Икона и кинопленка: концепция обратной перспективы П.А. Флоренского в творчестве С.М. Эйзенштейна
Философия
DOI:
https://doi.org/10.17072/2078-7898/2023-1-53-62%20Ключевые слова:
П.А. Флоренский, С.М. Эйзенштейн, обратная перспектива, монтаж, пространство, икона, кинокардрАннотация
С.М. Эйзенштейн и П.А. Флоренский — заметные фигуры русской культуры начала ХХ в. Несмотря на то, что режиссер и теоретик кино никогда не встречал философа и богослова, заметно определенное сходство в методологии обоих деятелей культуры. И П.А. Флоренский, и С.М. Эйзенштейн отмечали значительную роль категорий пространства и времени. Оба охотно использовали концепцию обратной перспективы. П.А. Флоренский — один из первых отечественных мыслителей, кто подробно теоретизировал данный концепт. Этот способ изображения пространства и времени занял особое место в его философской картине мира. При этом обратная перспектива — также предмет многих киноведческих работ С.М. Эйзенштейна. Советский режиссер многократно использовал такой способ изображения пространства как художественный прием. В статье рассматривается понимание концепции обратной перспективы философом, богословом П.А. Флоренским и режиссером С.М. Эйзенштейном. Приводятся общие положения философии пространства П.А. Флоренского, а также некоторые аспекты пространства, изображенного на иконе. Отмечается сходство интерпретации концепции обратной перспективы П.А. Флоренского и С.М. Эйзенштейна. Подробно рассматривается работа П.А. Флоренского «Обратная перспектива» и делается вывод о том, что она может быть использована в качестве базиса для интерпретации кинематографа С.М. Эйзенштейна. Приводятся суждения о концепции обратной перспективы С.М. Эйзенштейна из таких работ, как «Вертикальный монтаж», «Пиранези, или текучесть форм» «Режиссура. Искусство мизансцены», «Монтаж» и «Четвертое измерение в кино». Также отмечается использование концепции обратной перспективы в кинематографе С.М. Эйзенштейна. Рассматривается структурное соответствие идей о пространстве иконы П.А. Флоренского и идей монтажа и построения кадра С.М. Эйзенштейна. Оба деятеля культуры отмечают, что нарушение привычного глазу порядка расположения объектов в пространстве может открывать новые смыслы изображаемого. Так, для П.А. Флоренского икона — связующее звено между горним и дольним мирами. А у С.М. Эйзенштейна построенная в обратной перспективе мизансцена — способ усилить эмоцию фильма и открыть новые грани изображаемого. Обратную перспективу как художественный прием активно используется и в современном кинематографе.Библиографические ссылки
Айналов Д.В. Эллинистические основы византийской живописи. СПб.: тип. И.Н. Скороходова, 1900. 252 с.
Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М.М. Литературно-критические статьи / сост. С.Г.
Бочаров, В.В. Кожинов. М.: Худ. лит., 1986. С. 121–290.
Иванов В.В. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Т. 1. М.: Языки русской культуры, 1999. 912 с.
Катаева О.Б. Иконопись как первооснова художественного образа сцены взятия Казани в фильме С.М. Эйзенштейна «Иван Грозный» // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2012. № 2. С. 129–134.
Колесников С.А. Пространство и время в философии иконы священника Павла Флоренского // Христианское чтение. 2019. № 1. С. 24–32. DOI: https://doi.org/10.24411/1814-5574-2019-10002
Красноярова Н.Г., Юношева М.А. Философия кино: становление проблематики // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2016. № 2(11). С. 33–36.
Попова Л.В. Художественный образ в понимании С. Эйзенштейна и П. Флоренского // Вестник славянских культур. 2017. Т. 43. С. 242–250.
Синельникова О.В. Эстетическая теория С. Эйзенштейна в диалоге с явлениями философии и культуры различных эпох // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2007. № 2. С. 61–78.
Флоренский П.А. Анализ пространственности (и времени) в художественно-изобразительных произведениях // Флоренский П.А. Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии. М.: Мысль, 2000. С. 81–259.
Флоренский П.А. Сочинения: в 4 т. Т. 3(1). М.: Мысль, 2000. 622 с.
Шлегель Х.-Й. Икона и кинообраз. Отголоски византийского понимания изображения в русском и советском кинематографе // Киноведческие записки. 2010. № 97. С. 5–19.
Эйзенштейн С.М. Избранные произведения: в 6 т. Т. 2. М.: Искусство, 1964. 568 с. Эйзенштейн С.М. Избранные произведения: в 6 т. Т. 3. М.: Искусство, 1964. 672 с.
Эйзенштейн С.М. Избранные произведения: в 6 т. Т. 5. М.: Искусство, 1968. 600 с.
Эйзенштейн С.М. Монтаж. М.: ВГИК, 2000. 590 с.
Ямпольский М.Б. Пространственная история. Три текста об истории. СПб.: Книжные мастерские, Мастерская «Сеанс», 2013. 344 с.
Ямпольский М.Б. Сквозь тусклое стекло М.: Новое лит. обозрение, 2010. 705 с.
Gunning T. The Cinema of Attraction: Early Film, Its Spectator, and the Avant-Garde // Early cinema: Space, Frame, Narrative / ed. by Th. Elsaesser, A. Barker. London: British Film Institute, 1990. P. 56–62. DOI: https://doi.org/10.5040/9781838710170.0008
Florensky P. Beyond Vision. Essays on the Perception Art / ed. by N. Misler, Eng. tr. by W. Salmond. London: Reaktion Books, 2002. 316 p.
