Категории социальной интеграции и дифференециации в категориальном аппарате философии образования

Философия

Авторы

  • С.Ю. Полянкина Novosibirsk State Technical University; 20, Karl Marx av., Novosibirsk, 630092, Russia

Ключевые слова:

философия образования, социальная интеграция, социальная дифференциация, диалектика интеграции и дифференциации

Аннотация

Рассмотрены процессуальные категории социальной интеграции и дифференциации применительно к описанию эволюции отечественной образовательной системы и выявлена их диалектическая взаимосвязь. Показано место исследуемых понятий среди таких философских категорий, как «единичное – особенное – множественное», «единое – множество», «целостность – фрагментарность», «универсальность – партикулярность». Образование понимается в первую очередь как система, развитию которой присущи тенденции интеграции и дифференциации на различных ее уровнях, что позволяет объединить социально-функциональный и философско-антропологичский взгляды на онтологическую сущность и цели образования.

Библиографические ссылки

Бетильшерзаева М.М. Дифференциация и интеграция в контексте культуры // Дискуссия. 2011. № 2–3. С. 38–43.

Бирюкова М.А. Глобализация: интеграция и дифференциация культур // Философские науки. 2001. № 1. С. 33–42.

Богданов А.А. Тектология: (Всеобщая организационная наука): в 2 кн.: Кн. 2. / отв. ред Л.И. Абалкин; Отд-ние экономики АН СССР. Ин-т экономики АН СССР. М.: Экономика, 1989. 351 с.

Гегель Г. Наука логики: в 3 т. М.: Мысль, 1970. Т. 1. 501 с.

Иванов С.Ю. Категории единичного, особенного, всеобщего: опыт логико-философского анализа / Магнитогорский гос. ун-т. Магнитогорск, 2008. 229 с.

Исследование ВЦИОМ: рейтинг престижных и доходных профессий среди россиян в 2012 году. URL: http://gtmarket.ru/news/2012/10/01/5014 (дата обращения: 08.01.2013).

Керимов Т.Х.-о. Социальная гетерология. Екатеринбург : УралНАУКА, 1999. 169 с.

Лось В.А. В поисках категориальных оснований глобалистики // Век глобализации. 2009. № 2. С. 17–29.

Осипова Л.Я. Философско-педагогические основы прогнозирования социальной эффективности образования : автореф. дис. … д-ра. пед. наук: 13.00.01. Ульяновск, 2009. 52 с.

Пантин В.И. Циклы и волны глобальной истории. Глобализация в историческом измерении. М.: Новый век, 2003. 274 с.

Платон. Соч.: в 4 т. / под общ. ред. А.Ф. Лосева и В.Ф. Асмуса; пер. с древнегреч. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та: Изд-во Олега Абышко, 2007. Т. 3, ч. 1. 752 с.

Синергетическая парадигма. Синергетика образования. М.: Прогресс-Традиция, 2007. 592 с. 13. Соловьев В.С. Философские начала цельного знания // Соч.: в 2 т. М.: Мысль, 1988. Т. 2. С. 140–288.

Спенсер Г. Синтетическая философия: пер. с англ. Киев: Ника-Центр, 1997. 512 с.

Тарасова В.Н. Интеграция и дифференциация в современной образовательной практике. Шуя: Изд-во ШГПУ, 2010. 250 с.

Теория развития: Дифференционноинтеграционная парадигма / сост. Н.И. Чуприкова. М.: Языки славянских культур, 2009. 224 с.

Шайхисламов Р.Б. Коммуникативные проблемы социокультурной интеграции современного российского общества: автореф. дис. … д-ра социол. наук: 22.00.04. Уфа, 2007. 38 с.

Энгельгарт В.А. Интегратизм — путь от простого к сложному в познании явлений // Вопросы философии. 1995. № 11. С. 103–115.

Ryn C.G. A Common Human Ground. Universality and Particularity in a Multicultural World. University of Missouri Press, Columbia and London, 2003. 148 p.

Опубликован

30-06-2013

Выпуск

Раздел

Статьи