Взаимосвязь эмоционального интеллекта и применения цифровых технологий: обзор современных исследований

СВЕТ И ТЕНИ ЦИФРОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ (Тематический выпуск)

Авторы

  • Екатерина Сергеевна Игнатова Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2023-3-365-381%20

Ключевые слова:

эмоциональный интеллект, цифровой эмоциональный интеллект, эмпатия, цифровая эмпатия, эмоциональная регуляция, цифровая эмоциональная регуляция, цифровые технологи, цифровые устройства, цифровой контент, цифровое поведение

Аннотация

В современной социальной ситуации транслируется обеспокоенность характером влияния цифровизации на эмоциональную сферу личности, которое в психологической науке изучено недостаточно. Статья носит обзорный характер и посвящена проблеме взаимосвязи эмоционального интеллекта и применения цифровых технологий. Цель статьи — обобщить результаты современных исследований данной взаимосвязи. Для достижения цели осуществлен анализ 35 полнотекстовых версий статей, описывающих взаимосвязь эмоционального интеллекта и применения цифровых технологий, опубликованных в 2018–2023 гг., из которых 15 — отечественных, и 20 — зарубежных. Анализ результатов проведенных исследований сделан с опорой на культурно-исторический подход. Выделены отрасли психологии, в рамках которых ставится исследовательская проблема взаимосвязи эмоционального интеллекта и применения цифровых технологий: педагогическая психология, киберпсихология, психология здоровья и психотерапия. Анализа результатов исследований подтвердил наличие взаимосвязи эмоционального интеллекта и применения цифровых технологий. Применение цифровых технологий способствует развитию эмоционального интеллекта. Трансляция негативного влияния цифровых технологий на развитие эмоционального интеллекта детей и подростков не получила полного эмпирического подтверждения. Установлена роль эмоционального общения с родителями при совместном просмотре цифрового контента. Эмоциональный интеллект способствует продуктивному взаимодействию на онлайн-платформах. Негативный характер носит взаимосвязь эмоционального интеллекта и видеоигр. Существуют разные стратегии применения информационно-коммуникационных технологий для эмоциональной регуляции: положительные и отрицательные. Подтверждено восприятие дистанционного взаимодействия с психотерапевтом как эмпатийного. В обсуждении предпринята попытка обобщить основные аспекты взаимосвязи эмоционального интеллекта и применения цифровых технологий, описаны ограничения проведенного обзора. Сделан вывод о неоднозначном характере взаимосвязи эмоционального интеллекта и применения цифровых технологий. Взаимосвязь носит положительный характер в процессе обучения, общения, управления эмоциями и при построении терапевтических отношений. Отрицательный характер проявляется при взаимодействии с цифровым контентном и в ходе игровой деятельности. Полученные результаты могут быть использованы в актуальных отраслях психологической науки и в психологических практиках.

Биография автора

Екатерина Сергеевна Игнатова , Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15

кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой общей и клинической психологии

Библиографические ссылки

Батенова Ю.В., Герасимова А.Ю. Развитие эмоционального интеллекта детей в условиях цифровизации информационной среды // Экопсихологические исследования – 6: экология детства и психология устойчивого развития: сб. науч. ст. / отв. ред. В.И. Панов. М.: Психологический ин-т РАО; Курск: Университетская книга, 2020. С. 422–426. DOI: https://doi.org/10.24411/9999044A-2020-00097

Безносюк Е.В., Ломакина К.В. Развитие эмоционального интеллекта у обучающихся начальной школы в эпоху цифровой реальности // Мир, открытый детству: материалы III Всерос. науч.практ. конф. (Екатеринбург, 23 мая 2022 г.) / науч. ред. Е.В. Коротаева, отв. ред. Л.В. Воронина. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 2022. С. 30–34.

Белашева И.В. Трансформации эмоциональной компетентности личности в формирующемся цифровом обществе: постановка проблемы // Вестник Вятского государственного университета. 2022. № 3(145). С. 128–138. DOI: https://doi.org/10.25730/vsu.7606.22.044

Беркович О.А., Беркович М.Л. Вызовы цифрового общества и социально-экономические трансформации как контексты развития мышления обучающихся // Модернизация системы профессионального образования, на основе регулируемого эволюционирования: материалы XVIII Междунар. науч.-практ. конф. (Москва– Челябинск, 14 ноября 2019 г.) / отв. ред. Д.Ф. Ильясов. М.; Челябинск: Изд-во ЧИППКРО, 2019. С. 242–248.

