Икона и кинопленка: концепция обратной перспективы П.А. Флоренского в творчестве С.М. Эйзенштейна

Философия

Авторы

  • Михаил Михайлович Потапов Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, 119991, Москва, Ломоносовский пр., 27/4

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2023-1-53-62%20

Ключевые слова:

П.А. Флоренский, С.М. Эйзенштейн, обратная перспектива, монтаж, пространство, икона, кинокардр

Аннотация

С.М. Эйзенштейн и П.А. Флоренский — заметные фигуры русской культуры начала ХХ в. Несмотря на то, что режиссер и теоретик кино никогда не встречал философа и богослова, заметно определенное сходство в методологии обоих деятелей культуры. И П.А. Флоренский, и С.М. Эйзенштейн отмечали значительную роль категорий пространства и времени. Оба охотно использовали концепцию обратной перспективы. П.А. Флоренский — один из первых отечественных мыслителей, кто подробно теоретизировал данный концепт. Этот способ изображения пространства и времени занял особое место в его философской картине мира. При этом обратная перспектива — также предмет многих киноведческих работ С.М. Эйзенштейна. Советский режиссер многократно использовал такой способ изображения пространства как художественный прием. В статье рассматривается понимание концепции обратной перспективы философом, богословом П.А. Флоренским и режиссером С.М. Эйзенштейном. Приводятся общие положения философии пространства П.А. Флоренского, а также некоторые аспекты пространства, изображенного на иконе. Отмечается сходство интерпретации концепции обратной перспективы П.А. Флоренского и С.М. Эйзенштейна. Подробно рассматривается работа П.А. Флоренского «Обратная перспектива» и делается вывод о том, что она может быть использована в качестве базиса для интерпретации кинематографа С.М. Эйзенштейна. Приводятся суждения о концепции обратной перспективы С.М. Эйзенштейна из таких работ, как «Вертикальный монтаж», «Пиранези, или текучесть форм» «Режиссура. Искусство мизансцены», «Монтаж» и «Четвертое измерение в кино». Также отмечается использование концепции обратной перспективы в кинематографе С.М. Эйзенштейна. Рассматривается структурное соответствие идей о пространстве иконы П.А. Флоренского и идей монтажа и построения кадра С.М. Эйзенштейна. Оба деятеля культуры отмечают, что нарушение привычного глазу порядка расположения объектов в пространстве может открывать новые смыслы изображаемого. Так, для П.А. Флоренского икона — связующее звено между горним и дольним мирами. А у С.М. Эйзенштейна построенная в обратной перспективе мизансцена — способ усилить эмоцию фильма и открыть новые грани изображаемого. Обратную перспективу как художественный прием активно используется и в современном кинематографе.

Биография автора

Михаил Михайлович Потапов , Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, 119991, Москва, Ломоносовский пр., 27/4

аспирант кафедры истории русской философии

Библиографические ссылки

Айналов Д.В. Эллинистические основы византийской живописи. СПб.: тип. И.Н. Скороходова, 1900. 252 с.

Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М.М. Литературно-критические статьи / сост. С.Г.

Бочаров, В.В. Кожинов. М.: Худ. лит., 1986. С. 121–290.

Иванов В.В. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Т. 1. М.: Языки русской культуры, 1999. 912 с.

Катаева О.Б. Иконопись как первооснова художественного образа сцены взятия Казани в фильме С.М. Эйзенштейна «Иван Грозный» // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2012. № 2. С. 129–134.

Колесников С.А. Пространство и время в философии иконы священника Павла Флоренского // Христианское чтение. 2019. № 1. С. 24–32. DOI: https://doi.org/10.24411/1814-5574-2019-10002

Красноярова Н.Г., Юношева М.А. Философия кино: становление проблематики // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2016. № 2(11). С. 33–36.

Попова Л.В. Художественный образ в понимании С. Эйзенштейна и П. Флоренского // Вестник славянских культур. 2017. Т. 43. С. 242–250.

Синельникова О.В. Эстетическая теория С. Эйзенштейна в диалоге с явлениями философии и культуры различных эпох // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2007. № 2. С. 61–78.

Флоренский П.А. Анализ пространственности (и времени) в художественно-изобразительных произведениях // Флоренский П.А. Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии. М.: Мысль, 2000. С. 81–259.

Флоренский П.А. Сочинения: в 4 т. Т. 3(1). М.: Мысль, 2000. 622 с.

Шлегель Х.-Й. Икона и кинообраз. Отголоски византийского понимания изображения в русском и советском кинематографе // Киноведческие записки. 2010. № 97. С. 5–19.

Эйзенштейн С.М. Избранные произведения: в 6 т. Т. 2. М.: Искусство, 1964. 568 с. Эйзенштейн С.М. Избранные произведения: в 6 т. Т. 3. М.: Искусство, 1964. 672 с.

Эйзенштейн С.М. Избранные произведения: в 6 т. Т. 5. М.: Искусство, 1968. 600 с.

Эйзенштейн С.М. Монтаж. М.: ВГИК, 2000. 590 с.

Ямпольский М.Б. Пространственная история. Три текста об истории. СПб.: Книжные мастерские, Мастерская «Сеанс», 2013. 344 с.

Ямпольский М.Б. Сквозь тусклое стекло М.: Новое лит. обозрение, 2010. 705 с.

