Мотивация участия родителей в деятельности детских общественных организаций на примере скаутского отряда

Социология

Авторы

  • Татьяна Анатольевна Власова Российский государственный университет социальных технологий, 107150, Москва, ул. Лосиноостровская, 49

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2024-1-117-131

Ключевые слова:

общественная организация, скаутский отряд, участие, родители, волонтерство

Аннотация

При изучении практик добровольной помощи необходимо учитывать как мотивацию разных категорий волонтеров, так и особенности организаций, которые являются бенефициарами этой помощи. Исследование, представленное в настоящей статье, фокусируется на участии родителей в деятельности скаутской организации. На ресурсы, исходящие от родителей, рассчитывают разные формальные и неформальные детские организации и учреждения. Гипотеза настоящего исследования состояла в том, что установка на помощь со стороны родителей скаутскому отряду опирается на интеграционное замыкание, под которым понимается система значимых для них взаимоотношений внутри сообщества. Эмпирическая база исследовательского кейса скаутского отряда «Лесные коты» из Ижевска опирается на данные групповых интервью и опроса (n = 91). Тип мероприятий скаутского отряда (приключения, походы, соревнования) способствует вовлечению родителей и других членов семьи. Привлечение родителей к помощи во время мероприятий приводит к появлению устойчивого сообщества, в котором родители хорошо знают друг друга и детей. При поддержке членов сообщества потенциальные волонтеры переходят к проведению регулярных занятий с группами скаутов. По материалам опроса, родители демонстрируют типичную мотивацию относительно волонтерской работы с преобладанием ценностей причастности к общему делу и стремлением к деятельности, объединяющей семью. Трудности, о которых сообщают респонденты, связаны с ресурсными ограничениями: недостатком времени и неуверенностью в своих умениях и навыках. При этом родители, имеющие опыт добровольческой помощи, сообщили о сложившейся установке на взаимную поддержку внутри родительского сообщества.

Биография автора

Татьяна Анатольевна Власова , Российский государственный университет социальных технологий, 107150, Москва, ул. Лосиноостровская, 49

кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры социологии и медиакоммуникации

Библиографические ссылки

Аболина Н.В. Скаутское движение как фактор воспитания молодежи // Modern Science. 2020. № 11(4). С. 198–201.

Абрамова М.А., Гончарова Г.С., Костюк В.Г. Влияние уровня образования родителей на формирование образовательных стратегий детей (на примере выпускников школ Новосибирской области) // Журнал социологии и социальной антропологии. 2015. Т. 18, № 2. С. 87–102.

Бурдье П., Пассрон Ж.-К. Воспроизводство: элементы теории системы образования / пер. с фр. Н.А. Шматко. М.: Просвещение, 2007. 267 с.

Власова Т.А. Инклюзия и селективность в католических школах в Польше // Журнал исследований социальной политики. 2019. Т. 17, № 3. С. 407–422. DOI: https://doi.org/10.17323/727-06342019-17-3-407-422

Галеев Ю.В., Гильмутдинов А.Х., Алишев Т.Б. Региональная система общего образования в представлениях его участников // Вопросы образования. 2012. № 2. С. 232–256. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2012-2-232-256

Клепикова А.А. Добровольцы благотворительной организации в государственном учреждении для людей с тяжелой инвалидностью: конструкты волонтерства и профессионализма // Журнал исследований социальной политики. 2011. Т. 9, № 3. С. 391–416.

Козина Е.В., Логинова В.С. Воспитательный потенциал социума: из опыта скаутского движения в России // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 7(4). С. 60–63. Краснопольская И.И., Гусева П.Д., Мейс Л., Кнаан Р. Факторы удовлетворенности эпизодических волонтеров // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2022. № 2(168). С. 384–408. DOI: https://doi.org/10.14515/monitoring.2022.2.2113

Нечаев М.П. Технологии скаутского воспитания в становлении личности гражданина России // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2014. № 1(110). С. 102–111.

