Борьба за бытие в символической реальности

Философия

Авторы

  • Александр Юрьевич Огородников Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина, 125993, Москва, ул. Садовая-Кудринская, 9/2
  • Елена Юрьевна Руппель Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет, 644080, Омск, пр. Мира, 5

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2024-3-391-401

Ключевые слова:

символическое пространство, логика языка, языковые игры, бытие, творчество, подлинность бытия, современная философия, философия имени

Аннотация

Цель статьи — эксплицировать понятие «бытие» в символической реальности, проследить причины существенного роста интереса к языку, коммуникативному пространству в современной философии, показать, что символ не только выступает средством коммуникации, но и является необходимой составляющей творческого отношения человека к реальности. Основные сомнения в бытии теперь сконцентрированы не в познавательной субъект-объектной системе и даже не в феноменах сознания, а в релевантности символической реконструкции реальности, функциональной соотносимости символа–образа–вещи. В философии XX в. символическая система становится основным полем знания о бытии, о вещах. Сознание и внешний мир все чаще рассматриваются лишь как результат описания. Логика языка на несколько десятилетий становится основной, но шаткой опорой в поиске объективного средства познания. Если рассматривать символическую систему только как средство коммуникации, то упускается ее главная функция — живая связь с бытием, реконструкция его целостного образа, недоступная эмпирическому опыту. Язык — это не только описание, понимание, но и конструирование, творческая мысль. Цель его — использование — не может сводиться к поддержанию коммуникативного пространства. Он закладывает вектор творческого преобразования реальности. В концептах вещей заложено представление об их потенциале, нераскрытых свойствах, недоступных эмпирическому восприятию, но познаваемых через именование, определение и воплощение. В работе приводятся три примера, в которых чувства подлинности бытия и связи с ним выводятся не из рационально-логического познания и символического обмена, а через творческое отношение, воплощение мысли о заложенном в вещи потенциале в реальность: в процессе создания вещи по собственному проекту; в соборном воспроизводстве народной культуры, привязанном к повседневности; в воспитании личности в соответствии с предоставлением о должном для личности, учении об идеале. В этих примерах подлинность бытия обнаруживается на основе отклика в сознании от дискурсивно определяемых воплощенных результатов творчества.

Биографии авторов

Александр Юрьевич Огородников, Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина, 125993, Москва, ул. Садовая-Кудринская, 9/2

доктор философских наук, доцент, профессор кафедры философии и социологии

Елена Юрьевна Руппель, Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет, 644080, Омск, пр. Мира, 5

доцент, доцент кафедры физики и математики

Библиографические ссылки

Белов В.И. Лад. Очерки народной эстетики. М.: Ин-т русской цивилизации, 2013. 512 с.

Булгаков С.Н. Философия Имени. Париж: YMCA-PRESS, 1953. 280 с.

Витгенштейн Л. Логико-философский трактат // Витгенштейн Л. Философские работы: в 2 ч / пер. с нем. М.С. Козловой, Ю.А. Асеева. М.: Гнозис, 1994. Ч. I. С. 1–73.

Деррида Ж. О грамматологии / пер. с фр. Н.С. Автономовой. М.: Ad Marginem, 2000. 512 с.

Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Париж: YMCA-PRESS, 1934. 269 с.

Лиотар Ж. Состояние постмодерна / пер. с фр. Н.А. Шматко. М.: Ин-т экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1998. 160 с.

Лосев А.Ф. Имя: избранные работы, переводы, беседы, исследования, архивные материалы. СПб.: Алетейя, 1997. 616 с.

Лосский Н.О. Избранное. М.: Правда, 1991. 624 с.

Луман Н. Социальные системы: очерк общей теории / пер. с нем. И.Д. Газиева. СПб.: Наука, 2007. 644 с.

Медведев Н.В. Герменевтическая философия Поля Рикера // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. № 10. С. 252–256.

Митрополит Иларион (Алфеев). Антропология преподобного Симеона Нового Богослова: дис. … канд. богословия. Загорск: Троице-Сергиева Лавра, 1991. 213 с.

Нижников С.А. Философия имени в России: становление и современная дискуссия. Часть 1. Имяславие П.А. Флоренского // Пространство и Время. 2011. № 4(6). С. 64–71.

Рассел Б. Человеческое познание: его сфера и границы / пер. с англ. Н.В. Воробьева. M.: ТЕРРА – Книжный клуб; Республика, 2000. 464 с.

Рикер П. Время и рассказ. Т. 1: Интрига и исторический рассказ / пер. с фр. Т.В. Славко. М.; СПб.: Университетская книга, 1998. 314 с.

Тетерук В.А. Культурно-исторический анализ понятия «Символ» // Система ценностей современного общества. 2010. № 12. С. 167–174.

Флоренский П.А. Имена. М.: ЭКСМО-Пресс; Харьков: Фолио, 1998. 912 с.

Хайдеггер М. Письмо о гуманизме / пер. с нем. В.В. Бибихина // Проблема человека в западной философии: сб. переводов / сост. П.С. Гуревич; под общ. ред. Ю.Н. Попова. М.: Прогресс, 1988. С. 314–356.

Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге: сборник / пер. с нем. Т.В. Васильевой и др.; под ред. А.Л. Доброхотова. М.: Высш. шк., 1991. 192 с.