Веракса А.Н., Бухаленкова Д.А., Чичинина Е.А., Алмазова О.В. Взаимосвязь использования цифровых устройств и эмоционально-личностного развития современных дошкольников // Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26, № 1. С. 27–40. DOI: https://doi.org/10.17759/ pse.2021260101

Веселова В.В. Социализация в цифровом обществе как путь в неведомое // Наука и образование: сохраняя прошлое, создаём будущее: сб. ст. XVI Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч. (Пенза, 20 июня 2018 г.) / отв. ред. Г.Ю. Гуляев. Пенза: Наука и Просвещение, 2018. Ч. 1. С. 202–205.

Гребняк О.В. Особенности формирования рынка труда молодежи в обществе цифровой экономики // Государственная молодежная политика: национальные проекты 2019–2024 гг. в социальном развитии молодежи: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Москва, 20–21 апреля 2020 г.) / отв. ред. Т.К. Ростовская. М.: Перспектива, 2020. С. 269–275.

Кочетова А.А. Роль семьи в развитии эмоционального интеллекта младших школьников в условиях цифровизации // Трансформация образования в цифровом обществе: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч. (Челябинск, 29 марта 2023 г.) / под ред. О.Р. Шефер. Челябинск: Край Ра, 2023. Ч. 1. С. 165–168.

Неизвестный С.И. Проблемы отрыва «цифровой тени» от человека в эпоху цифровой трансформации // Цифровая трансформация управления: проблемы и решения – 2021: материалы III Всерос. науч.-практ. конф. (Москва, 14 мая 2021 г.) / под ред. А.В. Троицкого, О.М. Писаревой, М.Н. Белоусовой. М.: Изд-во Гос. ун-та управления, 2021. С. 78–81.

Нозикова Н.В., Баденкова Г.Г. Взаимосвязь развития эмоционального интеллекта с активностью пользования социальными сетями в юношеском возрасте // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2020. Т. 33. С. 43–58. DOI: https://doi.org/ 10.26516/2304-1226.2020.33.43

Родионова Е.В., Конюхова Т.В., Лукьянова Н.А., Конюхова Е.Т. Эмоциональный интеллект студентов цифрового поколения: опыт инженерного вуза // Образование и саморазвитие. 2022. Т. 17, № 4. С. 126–138. DOI: https://doi.org/ 10.26907/esd.17.4.10

Руммо А.А. Влияние современных цифровых ресурсов на эмоциональное развитие подростков // Постулат. 2022. № 1(75). URL: http://www.epostulat.ru/index.php/Postulat/article/download/4008/ 4063 (дата обращения: 13.07.2023). Руни С. Прекрасный мир, где же ты / пер. с англ. А. Бабяшкиной. М.: Синдбад, 2023. 352 с.

Смирнов Е.А., Рослякова М.В. Эмоциональный интеллект как управленческий ресурс женщин в эпоху цифровой трансформации // Гендерные отношения в современном мире: управление, экономика, социальная политика: материалы Междунар. науч. конф. (Москва–Иваново–Плес, 16–18 мая 2019 г.) / отв. ред. О.А. Хасбулатова. Иваново: Изд-во Ивановского гос. ун-та, 2019. С. 141–147.

Шматко Г.Р. Современные цифровые устройства как фактор влияния на эмоциональный интеллект и когнитивные способности детей дошкольного // Трансформация образования в цифровом обществе: сб. материалов Междунар. науч.практ. конф.: в 2 ч. (Челябинск, 29 марта 2023 г.) / под ред. О.Р. Шефер. Челябинск: Край Ра, 2023. Ч. 1. С. 388–392.

Юровицкий С.Я. Эмоциональный интеллект и конфликтологическая компетентность в условиях цифровизации // Вестник университета. 2021. № 6. С. 177–182. DOI: https://doi.org/10.26425/ 1816-4277-2021-6-177-182

Abdul Aziz A.A., Nallaluthan K., Kanapathy K., Kho F.C.Y., Zainal M. The Digital Media Platforms and Students’ Emotional Intelligence during COVID19 Pandemic in Malaysia // Jurnal Pendidikan Bitara UPSI. 2022. Vol. 15, no. 2. URL: https://ejournal.upsi.edu.my/index.php/JPB/article/vi ew/6189/4064 (accessed: 13.07.2023).

