Проблема исторической целесообразности в немецкой классической философии

Философия

Авторы

  • Ю.Г. Полетаева Ural State Academy of Agricultural; 42, Karl Libknecht str., Ekaterinburg, 620075, Russia

Ключевые слова:

история, историческая целесообразность, субстанциалистский подход, телеология, свобода, личность

Аннотация

Исследуется проблема исторической целесообразности, раскрывается структура и основное содержание ее субстанциалистской концепции. В качестве первого и исходного понимания проблемы целесообразности рассматривается позиция Канта. История — результат деятельности человека, а историческая целесообразность является осуществлением человеческой свободы. В субстанциалистской модели исторической целесообразности, разрабатываемой Гегелем, история трактуется как состояние человеческого бытия, где субъективная сторона целесообразности сопряжена с ее объективным содержанием.

Библиографические ссылки

Асмус А.Ф. Диалектика необходимости и свободы в философии Гегеля // Философские науки. 1970. № 5.

Гегель Г.В.Ф. Наука логики. М.: Мысль, 1972. Т.3.

Гегель Г.В.Ф. Философия права. М.: Мысль, 1990.

Дробницкий О.Г. «Мораль» и «нравственность» как формы общественной воли у Гегеля // Дробницкий О.Г. Моральная философия. М.: Гардарики, 2002.

Ильенков Э.В. Диалектическая логика. М.: Политиздат, 1984.

Кант И. Критика практического разума // Кант И. Лекции по этике. М.: Республика, 2000. С.283–403.

Кант И. Религия в пределах только разума. СПб.: Ювента, 1996.

Кант И. Трактаты и письма. М.: Мысль, 1980.

Соловьев Э.Ю. И. Кант: взаимодействие морали и права. М.: Наука,1992.

Трубников Н.Н. О категориях «цель», «средство», «результат». М.: Высшая школа, 1967

Опубликован

30-12-2012

Выпуск

Раздел

Статьи