Философские аспекты цифровизации образования: «антицифровизаторский» подход

Философия

Авторы

  • Яна Александровна Афанасенко Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2023-4-517-526%20

Ключевые слова:

образование, цифровизация, цифровые и когнитивные технологии, неомальтузианство, трансгуманизм

Аннотация

Статья посвящена анализу цифровизации образования с позиции «антицифровизаторского» подхода. Целью данной статьи является выявление и обсуждение проблемного философского контекста, характерного для «антицифровизаторского» подхода. Автор полагает, что в рамках последнего следует исходить из интерпретации цифровизации как инструмента уничтожения сущности человека, в результате чего он уже не может воспроизводить ни себя, ни условия своего существования. Происходит замена интеллектуального труда развлечением в рамках геймификации, мышление дерационализируется, распространяется феномен «цифрового слабоумия». В свою очередь, речевая деятельность, коммуникация сводятся к взаимодействию с машинными алгоритмами и подчинении им, что ведет к десоциализации. Показана связь современной формы цифровизации с неомальтузианством и трансгуманизмом, а также с устаревшими подходами механистического материализма и метафизического мышления. Собственно образовательной проблемой в контексте цифровизации становится уничтожение традиционной системы образования и педагогики, превращение образования в симулякр, а его участников — в управляемые алгоритмами или искусственным интеллектом объекты. По мнению автора, выход из этой кризисной ситуации возможен только при условии новой рецепции советского опыта в области образования и гуманистического наследия прошлого.

Биография автора

Яна Александровна Афанасенко , Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15

кандидат философских наук, доцент кафедры философии

Библиографические ссылки

Альпидовская М.Л. Движущие силы мирохозяйственной трансформации ХХI века: человек, капитал, технос // Цифровизация и бытие: колл. моногр. / под ред. Ю.М. Осипова, М.И. Лугачева, Т.С. Сухиной, Т.Н. Юдиной. М.: Эконом. ф-т МГУ им. М.В. Ломоносова, 2021. С. 7–23.

Афанасенко Я.А., Чернова Т.Г. Философские аспекты цифровизации российского образования // Общество: философия, история, культура. 2023. Вып. 4. С. 49–57. DOI: https://doi.org/10.24158/ fik.2023.4.6

Дудин М.Н., Шутьков А.А., Анищенко А.Н. Шестой большой цикл в развитии мировой экономики: NBIC-конвергенции в АПК // Проблемы рыночной экономики. 2019. № 3 С. 74–82. DOI: https://doi.org/10.33051/2500-2325-2019-3-74-82

Кайдалов В.А., Железняк В.Н., Имакаев В.Р. Философия и педагогическая теория. Пермь: Издво Перм. гос. техн. ун-та, 2005. 272 с.

Катасонов В.В. Глобальный геноцид в «научной» упаковке. К юбилею Римского клуба / Царьград. 2018. 5 сент. URL: https://ug.tsargrad.tv/ articles/globalnyj-genocid-v-nauchnoj-upakovke-kjubileju-rimskogo-kluba_156263 (дата обращения: 30.04.2023).

Ковальчук М.В. Сегодня возникла реальная технологическая возможность выведения «служебного» подвида людей / МедиаМера. 2016. 25 фев. URL: https://mediamera.ru/post/24603 (дата обращения: 30.04.2023).

Корнфорт М. Диалектический материализм: пер. с англ. / общ. ред. П.Н. Федосеева. М.: Издво иностр. лит., 1956. 500 с.

Лукша П., Кубиста Д., Ласло А., Попович М., Ниненко И. Образовательные экосистемы для общественного развития: доклад Global Education Futures // Образование для сложного общества. М.: Российский учебник, 2018. С. 10–127. URL: http://vcht.center/wp-content/uploads/2019/06/ Obrazovanie-dlya-slozhnogo-obshhestva.pdf (дата обращения: 30.04.2023).

Макс Мор. Манифест Трансгуманизма / Институт высокого коммунитаризма. 2015. 14 сент. URL: https://communitarian.ru/publikacii/ novyy_mirovoy_poryadok_metody/maks_mor_manif est_transgumanizma_14092015/ (дата обращения: 30.04.2023).

Оситис А.П. Опасность цифровизации и тотального контроля над личностью: православный взгляд / Союз православных женщин. 2020. 21 дек. URL: http://союзправославныхженщин.рф/ articles/1603277021 (дата обращения: 30.04.2023). Постановление Правительства РФ от 07.12.2020 № 2040 «О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/74922819/ (дата обращения: 30.04.2023).