Alpian Y., Sumantri M.S., Yufiarti Y., Anggraeni S.W. Self-Concept and Emotional Intelligence in Relation with Digital Literacy // Journal of Nonformal Education. 2023. Vol. 9, no. 1. P. 47–57. DOI: https://doi.org/10.15294/jne.v9i1.42098

Alpian Y., Sumantri M.S., Yufiarti Y., Anggraeni S.W., Hananto A.L. Self-Concept, Logical Thinking Patterns, and Emotional Intelligence in Relation to Digital Literacy Ability // Res Militaris. 2022. Vol. 12, no. 3. P. 691–710.

Audrin C., Audrin B. More than just emotional intelligence online: introducing «digital emotional intelligence» // Frontiers in Psychology. 2023. Vol. 14. URL: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/ fpsyg.2023.1154355/full (accessed: 13.07.2023). DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2023.1154355

Bettis A.H., Burke T.A., Nesi J., Liu R.T. Digital Technologies for Emotion-Regulation Assessment and Intervention: A Conceptual Review // Clinical Psychological Science. 2022. Vol. 10, iss. 1. P. 3–26. DOI: https://doi.org/10.1177/21677026211011982

Bhuvaneswari G., Vijayakumar S. Emotional Intelligence and Values in Digital World through Emoticons among Indian Students and Faculty // International Journal of Asian Education. 2021. Vol. 2, no. 2. P. 267–276. DOI: https://doi.org/10.46966/ ijae.v2i2.142

Bravou V., Driga A.M.S., Drigas A. Emotion Regulation, the Function of Stress Hormones & Digital Technologies // Technium BioChemMed. 2022. Vol. 3, no. 2. P. 27–34. DOI: https://doi.org/ 10.47577/biochemmed.v3i2.6338

Chen Ch.W. Developing EFL students’ digital empathy through video production // System. 2018. Vol. 77. P. 50–57. DOI: https://doi.org/10.1016/ j.system.2018.01.006

Dang D.L., Zhang M.X., Leong K.K., Wu A.M.S. The Predictive Value of Emotional Intelligence for Internet Gaming Disorder: A 1-Year Longitudinal Study // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2019. Vol. 16, iss. 15. URL: https://www.mdpi.com/1660-4601/16/15/2762 (accessed: 13.07.2023). DOI: https://doi.org/ 10.3390/ijerph16152762

Dover Y., Amichai-Hamburger Y. Characteristics of online user-generated text predict the emotional intelligence of individuals // Scientific Reports. 2023. Vol. 13, iss. 1. URL: https://www.nature.com/ articles/s41598-023-33907-4.pdf (accessed: 13.07.2023). DOI: https://doi.org/10.1038/s41598023-33907-4

Erol B.A., Majumdar A., Benavidez P., Rad P., Choo K.-K.R., Jamshidi M. Toward Artificial Emotional Intelligence for Cooperative Social Human– Machine Interaction // IEEE Transactions on Computational Social Systems. 2020. Vol. 7, iss. 1. P. 234– 246. DOI: https://doi.org/10.1109/tcss.2019.2922593

Fors P.Q., Barch D.M. Differential Relationships of Child Anxiety and Depression to Child Report and Parent Report of Electronic Media Use // Child Psychiatry & Human Development. 2019. Vol. 50, iss. 6. P. 907–917. DOI: https://doi.org/10.1007/s10578019-00892-7

Garini R.A., Muafi M. The effect of digital competence, work life balance and work stress towards service performance with moderation of emotional intelligence on employees of PT.X // International Journal of Business Ecosystem & Strategy (2687– 2293). 2023. Vol. 5, no. 2. P. 1–11. DOI: https://doi.org/10.36096/ijbes.v5i2.403

Glazunova O.G., Saiapina T., Korolchuk V., Kasatkina O., Voloshyna T. Digital intelligence of a modern economist: an exploratory case study // SHS Web of Conferences. 2021. Vol. 104. URL: https://www.shs-conferences.org/articles/shsconf/ pdf/2021/15/shsconf_ichtml2021_03001.pdf (accessed: 13.07.2023). DOI: https://doi.org/ 10.1051/shsconf/202110403001

