Депрессия зрителей после восприятия художественных кинофильмов с насилием в связи с чертами личности
Психология
Ключевые слова:
депрессия, черты личности, художественные кинофильмы со сценами насилияАннотация
Приводятся результаты исследования связи черт личности (по Г. Айзенку) с депрессией послепросмотра кинофильмов с разным уровнем насилия. Было обнаружено, что такая связь существует. Нейротизм и психотизм обнаруживают связь с депрессией зрителей после восприятия кинофильмов с насилием, а экстраверсия-интроверсия такой связи не обнаруживает. Однако черты личности и уровень насилия в кинофильме не взаимосвязаныБиблиографические ссылки
Бек А., Раш А., Шо Б., Эмери Г. Когнитивная терапия депрессии. СПб.: Питер, 2003. 304 с.
Бенз И.А. Опросник депрессии Бека // Шкалы для оценки депрессии. М.: Сервье, 2002. С. 16–19.
Берковиц Л. Насилие в масс-медиа // Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. С. 238–280.
Блешль Л. Депрессивные расстройства: этиология и анализ условий возникновения // Перре М., Бауманн У. Клиническая психология. СПб.: Питер, 2012. С. 624–652.
Дорфман Л.Я., Зубакин М.В. Психосемантическая оценка сцен насилия в художественных кинофильмах и депрессия зрителей // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. Челябинск, 2012. Вып. 17. № 19(278). С. 20–29.
Зубакин М.В. Сцены насилия в кинофильмах и депрессия зрителей // Человек в мире. Мир в человеке: актуальные проблемы философии, социологии, политологии и психологии: материалы XV Междунар. науч.-практ. конф. студ., асп. и молодых ученых (29–30 ноября 2012 г.) / Пермский государственный национальный исследовательский университет. Пермь, 2012. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). С. 350–355. URL: http://www.uresearch.psu.ru/main/ (дата обращения: 18.10.2013).
Крейхи Б. Насилие и агрессия в средствах массовой информации // Социальная психология агрессии. СПб.: Питер, 2003. С. 113–147.
Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.: Римис, 2008. 448 с.
Тейлор Ш., Пипло Л., Сирс Д. Агрессия // Социальная психология. 10-е изд. М.: Питер, 2004. С. 583–643.
Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=do c;base=LAW;n=148988 (дата обращения: 18.10.2013).
Харрис Р. Насилие: так ли уж безобидны эти драки на экране // Психология массовых коммуникаций. СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. С. 299– 331.
Anderson C.A., Carnagey N.L., Eubanks J. Exposure to violent media: the effects of songs with violent lyrics on aggressive thoughts and feelings // Journal of Personality and Social Psychology. 2003. Vol. 84, № 5. P. 960–971.
Bushman B.J., Baumeister R.F., Stack A.D. Catharsis, aggression, and persuasive influence selffulfilling or self-defeating prophecies? // Journal of Personality and Social Psychology. 1999. Vol. 76, № 3. P. 367−376.
Cantor J. Television and children’s fear // T.M. Macbeth. Tuning in young viewers: Social science perspectives on television. Thousand Oaks, CA: Sage, 1996. P. 87–115.
Cantor J., Oliver M.B. Developmental differences in responses to horror // J.B. Weaver, R. Tamborini (eds.). Horror films: current research on audience preferences and reactions. Mahwah, N.Y.: Lawrence Eribaum Associates. 1996. P. 63–80.
Comstock G., Chaffee S., Katzman N., McCombs M., Roberts D. Television and human behavior. N.Y.: Columbia University Press, 1978.
Conway J.C., Rubin A.M. Psychological predictors of television viewing motivation // Communication Research. 1991. Vol.
P. 443–463. 18. Davis M.H., Hull J.G., Young R.D., Warren G.G. Emotional reactions to dramatic film stimuli: The influence of cognitive and emotional empathy // Journal of Personality and Social Psychology. 1987. Vol. 52. P. 126–133.
Eaves L., Eysenck H.J., Martin N.G. Genes, culture and personality: An empirical approach. N.Y.: Academic Press, 1988.
Eysenck H.J., Eysenck S.B.G. Manual of the Eysenck Personality Questionnaire (EPQ-R Adult) comprising the EPQ-Revised (EPQ-R) & EPQ-R Short Scale. San Diego, Ca: EdITS. 1994.
Eysenck H.J. The biological basis of personality. Springfield, MA: C.C. Thomas. 1967.
Eysenck H.J. Biological dimensions of personality // L.A. Pervin (ed.), Handbook of personality: Theory and research. N.Y.: Guilford, 1990. P. 244–276.
Ferguson C.J. Media violence: miscast causality // American Psychologist. 2002. Vol. 57. P. 446–447.
Ferguson C.J. Blazing angels or resident evil? Can violent video games be a force for good? // Review of General Psychology. 2010. Vol. 14, № 2. P. 68– 81.
Greene K., Krcmar M. Predicting exposure to and liking of media violence: A uses and gratification approach // Communication Studies. 2005. Vol. 56. P. 71–93.
Hoffner C.A., Levine K.J. Enjoyment of mediated fright and violence: A meta-analysis // Media Psychology. 2005. Vol. 7. P. 207–237.
Krcmar M., Greene K. Predicting exposure to and uses of violent television // Journal of Communication. 1999. Vol. 49. P. 25–45.
Linz D., Donnerstein E., Penrod S. The effects of multiple exposures to filmed violence against women // Journal of Communication. 1984. Vol. 34, № 3. P. 130–147.
Linz D., Donnerstein E., Adams S.M. Physiological desensitization and judgments about female victims of violence // Human Communication Research. 1989. Vol. 15. P. 509–522.
Tamborini R. A model of empathy and emotional reactions to horror // J.B. Weaver, R. Tamborini (eds.). Horror films. Mahwah, N.J.: Lawrence Eribaum Associates, 1996. P. 103–123.
Tamborini R., Stiff J., Heidel C. Reacting to graphic horror: A model of empathy and emotional behavior // Communication Research. 1990. Vol. 14. P. 415–436.
Zillmann D., Weaver J.B., Mundorf N., Aust C.F. Effects of opposite-gender companion’s affect to horror on distress, delight, and attraction // Journal of Personality and Social Psychology. 1986. Vol. 51. P. 586–594.
Zuckerman M. Behavioral expressions and psychological bases of sensation seeking. New York: Cambridge University Press, 1994.
Zuckerman M. Sensation seeking and the taste for vicarious horror // J.B. Weaver, R. Tamborini (eds.). Horror films: Current research on audience preferences and reactions. Mahwah, N.J.: Lawrence Eribaum Associates, 1996. P. 147–160.
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.