Особенности формирования агентности молодежи и пожилых людей в период пандемии COVID-19 (на примере Санкт-Петербурга)

Социология

Авторы

  • Константин Александрович Галкин Социологический институт РАН – филиал Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, 190005, Санкт-Петербург, ул. 7-я Красноармейская, 25/14

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2024-1-104-116%20

Ключевые слова:

молодежь, пожилые люди, пандемия COVID-19, агентность молодежи и пожилых людей в период пандемии, повседневная жизнь молодежи и пожилых людей в пандемию

Аннотация

В настоящей статье рассматриваются вопросы формирования агентности пожилых и молодых групп населения. В исследовании мы рассматриваем, как отличаются особенности проявления агентности двух групп населения в рамках подхода к лечению, отношения к ограничительным мерам и отношения к возможностям современной медицины в преодолении новой коронавирусной инфекции. Целью статьи выступает выявление отличий в формировании подобной агентности у двух групп населения и определение ее особенностей. Эмпирической базой исследования послужили полуструктурированные интервью с молодыми и пожилыми жителями Санкт-Петербурга. Всего было собрано 20 интервью с молодыми и пожилыми информантами. В рамках сравнительного исследования источников авторы подчеркивают, что в формировании агентности пожилых и молодых людей наблюдаются отличия, а также отмечают, что различные повседневные сюжеты по-разному способствуют проявлению агентности у молодых и пожилых. Исследование позволило сделать вывод, что для молодых людей важным было формирование агентности независимо от пандемийных ограничений и обладание свободой, позволяющей им не соблюдать подобные ограничения. Во время лечения заболевания молодые люди старались следовать проверенным траекториям и не искать возможные альтернативные пути в лечении, также пренебрегали поиском способов сделать лечение более эффективным, в отличие от пожилых людей, которые проявляли бо́льшую конформную агентность в соблюдении ограничительных мер, но при этом старались контролировать свое лечение и максимально проявлять проактивную позицию. В статье нами выделены и существенные отличия в понимании общего контекста пандемии и возможностей ее преодоления посредством развития сферы медицины и технологий.

Биография автора

Константин Александрович Галкин , Социологический институт РАН – филиал Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, 190005, Санкт-Петербург, ул. 7-я Красноармейская, 25/14

кандидат социологических наук, старший научный сотрудник

Библиографические ссылки

Андреенкова А.В., Дмитриева Е.В., Носкова А.В. Восприятие цифровизации школьного образования: исследовательские результаты онлайнфокус-групп с учителями и родителями учеников // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2022. № 2(168). С. 272–291. DOI: https://doi.org/10.14515/ monitoring.2022.2.1990

Галкин К.А. Социальное исключение пожилых людей в сельской местности в период пандемии COVID-19 в Республике Карелия // Вестник Института социологии. 2021. Т. 12, № 4. С. 193–210. DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2021.12.4.760

Галкин К.А. Цифровизация волонтерства пожилых людей в период пандемии: возможности и барьеры в контексте искусственного интеллекта // Журнал исследований социальной политики. 2022. Т. 20, № 3. С. 377–392. DOI: https://doi.org/ 10.17323/727-0634-2022-20-3-377-392

Григорьева И.А. Включение пожилых в мир цифровых технологий в условиях «новой социальности» // Интернет и современное общество: труды XXV Междунар. объединенной науч. конф. (Санкт-Петербург, 23–24 июня 2022 г.) / под ред. Д.Е. Прокудина. СПб.: Университет ИТМО, 2022. С. 40–42.

Келасьев В.Н., Первова И.Л. Адаптация пожилых петербуржцев к ситуации пандемии коронавируса // Успехи геронтологии. 2020. Т. 33, № 6. С. 1016–1026. DOI: https://doi.org/10.34922/ ae.2020.33.6.001 Козырева П.М., Смирнов А.И. Особенности поведения пожилых людей в условиях распространения пандемии COVID-19 // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2022. Вып. 2(847). С. 159–167. DOI: https://doi.org/ 10.52070/2500-347x_2022_2_847_159

