Влияние психолого-педагогического наследия Герберта Спенсера на постановку проблем в отечественной психологии конца XIX – начала XX столетия

Психология

Авторы

  • Дарья Викторовна Жарова Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина, 603950, Н. Новгород, ул. Ульянова, 1

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2015-3-75-80

Ключевые слова:

педагогическая психология, детская психология, обучение, воспитание, развитие, образование, ребёнок

Аннотация

Предметом исследования является психолого-педагогическое наследие Герберта Спенсера. Цель его — выявить, как влияло психолого-педагогического наследие Г.Спенсера на постановку проблем в отечественной психологии конца XIX – начала XX столетия. Методы исследования: историко-генетический (изучение идей прошлого неразрывно связано с учетом общей логики развития науки в определенный исторический период), сравнительно-исторический (анализ преемственности высказываемых идей). Статья может представлять интерес для исследователей истории зарубежной и отечественной педагогической психологии, а также для изучающих проблемы детской и возрастной психологии. Результаты исследования могут быть использованы в лекционных курсах по истории психологии, истории педагогической психологии, психологии личности, общей и детской психологии, возрастной психологии на факультетах психологии университетов, найдут применение в историко-психологических исследованиях, в создании учебных пособий по истории психологии.

Биография автора

Дарья Викторовна Жарова , Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина, 603950, Н. Новгород, ул. Ульянова, 1

кандидат психологических наук,доцент кафедры социальной и организационной психологии

Библиографические ссылки

Бэн А. Воспитание как предмет науки: пер.с англ. СПб.: Карл Риккер: тип. и лит. Л.Бергмана и Г.Рабиновича,1879. 383 с.

Бэн А. Наука воспитания: полный пер. с англ. СПб.: Семья и школа, 1881. 420 с.

Бэн А. Психология: пер. с англ. 2-е изд. доп. СПб., 1881. 410 с.

Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики: учебн. пособие. М.: Форум: Инфра-М, 1998. 272 с.

Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования. 2-е изд. Пг.: Земля, 1915. 432 с.

Каптерев П.Ф. Педагогическая психология для народных учителей, воспитателей и воспитательниц. СПб., 1876. 449 с.

Минькова Е.С. Психолого-педагогическое наследие английской опытной школы второй половины XIX в.: монография. Арзамас, 1999. 329 с.

Оболенский Л. Новая наука «педология» (экспериментально-точная наука воспитания) // Воспитание и обучение. СПб.: Тип. СПб. акц. общ. печ. дела Е. Евдокимов, 1900. № 1. С. 29–39.

Обухов А.М. Свободное воспитание и дисциплина. 2-е изд. М.: Типография Вильде, 1900. 108 с.

Рамуль К.А. К.Д. Ушинский и современная ему западноевропейская психология // Вопросы психологии. 1956. № 5. С. 114–124.

Румянцев Н.Е. Лекции по педагогической психологии для народных учителей. М.: Тип. «Общественная польза», 1913. 256 с.

Румянцев Н.Е. Нравственно-социальное развитие и воспитание детей // Педагогическая мысль. 1918. № 1–2. С. 7–29.

Румянцев Н.Е. Обзор литературы по психологии детства. СПб.: Тип. Императорского училища глухонемых, 1910. 44 с.

Румянцев Н.Е. Педология (наука о детях), ее возникновение, развитие и отношение к педагогике. СПб.: Изд-во О. Богдановой, 1910. 82 с.

Селли Д. Основы общедоступной психологии и ее применения к воспитанию (The Teacher’s Handbook of Psychology): пер. сангл. М.Ш. СПб.: 1897. 351 с.

Сикорский И.А. Воспитание в возрасте первого детства. СПб., 1884. 203 с.

Сикорский И.А. Всеобщая психология с физиогномикой. Киев: Тип. С.В. Кульженко, 1904. 574 с.

Спенсер Г. Воспитание умственное, нравственное и физическое. СПб.: Тип. «Труд и польза», 1906. 228 с.

Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. Т.1: Теоретические проблемы педагогики / под ред. А.И. Пискунова. М., 1974. 584 с.

Ярошевский М.Г. История психологии. От античности до середины XX в.: учеб. пособие. М.: Академия, 1996. 410 с.

REFERENCES

Ben A. Vospitanie kak predmet nauki [Upbringing as a subject matter]. Saint Petersburg, Karl Rikker Publ., L. Bergman’s and G. Rabinovich’s tip. i lit. Publ., 1879, 383 p. (In Russian).