Парфенова О.А., Галкин К.А. Социальная активность и участие пожилых россиян в контексте активного долголетия // Журнал социологии и социальной антропологии. 2023. Т. 26, № 1. С. 200– 223. DOI: https://doi.org/10.31119/jssa.2023.26.1.8

Певная М.В., Кульминская А.В., Широкова Е.А., Шуклина Е.А. Волонтерское участие молодежи в период пандемии: портрет героя сложного времени // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 3(163). С. 492–510. DOI: https://doi.org/10.14515/monitoring.2021.3.1930 Попов Е.А., Ахмедова А.Р., Кода Е.А., Подъяпольский А.Д., Козлова В.А. Социальные практики участия родителей в жизнедеятельности школы (по материалам социологического исследования в г. Барнауле) // Социодинамика. 2023. № 5. С. 23–40. DOI: https://doi.org/10.25136/24097144.2023.5.40593 Ростовская Т.К., Сизикова В.В., Толмачев Д.П. Волонтерская деятельность старшего поколения: региональный аспект // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (НПИ). Серия: Социально-экономические науки. 2021. Т. 14, № 3. С. 61–68. DOI: https://doi.org/ 10.17213/2075-2067-2021-3-61-68

Серова Е.А., Клюева Н.В. Межпоколенческие различия в ценностях и выборе видов волонтерской деятельности у молодых и «серебряных» волонтеров // Вестник Кемеровского государственного университета. 2022. Т. 24, № 4. С. 454–461. DOI: https://doi.org/10.21603/2078-8975-2022-24-4454-461 Сухарькова М.П. Подходы к изучению мотивации участия в практиках волонтерства // Теория и практика общественного развития. 2017. № 9. C. 12–16. DOI: https://doi.org/10.24158/tipor.2017.9.2 Чернова Ж.В., Шпаковская Л.Л. Путевка в жизнь: Социологические эссе об образовании, классовом неравенстве и социальном исключении в России. СПб.: Изд-во Европейского ун-та в Санкт-Петербурге, 2023. 224 с.

Шаброва Н.В. Институциональные возможности и практики участия американских родителей в системе школьного образования // Вестник Института социологии. 2022. Т. 13, № 3. С. 142–161. DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2022.13.3.834

Шманкевич Т.Ю. Школа и город: «родительские стратегии» как гражданские практики // Журнал социологии и социальной антропологии. 2006. Т. 9, № 3. С. 129–136.

Шпаковская Л.Л. Городская инфраструктура заботы о детях // Журнал социологии и социальной антропологии. 2015. Т. 18, № 4. С. 111–125.

Шуклина Е.А., Шаброва Н.В. Образовательная политика в оценках родителей «успешных» и «неуспешных» школьников // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2020. № 3. С. 22–43. DOI: https://doi.org/10.15593/2224-9354/2020.3.2

Alireisoğlu A., Özsoy M. Investigation of the effect of adaptation trainings for parents of primary school students on the level of family participation after the pandemic // Social Science Development Journal. 2022. Vol. 7, iss. 30. P. 166–182. DOI: https://doi.org/10.31567/ssd.577

Brandsen T., Honingh M. Distinguishing Different Types of Coproduction: A Conceptual Analysis Based on the Classical Definitions // Public Administration Review. 2015. Vol. 76, iss. 3. P. 427– 435. DOI: https://doi.org/10.1111/puar.12465

Coleman J.S. Social Capital in the Creation of Human Capital // American Journal of Sociology. 1988. Vol. 94. P. 95–120. DOI: https://doi.org/ 10.1086/228943

Devaney C., Cross R. Parenting support and parental participation // International Perspectives on Parenting Support and Parental Participation in Children and Family Services / ed. by C. Devaney, R. Crosse. London: Routledge, 2023. P. 15–33. DOI: https://doi.org/10.4324/9781003334248-3

Ellemers N., Boezeman E.J. Empowering the volunteer organization. What volunteer organizations can do to recruit, content, and retain volunteers // The psychology of prosocial behavior: Group processes, intergroup relations, and helping / ed. by S. Stürmer, M. Snyder. Oxford, UK: Wiley–Blackwell, 2010. P. 245–266. DOI: https://doi.org/10.1002/ 9781444307948.ch13

Englert B., Thaler J., Helmig B. Fit Themes in Volunteering: How Do Volunteers Perceive PersonEnvironment Fit? // Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly. 2019. Vol. 49, iss. 2. P. 336–356. DOI: https://doi.org/10.1177/0899764019872005

