Роль средств массовой информации в формировании стереотипов массового сознания
Социология
DOI:
https://doi.org/10.17072/2078-7898/2015-2-88-94Ключевые слова:
массовое сознание, средства массовой информации, стереотип, воздействие на массовое сознаниеАннотация
Средства массовой информации являются одним из главных механизмов влияния на массовое сознание. В то же время стереотипы выступают инструментами, с помощью которых СМИ манипулируют и управляют массовым сознанием. В статье рассматривается процесс формирования стереотипов в массовом сознании посредством СМИ. Стереотип по своей природе никогда не является нейтральным, он предполагает позитивную или негативную оценку. Стереотип нельзя отождествлять с понятием индивидуального жизненного опыта. Кроме того, интересен тот факт, что менее образованные городские жители чаще не являются «критически мыслящими», поэтому в большей степени подвержены манипуляциям в СМИ. Выделяют различные виды стереотипов. Политические стереотипы формируют отношение к странам или лидерам этих стран. Этнические стереотипы отражают эмоциональное и оценочное отношение к представителям этнических групп, а также распространяют и знание об этой группе. Гендерные стереотипы формируют представления о мужских и женских социальных ролях. Стереотипы динамичны и являются неотъемлемой частью массового сознания. В связи с тем что стереотип тесно связан как с жизнью всего общества, так и с отдельными группами людей, манипулировать массовым сознанием легче. Таким образом, СМИ представляют собой инструмент манипулирования и навязывания определенного отношения к различным событиям и социальным реалиям, и часто это навязанное отношение является трансляцией стереотипов.Библиографические ссылки
Акопян Н.А. СМИ как фактор формирования стереотипов в молодежной среде: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Майкоп, 2010. 24 с.
Васильев В.В. Мифологизация массового сознания — к вопросу о философии и методологии исследования проблемы // Историческая социально-образовательная мысль. 2009. № 1. С. 25–36.
Кузнецов Д.В. Роль современных коммуникаций в формировании массового сознания // Философия и общество. 2004. № 3. С. 52–71.
Липман У.Общественное мнение. М.: Ин-т Фонда «Общественное мнение», 2004. 384 с.
Мельник Г.С. Mass-Media: Психологические процессы и эффекты. СПб., 1996. 160
О средствахмассовой информации.URL: http://fom.ru/SMI-i-internet/11427 (дата обращения: 24.02.2015).
Ольшанский Д.В. Психология масс. СПб.: Питер, 2001. 368 с.
Ореховская Н.А. Эволюция массового сознания россиян: автореф. дис. … д-ра филос. наук. Ростов-н/Д, 2011. 29 с.
Русских Л.В., Фомина С.В. Формирование политических стеореотипов в СМИ // Вестник ЮУрГУ. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2015. Т. 15, № 1. С. 116–117.
Современные социально-политические процессы и динамика массового сознания: учеб. пособие / под ред. М.А. Фроловой. М.: МГТУ, 1992. 143 с.
Соколова Е.А. Комплекс гендерных стереотипов в медийном портрете женщины в местной прессе // Фундаментальные исследования. 2013. № 1, ч. 3. С. 775–779.
Хабенская Е.О. Этнические стереотипы и ксенофобия в СМИ (по материалам мониторинга прессы столичног региона) // Дневник АШПИ. 2005. № 1. С. 171–174.
Чернов Г.Ю. Социально-массовые явления: Исследовательские подходы. Дубна: Феникс+, 2005. 208 с.
REFERENCES
Akopyan N.A. SMI kak faktor formirovaniya stereotipov v molodezhnoj srede: [Mass media as a factor of formation of stereotypes in youth community: Author’s abstract for procuring of degree of candidate of sociological sciences]. Maikop, 2010, 24
Vasil'ev V.V. [Mythologization of mass consciousness — on philosophy and methodology of a problem research]. Istoricheskaya sotsial'no-obrazovatel'naya mysl' [Historical social and educational thought]. 2009, no 1, pp. 25–36. (In Russian).
Kuznetsov D.V. [Modern communications' role in mass consciousness formation]. Filosofiya i obschestvo [Philosophy and society]. 2004, no 3, pp. 52–71. (In Russian).
Lippmann W. Obschestvennoe mnenie [Public opinion]. Moscow, Institute of Public Opinion Fund Publ., 2004, 384 p. (In Russian).
Mel'nik G.S. Mass-Media: psihologicheskie protsessy i effekty [Mass media: psychologicl processes and effects]. Saint Petersburg, 1996, p.
O sredstvah massovoj informatsii [Concerning mass media]. Avilable at: http://fom.ru/SMI-i-internet/11427. (In Russian).
Ol'shanskij D.V. Psihologiya mass [Psychology of the masses]. Saint Petersburg, Piter, 2001, 368 p. (In Russian).
Orehovskaya N.A. Evolyutsiya massovogo soznaniya rossiyan: [Evolution of mass consciousness of the Russians: Author’s abstract for procuring of degree of doctor of philosophical sciences]. Rostov-on-Don, 2011, 29 p. (In Russian).
Russkih L.V., Fomina S.V. [Formation of political stereotypes in mass media]. Vestnik YuUrGU. Seriya: Sotsial'no-gumanitarnye nauki [South Ural State University Herald. Series: Social and humane sciences]. 2015, vol. 15, no 1, pp. 116–117. (In Russian).
Sovremennye sotsial'no-politicheskie protsessy i dinamika massovogo soznaniya: Uchebnoe posobie [Modern social and political processes and mass consciousness's dynamics: Study guide]. Moscowm Moscow State Technical University Publ., 1992, 143
Sokolova E.A. [Gender stereotypes complex in a media portrait of a woman in local press]. Fundamental'nye issledovaniya [Fundamental research]. 2013, no1, part3, pp.775–
Habenskaya E.O. [Ethnic stereotypes and xenophobia in mass media (following monitoring of capital area press)]. Dnevnik ASHPI [Altai School of Political Studies Daybook]. 2005, no 1, pp. 171–174. (In Russian).
Chernov G.Yu. Sotsial'no-massovye yavleniya: Issledovatel'skie podhody [Social and mass phenomena: research approaches]. Dubna, Feniks+ Publ., 2005, 208
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.