Численность молодых учителей и показатели социально-экономического развития регионов

Социология

Авторы

  • Владимир Сергеевич Волегов Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2023-4-579-591%20

Ключевые слова:

молодые учителя, профессиональная адаптация, социально-профессиональная структура, социально-экономические показатели, регионы России, корреляционный анализ

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы влияния социально-экономических характеристик регионов на эффективность привлечения и профессиональной адаптации молодых педагогов в общеобразовательных организациях. На основании анализа теоретико-методологических подходов, эмпирических исследований и нормативной базы делается вывод о наличии нескольких особенностей анализа профессиональной адаптации: проблемы профессиональной адаптации тесно связаны к ключевыми категориями социологической теории и имеют длительную историю анализа на теоретическом и эмпирическом уровнях, в настоящее время наблюдается усиление внимания государства и общества к проблемам привлечения молодых педагогов в систему образования, а также усиление разных форм государственной поддержки, рост исследований различных аспектов профессиональной адаптации начинающих учителей. Тем не менее, на данный момент происходит постепенное усиление кадровой напряженности в общеобразовательных организациях, связанное с рядом факторов психологического, профессионального и социального характера. Фиксируется и существенная разница в доле молодых педагогов среди регионов России. В качестве источника эмпирического материала используются статистические данные о численности педагогов по регионам России, их распределении по возрасту, стажу, типу населенного пункта, а также сведениям о социальноэкономическом состоянии Субъектов Федерации (показатели безработицы и среднего уровня оплаты труда, численности населения моложе трудоспособного возраста, показателях развития наукоемких отраслей экономики). На основании проведенного корреляционного анализа автором делается вывод о специфическом характере процесса профессиональной адаптации молодых учителей в городской и сельской местности, а также особенностях связи доли педагогов в различных возрастных группах с показателями социально-экономического развития региона.

Биография автора

Владимир Сергеевич Волегов , Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15

кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии

Библиографические ссылки

Андрущенко Т.Ю., Аржаных Е.В., Виноградов В.Л., Минюрова С.А., Федекин И.Н., Федоров А.А. Проблемы профессиональной адаптации молодых педагогов // Психолого-педагогические исследования. 2017. Т. 9, № 2. C. 1–16. DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2017090201

Аптекина М.Б., Митина Л.М. Психологические факторы, влияющие на карьерное развитие // Молодежь и наука: актуальные проблемы педагогики и психологии. 2016. № 1. С. 3–5.

Банк документов / Министерство просвещения РФ. URL: https://docs.edu.gov.ru (дата обращения: 08.07.2023).

Бронникова Е.М., Васютина Е.С., Виноградова М.В., Горюнова Н.А. и др. Анализ различных аспектов трудоустройства выпускников – 2021: стат. бюллетень / под науч. ред. К.Э. Лайкам и др. М.: Изд-во Рос. гос. социал. ун-та, 2022. 179 с.

Буркова И.Н., Квашко Л.П., Репш Н.В. Школы Приморского края: кадровый голод (сравнительный анализ) // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2022. № 11(213). С. 64–69.

Вебер М. Избранные произведения / пер. с нем. М.: Прогресс, 1990. 808 с.

Вебер М. Хозяйство и общество: очерки понимающей социологии: в 4 т. Т. II: Общности / пер. с нем. М.: Изд. дом ВШЭ, 2017. 432 с.

Дюркгейм Э. О разделении общественного труда / пер. с фр. А.Б. Гофмана. М.: Канон, 1996. 432 с.

Дюркгейм Э. Социология образования / пер. с фр. Т. Астаховой. М.: ИНТОР, 1996. 80 c. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / пер. с фр. А.Б. Гофмана. М.: Канон, 1995. 352 с.

Заир-Бек С.И., Мерцалова Т.А., Анчиков К.М. Кадры школьного образования: возможности и дефициты // Мониторинг экономики образования: информационно-аналитические материалы по результатам статистических и социологических обследований. 2020. № 18 / НИУ ВШЭ. URL: https://www.hse.ru/data/2020/12/03/1354427472/rele ase_18_2020.pdf (дата обращения: 08.07.2023).

Отчет по результатам международного исследования учительского корпуса по вопросам преподавания и обучения TALIS-2018 (Teaching and Learning International Survey). Ч. 1. / Рособрнадзор. М., 2019. 41 с.

Парк Р.Э., Томас У.А. Участие и социальная ассимиляция // Чикагская школа социологии: сб. переводов / сост. и пер. В.Г. Николаев; отв. ред. Д.В. Ефременко. М. ИНИОН РАН, 2015. С. 52–59.

Парсонс Т. О структуре социального действия / пер. с англ. 2-е изд. М.: Академ. проект, 2002. 880 с.