Ben A. Nauka vospitaniya [Upbringing science]. Saint Petersburg, Sem’ya i shkola Publ., 1881, 420 p. (In Russian).

Ben A. Psihologia [Psychology]. Saint Petersburg, 1881. 410 p. (In Russian).

Dzhurinskiy A.N. Istoriya zarubezhnoj pedagogiki: Uchebnoe posobie dlya vuzov [History of foreign pedagogics: Study guide for higher educational institutions]. Moscow, Publishing group Forum – Infra-M Publ., 1998, 272 p. (In Russian).

Kapterev P.F. Didakticheskie ocherki. Teoriya obrazovaniya. Izdanie vtoroe [Didactic sketches. Theory of education. Second edition]. Petrograd, Zemlsya Publ., 1915, 432 p. (In Russian).

Kapterev P.F. Pedagogicheskaya psihologiya dlya narodnyh uchitelej, vospitatelej i vospitatel’nits [Pedagogical psychology for public teachers, tutors and governesses]. Saint Petersburg, 1876, 449 p. (In Russian).

Min’kova E.S. Psihologo-pedagogicheskoe nasledie anglijskoj opytnoj shkoly vtoroj poloviny XIX veka [Psychological and pedagogical heritage of English experience school of the 2nd half of the XIXth century]. Arzamas, 1999, 329 p. (In Russian).

Obolenskiy L. [New science of pedology (experimental exact science of upbringing)]. Vospitanie i obuchenie [Upbringing and tuition]. 1900, no 1, pp. 29–39. (In Russian).

Obuhov A.M. Svobodnoe vospitanie i distsiplina. 2e izdanie [Free upbringing and discipline. 2nd edition]. Moscow, Tipographiya Vil’de Publ., 1900, 108 p. (In Russian).

Ramul’ K.A. [K.D. Ushinskiy and West European psychology contemporary to him]. Voprosy psihologii [Issues of psychology]. 1956, no 5, pp. 114–124. (In Russian).

Rumyantsev N.E. Lektsii po pedagogicheskoj psihologii dlya narodnyh uchitelej [Lectures on pedagogical psychology for public teachers]. Moscow, Tipographiya Obschestvennaya pol’za Publ., 1913, 256 p. (In Russian).

Rumyantsev N.E. [Moral and social develpment and upbringing of children]. Pedagogicheskaya mysl’ [Pedagogical thought]. 1918, no 1–2, pp. 7–29 p. (In Russian).

Rumyantsev N.E. Obzor literatury po psihologii detstva [Review on child psychology bibliography].Saint Petersburg, Imperial Deadmute School Publ., 1910, 44 p. (In Russian).

Rumyantsev N.E. Pedologiya (nauka o detyah), ee vozniknovenie, razvitie i otnoshenie k pedagogike [Pedology (the science of children), its origin, development and relations with pedagogics]. Saint Petersburg, O. Bogdanova’s Publ., 1910, 82 p. (In Russian).

Selly D. Osnovy obschedostupnoj psihologii i ee prieneniya k vospitaniyu [The teacher’s handbook of psychology]. Saint Petersburg. 1897, 351 p. (In Russian).

Sikorskiy I.A. Vospitanie v vozraste pervogo detstva [Upbringing in early childhood age]. Saint Petersburg, 1884, 203 p. (In Russian).

Sikorskiy I.A. Vseobschaya psihologiya s fisiognomikoj [General psychology with physiognommics]. Kiev, S.V. Kul’zhenko’s Tipographiya Publ., 1904, 574 p. (In Russian).

Spencer H. Vospitanie umstvennoe, nravstvennoe i fizicheskoe [Education: intellectual, moral and physical]. Saint Petersburg, Trud i pol’za Publ., 1906, 228 p. (In Russian).

Ushinskiy K.D. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya. T. 1. Teoreticheskie problemy pedagogiki [Selected pedagogical works. Vol. 1. Theoretical problems of pedagogics]. Moscow, 1974, 584 p. (In Russian).

Yaroshevskiy M.G. Istoriya psihologii. Ot antichnosti do serediny XX veka: Uchebnoe posobie dlya vuzov [History of psychology: From the ancient world to the middle of the XXth century: Study guide for higher educational institutions]. Moscow, Akademiya Publ., 1996, 410p. (In Russian).

Опубликован

30-09-2015

Выпуск

Раздел

Статьи