Gou H., Perceval G. Does digital media use increase risk of social-emotional delay for Chinese preschoolers? // Journal of Children and Media. 2023. Vol. 17, iss. 1. P. 1–16. DOI: https://doi.org/ 10.1080/17482798.2022.2118141

Jadhakhan F., Blake H., Hett D., Marwaha S. Efficacy of digital technologies aimed at enhancing emotion regulation skills: Literature review // Frontiers in Psychiatry. 2022. Vol. 13. URL: https://www.readcube.com/articles/10.3389/fpsyt.202 2.809332 (accessed: 13.07.2023). DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyt.2022.809332

Kallou S., Kikilia A., Kalogiannakis M. Emotional Intelligence Development in Tourism Education and Training through Digital Technologies // Innovations in Learning and Technology for the Workplace and Higher Education. TLIC 2021. Lecture Notes in Networks and Systems. Vol. 349 / ed. by D. Guralnick, M.E. Auer, A. Poce. Cham, CH: Springer, 2022. P. 149–159. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-90677-1_15

Kallou S., Kikilia A., Kalogiannakis M., Zacharis N.Z. Emotional intelligence development: the implementation of transformative learning through digital technologies in tourism-a study protocol // International Journal of Technology Enhanced Learning. 2023. Vol. 15, iss. 2. P. 180–194. DOI: https://doi.org/10.1504/ijtel.2023.130112

McFarland S., Hay A. Digital and In-Person Interpersonal Emotion Regulation: The Role of Anxiety, Depression and Stress // Journal of Psychopathology and Behavioral Assessment. 2023. Vol. 45, iss. 1. P. 256–263. DOI: https://doi.org/10.1007/ s10862-022-10010-y

Nabi R.L., Wolfers L.N. Does digital media use harm children’s emotional intelligence? A parental perspective // Media and Communication. 2022. Vol. 10, no. 1. P. 350–360. DOI: https://doi.org/ 10.17645/mac.v10i1.4731

Qu D., Liu D., Cai Ch., Zhang X. et al. Process model of emotion regulation-based digital intervention for emotional problems // Digital Health. 2023. Vol. 9. URL: https://journals.sagepub.com/doi/ 10.1177/20552076231187476 (accessed: 13.07.2023). DOI: https://doi.org/10.1177/ 20552076231187476

Reynard S., Dias J., Mitic M., Schrank B., Woodcock K.A. Digital Interventions for Emotion Regulation in Children and Early Adolescents // JMIR Serious Games. 2022. Vol. 10, no. 3. URL: https://games.jmir.org/2022/3/e31456/pdf (accessed: 13.07.2023). DOI: https://doi.org/10.2196/31456

Sechi C., Loi G., Cabras C. Addictive internet behaviors: The role of trait emotional intelligence, self‐ esteem, age, and gender // Scandinavian Journal of Psychology. 2021. Vol. 62, iss. 3. P. 409–417. DOI: https://doi.org/10.1111/sjop.12698

Sepharipouya E., Gokhale M. Compulsive internet use: The role of emotional intelligence and loneliness // IAHRW International Journal of Social Sciences Review. 2019. Vol. 7, iss. 3. P. 434–436.

Sperandeo R., Cioffi V., Mosca L.L., Longobardi T. et al. Exploring the question: «Does empathy work in the same way in online and in-person therapeutic settings?» // Frontiers in Psychology. 2021. Vol. 12. URL: https://www.readcube.com/ articles/10.3389/fpsyg.2021.671790 (accessed: 13.07.2023). DOI: https://doi.org/10.3389/ fpsyg.2021.671790

Sun Z. Internet use influences digital empathy: a survey on Chinese young adults // Journal of Education, Humanities and Social Sciences. 2023. Vol. 8. P. 264–272. DOI: https://doi.org/10.54097/ ehss.v8i.4259

Völker J., Mannheim C. Tuned in on senders’ self-revelation: Emojis and emotional intelligence influence interpretation of WhatsApp messages // Computers in Human Behavior Reports. 2021. Vol. 3. URL: https://www.sciencedirect.com/ science/article/pii/S2451958821000105/ pdfft?md5=50f09b4e6f6c2ef80b512fd374ed84c1&pi d=1-s2.0-S2451958821000105-main.pdf (accessed: 13.07.2023). DOI: https://doi.org/10.1016/ j.chbr.2021.100062