Почти 30 тысяч школ будут оснащены цифровым оборудованием к концу 2024 года / Министерство просвещения РФ. 2021. 7 окт. URL: https://edu.gov.ru/press/4220/pochti-30-tysyachshkol-budut-osnascheny-sovremennym-cifrovymoborudovaniem-k-koncu-2024-goda/ (дата обращения: 30.04.2023).

Радченко А.Ф., Попов С.В. «Детство – 2030» — опыт проведения форсайт-проекта в России // Образовательная политика. 2010. № 5– 6(43–44). С. 66–81.

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). Ст. 21. URL: https://constrf.ru/ razdel-1/glava-2/st-21-krf (дата обращения: 30.04.2023).

Турчин В.А., Батин М.А. Футурология. XXI век: бессмертие или глобальная катастрофа? М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. 263 с.

Цветкова С. Цифровая школа уничтожит российское образование. Ученые против искусственного интеллекта // Общественная служба новостей. 2021. 19 янв. URL: https://www.osnmedia.ru/ obshhestvo/tsifrovaya-shkola-unichtozhit-rossijskoeobrazovanie-uchyonye-protiv-iskusstvennogointellekta/ (дата обращения: 30.04.2023).

Четверикова О.Н. Разрушение будущего. Кто и как уничтожает суверенное образование в России. М.: Геннадий Маркелов, 2015. 128 с.

Четверикова О.Н. Трансгуманизм в российском образовании, наши дети как товар. М.: Книжный мир, 2021. 416 с. Шок: правительство Канады открыто принимает трансгуманизм // Technocracy News & Trends. 2021. 10 мая. URL: https://goo.su/F6KmI (дата обращения: 30.04.2023).

Шпитцер М. Антимозг: Цифровые технологии и мозг / пер. с нем. А.Г. Гришина. М.: АСТ, 2014. 288 с.

References

Afanasenko, Ya.A. and Chernova, T.G. (2023). [Philosophical aspects of the digitalization of Russian education]. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul’tura [Society: Philosophy, history, culture]. Iss. 4, pp. 49– 57. DOI: https://doi.org/10.24158/fik.2023.4.6

Al’pidovskaya, M.L. (2021). [The driving forces of the world economic transformation of the XXI century: man, capital, technos]. Tsifrovizatsiya i bytie, pod red. Yu.M. Osipova i dr. [Yu.M. Osipov et al. (eds.) Digitalization and being]. Moscow: MSU Faculty of Economics Publ., pp. 7–23.

Chetverikova, O.N. (2015). Razrushenie buduschego. Kto i kak unichtozhaet suverennoe obrazovanie v Rossii [Destruction of the future. Who and how destroys the sovereign education in Russia]. Moscow: Gennadiy Markelov Publ., 128 p.

Chetverikova, O.N. (2021). Transgumanizm v rossiyskom obrazovanii, nashi deti kak tovar [Transhumanism in Russian education, our children as a commodity]. Moscow: Knizhniy Mir Publ., 416 p.

Cornforth, M. (1956). Dialekticheskiy materializm [Dialectical materialism]. Moscow: Inostrannaya Literatura Publ., 500 p.

Dudin, M.N. Shut’kov, A.A. and Anischenko, A.N. (2019). [The sixth major cycle in the development of the world economy: the era of NBICconvergence in agroindustrial complex]. Problemy rynochnoy ekonomiki [Market economy problems]. No. 3, pp. 74–82. DOI: https://doi.org/ 10.33051/2500-2325-2019-3-74-82

Katasonov, V.V. (2018). Global’nyy genotsid v «nauchnoy» upakovke. K yubileyu Rimskogo kluba [Global genocide in a «scientific» package. To the anniversary of the Club of Rome]. Tsargrad, Sep. 5. Available at: https://ug.tsargrad.tv/articles/globalnyjgenocid-v-nauchnoj-upakovke-k-jubileju-rimskogokluba_156263 (accessed 30.04.2023).

Kaydalov, V.A., Zheleznyak, V.N. and Imakaev, V.R. (2005). Filosofiya i pedagogicheskaya teoriya [Philosophy and pedagogical theory]. Perm: PSTU Publ., 272 p.