Шелер М. Положение человека в Космосе / пер. с нем. А.Ф. Филиппова // Проблема человека в западной философии: сб. переводов / сост. П.С. Гуревич; под общ. ред. Ю.Н. Попова. М.: Прогресс, 1988. С. 31–95

Moruzzi C. Measuring creativity: an account of natural and artificial creativity // European Journal for Philosophy of Science. 2021. Vol. 11, iss. 1. URL: https://link.springer.com/content/pdf/10.1007/s13194-020-00313-w.pdf (accessed: 23.12.2023). DOI: https://doi.org/10.1007/s13194-020-00313-w

Searle J.R. Consciousness and Language. N.Y.: Cambridge University Press, 2002. 280 p. DOI: https://doi.org/10.1017/cbo9780511606366

References

Belov, V.I. (2013). Lad. Ocherki narodnoy estetiki [Harmony. Essays on folk aesthetics]. Moscow: Institute of Russian Civilization, 512 p.

Bulgakov, S.N. (1953). Filosofiya Imeni [Philosophy of the Name]. Paris: YMCA-PRESS, 280 p.

Derrida, J. (2000). O grammatologii [About grammatology]. Moscow: Ad Marginem Publ., 512 p.

Florensky, P.A. (1998). Imena [Names]. Moscow: EKSMO-Press Publ., Kharkov: Folio Publ., 912 p.

Heidegger, M. (1988). Pis’mo o gumanizme [Letter on humanism]. Problema cheloveka v zapadnoy filosofii: sb. perevodov, sost. P.S. Gurevich, pod obsh. red. Yu.N. Popova [P.S. Gurevich, Yu.N. Popov (ed.) The problem of man in Western philosophy: collection of translations]. Moscow: Progress Publ., pp. 314–356.

Heidegger, M. (1991). Razgovor na proselochnoy doroge: sbornik [Country path conversations: collection]. Moscow: Vyshaya Shkola Publ., 192 p.

Liotar, J. (1998). Sostoyanie postmoderna [The postmodern condition]. Moscow: Institut Eksperimental’noy Sotsiologii Publ., St. Petersburg: Aleteya Publ., 160 p.

Losev, A.F. (1997). Imya: Izbrannye raboty, perevody, besedy, issledovaniya, arkhivnye materialy [Name: Selected works, translations, conversations, research, archival materials]. St. Petersburg: Aleteya Publ., 616 p.

Lossky, N.O. (1991). Izbrannoe [Selected works]. Moscow: Pravda Publ., 624 p.

Luhmann, N. (2007). Sotsial’nye sistemy. Ocherk obschey teorii [Social systems. An essay on general theory]. St. Petersburg: Nauka Publ., 644 p.

Medvedev, N.V. (2012). [Hermeneutic philosophy of Paul Ricoeur]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnyye nauki [Tambov University Review. Series: Humanities]. No. 10, pp. 252–256.

Metropolitan Hilarion (Alfeev) (1991). Antropologiya prepodobnogo Simeona Novogo Bogoslova: dis. … kand. theolog. nauk. [The anthropology of St. Simeon the New Theologian: dissertation]. Zagorsk: Troitse-Sergieva Lavra Publ., 213 p.

Moruzzi, C. (2021). Measuring creativity: an account of natural and artificial creativity. European Journal for Philosophy of Science. Vol. 11, iss. 1. Available at: https://link.springer.com/content/pdf/10.1007/s13194-020-00313-w.pdf (accessed 23.12.2023). DOI: https://doi.org/10.1007/s13194-020-00313-w

Nizhnikov S.A. (2011) [Philosophy of the name in Russia: formation and modern discussion. Part 1. Name-glorifying of P.A. Florensky]. Prostranstvo i vremya [Space and Time]. No. 4(6), pp. 64–71.

Ricoeur, P. (1998). Vremya i rasskaz. T. 1: Intriga i istoricheskiy rasskaz [Time and narrative. Vol. 1: Intrigue and historical narrative]. Moscow, St. Petersburg: Universitetskaya kniga Publ., 314 p.

Russell, B. (2000). Chelovecheskoe poznanie: ego sfera i granitsy [Human knowledge: its scope and limits]. Moscow: TERRA – Book Club Publ., Respublika Publ., 464 p.

Searle, J.R. (2002). Consciousness and language. New York: Cambridge University Press, 280 p. DOI: https://doi.org/10.1017/cbo9780511606366

Sheler, M. (1988). [The human place in the cos-mos]. Problema cheloveka v zapadnoy filosofii: sb. perevodov, sost. P.S. Gurevich, pod obsh. red. Yu.N. Popova [P.S. Gurevich, Yu.N. Popov (ed.) The problem of man in Western philosophy: collection of translations]. Moscow: Progress Publ., p. 31–95.

Teteryuk, V.A. (2010). [Cultural and historical analysis of the concept of «Symbol»]. Sistema tsennostey sovremennogo obschestva [System of Values of Modern Society]. No. 12, pp. 167–174.

Wittgenstein, L. (1994). [Logical-philosophical treatise]. Vitgenshtein L. Filosofskie raboty: v 2 ch. [Wittgenstein L. Philosophical works: in 2 parts]. Moscow: Gnosis Publ., part 1, pp. 1–73.

Zenkovsky, V.V. (1934). Problemy vospitaniya v svete khristianskoy antropologii [Problems of educa-tion in the light of Christian anthropology]. Paris: YMCA-PRESS, 269 p.

Загрузки

Опубликован

31-10-2024

Выпуск

Раздел

Статьи