Wadley G., Smith W., Koval P., Gross J.J. Digital emotion regulation // Current Directions in Psychological Science. 2020. Vol. 29, iss. 4. P. 412–418. DOI: https://doi.org/10.1177/0963721420920592

Yeke S. Digital intelligence as a partner of emotional intelligence in business administration // Asia Pacific Management Review. 2023. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S10 29313223000015/pdfft?md5=1b4607bb93fbc7103ce a46547be51d75&pid=1-s2.0-S1029313223000015main.pdf (accessed: 13.07.2023). DOI: https://doi.org/10.1016/j.apmrv.2023.01.001

References

Abdul Aziz, A.A., Nallaluthan, K., Kanapathy, K., Kho, F.C.Y. and Zainal, M. (2022). The digital media platforms and students’ emotional intelligence during COVID-19 pandemic in Malaysia. Jurnal Pendidikan Bitara UPSI. Vol. 15, no. 2. Available at: https://ejournal.upsi.edu.my/index.php/ JPB/article/view/6189/4064 (accessed 13.07.2023).

Alpian, Y., Sumantri, M.S., Yufiarti, Y. and Anggraeni, S.W. (2023). Self-concept and emotional intelligence in relation with digital literacy. Journal of Nonformal Education. Vol. 9, no. 1, pp. 47–57. DOI: https://doi.org/10.15294/jne.v9i1.42098

Alpian, Y., Sumantri, M.S., Yufiarti, Y., Anggraeni, S.W. and Hananto, A.L. (2022). Self-concept, logical thinking patterns, and emotional intelligence in relation to digital literacy ability. Res Militaris. Vol. 12, no. 3, pp. 691–710.

Audrin, C. and Audrin, B. (2023). More than just emotional intelligence online: introducing «digital emotional intelligence». Frontiers in Psychology. Vol. 14. Available at: https://www.frontiersin.org/ articles/10.3389/fpsyg.2023.1154355/full (accessed 13.07.2023). DOI: https://doi.org/10.3389/ fpsyg.2023.1154355

Batenova, Yu.V. and Gerasimova, A.Yu. (2020). [Development of emotional intelligence of children under conditions of digitalization of information media]. Ekopsikhologicheskie issledovaniya – 6. Ekologiya detstva i psikhologiya ustoychivogo razvitiya: sbornik nauchnykh statey [Ecopsychological research – 6: ecology of childhood and psychology of sustainable development: Collection of scientific articles]. Moscow: Psychological Institute RAE Publ., Kursk: Universitetskaya kniga Publ., pp. 422–426. DOI: https://doi.org/10.24411/9999-044A-2020-00097

Bettis, A.H., Burke, T.A., Nesi, J. and Liu, R.T. (2022). Digital technologies for emotion-regulation assessment and intervention: a conceptual review. Clinical Psychological Science. Vol. 10, iss. 1, pp. 3–26. DOI: https://doi.org/10.1177/21677026211011982

Belasheva, I.V. (2022). [Transformations of the emotional competence of the individual in the emerging digital society: problem statement]. Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo universiteta [Herald of Vyatka State University]. No. 3(145), pp. 128–138. DOI: https://doi.org/10.25730/vsu.7606.22.044

Berkovich, O.A. and Berkovich, M.L. (2019). [Challenges of the digital society and socio-economic transformations as contexts for the development of students’ thinking]. Modernizatsiya sistemy professional’nogo obrazovaniya na osnove reguliruemogo evolyutsionirovaniya, Materialy XVIII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (Moskva–Chelyabinsk, 14 noyabrya 2019 g.) [Modernization of the System of Vocational Education Based on Regulated Evolution: Materials of the 18th International Scientific and Practical Conference (Moscow– Chelyabinsk, November 14, 2019)]. Chelyabinsk: ChIRATE Publ., pp. 242–248.

Beznosyuk, E.V. and Lomakina, K.V. (2022). [Development of emotional intelligence among primary school students in the era of digital reality]. Mir, otkrytyy detstvu: Materialy III Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (Ekaterinburg, 23 maya 2022 g.) [A World Open to Childhood: Proceedings of the 3rd All-Russian Scientific and Practical Conference (Yekaterinburg, May 23, 2022)]. Yekaterinburg: USPU Publ., pp. 30–34.

