Динамика аддиктивных проявлений в процессе взросления у подростков в период пандемии COVID-19

Психология

Авторы

  • Ксения Андреевна Ваганова Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15
  • Анастасия Алексеевна Ужегова Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15
  • Анна Николаевна Газарова Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15
  • Елизавета Андреевна Евдокимова Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15
  • Милена Валерьевна Балева Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2023-1-98-109

Ключевые слова:

пандемия COVID-19, самоизоляция, аддиктивные проявления, агрессия, подростковый возраст, взросление, социальное взаимодействие

Аннотация

Пандемия COVID-19 и связанные с ней события повлияли на различные сферы общественной жизни. Естественные процессы взросления и социализации подростков также подверглись трансформации. Последствия этой трансформации будут наблюдаться еще в течение долгого времени. В статье приведено эмпирическое исследование, проведенное в 2 этапа — до официального начала пандемии (в феврале 2019 г.) и через два года после ее начала (в феврале 2022 г.). В исследовании приняли участие 89 респондентов мужского пола, студенты среднего профессионального образовательного учреждения. На момент первого среза средний возраст участников составил 17,21 ± 0,51 лет, а на момент второго среза — 19,20 ± 0,48 лет. Диагностика осуществлялась с помощью следующих методик: «Опросник состояния агрессии Басса-Дарки», «Опросник суицидального риска (ОСР)» в модификации Т.Н. Разуваевой, «Единая методика социально-психологического тестирования» Д.В. Журавлева и А.В. Киселевой. Статистический анализ включал внутригрупповое сравнение показателей по t-критерию Стьюдента и Т-критерию Вилкоксона до и после начала пандемии. Анализ данных показал неоднозначные результаты. Не было обнаружено общей тенденции к снижению или росту аддиктивных проявлений. Возможные причины полученных закономерностей были рассмотрены с точки зрения взаимовлияния процессов пандемии и естественных процессов взросления, а также в контексте особенностей социального взаимодействия в данный возрастной период.

Биографии авторов

Ксения Андреевна Ваганова , Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15

магистрант направления «Психология»

Анастасия Алексеевна Ужегова, Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15

магистрант направления «Психология»

Анна Николаевна Газарова , Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15

магистрант направления «Психология»

Елизавета Андреевна Евдокимова, Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15

магистрант направления «Психология»

Милена Валерьевна Балева , Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей и клинической психологии, доцент кафедры психологии развития

Библиографические ссылки

Баранова В.А., Дубовская Е.М., Савина О.О. Опыт жизнедеятельности и ресурсы преодоления трудностей социальной изоляции в первый период пандемии COVID-19 у студентов // Социальная психология и общество. 2021. Т. 12, № 1. С. 10– 25. DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2021120102

Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов пед. вузов / под ред. М.В. Гамезо. М.: Пед. общ-во России, 2003. 512 с. Диагностика личности / сост. Т.Н. Разуваева. Шадринск: Исеть, 1993. 26 с. Екимова В.И., Розенова М.И., Литвинова А.В., Котенева А.В. Травматизация страхом: психологические последствия пандемии COVID-19 // Современная зарубежная психология. 2021. Т. 10, № 1. С. 27–38. DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2021100103 Кузнецова С.О. Психологические особенности агрессивности в подростковом возрасте // Вестник славянских культур. 2010. № 4(18). С. 84–90.

Леус Э.В., Соловьев А.Г., Новикова И.А. Возрастные психологические аспекты аддиктивного поведения подростков // Наркология. 2016. Т. 15, № 3. С. 12–17.

Первичко Е.И., Митина О.В., Степанова О.Б., Конюховская Ю.Е., Дорохов Е.А. Восприятие COVID-19 населением России в условиях пандемии 2020 года // Клиническая и специальная психология. 2020. Т. 9, № 2. С. 119–146. DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2020090206 Психологические тесты для профессионалов / авт.-сост. Н.Ф. Гребень. Минск: Соврем. шк., 2007. 496 с.

Табуева А.О., Волкова И.В. Особенности отношения подростков к дистанционному обучению в период карантина по COVID-19 // Подросток в мегаполисе: дистанционное взросление: сб. трудов XIV Междунар. научно-практич. конф. (6– 8 апреля 2021 г., Москва) / отв. ред. А.А. Бочавер. М.: НИУ ВШЭ, 2021. С. 136–139.

Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 1988. № 6. С. 31–41.