Gunning T. The Cinema of Attraction: Early Film, Its Spectator, and the Avant-Garde // Early cinema: Space, Frame, Narrative / ed. by Th. Elsaesser, A. Barker. London: British Film Institute, 1990. P. 56–62. DOI: https://doi.org/10.5040/9781838710170.0008

Florensky P. Beyond Vision. Essays on the Perception Art / ed. by N. Misler, Eng. tr. by W. Salmond. London: Reaktion Books, 2002. 316 p.

Wulff O. Die umgekehrte Perspektive und die Niedersicht. Eine raumanschauungsform der altbyzantinischen Kunst und ihre Fortbildung in der Renaissance // Kunstwissenschaftliche Beitrage, August Schmarsow gewidmet zum funfzigsten semester seiner akademischen Lehertatigkeit / hrsg. von H. Weizsäcker. Leipzig: K.W. Hiersemann, 1907. S. 1–40.

References

Aynalov, D.V. (1900). Ellinisticheskie osnovy vizantiyskoy zhivopisi [Hellenistic foundations of Byzantine painting]. St. Petersburg: I.N. Skorokhodov Publ., 252 p.

Bakhtin, M.M. (1986). [Forms of time and chronotope in the novel]. Bakhtin M.M. Literaturnokriticheskiye stat’i [Bakhtin M.M. Literary and Critical Articles]. Khudozhestvennaya literature Publ., pp. 121–290.

Eisenstein, S.M. (1964). Izbrannye proizvedeniya: v 6 t. [Selected works: in 6 vols]. Moscow: Iskusstvo Publ., vol. 2, 568 p.

Eisenstein, S.M. (1964). Izbrannye proizvedeniya: v 6 t. [Selected works: in 6 vols]. Moscow: Iskusstvo Publ., vol. 3, 672 p.

Eisenstein, S.M. (1968). Izbrannye proizvedeniya: v 6 t. [Selected works: in 6 vols]. Moscow: Iskusstvo Publ., vol. 5, 600 p.

Eisenstein, S.M. (2000). Montazh [Montage]. Moscow: VGIK Publ., 590 p.

Florensky, P.A. (1993). [Analysis of spatiality (and time) in artistic and visual works]. Florenskiy P.A. Stat’i i issledovaniya po istorii i filosofii iskusstva i arkheologii [Florensky P.A. Articles and Research on the History and Philosophy of Art and Archaeology]. Moscow: Mysl’ Publ., pp. 81–259.

Florensky, P.A. (2000). Sochineniya: v 4 t. [Works: in 4 vols]. Moscow: Mysl’ Publ., vol. 3(1), 622 p.

Florensky, P. (2002). Beyond vision. N. Misler (ed.) Essays on the perception art. London: Reaktion Books Publ., 316 p.

Gunning, T. (1990). The cinema of attraction: Early film, its spectator, and the avant-garde. Th. Elsaesser, A. Barker (eds.) Early cinema: Space, frame, narrative. London: British Film Institute Publ., рр. 56–62. DOI: https://doi.org/10.5040/9781838710170.0008

Ivanov, V.V. (1999). Izbrannye trudy po semiotike i istorii kul’tury [Selected works on semiotics and cultural history]. Moscow: Yazyki Russkoy Kul’tury Publ., vol. 1. 1999. 912 p.

Kataeva, O.B. (2012). [Iconography as the primary basis of the artistic image of the scene of the capture of Kazan in the film by S.M. Eisenstein «Ivan the Terrible»]. Obschestvo. Sreda. Razvitie (Terra Humana) [Society. Environment. Development. Terra Humana]. No. 2, рр. 129–134.

Kolesnikov, S.A. (2019). [Space and time in the philosophy of the icon of priest Pavel Florensky]. Khristianskoe chtenie [Christian Reading]. No. 1, pp. 24–32. DOI: https://doi.org/10.24411/18145574-2019-10002

Krasnoyarova, N.G. and Yunosheva, M.A. (2016). [The philosophy of cinema: the formation of problems]. Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya [Bulletin of Omsk State Pedagogical University. Humanitarian studies]. No. 2(11), pp. 33–36.

Popova, L.V. (2017). [Artistic image according to S. Eisenstein and P. Florensky]. Vestnik slavyanskikh kul’tur [Bulletin of Slavic Cultures]. Vol. 43, рр. 242–250.

Schlegel, H.-J. (2010). [Icon and film image. Echoes of the Byzantine understanding of the image in Russian and Soviet cinema]. Kinovedcheskie zapiski [Film History Notes]. No. 97, рр. 5–19.

Sinel’nikova, O.V. (2007). [S. Eisenstein’s aesthetic theory in dialogue with the phenomena of philosophy and culture of various epochs]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul’tury i iskusstv [Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts]. No. 2, pp. 61–78.

Wulff, O. (1907). [The reverse perspective and the lower view. A spatial view of Old Byzantine art and its further education in the Renaissance]. Kunstwissenschaftliche Beitrage, August Schmarsow gewidmet zum funfzigsten semester seiner akademischen Lehertatigkeit [Kunstwissenschaftliche Beitrage, August Schmarsow dedicated to the fiftieth semester of his academic teaching activity]. Leipzig: K.W. Hiersemann Publ., pp. 1–40.

Yampol’skiy, M.B. (2010). Skvoz’ tuskloe steklo [Through the dim glass]. Moscow: Novoe Literaturnoe Obozrenie Publ., 705 p.

Yampol’skiy, M.B. (2013). Prostranstvennaya istoriya. Tri teksta ob istorii [Spatial history. Three texts about history]. St. Petersburg: Knizhnyye masterskiye, Masterskaya «Seans» Publ., 344 p.

Загрузки

Опубликован

13-10-2023

Выпуск

Раздел

Статьи