Hoff E. How social contexts support and shape language development // Developmental Review. 2006. Vol. 26, iss. 1. P. 55–88. DOI: https://doi.org/10.1016/j.dr.2005.11.002

Hoffmann L., Völlm C., Bernard M., Fink A., Richter M., Dawal B. What does social participation mean? A qualitative study exploring the concept of participation from the perspectives of experts and parents // BMJ Open. 2023. Vol. 13, iss. 7. URL: https://bmjopen.bmj.com/content/bmjopen/13/7/e072 684.full.pdf (accessed: 09.03.2024). DOI: https://doi.org/10.1136/bmjopen-2023-072684

Jordan C., Orozco E., Averett A. Emerging Issues in School, Family & Community Connections: Annual Synthesis. Austin, TX: Southwest Educational Development Laboratory, 2001. 76 p.

Malinen S., Harju L. Volunteer engagement: Exploring the distinction between job and organizational engagement // Voluntas: International Journal of Voluntary and Nonprofit Organizations. 2017. Vol. 28, iss. 1. P. 69–89. DOI: https://doi.org/ 10.1007/s11266-016-9823-z

Menheere A., Hooge E.H. Parental involvement in children’s education: A review study about the effect of parental involvement on children’s school education with a focus on the position of illiterate parents // Journal of the European Teacher Education Network (JETEN). 2010. Vol. 6. P. 144–157.

Oostdam R., Hooge E.H. Making the difference with active parenting; forming educational partnerships between parents and schools // European Journal of Psychology of Education. 2013. Vol. 28, iss. 2. P. 337–351. DOI: https://doi.org/10.1007/s10212012-0117-6

Traeger C., Alfes K., Fürstenberg N. Perceived Organizational Support and Volunteer Outcomes: Evidence from a German Environmental Nonprofit Organization // Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly. 2022. Vol. 52, iss. 3. P. 763–786. DOI: https://doi.org/10.1177/08997640221103292

Wilson J. Volunteering // Annual Review of Sociology. 2000. Vol. 26. P. 215–240. DOI: https://doi.org/10.1146/annurev.soc.26.1.215

References

Abolina, N.V. (2020). [The scout movement as a factor of youth education]. Modern Science. No. 11(4), pp. 198–201.

Abramova, M.A., Goncharova, G.S. and Kostyuk, V.G. (2015). [The influence of parents’ level of education on the formation of children’s educational strategies (example of school graduates of the Novosibirsk region)]. Zhurnal sotsiologii i sotsial’noy antropologii [Journal of Sociology and Social Anthropology]. Vol. 18, no. 2, pp. 87–102.

Alireisoğlu, A. and Özsoy, M. (2022). Investigation of the effect of adaptation trainings for parents of primary school students on the level of family participation after the pandemic. Social Science Development Journal. Vol. 7, iss. 30, pp. 166–182. DOI: https://doi.org/10.31567/ssd.577

Bourdieu, P. and Passeron, J.-C. (2007). Vosproizvodstvo: elementy teorii sistemy obrazovaniya [Reproduction in education, society and culture]. Moscow: Prosveschenie Publ., 267 p.

Brandsen, T. and Honingh, M. (2015). Distinguishing different types of coproduction: a conceptual analysis based on the classical definitions. Public Administration Review. Vol. 76, iss. 3, pp. 427–435. DOI: https://doi.org/10.1111/puar.12465

Chernova, Zh.V. and Shpakovskaya, L.L. (2023). Putevka v zhizn’: Sotsiologicheskie esse ob obrazovanii, klassovom neravenstve i sotsial’nom isklyuchenii v Rossii [A start in life: Sociological essays on education, class inequality and social exclusion in Russia]. St. Petersburg: European University Publ., 224 p.