Холмогорова А.Б., Клименкова Е.Н. Общение в интернете и эмпатия в подростковом и юношеском возрастах // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2016. Т. 8, № 4. C. 129–141. DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2016080413 Шинина Т.В., Морозова И.Г. Пандемия как вызов самостоятельности подростков: гендерный аспект // Подросток в мегаполисе: дистанционное взросление: сб. трудов XIV Междунар. научнопрактич. конф. (6–8 апреля 2021 г., Москва) / отв. ред. А.А. Бочавер. М.: НИУ ВШЭ, 2021. С. 165–169.

Эриксон Э. Детство и общество: пер. с англ. СПб.: Питер, 2000. 415 с. Bailen N.H., Green L.M., Thompson R.J. Understanding Emotion in Adolescents: A Review of Emotional Frequency, Intensity, Instability, and Clarity // Emotion Review. 2018. Vol. 11, iss. 1. P. 63–73. DOI: https://doi.org/10.1177/1754073918768878 Coatsworth J.D., Pantin H., McBride C., Briones E., Kurtines W., Szapocznik J. Ecodevelopmental Correlates of Behavior Problems in young Hispanic females // Applied Developmental Science. 2002. Vol. 6, iss. 3. P. 126–143. DOI: https://doi.org/10.1207/s1532480xads0603_3

Cowie H., Myers C.-A. The impact of the Covid19 pandemic on the mental health and well-being of children and young people // Children & Society. 2021. Vol. 35, iss. 1. P. 62–74. DOI: https://doi.org/10.1111/chso.12430

Dou Ch., Wei Z., Jin K., Wang H., Wang X., Peng Z. Family and social environmental factors associated with aggression among Chinese adolescents // School Psychology Quarterly. 2015. Vol. 30, iss. 3. P. 421–430. DOI: https://doi.org/10.1037/ spq0000103

Fries L., Grogan-Kaylor A., Bares C.B., Han Y., Delva J. Gender Differences in Predictors of SelfReported Physical Aggression: Exploring Theoretically Relevant Dimensions Among Adolescents From Santiago, Chile // International Perspectives in Psychology: Research, Practice, Consultation. 2013. Vol. 2, iss. 4. P. 255–268. DOI: https://doi.org/10.1037/a0034533

Henriksen M., Skrove M., Hoftun G.B., Sund E.R., Lydersen S., Tseng W.-L., Sukhodolsky D.G. Developmental Course and Risk Factors of Physical Aggression in Late Adolescence // Child Psychiatry & Human Development. 2021. Vol. 52, iss. 4. P. 628– 639. DOI: https://doi.org/10.1007/s10578-02001049-7

Karriker-Jaffe K.J., Foshee V.A., Ennett S.T., Suchindran Ch. Associations of Neighborhood and Family Factors with Trajectories of Physical and Social Aggression During Adolescence // Journal of Youth and Adolescence. 2013. Vol. 42, iss. 6. P. 861–877. DOI: https://doi.org/10.1007/s10964012-9832-1

Koçak A., Mouratidis A., Sayı M., KındapTepe Y., Uçanok Z. Interparental Conflict and Adolescents’Relational Aggression and Loneliness: The Mediating Role of Maternal Psychological Control // Journal of Child and Family Studies. 2017. Vol. 26, iss. 12. P. 3546–3558. DOI: https://doi.org/10.1007/ s10826-017-0854-x

La Greca A.M., Harrison H.M. Adolescent peer relations, friendships, and romantic relationships: do they predict social anxiety and depression? // Journal of Clinical Child & Adolescent Psychology. 2005. Vol. 34, iss. 1. P. 49–61. DOI: https://doi.org/10.1207/s15374424jccp3401_5

Loukas A., Prelow H.M. Externalizing and internalizing problems in low-income Latino Adolescents: Examining risk, resource, and protective factors // Journal of Early Adolescence. 2004. Vol. 24, iss. 3. P. 250–273. DOI: https://doi.org/10.1177/ 0272431604265675 Luijten M.A.J., Muilekom M.M. van, Teela L., Polderman T.J.C. et al. The impact of lockdown during the COVID-19 pandemic on mental and social health of children and adolescents // Quality of Life Research. 2021. Vol. 30, iss. 10. P. 2795–2804. DOI: https://doi.org/10.1007/s11136-021-02861-x

Magson N.R., Freeman J.Y.A., Rapee R.M., Richardson C.E., Oar E.L., Fardouly J. Risk and Protective Factors for Prospective Changes in Adolescent Mental Health during the COVID-19 Pandemic // Journal of Youth and Adolescence. 2021. Vol. 50, iss. 1. P. 44–57. DOI: https://doi.org/10.1007/s10964020-01332-9

