Малевич и Шопенгауэр: диалог о беспредметном
Философия
DOI:
https://doi.org/10.17072/2078-7898/2024-1-53-63%20Ключевые слова:
Шопенгауэр, Малевич, воля, представление, беспредметность, супрематизм, рациональное познание, интуитивное познание, наука, мистицизмАннотация
В представленной статье намечаются возможные пути рецепции философии Шопенгауэра в теоретических работах Малевича и проводится сравнительный анализ философских воззрений данных мыслителей по ряду ключевых вопросов. В свете многочисленных попыток обнаружить исток философских взглядов Малевича, предпринятых за последние два десятилетия в современном малевичеведении, подобное исследование представляется не только актуальным, но и новым, поскольку версия о влиянии Шопенгауэра до сих пор не получила в отечественных исследованиях достаточной разработки. Материалами для данного исследования послужили теоретические трактаты и программные статьи Малевича разных лет, а также его письма, записи и заметки. В качестве ведущего метода при подготовке исследования был выбран компаративистский метод, а также были использованы такие методы, как историко-философское обобщение и реконструкция. В первой части исследования автор, опираясь на анализ ряда писем и записок Малевича к М.О. Гершензону, а также на макеты первого выпуска журнала «Супремус» и переводы рукописей Малевича, подготовленные А. фон Ризеном для публикации в серии книг издательства «Баухауз», документально подтверждает версию о длительном влиянии философии Шопенгауэра на генезис теоретических взглядов Малевича в период с 1918 по 1927 г. Во второй части исследования, опираясь на результаты сравнительного анализа философских работ Малевича и Шопенгауэра, автор указывает на ряд проблемных сюжетов, таких как проблема взаимоотношения интуитивного и рационального познания, искусства и науки, воли и интеллекта, мистики и эстетики, в которых следы влияния Шопенгауэра на теоретические построения Малевича наиболее очевидны. В заключении на основании полученных результатов автором намечается ряд перспективных направлений для проведения дальнейших исследований по данной проблеме.Библиографические ссылки
Безансон А. Запретный образ. Интеллектуальная история иконоборчества / пер. с фр. М. Розанова. М.: МИК, 1999. 424 с.
Герасимова Е.В. Философия культуры М.О. Гершензона: дис. … канд. филос. наук. М., 2005. 144 с.
Комков А.В. Рецепция философии Шопенгауэра в русском культурном сознании (по страницам литературных журналов XIX века) // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2018. № 3(20). С. 31–34.
Левина Т.В. «Освобожденное Ничто»: Экхарт авангарда // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2019. № 4. С. 34– 47. DOI: https://doi.org/10.28995/2073-6401-2019-434-47
Малевич К.С. Записи и заметки // Малевич К.С. Собрание сочинений: в 5 т. М.: Гилея, 2004. Т. 5. С. 382–416.
Малевич К.С. Мир как беспредметность // Малевич К.С. Собрание сочинений: в 5 т. М.: Гилея, 1998. Т. 2. С. 55–123.
Малевич К.С. Письма К.С. Малевича к М.О. Гершензону (1918–1924) // Малевич К.С. Собрание сочинений: в 5 т. М.: Гилея, 2000. Т. 3. С. 327–353.
Малевич К.С. Статьи, трактаты, манифесты и декларации, проекты, лекции // Малевич К.С. Собрание сочинений: в 5 т. М.: Гилея, 2004. Т. 5. С. 33–381.
Малевич К.С. Супрематизм. Мир как беспредметность, или Вечный покой // Малевич К.С. Собрание сочинений: в 5 т. М.: Гилея, 2000. Т. 3. С. 68–324.
Овшинов А.Н. Философия супрематизма авангардиста Каземира Малевича // Гуманитарий Юга России. 2017. Т. 6, № 3. С. 99–111. DOI: https://doi.org/10.23683/2227-8656.2017.3.8
Рославец А.Н. О «беспредметном» искусстве // Шатских А.С. Казимир Малевич и общество Супремус. М.: Три квадрата, 2009. С. 7–9. Смолянская Н.В. Малевич: радикальный романтизм // Труды «Русской антропологической
школы»: сб. ст. М.: РГГУ, 2007. Вып. 4, ч. 1. С. 388–409.
Шатских А.С. Казимир Малевич и общество Супремус. М.: Три квадрата, 2009. 464 с.
Шатских А.С. Комментарии и примечания // Малевич К.С. Собрание сочинений: в 5 т. М.: Гилея, 2000. Т. 3. С. 355–387.