Семенова Л.Э., Сачкова М.Е., Карпушкина Н.В. Гендерная специфика образа врача и доверия к себе и другим у студенческой молодежи в период пандемии COVID-19 // Вестник Мининского университета. 2023. Т. 11, № 1. URL: https://www.minin-vestnik.ru/jour/article/ download/1464/936 (дата обращения: 21.11.2023). DOI: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2023-11-1-7

Сорокин П.С., Зыкова А.В. «Трансформирующая агентность» как предмет исследований и разработок в XXI веке: обзор и интерпретация международного опыта // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 5(165). С. 216–241. DOI: https://doi.org/ 10.14515/monitoring.2021.5.1858

Филипова А.Г., Зубова О.Г., Ракитина Н.Э. Трансформация повседневных практик и субъективное благополучие подростков в период пандемии // Журнал исследований социальной политики. 2023. Т. 21, № 1. С. 157–174. DOI: https://doi.org/10.17323/727-0634-2023-21-1-157-174

Connell R. COVID-19/Sociology // Journal of Sociology. 2020. Vol. 56, iss. 4. P. 745–751. DOI: https://doi.org/10.1177/1440783320943262

Hoffman J.A., Miller E.A. Addressing the consequences of school closure due to COVID‐19 on children’s physical and mental well‐being // World medical & health policy. 2020. Vol. 12, iss. 3. P. 300–310. DOI: https://doi.org/10.1002/wmh3.365

Jaarsveld G.M. van. The effects of COVID-19 among the elderly population: a case for closing the digital divide // Frontiers in psychiatry. 2020. Vol. 11. URL: https://www.frontiersin.org/journals/ psychiatry/articles/10.3389/fpsyt.2020.577427/ pdf?isPublishedV2=false (accessed: 21.11.2023). DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyt.2020.577427

Jensen S.Q. Othering, identity formation and agency // Qualitative studies. 2011. Vol. 2, no. 2. P. 63–78. DOI: https://doi.org/10.7146/qs.v2i2.5510

Kalil A., Mayer S., Shah R. Impact of the COVID19 crisis on family dynamics in economically vulner

able households // University of Chicago, Becker Friedman Institute for Economics Working Paper. 2020. No. 2020–143. URL: https://papers.ssrn.com/ sol3/Delivery.cfm/SSRN_ID3706339_code1213723. pdf?abstractid=3706339&mirid=1 (accessed: 21.11.2023). DOI: https://doi.org/10.2139/ ssrn.3706339

Klostermann B.K., Slap G.B., Nebrig D.M., Tivorsak T.L., Britto M.T. Earning trust and losing it: adolescents’ views on trusting physicians // Journal of Family Practice. 2005. Vol. 54, no. 8. P. 679–687.

Mendes Á., Abreu L., Vilar-Correia M.R., Borlido-Santos J. «That should be left to doctors, that’s what they are there for!» — exploring the reflexivity and trust of young adults when seeking health information // Health communication. 2017. Vol. 32, iss. 9. P. 1076–1081. DOI: https://doi.org/ 10.1080/10410236.2016.1199081 Shreffler J., Petrey J., Huecker M. The impact of COVID-19 on healthcare worker wellness: a scoping review // Western Journal of Emergency Medicine. 2020. Vol. 21, no. 5. P. 1059–1066. DOI: https://doi.org/10.5811/westjem.2020.7.48684

Silverman M., Sibbald R., Stranges S. Ethics of COVID-19-related school closures // Canadian Journal of Public Health. 2020. Vol. 111. P. 462–465. DOI: https://doi.org/10.17269/s41997-020-00396-1

Spagnolo P.A., Manson J.A.E., Joffe H. Sex and gender differences in health: what the COVID-19 pandemic can teach us // Annals of Internal Medicine. 2020. Vol. 173, no. 5. P. 385–386. DOI: https://doi.org/10.7326/m20-1941

Tarkar P. Impact of COVID-19 pandemic on education system // International Journal of Advanced Science and Technology. 2020. Vol. 29, no. 9s. P. 3812–3814.