Паспорт национального проекта «Образование» (утв. 24 декабря 2018 г.) / Правительство России. URL: http://static.government.ru/media/files/ UuG1ErcOWtjfOFCsqdLsLxC8oPFDkmBB.pdf (дата обращения: 14.06.2023). Распоряжение Правительства РФ 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». URL: https://legalacts.ru/doc/ rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-29052015-n-996r/#100009 (дата обращения: 14.06.2023). Регионы России. Социально-экономические показатели. 2022: стат. сб. / под ред. С.Н. Егоренко и др.; Росстат. М., 2022. 1122 с. Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для себя / пер. с англ. М.: ACT: АСТ Москва, 2006. 574 с.

Черникова Е.Г. Состояние и противоречия социально-профессиональной адаптации молодых педагогов: социологический анализ. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2010. 184 с.

Шубкин В.Н. Социология и общество: Научное познание и этика науки. М.: ЦСПиМ, 2010. 424 с.

Bryant J., Ram S., Scott D., Williams C. K–12 teachers are quitting. What would make them stay? / McKinsey & Company. 2023. March 2. URL: https://www.mckinsey.com/industries/education/ourinsights/k-12-teachers-are-quitting-what-wouldmake-them-stay#/ (accessed: 20.07.2023).

Davis К., Mооre W. Somе Principles of Stratification // American Sociological Review. 1945. Vol. 10, no. 2. P. 242–249. DOI: https://doi.org/ 10.2307/2085643

Goldhaber D., Theobald R. Teacher Attrition and Mobility in the Pandemic // Educational Evaluation and Policy Analysis. 2023. Vol. 45, iss. 4. P. 682–687. DOI: https://doi.org/10.3102/01623737221139285 Mutluer Ö., Yüksel S. The Social Status of the Teaching Profession: A Phenomenological Study // Journal of Teacher Education and Educators. 2019. Vol. 8, no. 2. P. 183–203. Pišova M. Teacher Professional Socialisation: Objective Determinants // Orbis scholae. 2013. Vol. 7, no. 2. P. 67–80. DOI: https://doi.org/10.14712/ 23363177.2015.21 Tasheva N.S. Professional Adaptation of Young Teachers in A Preschool Educational Organization // Eurasian Journal of Learning and Academic Teaching. 2022. Vol. 14. P. 65–67. Vera C.P. Career Mobility Patterns of Public School Teachers // MPRA Paper. No. 49340. 2013. URL: https://mpra.ub.uni-muenchen.de/49340/1/ MPRA_paper_49340.pdf (accessed: 14.06.2023).

References

Andruschenko, T.Yu., Arzhanykh, E.V., Vinogradov, V.L., Minyurova, S.A., Fedekin, I.N. and Fedorov, A.A. (2017). [Issues of professional adaptation in young teachers]. Psikhologo-pedagogicheskiye issledovaniya [Psychological-educational studies]. Vol. 9, no. 2, pp. 1–16. DOI: https://doi.org/10.17759/ psyedu.2017090201

Aptekina, M.B. and Mitina, L.M. (2016). [Psychological factors affecting career development]. Molodezh’ i nauka: aktual’nye problemy pedagogiki i psikhologii [Youth and science: actual problems of pedagogy and psychology]. No. 1, pp. 3–5. Bank dokumentov [Bank of documents]. Ministry of Education of the Russian Federation. Available at: https://docs.edu.gov.ru (accessed 08.07.2023).

Bryant, J., Ram, S., Scott, D. and Williams, C. (2023). K–12 teachers are quitting. What would make them stay? McKinsey & Company, March 2. Available at: https://www.mckinsey.com/industries/ education/our-insights/k-12-teachers-are-quittingwhat-would-make-them-stay#/ (дата обращения: 20.07.2023).

Bronnikova, Ye.M., Vasyutina, Ye.S., Vinogradova, M.V., Goryunova, N.A. et al. (2022). Analiz razlichnykh aspektov trudoustroystva vypusknikov – 2021: statisticheskiy bilulleten’, pod red. K.E. Laykam i dr.[K.E. Laykam et al. (eds.) Analysis of various aspects of graduate employment – 2021: statistical bulletin]. Moscow: RSSU Publ., 179 p.

Burkova, I.N., Kvashko, L.P. and Repsh, N.V. (2022). [Schools of Primorsky Krai: teaching staff shortage (comparative analysis)]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. No. 11(213), pp. 64–69.

Chernikova, E.G. (2010). Sostoyanie i protivorechiya sotsial’no-professional’noy adaptatsii molodykh pedagogov: sotsiologicheskiy analiz [State and contradictions of social and professional adaptation of young teachers: a sociological analysis]. Chelyabinsk: ChSPU Publ.,184 p.

Davis, К. and Mооre, W. (1945). Some principles of stratification. American Sociological Review. Vol. 10, no. 2, pp. 242–249. DOI: https://doi.org/10.2307/2085643

Durkheim, E. (1995). Sotsiologiya. Ee predmet, metod, prednaznachenie [Sociology and its scientific domain]. Moscow: Kanon Publ., 352 p.