Wulff O. Die umgekehrte Perspektive und die Niedersicht. Eine raumanschauungsform der altbyzantinischen Kunst und ihre Fortbildung in der Renaissance // Kunstwissenschaftliche Beitrage, August Schmarsow gewidmet zum funfzigsten semester seiner akademischen Lehertatigkeit / hrsg. von H. Weizsäcker. Leipzig: K.W. Hiersemann, 1907. S. 1–40.
References
Aynalov, D.V. (1900). Ellinisticheskie osnovy vizantiyskoy zhivopisi [Hellenistic foundations of Byzantine painting]. St. Petersburg: I.N. Skorokhodov Publ., 252 p.
Bakhtin, M.M. (1986). [Forms of time and chronotope in the novel]. Bakhtin M.M. Literaturnokriticheskiye stat’i [Bakhtin M.M. Literary and Critical Articles]. Khudozhestvennaya literature Publ., pp. 121–290.
Eisenstein, S.M. (1964). Izbrannye proizvedeniya: v 6 t. [Selected works: in 6 vols]. Moscow: Iskusstvo Publ., vol. 2, 568 p.
Eisenstein, S.M. (1964). Izbrannye proizvedeniya: v 6 t. [Selected works: in 6 vols]. Moscow: Iskusstvo Publ., vol. 3, 672 p.
Eisenstein, S.M. (1968). Izbrannye proizvedeniya: v 6 t. [Selected works: in 6 vols]. Moscow: Iskusstvo Publ., vol. 5, 600 p.
Eisenstein, S.M. (2000). Montazh [Montage]. Moscow: VGIK Publ., 590 p.
Florensky, P.A. (1993). [Analysis of spatiality (and time) in artistic and visual works]. Florenskiy P.A. Stat’i i issledovaniya po istorii i filosofii iskusstva i arkheologii [Florensky P.A. Articles and Research on the History and Philosophy of Art and Archaeology]. Moscow: Mysl’ Publ., pp. 81–259.
Florensky, P.A. (2000). Sochineniya: v 4 t. [Works: in 4 vols]. Moscow: Mysl’ Publ., vol. 3(1), 622 p.
Florensky, P. (2002). Beyond vision. N. Misler (ed.) Essays on the perception art. London: Reaktion Books Publ., 316 p.
Gunning, T. (1990). The cinema of attraction: Early film, its spectator, and the avant-garde. Th. Elsaesser, A. Barker (eds.) Early cinema: Space, frame, narrative. London: British Film Institute Publ., рр. 56–62. DOI: https://doi.org/10.5040/9781838710170.0008
Ivanov, V.V. (1999). Izbrannye trudy po semiotike i istorii kul’tury [Selected works on semiotics and cultural history]. Moscow: Yazyki Russkoy Kul’tury Publ., vol. 1. 1999. 912 p.
Kataeva, O.B. (2012). [Iconography as the primary basis of the artistic image of the scene of the capture of Kazan in the film by S.M. Eisenstein «Ivan the Terrible»]. Obschestvo. Sreda. Razvitie (Terra Humana) [Society. Environment. Development. Terra Humana]. No. 2, рр. 129–134.
Kolesnikov, S.A. (2019). [Space and time in the philosophy of the icon of priest Pavel Florensky]. Khristianskoe chtenie [Christian Reading]. No. 1, pp. 24–32. DOI: https://doi.org/10.24411/18145574-2019-10002
Krasnoyarova, N.G. and Yunosheva, M.A. (2016). [The philosophy of cinema: the formation of problems]. Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya [Bulletin of Omsk State Pedagogical University. Humanitarian studies]. No. 2(11), pp. 33–36.
Popova, L.V. (2017). [Artistic image according to S. Eisenstein and P. Florensky]. Vestnik slavyanskikh kul’tur [Bulletin of Slavic Cultures]. Vol. 43, рр. 242–250.
Schlegel, H.-J. (2010). [Icon and film image. Echoes of the Byzantine understanding of the image in Russian and Soviet cinema]. Kinovedcheskie zapiski [Film History Notes]. No. 97, рр. 5–19.
Sinel’nikova, O.V. (2007). [S. Eisenstein’s aesthetic theory in dialogue with the phenomena of philosophy and culture of various epochs]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul’tury i iskusstv [Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts]. No. 2, pp. 61–78.
Wulff, O. (1907). [The reverse perspective and the lower view. A spatial view of Old Byzantine art and its further education in the Renaissance]. Kunstwissenschaftliche Beitrage, August Schmarsow gewidmet zum funfzigsten semester seiner akademischen Lehertatigkeit [Kunstwissenschaftliche Beitrage, August Schmarsow dedicated to the fiftieth semester of his academic teaching activity]. Leipzig: K.W. Hiersemann Publ., pp. 1–40.
Yampol’skiy, M.B. (2010). Skvoz’ tuskloe steklo [Through the dim glass]. Moscow: Novoe Literaturnoe Obozrenie Publ., 705 p.
Yampol’skiy, M.B. (2013). Prostranstvennaya istoriya. Tri teksta ob istorii [Spatial history. Three texts about history]. St. Petersburg: Knizhnyye masterskiye, Masterskaya «Seans» Publ., 344 p.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2023 Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.