The COVID-19 crisis: Social perspectives / ed. by D. Lupton , K. Willis. London: Routledge, 2021. 240 p. DOI: https://doi.org/10.4324/9781003111344

Wang X., Sudeep H., Son Ch., Keller B., Smith A., Sasangohar F. Investigating mental health of US college students during the COVID-19 pandemic: Crosssectional survey study // Journal of medical Internet research. 2020. Vol. 22, no. 9. URL: https://www.jmir.org/2020/9/e22817/PDF (accessed: 21.11.2023). DOI: https://doi.org/10.2196/22817

Weaver J.L., Swank J.M. Parents’ lived experiences with the COVID-19 pandemic // The Family Journal. 2021. Vol. 29, iss. 2. P. 136–142. DOI: https://doi.org/10.1177/1066480720969194

References

Andreenkova, A.V., Dmitrieva, E.V. and Noskova, A.V. (2022). [Perception of digitalization of school education: research results of online focus groups with teachers and parents of students]. Monitoring obschestvennogo mneniya: ekonomicheskie i sotsial’nye peremeny [Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes]. No. 2(168), pp. 272– 291. DOi: https://doi.org/10.14515/ monitoring.2022.2.1990

Connell, R. (2020). COVID-19/Sociology. Journal of Sociology. Vol. 56, iss. 4, pp. 745–751. DOI: https://doi.org/10.1177/1440783320943262

Filippova, A.G., Zubova, O.G. and Rakitina, N.E. (2023). [Transformation of everyday practices during a pandemic and subjective well-being of adolescents]. Zhurnal issledovaniy sotsial’noy politiki [Journal of Social Policy Studies]. Vol. 211, pp. 157– 174. DOI: https://doi.org/10.17323/727-0634-202321-1-157-174

Galkin, K.A. (2021). [Social exclusion of elderly people in rural areas during the COVID-19 pandemic in the Republic of Karelia]. Vestnik Instituta sotsiologii [Bulletin of the Institute of Sociology]. Vol. 12, no. 4, pp. 193–210. DOI: https://doi.org/ 10.19181/vis.2021.12.4.760

Galkin, K.A. (2022). [Digitalization volunteering of elderly people during the pandemic: opportunities and barriers in the context of artificial intelligence]. Zhurnal issledovaniy sotsial’noy politiki [Journal of Social Policy Studies] Vol. 20, no. 3, pp. 377–392. DOI: https://doi.org/10.17323/727-0634-2022-20-3377-392 Grigor’eva, I.A. (2022). [Inclusion of the elderly in the world of digital technologies in the conditions of «new sociality»]. Internet i sovremennoye obshchestvo: trudy XXV Mezhdunar. ob"yedinennoy nauch. konf. (Sankt-Peterburg, 23–24 iyunya 2022 g.) [Internet and modern society: proceedings of the XXV International United Scientific Conference (St. Petersburg, June 23–24, 2022)]. St. Petersburg: ITMO University Publ., pp. 40–42. Hoffman, J.A. and Miller, E.A. (2020). Addressing the consequences of school closure due to COVID‐19 on children’s physical and mental well‐being. World Medical & Health Policy. Vol. 12, iss. 3, pp. 300–310. DOI: https://doi.org/10.1002/ wmh3.365

Jaarsveld, G.M. van (2020). The effects of COVID-19 among the elderly population: a case for closing the digital divide. Frontiers in Psychiatry. Vol. 11. Available at: https://www.frontiersin.org/ journals/psychiatry/articles/10.3389/ fpsyt.2020.577427/pdf?isPublishedV2=false (accessed 21.11.2023). DOI: https://doi.org/10.3389/ fpsyt.2020.577427

Jensen, S.Q. (2011). Othering, identity formation and agency. Qualitative Studies. Vol. 2, no. 2, pp. 63–78. DOI: https://doi.org/10.7146/qs.v2i2.5510

Kalil, A., Mayer, S. and Shah, R. (2020). Impact of the COVID-19 crisis on family dynamics in economically vulnerable households. University of Chicago, Becker Friedman Institute for Economics Working Paper. No. 2020–143. Available at: https://papers.ssrn.com/sol3/Delivery.cfm/SSRN_ID3 706339_code1213723.pdf?abstractid=3706339&miri d=1 (accessed 21.11.2023). DOI: https://doi.org/ 10.2139/ssrn.3706339

Kelas’ev, V.N. and Pervova, I.L. (2020). [Adaptation of elderly Petersburgers to the situation of the coronavirus pandemic]. Uspekhi gerontologii [Advances in Gerontology]. Vol. 33, no. 6, pp. 1016– 1026. DOI: https://doi.org/10.34922/ ae.2020.33.6.001

Klostermann, B.K., Slap, G.B., Nebrig, D.M., Tivorsak, T.L. and Britto, M.T. (2005). Earning trust and losing it: adolescents’ views on trusting physicians. Journal of Family Practice. Vol. 54, no. 8, pp. 679–687.

