Онтология идентичности субъекта в философии Эммануэля Левинаса

Философия

Авторы

  • Станислав Михайлович Буланов Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, 119991, Москва, Ломоносовский пр., 27/4

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2024-4-494-504

Ключевые слова:

идентичность субъекта, ответственность, тотальность, Другой, тождественность, инаковость, критерий идентичности

Аннотация

В статье представлен онтологический анализ концепции идентичности субъекта, которую в своем учении предлагает Эммануэль Левинас. Актуальность выбранной темы объясняется возросшим в последние десятилетия вниманием к категории идентичности субъекта в рамках гуманитарных исследований. Рассматривается левинасовская критика классической модели идентичности субъекта, в которой субъект осмысляется как тождественный самому себе. Обнаруживается связь этой модели идентичности с гегелевской трактовкой тотальности, понимаемой как снятие иного тождественным, а также с феноменологией Гуссерля. Отмечается существенный недостаток классической концепции идентичности субъекта, который состоит в ее неспособности утвердить окончательную тождественность субъекта самому себе, что приводит к подавлению инаковости в субъекте. Анализируется попытка Левинаса представить лицо Другого как выражение трансцендентного, подрывающее тотальность и открывающее возможность для построения альтернативной модели идентичности субъекта. Реконструируется левинасовская концепция идентичности как ответственности. Намечаются ее этические следствия. Констатируется, что модель идентичности субъекта, предложенная Левинасом, строится вокруг ответственности субъекта, понимаемой одновременно как ответственность субъекта перед Другим за самого себя и ответственность субъекта за Другого перед самим собой. В заключении на основании полученных результатов постулируется вывод о том, что левинасовская концепция способна обеспечить равновесие в субъекте между идентичностью и инаковостью при помощи идеи ответственности как центральной категории в построении модели идентичности субъекта. Демонстрируется, что модель идентичности субъекта, предложенная Левинасом, не только способствует решению проблем, создаваемых классической моделью, но и выступает полноценной альтернативой для этой модели.

Биография автора

Станислав Михайлович Буланов, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, 119991, Москва, Ломоносовский пр., 27/4

аспирант кафедры онтологии и теории познания философского факультета

Библиографические ссылки

Гегель Г. Энциклопедия философских наук. Т. 3: Философия духа / пер. с нем. М.: Мысль, 1977. 471 с.

Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Кн. 1: Общее введение в чистую феноменологию / пер. с нем. А. В. Михайлова. М.: Академ. проект, 2009. 489 с.

Гуссерль Э. Картезианские медитации / пер. с нем. В.И. Молчанова. М.: Академ. проект, 2010. 229 с.

Евстропов М.Н. «Иное, чем бытие»: лицо в метафизике Эмманюэля Левинаса. Часть I: Черты лица // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 342. С. 44–49.

Левинас Э. Заметки о смысле / пер. с фр. А.В. Ямпольской // (Пост)феноменология: новая феноменология во Франции и за ее пределами / сост. С.А. Шолохова, А.В. Ямпольская. М.: Академ. проект, 2014. C. 18–38.

Левинас Э. Тотальность и Бесконечное / пер. с фр. И.С. Вдовиной // Левинас Э. Избранное. Тотальность и Бесконечное. М.; СПб.: Университетская книга, 2000. С. 66–291.

Марион Ж.-Л. Насыщенный феномен / пер. с фр. В.В. Земсковой, Г.Б. Юдина // (Пост)феноменология: новая феноменология во Франции и за ее пределами / сост. С.А. Шолохова, А.В. Ямпольская. М.: Академ. проект, 2014. C. 63–99.

Сартр Ж.-П. Основная идея феноменологии Гуссерля: интенциональность / пер. с фр. А.И. Пигалева // Проблемы онтологии в современной буржуазной философии: сб. ст / отв. ред. Т.А. Кузьмина. Рига: Зинатне, 1988. C. 318–320.

Сокулер З.А. Пассивнее самой пассивности: субъективность и идентичность в учении Э. Левинаса // Субъективность и идентичность: колл. моногр. / отв. ред. A.B. Михайловский. М.: Изд. дом ВШЭ, 2012. C. 198–211.

Сокулер З.А. Субъективность, язык и Другой: новые пути и искушения мысли, открываемые учением Эммануэля Левинаса. М.: Университетская книга, 2016. 240 с.

Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. М.: Прогресс, 1996. 344 с.

Ямпольская А.В. Гетерогенность самости: проблематизация идентичности у позднего Левинаса // ESSE: Философские и теологические исследования. 2019. Т. 4, № 2. С. 34–47.