Koval’chuk, M.V. (2016). Segodnya voznikla real’naya tekhnologicheskaya vozmozhnost’ vyvedeniya «sluzhebnogo» podvida lyudey [Today, a real technological opportunity has arisen to breed a «service» subspecies of people]. MediaMera, Feb. 25. Available at: https://mediamera.ru/post/24603 (accessed 30.04.2023).

Luksha, P., Kubista, D., Laslo, A., Popovich, M., Ninenko, I. (2018). [Educational ecosystems for social development: Global Education Futures report]. Obrazovanie dlya slozhnogo obschestva [Education for a complex society]. Moscow: Rossiyskiy uchebnik Publ., pp. 10–127.Available at: http://vcht.center/ wp-content/uploads/2019/06/Obrazovanie-dlyaslozhnogo-obshhestva.pdf (accessed 30.04.2023). Maks Mor. Manifest Transgumanizma (2015) [Max Mohr. Manifesto of Transhumanism]. Institute of High Communitarianism, Sep. 14. Available at: https://communitarian.ru/publikacii/novyy_mirovoy_p oryadok_metody/maks_mor_manifest_ transgumanizma_14092015/ (accessed 30.04.2023).

Ositis, A. (2020). Opasnost tsifrovizatsii i total’nogo kontrolya nad lichnost’yu: pravoslavniy vzglyad [The danger of digitalization and total control over personality: Orthodox view]. Union of Orthodox Women, Dec. 21. Available at: http://союзправославныхженщин.рф/articles/1603 277021 (accessed 30.04.2023).

Pochti 30 tysyach shkol budut osnascheny tsifrovym oborudovaniem k kontsu 2024 goda (2021) [Almost 30 thousand schools will be equipped with digital equipment by the end of 2024]. Ministry of Education of RF, Oct. 7. Available at: https://edu.gov.ru/press/4220/pochti-30-tysyachshkol-budut-osnascheny-sovremennym-cifrovymoborudovaniem-k-koncu-2024-goda/ (accessed 30.04.2023).

Postanovleniye Pravitel’stva RF ot 07.12.2020 № 2040 «O provedenii eksperimenta po vnedreniyu tsifrovoy obrazovatel’noy sredy» [Decree of the Government of the Russian Federation No. 2040 of December 7, 2020 «On conducting an experiment on the implementation of a digital educational environment»]. Available at: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/74922819/ (accessed 30.04.2023).

Radchenko, A.F. and Popov, S.V. (2010). [«Childhood – 2030» — the experience of conducting a foresight project in Russia]. Obrazovatel’naya politika [Educational Policy]. No. 5–6(43–44), pp. 66–81.

Shok: pravitel’stvo Kanady otkryto prinimaet transgumanizm (2021) [Shock: Canadian government openly embraces transhumanism]. Technocracy News & Trends, May 10. Available at: https://goo.su/F6KmI (accessed 30.04.2023).

Spitzer, M. (2014). Antimozg. Tsifrovye tekhnologii i mozg [Anti-brain Digital technologies and the brain]. Moscow: AST Publ., 288 p. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii (prinyata vsenarodnym golosovaniyem 12.12.1993 s izmeneni yami, odobrennymi v khode obshcherossiyskogo golosovaniya 01.07.2020) [The Constitution of the Russian Federation: adopted by popular voting on December 12, 1993 with amendments approved during the all-Russian vote on July 1, 2020]. Article 21. Available at: https://constrf.ru/razdel-1/glava-2/st-21krf (accessed 30.04.2023).

Tsvetkova, S. (2021). Tsifrovaya shkola unichtozhit rossiyskoe obrazovanie. Uchenye protiv iskusstvennogo intellekta [The digital school will destroy Russian education. Scientists are against artificial intelligence]. Public news service, Jan. 19. Available at: https://www.osnmedia.ru/obshhestvo/ tsifrovaya-shkola-unichtozhit-rossijskoeobrazovanie-uchyonye-protiv-iskusstvennogointellekta/ (accessed 30.04.2023).

Turchin, V.A. and Batin, M.A. (2013). Futurologiya. XXI vek: bessmertie ili global’naya katastrofa? [Futurology. XXI century: immortality or global catastrophe?]. Moscow: BINOM. Laboratoriya Znaniy Publ., 263 p.

Загрузки

Опубликован

27-12-2023

Выпуск

Раздел

Статьи