Coleman, J.S. (1988). Social Capital in the Creation of Human Capital. American Journal of Sociology. Vol. 94, pp. 95–120. DOI: https://doi.org/ 10.1086/228943

Devaney, C. and Cross, R. (2023). Parenting support and parental participation. C. Devaney, R. Cross (eds.) International perspectives on parenting support and parental participation in children and family services. London: Routledge Publ., pp. 15–33. DOI: https://doi.org/10.4324/ 9781003334248-3

Ellemers, N. and Boezeman, E.J. (2010). Empowering the volunteer organization. What volunteer organizations can do to recruit, content, and retain volunteers. S. Stürmer, M. Snyder (eds.) The psychology of prosocial behavior: Group processes, intergroup relations, and helping. Oxford, UK: Wiley– Blackwell Publ., pp. 245–266. DOI: https://doi.org/ 10.1002/9781444307948.ch13

Englert, B., Thaler, J. and Helmig, B. (2019). Fit themes in volunteering: How do volunteers perceive person-environment fit? Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly. Vol. 49, iss. 2, pp. 336–356. DOI: https://doi.org/10.1177/0899764019872005

Galeev, Yu.V., Gil’mutdinov, A.Kh. and Alishev, T.B. (2012). [The regional system of public education in the participants’ points of view]. Voprosy obrazovanija [Educational Studies]. No. 2, pp. 232– 256. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-95452012-2-232-256

Hoff, E. (2006). How social contexts support and shape language development. Developmental Review. Vol. 26, iss. 1, pp. 55–88. DOI: https://doi.org/ 10.1016/j.dr.2005.11.002

Hoffmann, L., Völlm, C., Bernard, M., Fink, A., Richter, M. and Dawal, B. (2023). What does social participation mean? A qualitative study exploring the concept of participation from the perspectives of experts and parents. BMJ Open. Vol. 13, iss. 7. Available at: https://bmjopen.bmj.com/content/bmjopen/ 13/7/e072684.full.pdf (accessed 09.03.2024). DOI: https://doi.org/10.1136/bmjopen-2023-072684

Jordan, C., Orozco, E. and Averett, A. (2001). Emerging issues in school, family & community connection: annual synthesis. Austin, TX: Southwest Educational Development Laboratory Publ., 76 p.

Klepikova, A.A. (2011). [Charity organisation volunteers in a state institution for people with severe disabilities: constructs of volunteering and professionalism]. Zhurnal issledovaniy sotsial’noy politiki [The Journal of Social Policy Studies]. Vol. 9, no. 3, pp. 391–416.

Kozina, E.V. and Loginova, V.S. (2016). [The educational potential of society: from the experience of the Scout movement in Russia]. Aktual’nye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk [Current Problems of the Humanities and Natural Sciences]. No. 7(4), pp. 60–63.

Krasnopol’skaya, I.I., Guseva, P.D., Meys, L. and Knaan, R. (2022). [Determinants of the episodic volunteer satisfaction]. Monitoring obshestvennogo mneniya: ekonomicheskie i sotsial’nye peremeny [Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes]. No. 2(168), pp. 384-408. DOI: https://doi.org/10.14515/monitoring.2022.2.2113

Malinen, S. and Harju, L. (2017). Volunteer engagement: Exploring the distinction between job and organizational engagement. Voluntas: International Journal of Voluntary and Nonprofit Organizations. Vol. 28, iss. 1, pp. 69–89. DOI: https://doi.org/10.1007/s11266-016-9823-z

Menheere, A. and Hooge, E.H. (2010) Parental involvement in children’s education: A review study about the effect of parental involvement on children’s school education with a focus on the position of illiterate parents. Journal of the European Teacher Education Network (JETEN). Vol. 6, pp. 144–157.

Nechaev, M.P. (2014). [Technologies of scout education in the formation of the personality of a Russian citizen]. Vestnik Akademii detsko-yunosheskogo turizma i kraevedeniya [Bulletin of the Academy of Children’s and Youth Tourism and Local Lore]. No. 1(110), pp. 102–111.