Blond L. Identity, Alterity and Racial Difference in Levinas // Identity and Difference: Contemporary Debates on the Self / ed. by R. Winkler. Johannesburg, ZA: Macmillan, 2016. P. 259–281. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-40427-1_11

Levinas E. Autrement qu’etre ou au-dela de l’essence. La Haye, FR: Martinus Nijhoff, 1974. 242 p. DOI: https://doi.org/10.1007/978-94-015-1111-7

Petrilli S. The Law Challenged and the Critique of Identity with Emmanuel Levinas // International Journal for the Semiotics of Law. 2022. Vol. 35, iss. 1. P. 31–69. DOI: https://doi.org/10.1007/s11196-021-09845-7

References

Blond, L. (2016). Identity, alterity and racial difference in Levinas. R. Winkler (ed.) Identity and difference: Contemporary debates on the self. Johannesburg, ZA: Macmillan Publ., pp. 259–281. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-40427-1_11

Erikson, E. (1996). Identichnost’: yunost’ i krizis [Identity: Youth and crisis]. Moscow: Progress Publ., 344 p.

Evstropov, M.N. (2011). [«Other than being»: Face in the metaphysics of Emmanuel Levinas. Part I: Features of face]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Tomsk State University Journal]. No. 342, pp. 44–49.

Hegel, G. (1977). Entsiklopediya filosofskikh nauk. T. 3: Filosofiya dukha [Encyclopedia of the philosophical sciences. Vol. 3: Hegel’s philosophy of mind]. Moscow: Mysl’ Publ., 471 p.

Husserl, E. (2009). Idei k chistoy fenomenologii i fenomenologicheskoy filosofii. Kniga 1: Obshcheye vvedeniye v chistuyu fenomenologiyu [Ideas pertaining to a pure phenomenology and to phenomenological philosophy. Book 1: General introduction to pure phenomenology]. Moscow: Akademicheskiy Proekt Publ., 489 p.

Husserl, E. (2010). Kartezianskie meditatsii [Cartesian meditations: an introduction to phenomenology]. Moscow: Akademicheskiy Proekt Publ., 229 p.

Levinas, E. (1974). Autrement qu’etre ou au-dela de l’essence [Otherwise than being, or beyond essence]. La Haye, FR: Martinus Nijhoff Publ., 242 p. DOI: https://doi.org/10.1007/978-94-015-1111-7

Levinas, E. (2000). [Totality and infinity]. Levinas E. Izbrannoe. Total’nost’ i beskonechnoe [Levinas E. Selected works. Totality and infinity]. Moscow, St. Petersburg: Universitetskaya kniga Publ., pp. 66–291.

Levinas, E. (2014). [Notes on meaning]. (Post)fenomenologiya: Novaya fenomenologiya vo Frantsii i za ee predelami, sost. S.A. Sholokhova, A.V. Yampolskaya [S.A. Sholokhova, A.V. Yampolskaya (eds.) (Post)phenomenology: New phenomenology in France and abroad]. Moscow: Akademicheskiy Proekt Publ., pp. 18–38.

Marion, J.-L. (2014). [Saturated phenomenon]. (Post)fenomenologiya: Novaya fenomenologiya vo Frantsii i za ee predelami, sost. S.A. Sholokhova, A.V. Yampolskaya [S.A. Sholokhova, A.V. Yampolskaya (eds.) (Post)phenomenology: New phenomenology in France and abroad]. Moscow: Akademicheskiy Proekt Publ., pp. 63–99.

Petrilli, S. (2022). The law challenged and the critique of identity with Emmanuel Levinas. International Journal for the Semiotics of Law. Vol. 35, iss. 1, pp. 31–69. DOI: https://doi.org/10.1007/s11196-021-09845-7

Sartre, J.-P. (1988). [Intentionality: a fundamental idea of Husserl’s phenomenology]. Problemy ontologii v sovremennoy burzhuaznoy filosofii, otv. red. T.A. Kuz’mina [T.A. Kuzmina (ed.) Problems of ontology in contemporary bourgeois thought]. Riga: Zinatne Publ., pp. 318–320.

Sokuler, Z.A. (2012). [More passive than the passivity itself: Subjectivity and identity by E. Levinas]. Sub’ektivnost’ i identichnost’, otv. red. A.V. Mikhaylovskiy [A.V. Mikhaylovskiy (ed.) Subjectivity and identity]. Moscow: HSE Publ., pp. 198–211.

Sokuler, Z.A. (2016). Sub’ektivnost’, yazyk i Drugoy: novye puti i iskusheniya mysli, otkryvaemye ucheniem Emmanuelya Levinasa [Subjectivity, language and other: New ways and temptations of thought opened by the teachings of Emmanuel Levinas]. Moscow: Universitetskaya Kniga Publ., 240 p.

Yampol’skaya, A.V. (2019). [Heterogeneity of self: the problematisation of identity in later Levinas]. ESSE: Filosofskie i teologicheskie issledovaniya [ESSE: Studies in Philosophy and Theology]. Vol. 4, no. 2, pp. 34–47.

Загрузки

Опубликован

26-12-2024

Выпуск

Раздел

Статьи