Шатских А.С. Малевич после живописи // Малевич К.С. Собрание сочинений: в 5 т. М.: Гилея, 2000. Т. 3. С. 7–67.
Шатских А.С. Органика философского архитектона // Малевич К.С. Собрание сочинений: в 5 т. М.: Гилея, 2003. Т. 4. С. 7–23. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление / пер. с нем. Ю. Айхенвальда. М.: АСТ, 2020. 672 с.
Aiello T. Head-First Through the Hole in the Zero: Malevich’s Suprematism, Khlebnikov’s Futurism, and the Development of a Deconstructive Aesthetic, 1908– 1919 // Electronic Melbourne Art Journal. 2005. Iss. 1. URL: https://emajartjournal.files.wordpress.com/ 2012/08/thomasaiello.pdf (accessed: 20.11.2023). DOI: https://doi.org/10.38030/emaj.2005.1.3
Andersen T. Preface // Malevich K.S. Essays on art. Vol. 3: The world as non-objectivity: Unpublished writings 1922–25 / transl. by X. GlowackiPrus, A. McMillin; ed. by T. Andersen. Copenhagen, DK: Borgen, 1976. P. 7–10.
Atwell J.E. Art as liberation: a central theme of Schopenhauer’s philosophy // Schopenhauer, Philosophy and the Arts / ed. by D. Jacquette. N.Y.: Cambridge University Press, 1996. P. 81–106. DOI: https://doi.org/10.1017/cbo9780511627866.005
Ingold F.Ph. «Kunst»-Kunst: «Lebens»-Kunst: Zehn Paragraphen zu Kazimir Malewics «Weissem Quadrat auf weissem Grund» // Wiener slawistischer Almanach. 1985. Bd. 16. P. 187–200.
Malewitsch K.S. Die Gegenstandslose Welt. München, DE: Albert Langen, 1927. 104 p.
Nakov A. Malewitsch mit Blick auf Schopenhauer: Das Überschreiten der expressionistischen und symbolistischen «Verkleidung» der «Welt der Dinge» // Schopenhauer und die Künste / hrsg. von G. Baum, D. Birnbacher. Göttingen, DE: Wallstein, 2005. P. 163–200.
Robinson E. Ciphers of Transcendence // Eckhart Review. 2003. Vol. 12, iss. 1. P. 39–52. DOI: https://doi.org/10.1179/eck_2003_12_1_004
Young J. Schopenhauer, Heidegger, Art, and the Will // Schopenhauer, Philosophy and the Arts / ed. by D. Jacquette. N.Y.: Cambridge University Press, 1996. P. 162–180. DOI: https://doi.org/10.1017/ cbo9780511627866.010
References
Aiello, T. (2005). Head-first through the hole in the zero: Malevich’s suprematism, Khlebnikov’s futurism, and the development of a deconstructive aesthetic, 1908–1919. Electronic Melbourne Art Journal. Iss. 1. Available at: https://emajartjournal.files. wordpress.com/2012/08/thomasaiello.pdf (accessed 20.11.2023). DOI: https://doi.org/10.38030/emaj.2005.1.3
Andersen, T. (1976). Preface. Malevich K.S. Essays on art. Vol. 3: The world as non-objectivity: Unpublished writings 1922–25. Copenhagen, DK: Borgen Publ., pp. 7–10.
Atwell, J.E. (1996). Art as liberation: a central theme of Schopenhauer’s philosophy. D. Jacquette (ed.) Schopenhauer, Philosophy and the Arts. New York: Cambridge University Press, pp. 81–106. DOI: https://doi.org/10.1017/cbo9780511627866.005
Bezanson, A. (1999). Zapretnyy obraz. Intellektual’naya istoriya ikonoborchestva [The Forbidden image: an intellectual history of iconoclasm]. Moscow: MIK Publ., 424 p.
Gerasimova, E.V. (2005). Filosofiya kul’tury M.O. Gershenzona: dis. ... kand. filos. nauk [The philosophy of culture of M.O. Gershenzon: dissertation]. Moscow, 144 p.
Ingold, F.Ph. (1985). [«Art»-Art: «Life»-Art: ten paragraphs on Kazimir Malevich’s «White on White»]. Wiener slawistischer Almanach [Viennese Slavic almanac]. Vol. 16, pp. 187–200.
Komkov, A.V. (2018). [The reception of A. Schopenhauer’s philosophy in Russian cultural consciousness (from the pages of literary magazines of the second half of 19th century)]. Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya [Review of Omsk State Pedagogical University. Humanitarian research]. No. 3(20), pp. 31–34.