Bhuvaneswari, G. and Vijayakumar, S. (2021). Emotional intelligence and values in digital world through emoticons among Indian students and faculty. International Journal of Asian Education. Vol. 2, no. 2, pp. 267–276. DOI: https://doi.org/10.46966/ ijae.v2i2.142 Bravou, V., Driga, A.M.S. and Drigas, A. (2022). Emotion regulation, the function of stress hormones & digital technologies. Technium BioChemMed. Vol. 3, no. 2, pp. 27–34. DOI: https://doi.org/ 10.47577/biochemmed.v3i2.6338

Chen, Ch.W. (2018). Developing EFL students’ digital empathy through video production. System. Vol. 77, pp. 50–57. DOI: https://doi.org/ 10.1016/j.system.2018.01.006

Dang, D.L., Zhang, M.X., Leong, K.K. and Wu, A.M.S. (2019). The predictive value of emotional intelligence for internet gaming disorder: a 1-year longitudinal study. International Journal of Environmental Research and Public Health. Vol. 16, iss. 15. Available at: https://www.mdpi.com/16604601/16/15/2762 (accessed 13.07.2023). DOI: https://doi.org/10.3390/ijerph16152762

Dover, Y. and Amichai-Hamburger, Y. (2023). Characteristics of online user-generated text predict the emotional intelligence of individuals. Scientific Reports. Vol. 13, iss. 1. Available at: https://www.nature.com/articles/s41598-023-339074.pdf (accessed 13.07.2023). DOI: https://doi.org/10.1038/s41598-023-33907-4

Erol, B.A., Majumdar, A., Benavidez, P., Rad, P., Choo, K.-K.R. and Jamshidi, M. (2020). Toward artificial emotional intelligence for cooperative social human–machine interaction. IEEE Transactions on Computational Social Systems. Vol. 7, iss. 1, pp. 234–246. DOI: https://doi.org/10.1109/ tcss.2019.2922593

Fors, P.Q. and Barch, D.M. (2019). Differential relationships of vhild anxiety and depression to child report and parent report of electronic media use. Child Psychiatry & Human Development. Vol. 50, iss. 6, pp. 907–917. DOI: https://doi.org/ 10.1007/s10578-019-00892-7

Garini, R.A. and Muafi, M. (2023). The effect of digital competence, work life balance and work stress towards service performance with moderation of emotional intelligence on employees of PT.X. International Journal of Business Ecosystem & Strategy (2687–2293). Vol. 5, no. 2, pp. 1–11. DOI: https://doi.org/10.36096/ijbes.v5i2.403

Glazunova, O.G., Saiapina, T., Korolchuk, V., Kasatkina, O. and Voloshyna, T. (2021). Digital intelligence of a modern economist: an exploratory case study. SHS Web of Conferences. Vol. 104. Available at: https://www.shs-conferences.org/articles/ shsconf/pdf/2021/15/shsconf_ichtml2021_03001.pdf (accessed 13.07.2023). DOI: https://doi.org/10.1051/ shsconf/202110403001

Gou, H. and Perceval, G. (2023). Does digital media use increase risk of social-emotional delay for Chinese preschoolers? Journal of Children and Media. Vol. 17, iss. 1, pp. 1–16. DOI: https://doi.org/ 10.1080/17482798.2022.2118141

Grebnyak, O.V. (2020). [Features of the formation of the youth labor market in the society of the digital economy]. Gosudarstvennaya molodezhnaya politika: national’nye proekty 2019–2024 gg. v sotsial’nom razvitii molodezhi: Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (Moskva, 20–21 aprelya 2020 g.) [State Youth Policy: National Projects 2019–2024 in the Social Development of Youth: Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference (Moscow, April 20–21, 2020)]. Moscow: Perspektiva Publ., pp. 269–275.