Durkheim, E. (1996). O razdelenii obschestvennogo truda [The Division of Labour in Society]. Moscow: Kanon Publ., 432 p.

Durkheim, E. (1996). Sotsiologiya obrazovaniya [The educational sociology]. Moscow: INTOR Publ., 80 p.

Fromm, E. (2006) Begstvo ot svobody. Chelovek dlya sebya [Escape from freedom. Man for himself]. Moscow: AST Publ., AST Moskva Publ., 574 p.

Goldhaber, D. and Theobald, R. (2023). Teacher attrition and mobility in the pandemic. Educational Evaluation and Policy Analysis. Vol. 45, iss. 4, pp. 682–687. DOI: https://doi.org/10.3102/ 01623737221139285

Mutluer, Ö. And Yüksel, S. (2019). The social status of the teaching profession: A phenomenological study. Journal of Teacher Education and Educators. Vol. 8, no. 2, pp. 183–203.

Otchet po rezul’tatam mezhdunarodnogo issledovaniya uchitel’skogo korpusa po voprosam prepodavaniya i obucheniya TALIS-2018 (2019). [Report on the results of the international study of the teaching corps on teaching and learning TALIS-2018 (Teaching and Learning International Survey)]. Moscow, Rosobrnadzor, part 1, 41 p.

Park, R.E. and Thomas, W.A. (2015). Uchastie i sotsial’naya assimilyatsiya [Participation and social assimilation]. Chikagskaya shkola sotsiologii: sb. perevodov, otv. red. D.V. Yefremenko [D.V. Efremenko (ed.) Chicago School of Sociology: collection of translations]. Moscow, ISISS RAS Publ., pp. 52–59.

Parsons, T. (2002). O structure sotsial’nogo deystviya [On the structure of social action]. Moscow: Akademicheskiy Proekt Publ., 880 p. Pasport natsional’nogo proekta «Obrazovanie» (utv. 24 dekabrya 2018 g.) [Passport of the national project «Education» (approved December 24, 2018)]. Russian Government. Available at: http://static.government.ru/media/files/UuG1ErcOWt jfOFCsqdLsLxC8oPFDkmBB.pdf (accessed 14.06.2023).

Pišova, M. (2013). Teacher professional socialization: Objective determinants. Orbis scholae [School district]. Vol. 7, no. 2, pp. 67–80. DOI: https://doi.org/10.14712/23363177.2015.21 Rasporyazhenie Pravitel’stva RF ot 29.05.2015 № 996-r «Ob utverzhdenii Strategii razvitiya vospitaniya v Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda» [Order of the Government of the Russian Federation No. 996-r of May 5, 2015 «On approval of the Strategy for the development of education in the Russian Federation for the period up to 2025»]. Available at: https://legalacts.ru/doc/rasporjazheniepravitelstva-rf-ot-29052015-n-996-r/#100009 (accessed 14.06.2023).

Egorenko, S.N. et al. (2022). Regiony Rossii. Sotsial’no-ekonomicheskie pokazateli. 2022 [Regions of Russia. Socio-economic indicators. 2022]. Moscow, Rosstat, 1122 p.

Shubkin, V.N. (2010). Sotsiologiya i obschestvo: Nauchnoe poznanie i etika nauki [Sociology and society: Scientific knowledge and ethics of science]. Moscow: CSFM Publ., 424 p.

Tasheva, N.S. (2022). Professional adaptation of young teachers in a preschool educational organization. Eurasian journal of learning and academic teaching. Vol. 14, pp. 65–67.

Vera, C.P. (2013). Career mobility patterns of public school teachers. MPRA Paper. No. 49340. Available at: https://mpra.ub.uni-muenchen.de/ 49340/1/MPRA_paper_49340.pdf (accessed 14.06.2023).

Weber, M. (1990). Izbrannye proizvedeniya [Selected works]. Moscow: Progress Publ., 808 p.

Weber, M. (2017). Khozyaystvo i obschestvo: ocherki ponimayuschey sotsiologii: v 4 t. T. 2: Obshchnosti [Economy and society: an outline of inter pretive sociology: in 4 vols. Vol. 2: Groups]. Moscow: HSE Publ., 432 p.

Zair-Bek, S.I., Mertsalova, T.A. and Anchikov, K.M. (2020). [Personnel of school education: opportunities and deficits]. Monitoring ekonomiki obrazovaniya: informatsionno-analiticheskiye materialy po rezul’tatam statisticheskikh i sotsiologicheskikh obsledovaniy [Monitoring of education markets and organizations: Information and analytical materials based on the results of statistical and sociological surveys]. HSE University, no. 18. Available at: https://www.hse.ru/data/2020/12/03/1354427472/relea se_18_2020.pdf (accessed 08.07.2023).

Загрузки

Опубликован

27-12-2023

Выпуск

Раздел

Статьи