Levina, T.V. (2019). [«Liberated Nothingness»: Eckhart of avant-garde]. Vestnik RGGU. Seriya: Filosofiya. Sotsiologiya. Iskusstvovedenie [RSUH/RGGU Bulletin. Series: Philosophy. Social Studies. Art Studies]. No. 4, pp. 34–47. DOI: https://doi.org/10.28995/2073-6401-2019-4-34-47 Malevich, K.S. (1927). Die Gegenstandslose Welt [The non-objective world]. Munich, DE:Albert Langen Publ., 104 p.
Malevich, K.S. (1998). [The non-objective world]. Malevich K.S. Sobranie sochineniy: v 5 t. [Malevich K.S. Collected works: in 5 vols]. Moscow: Gileya Publ., vol. 2, pp. 55–123.
Malevich, K.S. (2000). [Letters of К.S. Malevich to M.O. Gershenson (1918–1924)]. Malevich K.S.
Sobranie sochineniy: v 5 t. [Malevich K.S. Collected works: in 5 vols]. Moscow: Gileya Publ., vol. 3, pp. 327–353.
Malevich, K.S. (2000). [Suprematism. World as non-objectivity, or eternal rest]. Malevich K.S. Sobranie sochineniy: v 5 t. [Malevich K.S. Collected works: in 5 vols]. Moscow: Gileya Publ., vol. 3, pp. 68–324.
Malevich, K.S. (2004). [Articles, treatises, manifestos and declarations, projects, lectures]. Malevich K.S. Sobranie sochineniy: v 5 t. [Malevich K.S. Collected works: in 5 vols]. Moscow: Gileya Publ., vol. 5, pp. 33–381.
Malevich, K.S. (2004). [Notes]. Malevich K.S. Sobranie sochineniy: v 5 t. [Malevich K.S. Collected works: in 5 vols]. Moscow: Gileya Publ., vol. 5, pp. 382–416.
Nakov, A. (2005). [Malevich with an eye on Schopenhauer: Transcending the expressionist and symbolist «veil» of the «world of things»]. G. Baum, D. Birnbacher (hg.) Schopenhauer und die Künste [G. Baum, D. Birnbacher (ed.) Schopenhauer and the arts]. Göttingen, DE: Wallstein Publ., pp. 163–200.
Ovshinov, A.N. (2017). [The avant-garde artist Kazimir Malevich’s philosophy of suprematism]. Gumanitariy Yuga Rossii [Humanities of the South of Russia]. Vol. 6, no. 3, pp. 99–111. DOI: https://doi.org/10.23683/2227-8656.2017.3.8
Robinson, E. (2003). Ciphers of transcendence. Eckhart Review. Vol. 12, iss. 1, pp. 39–52. DOI: https://doi.org/10.1179/eck_2003_12_1_004 Roslavets, A.N. (2009). [On «non-objective» art]. Shatskikh A.S. Kazimir Malevich i obschestvo Supremus [Shatskikh A.S. Kazimir Malevich and society Supremus]. Moscow: Tri Kvadrata Publ., pp. 7–9.
Schopenhauer, A. (2020). Mir kak volya i predstavlenie [The world as will and representation]. Moscow: AST Publ., 672 p.
Shatskikh, A.S. (2009). Kazimir Malevich i obschestvo Supremus [Kazimir Malevich and society Supremus]. Moscow: Tri Kvadrata Publ., 464 p. Shatskikh, A.S. (2000). [Comments and notes]. Malevich K.S. Sobranie sochineniy: v 5 t. [Malevich K.S. Collected works: in 5 vols]. Moscow: Gileya Publ., vol. 3, pp. 355–387.
Shatskikh, A.S. (2000). [Malevich after painting]. Malevich K.S. Sobranie sochineniy: v 5 t. [Malevich K.S. Collected works: in 5 vols]. Moscow: Gileya Publ., vol. 3, pp. 7–67.
Shatskikh, A.S. (2003). [Organics of philosophical architexton]. Malevich K.S. Sobranie sochineniy: v 5 t. [Malevich K.S. Collected works: in 5 vols]. Moscow: Gileya Publ., vol. 4, pp. 7–23.
Smolyanskaya, N.V. (2007). [Malevich: radical romanticism]. Trudy «Russkoy antropologicheskoy shkoly» [The Works of the «Russian Anthropological School»]. Iss. 4, pt. 1. Moscow: RSHU Publ., pp. 388–409.
Young, J. (1996). Schopenhauer, Heidegger, art, and the will. D. Jacquette (ed.) Schopenhauer, Philosophy and the Arts. New York: Cambridge University Press, pp. 162–180. DOI: https://doi.org/10.1017/ cbo9780511627866.010
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.