Jadhakhan, F., Blake, H., Hett, D. and Marwaha, S. (2022). Efficacy of digital technologies aimed at enhancing emotion regulation skills: Literature review. Frontiers in Psychiatry. Vol. 13. Available at: https://www.readcube.com/articles/10.3389/ fpsyt.2022.809332 (accessed 13.07.2023). DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyt.2022.809332

Kallou, S., Kikilia, A. and Kalogiannakis, M. (2022). Emotional intelligence development in tourism education and training through digital technologies. D. Guralnick, M.E. Auer, A. Poce (eds.) Innovations in Learning and Technology for the Workplace and Higher Education. TLIC 2021. Lecture Notes in Networks and Systems. Cham, CH: Springer Publ., vol. 349, pp. 149–159. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-90677-1_15

Kallou, S., Kikilia, A., Kalogiannakis, M. and Zacharis, N.Z. (2023). Emotional intelligence development: the implementation of transformative learning through digital technologies in tourism-a study protocol. International Journal of Technology Enhanced Learning. Vol. 15, iss. 2, pp. 180–194. DOI: https://doi.org/10.1504/ijtel.2023.130112

Kochetova, A.A. (2023). [The role of the family in the development of emotional intelligence of younger schoolchildren in the context of digitalization]. Transformatsiya obrazovaniya v tsifrovom obschestve: Sbornik materialov Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii: v 2 ch. (Chelyabinsk, 29 marta 2023 g.) [Transformation of Education in a Digital Society: Proceedings of the International Scientific and Practical Conference: in 2 pt. (Chelyabinsk, March 29, 2023)]. Chelyabinsk: Kray Ra Publ., pt. 1, pp. 165–168.

McFarland, S. and Hay, A. (2023). Digital and inperson interpersonal emotion regulation: the role of anxiety, depression and stress. Journal of Psychopathology and Behavioral Assessment. Vol. 45, iss. 1, pp. 256–263. DOI: https://doi.org/10.1007/s10862022-10010-y Nabi, R.L. and Wolfers, L.N. (2022). Does digital media use harm children’s emotional intelligence? A parental perspective. Media and Communication. Vol. 10, no. 1, pp. 350–360. DOI: https://doi.org/ 10.17645/mac.v10i1.4731

Neizvestnyy, S.I. (2021). [Problems of separating the «digital shadow» from a person in the era of digital transformation]. Tsifrovaya transformatsiya upravleniya: problemy i resheniya – 2021: materialy III Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (Moskva, 14 maya 2021 g.) [Digital Transformation of management: Problems and Solutions – 2021: Proceedings of the 3rd All-Russian Scientific and Practical Conference (Moscow, May 14, 2021)]. Moscow: SUM Publ., pp. 78–81.

Nozikova, N.V. and Badenkova, G.G. (2020). [The relationship between development of emotional intelligence and activity of using social media in adolescence]. Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Psikhologiya [The Bulletin of Irkutsk State University]. Vol. 33, pp. 43–58. DOI: https://doi.org/10.26516/2304-1226.2020.33.43

Qu, D., Liu, D., Cai, Ch., Zhang, X. et al. (2023). Process model of emotion regulation-based digital intervention for emotional problems. Digital Health. Vol. 9. Available at: https://journals.sagepub.com/ doi/10.1177/20552076231187476 (accessed 13.07.2023). DOI: https://doi.org/10.1177/ 20552076231187476

Reynard, S., Dias, J., Mitic, M., Schrank, B. and Woodcock, K.A. (2022). Digital interventions for emotion regulation in children and early adolescents: Systematic review and meta-analysis. JMIR Serious Games. Vol. 10, no. 3. Available at: https://games.jmir.org/2022/3/e31456/pdf (accessed 13.07.2023). DOI: https://doi.org/10.2196/31456

Rodionova, E.V., Konyukhova, T.V., Luk’yanova, N.A. and Konyukhova, E.T. (2022). [Emotional intelligence of digital generation students: Experience of engineering university]. Obrazovanie i samorazvitie [Education and Self Development]. Vol. 17, no. 4, pp. 126–138. DOI: https://doi.org/ 10.26907/esd.17.4.10

Rooney, S. (2023). Prekrasnyy mir, gde zhe ty [Beautiful world, where are you]. Moscow: Sindbad Publ., 352 p.

Rummo, A.A. (2022). [The impact of modern digital resources on the emotional development of a teenager].

Postulat. No. 1(75). Available at: http://www.epostulat.ru/index.php/Postulat/article/download/ 4008/4063 (accessed 13.07.2023).

Sechi, C., Loi, G. and Cabras, C. (2021). Addictive internet behaviors: The role of trait emotional intelligence, self‐ esteem, age, and gender. Scandina vian Journal of Psychology. Vol. 62, iss. 3, pp. 409– 417. DOI: https://doi.org/10.1111/sjop.12698

Sepharipouya, E. and Gokhale, M. (2019). Compulsive internet use: The role of emotional intelligence and loneliness. IAHRW International Journal of Social Sciences Review. Vol. 7, iss. 3, pp. 434–436.

