Эссенциальные и нарративные идентичности в интерпретативной социологии

Социология

Авторы

  • Ю.В. Ставропольский National Research Saratov State University named after N.G. Chernyshevsky; 83, Astrakhanskaya str., Saratov, 410012, Russia

Ключевые слова:

идентичность, социология, конструирование, интернализация, структура

Аннотация

В статье рассматриваются эссенциалистские, нарративные или перформативные подходы кконструированию социальной идентичности. Сторонники эссенциализма считают, что инвариантные или эссенциальные идентичности основаны на расе, национальности, гендере, сексуальной ориентации или социальном классе. Нарративные и перформативные подходы к исследованию интеракции и социализации акцентируют хрупкий, незавершённый, фрагментарный и противоречивый характер природы «я» и его социальных, личностных и осознаваемых идентичностей. Баланс между двумя этими точками зрения позволяет находить место для обсуждения социальных и культурных дискурсов.

Библиографические ссылки

Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т. М.: Педагогика, 1982–1984.

Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 1991. № 4. С. 5–18.

Дюркгейм Э. Социология: ее предмет, метод, предназначение. М.: Канон, 1995. 349 с.

Baldwin J.M. Mental Development in the Child and the Race. N.Y.: Macmillan & Co., 1906. 480 p.

Blumer H. Symbolic Interactionism: Perspective and Method. Englewood Cliffs: Prentice-Hall, 1969. 208 p.

Cooley C.H. Human Nature and the Social Order. N.Y.: Charles Scribner’s Sons, 1922. 460 p.

Garfinkel H. Studies in Ethnomethodology. Englewood Cliffs; N.J.: Prentice-Hall, 1967. 288 p.

Giddens A. Modernity and Self-Identity: Self and Society in the Late Modern Age. Stanford, CA: Stanford University Press, 1991. 256 p.

Goffman E. Strategic Interaction. Oxford: Blackwell, 1970. 145 p.

Marcia J.E., Waterman A.S., Matteson D.R. et al. Ego Identity: A Handbook for Psychosocial Research. N.Y.: Springer-Verlag, 1993. 391 p.

Mead G.H. Mind, Self & Society. Chicago: The University of Chicago Press, 1934. 440 p.

Piaget J. Judgement and Reasoning in the Child. N.Y.: Hartcourt, Brace and Company, 1928. 260 p.

Schütz A. The Phenomenology of the Social World. London: Heinemann Educational, 1972. 255 p.

Shotter J. Cultural Politics of Everyday Life: Social Constructionism, Rhetoric and Knowing of the Third Kind. Toronto: University of Toronto Press, 1993. 240 p.

Weber M. The Protestant Ethic and the «Spirit» of Capitalism and Other Writings. N.Y.: Penguin Books, 2002. 392 p.

Опубликован

30-12-2013

Выпуск

Раздел

Статьи