 4, pp. 404–414. DOI: https://doi.org/10.1515/humaff-2019-0035
Olds, J. and Milner, P. (1954). Positive reinforcement produced by electrical stimulation of septal area and other regions of rat brain. Journal of Comparative and Physiological Psychology. Vol. 47, iss. 6, pp. 419–427. DOI: https://doi.org/10.1037/h0058775
Politi, V. (2019). Would my life still be meaningful?: Intersubjectivism and changing meaning in life. Human Affairs. Vol. 29, iss. 4, pp. 462–469. DOI: https://doi.org/10.1515/humaff-2019-0041
Sapolsky, R.M. (2017). Behave: The biology of humans at our best and worst. New York: Penguin Press, 800 р.
Sartre, J.-P. (1989). [Existentialism is a humanism]. Nitsshe F., Freyd Z., Fromm E., Kamyu A., Sartr Zh.-P. Sumerki bogov [Nietzsche F., Freud Z., Fromm E., Camus A., Sartre J.-P. Twilight of the gods]. Moscow: Politizdat Publ., pp. 319–344.
Sartre, J.-P. (2000). Bytie i nichto: Opyt fenomenologicheskoy ontologii [Being and nothingness: The experience of phenomenological ontology]. Moscow: Respublika Publ., 640 p.
Seachris, J. (2019). From the meaning triad to meaning holism: Unifying life’s meaning. Human Affairs. Vol. 29, iss. 4, pp. 363–378. DOI: https://doi.org/10.1515/humaff-2019-0031
Thagard, P. (2013). Nihilism, skepticism, and philosophical method: A response to Landau on coherence and the meaning of life. Philosophical Psychology. Vol. 26, iss. 4, pp. 619–621. DOI: https://doi.org/10.1080/09515089.2012.696330
Trisel, B.A. (2002). Futility and the meaning of life debate. Sorites. Vol. 14, pp. 70–84.
Wilson, E.O. (2015). O prirode cheloveka [On human nature]. Moscow: Kuchkovo Pole Publ., 352 р.
Wilson, E.O. (2015). Smysl sushchestvovaniya cheloveka [The meaning of human existence]. Moscow: Al’pina Non-fikshn Publ., 216 р.
Wolf, S. (2010). Meaning in life and why it matters. Princeton, NJ: Princeton University Press, 162 р. DOI: https://doi.org/10.1515/9781400834594
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.