Shmatko, G.R. (2023). [Modern digital devices as a factor in improving emotional intelligence and cognitive abilities of preschool children]. Transformatsiya obrazovaniya v tsifrovom obschestve: Sbornik materialov Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii: v 2 ch. (Chelyabinsk, 29 marta 2023 g.) [Transformation of Education in a Digital Society: Proceedings of the International Scientific and Practical Conference: in 2 pt. (Chelyabinsk, March 29, 2023)]. Chelyabinsk: Kray Ra Publ., pt. 1, pp. 388–392.

Smirnov, E.A. (2019). [Emotional intelligence as a management resource for women in the era of digital transformation]. Gendernye otnosheniya v sovremennom mire: upravlenie, ekonomika, sotsial’naya politika: Materialy Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii (Moskva–Ivanovo–Ples, 16–18 maya 2019 g.) [Gender Relations in the Modern World: Management, Economics, Social Policy: Proceedings of the International Scientific Conference (Moscow– Ivanovo–Plyos, May 16–18, 2019)]. Ivanovo: ISU Publ., pp. 141–147. Sperandeo, R., Cioffi, V., Mosca, L.L., Longobardi, T. et al. (2021). Exploring the question: «Does empathy work in the same way in online and in-person therapeutic settings?». Frontiers in Psychology. Vol. 12. Available at: https://www.readcube.com/ articles/10.3389/fpsyg.2021.671790 (accessed 13.07.2023). DOI: https://doi.org/10.3389/ fpsyg.2021.671790

Sun, Z. (2023). Internet use influences digital empathy: a survey on Chinese young adults. Journal of Education, Humanities and Social Sciences. Vol. 8, pp. 264–272. DOI: https://doi.org/10.54097/ ehss.v8i.4259

Veraksa, A.N., Bukhalenkova, D.A., Chichinina, E.A. and Almazova, O.V. (2021). [Relationship between the use of digital devices and personal and emotional development in preschool children]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education]. Vol. 26, no. 1, pp. 27– 40. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2021260101

Veselova, V.V. (2018). [Socialization in a digital society as a path to the unknown]. Nauka i obrazovanie: sokhranyaya proshloe, sozdaem buduschee: sbornik statey XVI Mezhdunarodnoy nauchnoprakticheskoy konferentsii: v 2 ch. (Penza, 20 iyunya 2018 g.) [Science and Education: Preserving the Past, Creating the Future: collection of articles of the 16th International Scientific and Practical Conference: in 2 pt. (Penza, June 20, 2018)]. Penza: Nauka i Prosveschenie Publ., pt. 1. pp. 202–205.

Völker, J. and Mannheim, C. (2021). Tuned in on senders’ self-revelation: Emojis and emotional intelligence influence interpretation of WhatsApp messages. Computers in Human Behavior Reports. Vol. 3. Available at: https://www.sciencedirect.com/science/ article/pii/S2451958821000105/ pdfft?md5=50f09b4e6f6c2ef80b512fd374ed84c1&pi d=1-s2.0-S2451958821000105-main.pdf (accessed 13.07.2023). DOI: https://doi.org/10.1016/ j.chbr.2021.100062 Wadley, G., Smith, W., Koval, P. and Gross, J.J. (2020). Digital emotion regulation. Current Directions in Psychological Science. Vol. 29, iss. 4, pp. 412–418. DOI: https://doi.org/10.1177/ 0963721420920592

Yeke, S. (2023). Digital intelligence as a partner of emotional intelligence in business administration. Asia Pacific Management Review. Available at: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S10 29313223000015/pdfft?md5=1b4607bb93fbc7103ce a46547be51d75&pid=1-s2.0-S1029313223000015main.pdf (accessed 13.07.2023). DOI: https://doi.org/10.1016/j.apmrv.2023.01.001 Yurovitskiy, S.Ya. (2021). [Emotional intelligence and conflictological competence in the conditions of digitalization]. Vestnik Universiteta. No. 6, pp. 177–182. DOI: https://doi.org/10.26425/18164277-2021-6-177-182

Загрузки

Опубликован

23-10-2023

Выпуск

Раздел

Статьи