Oostdam, R. and Hooge, E.H. (2013). Making the difference with active parenting; forming educational partnerships between parents and schools. European Journal of Psychology of Education. Vol. 28, iss. 2, pp. 337–351. DOI: https://doi.org/10.1007/s10212012-0117-6

Parfenova, O.A. and Galkin, K.A. (2023). [Social activity and participation of older Russians in the context of active longevity]. Zhurnal sotsiologii i sot sial’noy antropologii [Journal of Sociology and Social Anthropology]. Vol. 26, no. 1, pp. 200–223. DOI: https://doi.org/10.31119/jssa.2023.26.1.8

Pevnaya, M.V., Kul’minskaya, A.V., Shirokova, E.A. and Shuklina, E.A. (2021). [Youth volunteering during the pandemic: a portrait of a hero of a difficult time]. Monitoring obschestvennogo mneniya: ekonomicheskie i sotsial’nye peremeny [Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes]. No. 3(163), pp. 492–510. DOI: https://doi.org/10.14515/monitoring.2021.3.1930

Popov, E.A., Akhmedova, A.R., Koda, E.A., Podyapol’skiy, A.D. and Kozlova, V.A. (2023). [Social practices of parents’ participation in the life of the school (based on the materials of a sociological study in Barnaul)]. Sotsiodinamika [Sociodynamics]. No. 5, pp. 23–40. DOI: https://doi.org/10.25136/2409-7144.2023.5.40593 Rostovskaya, T.K., Sizikova, V.V. and Tolmachev, D.P. (2021). [Volunteer activity of the older generation: a regional aspect]. Vestnik YuzhnoRossiyskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta (NPI). Seriya: Sotsial’no-ekonomicheskiye nauki [Bulletin of the South-Russian state technical University (NPI). Series: Socio-economic Sciences]. Vol. 14, no. 3, pp. 61–68. DOI: https://doi.org/10.17213/2075-2067-2021-3-61-68 Serova, E.A. and Klyueva, N.V. (2022). [Intergenerational differences in values and volunteer activity in young and senior volunteers]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Kemerovo State University]. Vol. 24, no. 4, pp. 454–461. DOI: https://doi.org/10.21603/20788975-2022-24-4-454-461

Shabrova, N.V. (2022). [Institutional opportunities and practices for the participation of American parents in the school system]. Vestnik Instituta sotsiologii [Bulletin of the Institute of Sociology]. Vol. 13, no. 3, pp. 142–161. DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2022.13.3.834

Shmankevich, T.Yu. (2006). [School and city: «Parental strategies» as civic practices]. Zhurnal sotsiologii i sotsial’noy antropologii [Journal of Sociology and Social Anthropology]. Vol. 9, no. 3, pp. 129–136. Shpakovskaya, L.L. (2015). [Urban infrastructure of childcare: the real and the ideal spaces]. Zhurnal sotsiologii i sotsial’noy antropologii [Journal of Sociology and Social Anthropology]. Vol. 18, no. 4, pp. 111–125.

Shuklina, E.A. and Shabrova, N.V. (2020). [Educational policy from the perspective of parents of «successful» and «unsuccessful» schoolchildren]. Vestnik Permskogo natsional’nogo issledovatel’skogo politekhnicheskogo universiteta. Sotsial’no-ekonomicheskiye nauki [PNRPU Sociology and Economics Bulletin]. No. 3, pp. 22–43. DOI: https://doi.org/10.15593/2224-9354/2020.3.2

Sukhar’kova, M.P. (2017). [Approaches to studying motivation to participate in volunteer practices]. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya [Theory and Practice of Social Development]. No. 9, pp. 12– 16. DOI: https://doi.org/10.24158/tipor.2017.9.2

Traeger, C., Alfes, K. and Fürstenberg, N. (2022). Perceived organizational support and volunteer out

comes: Evidence from a German environmental nonprofit organization. Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly. Vol. 52, iss. 3, pp. 763–786. DOI: https://doi.org/10.1177/08997640221103292

Vlasova, T.A. (2019). [Inclusion and selection in catholic schools in Poland]. Zhurnal issledovaniy sotsial’noy politiki [The Journal of Social Policy Studies]. Vol. 17, no. 3, pp. 407–422. DOI: https://doi.org/10.17323/727-0634-2019-17-3-407-422

Wilson, J. (2000). Volunteering. Annual Review of Sociology. Vol. 26, pp. 215–240. DOI: https://doi.org/10.1146/annurev.soc.26.1.215

Загрузки

Опубликован

13-05-2024

Выпуск

Раздел

Статьи