Kozyreva, P.M. and Smirnov, A.I. (2022). [Features of behavior of elderly people in the conditions of the spread of the COVID-19 pandemic]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Obschestvennye nauki [Vestnik of Moscow State Linguistic University. Social Sciences]. Iss. 2(847), pp. 159–167. DOI: https://doi.org/ 10.52070/2500-347x_2022_2_847_159

Lupton, D. and Willis, K. (ed.) (2021). The COVID-19 crisis: Social perspectives. London: Routledge Publ., 240 p. DOI: https://doi.org/ 10.4324/9781003111344

Mendes, Á., Abreu, L., Vilar-Correia, M.R. and Borlido-Santos, J. (2017). «That should be left to doctors, that’s what they are there for!» — exploring the reflexivity and trust of young adults when seeking health information. Health Communication. Vol. 32, iss. 9, pp. 1076–1081. DOI: https://doi.org/10.1080/ 10410236.2016.1199081

Semenova, L.E., Sachkova, M.E. and Karpushkina, N.V. (2023). [Gender specificity of the doctor’s image and trust in themselves and others of student youth during the COVID-19 pandemic]. Vestnik Mininskogo universiteta [Vestnik of Minin University]. Vol. 11, no. 1. Available at: https://www.mininvestnik.ru/jour/article/download/1464/936 (accessed 21.11.2023). DOI: https://doi.org/10.26795/23071281-2023-11-1-7

Shreffler, J., Petrey, J. and Huecker, M. (2020). The impact of COVID-19 on healthcare worker wellness: a scoping review. Western Journal of Emergency Medicine. Vol. 21, no. 5, pp. 1059–1066. DOI: https://doi.org/10.5811/westjem.2020.7.48684

Silverman, M., Sibbald, R. and Stranges, S. (2020). Ethics of COVID-19-related school closures. Canadian Journal of Public Health. Vol. 111, pp. 462–465. DOI: https://doi.org/10.17269/s41997020-00396-1

Sorokin, P.S. and Zykova, A.V. (2021). [«Transformative agency» as a subject of research and development in the 21st century: a review and interpretation of international experience]. Monitoring obschestvennogo mneniya: ekonomicheskie i sotsial’nye peremeny [Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes]. No. 5(165), pp. 216–241. DOI: https://doi.org/10.14515/monitoring.2021.5.1858

Spagnolo, P.A., Manson, J.A.E. and Joffe, H. (2020). Sex and gender differences in health: what

the COVID-19 pandemic can teach us. Annals of Internal Medicine. Vol. 173, no. 5, pp. 385–386. DOI: https://doi.org/10.7326/m20-1941

Tarkar, P. (2020). Impact of COVID-19 pandemic on education system. International Journal of Advanced Science and Technology. Vol. 29, no. 9s, pp. 3812–3814.

Wang, X., Sudeep, H., Son, Ch., Keller, B., Smith, A. and Sasangohar, F. (2020). Investigating mental health of US college students during the COVID-19 pandemic: Cross-sectional survey study. Journal of Medical Internet Research. Vol. 22, no. 9.

Available at: https://www.jmir.org/2020/9/ e22817/PDF (accessed 21.11.2023). DOI: https://doi.org/10.2196/22817 Weaver, J.L. and Swank, J.M. (2021). Parents’ lived experiences with the COVID-19 pandemic. The Family Journal. Vol. 29, iss. 2, pp. 136–142. DOI: https://doi.org/10.1177/1066480720969194

Загрузки

Опубликован

13-05-2024

Выпуск

Раздел

Статьи