Naser A.Y., Dahmash E.Z., Al-Rousan R., Alwafi H. et al. Mental health status of the general population, healthcare professionals, and university students during 2019 coronavirus disease outbreak in Jordan: A cross-sectional study // Brain, Behavior, and Immunity. 2020. Vol. 10, iss. 8. URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/epdf/10.1002/brb 3.1730 (accessed: 21.04.2022). DOI: https://doi.org/10.1002/brb3.1730 Somerville L.H. The teenage brain: sensitivity to social evaluation // Current Directions in Psychological Science. 2013. Vol. 22, iss. 2. P. 121–127. DOI: https://doi.org/10.1177/0963721413476512

References

Bailen, N.H., Green, L.M. and Thompson, R.J. (2018). Understanding emotion in adolescents: a review of emotional frequency, intensity, instability, and clarity. Emotion Review. Vol. 11, iss. 1, pp. 63– 73. DOI: https://doi.org/10.1177/1754073918768878

Baranova, V.A., Dubovskaya, E.M. and Savina, O.O. (2021). [Life experience and resources for overcoming the difficulties of social isolation in the first period of the COVID-19 pandemic among students]. Sotsial’naya psikhologiya i obschestvo [Social Psychology and Society]. Vol. 12, no. 1, pp. 10–25. DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2021120102

Coatsworth, J.D., Pantin, H., McBride, C., Briones, E., Kurtines, W. and Szapocznik, J. (2000). Ecodevelopmental correlates of behavior problems in young Hispanic females. Applied Developmental Science. Vol. 6, iss. 3, pp. 126–143. DOI: https://doi.org/10.1207/s1532480xads0603_3

Cowie, H. and Myers, C.-A. (2021). The impact of the Covid-19 pandemic on the mental health and well-being of children and young people. Children & Society. Vol. 35, iss. 1, pp. 62–74. DOI: https://doi.org/10.1111/chso.12430

Dou, Ch., Wei, Z., Jin, K., Wang, H., Wang, X. and Peng, Z. (2015). Family and social environmental factors associated with aggression among Chinese adolescents. School Psychology Quarterly. Vol. 30, iss. 3, pp. 421–430. DOI: https://doi.org/10.1037/spq0000103 Ekimova, V.I., Rozenova, M.I., Litvinova, A.V. and Koteneva, A.V. (2021). [The fear traumatization: Psychological consequences of COVID-19 pandemic]. Sovremennaya zarubezhnaya psikhologiya [Journal of Modern Foreign Psychology]. Vol. 10, no. 1, pp. 27–38. DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2021100103

Erikson, E. (2000). Detstvo i obschestvo [Childhood and society]. St. Petersburg: Piter Publ., 415 p.

Fel’dshteyn, D.I. (1988). [Psychological features of personality development in adolescence]. Voprosy Psychologii. No. 6, p. 31–41.

Fries, L., Grogan-Kaylor, A., Bares, C.B., Han, Y. and Delva, J. (2013). Gender differences in predictors of self-reported physical aggression: Exploring theoretically relevant dimensions among adolescents from Santiago, Chile. International Perspectives in Psychology: Research, Practice, Consultation. Vol. 2, iss. 4, pp. 255–268. DOI: https://doi.org/10.1037/a0034533

Gamezo, M.V., Petrova, E.A. and Orlova, L.M. (2003). Vozrastnaya i pedagogicheskaya psikhologiya [Age and pedagogical psychology]. Moscow: Pedagogicheskoe Obschestvo Rossii Publ., 512 p.

Greben’, N.F. (ed.) (2007). Psikhologicheskiye testy dlya professionalov [Psychological tests for professionals]. Minsk: Modern school Publ., 496 p.

Henriksen, M., Skrove, M., Hoftun, G.B., Sund, E.R., Lydersen, S., Tseng, W.-L. and Sukhodolsky, D.G. (2021). Developmental course and risk factors of physical aggression in late adolescence. Child Psychiatry & Human Development. Vol. 52, iss. 4, pp. 628–639. DOI: https://doi.org/10.1007/s10578-020-01049-7

Karriker-Jaffe, K.J., Foshee, V.A., Ennett, S.T. and Suchindran, Ch. (2013). Associations of neighborhood and family factors with trajectories of physical and social aggression during adolescence. Journal of Youth and Adolescence. Vol. 42, iss. 6, pp. 861– 877. DOI: https://doi.org/10.1007/s10964-012-9832-1

Kholmogorova, A.B. and Klimenkova, E.N. (2016). [Communication in the Internet and empathy in teenage and youthful ages]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovaniye psyedu.ru [Psychological Science and Education psyedu.ru]. Vol. 8, no. 4, pp. 129–141. DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2016080413

Koçak, A., Mouratidis, A., Sayı, M., KındapTepe, Y. and Uçanok, Z. (2017). Interparental conflict and adolescents’ relational aggression and loneliness: The mediating role of maternal psychological control. Journal of Child and Family Studies. Vol. 26, iss. 12, pp. 3546–3558. DOI: https://doi.org/10.1007/s10826-017-0854-x

Kuznetsova, S.O. (2010). [Psychological features of aggression in adolescence]. Vestnik slavyanskikh kul’tur [Bulletin of Slavic Cultures]. No. 4(18), pp. 84–90.

La Greca, A.M. and Harrison, H.M. (2005). Adolescent peer relations, friendships, and romantic relationships: do they predict social anxiety and depression? Journal of Clinical Child & Adolescent Psychology. Vol. 34, iss. 1, pp. 49–61. DOI: https://doi.org/10.1207/s15374424jccp3401_5

Leus, E.V., Solov’ev, A.G. and Novikova, I.A. (2016). [Age-related psychological aspects of addictive behavior of adolescents]. Narkologiya [Narcology]. Vol. 15, no. 3, pp. 12–17.

Loukas, A. and Prelow, H.M. (2004). Externalizing and internalizing problems in low-income Latino adolescents: Examining risk, resource, and protective factors. Journal of Early Adolescence. Vol. 24, iss. 3, pp. 250–273. DOI: https://doi.org/10.1177/0272431604265675

Luijten, M.A.J., Muilekom, M.M. van, Teela, L., Polderman, T.J.C., et al. (2021). The impact of lockdown during the COVID-19 pandemic on mental and social health of children and adolescents. Quality of Life Research. Vol. 30, iss. 10, pp. 2795–2804. DOI: https://doi.org/10.1007/s11136-021-02861-x

Magson, N.R., Freeman, J.Y.A., Rapee, R.M., Richardson, C.E. et al. (2021). Risk and protective factors for prospective changes in adolescent mental health during the COVID-19 pandemic. Journal of Youth and Adolescence. Vol. 50, iss. 1, pp. 44–57. DOI: https://doi.org/10.1007/s10964-020-01332-9

Naser, A.Y., Dahmash, E.Z., Al-Rousan, R., Alwafi, H. et al. (2020). Mental health status of the general population, healthcare professionals, and university students during 2019 Coronavirus disease outbreak in Jordan: a cross-sectional study. Brain, Behavior, and Immunity. Vol. 10, iss. 8. Available at: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/epdf/10.1002/brb 3.1730 (accessed 21.04.2022). DOI: https://doi.org/10.1002/brb3.1730

Pervichko, E.I., Mitina, O.V., Stepanova, O.B., Konyukhovskaya, Yu.E. and Dorokhov, E.A. (2020). [Perception of COVID-19 during the 2020 pandemic in Russia]. Klinicheskaya i spetsial’naya psikhologiya [Clinical Psychology and Special Education]. Vol. 9, no. 2, pp. 119–146. DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2020090206

Razuvaeva, T.N. (ed.) (1993). Diagnostika lichnosti [Personality diagnostics]. Shadrinsk: Iset Publ., 26 p.

Skhinina, T.V. and Morozova, I.G. (2021). [Pandemic as a challenge to adolescent independence: Gender aspect]. Podrostok v megapolise: distantsionnoye vzrosleniye: sb. trudov XIV Mezhdunar. nauchno-praktich. konf. (6–8 aprelya 2021 g., Moskva) [A teenager in the metropolis: distance growing up: Proceedings of the XIV International Scientific and Practical Conference (April 6–8, 2021, Moscow)]. Moscow: HSE Publ., pp. 165–169.

Somerville, L.H. (2013). The teenage brain: Sensitivity to social evaluation. Current Directions in Psychological Science. Vol. 22, iss. 2, pp. 121–127. DOI: https://doi.org/10.1177/0963721413476512

Tabueva, A.O. and Volkova, I.V. (2021). [Features of teenagers’ attitude to distance learning during the quarantine period for COVID-19]. Podrostok v megapolise: distantsionnoye vzrosleniye: sb. trudov XIV Mezhdunar. nauchno-praktich. konf. (6–8 aprelya 2021 g., Moskva) [A teenager in the metropolis: distance growing up: Proceedings of the XIV International Scientific and Practical Conference (April 6–8, 2021, Moscow)]. Moscow: HSE Publ., pp. 136–139.

Загрузки

Опубликован

16-10-2023

Выпуск

Раздел

Статьи