«Σημιωτιϗή» Дж. Локка: историко-философская ретроспектива

Философия

Авторы

  • Константин Дмитриевич Скрипник Южный федеральный университет, Институт философии и социально-политических наук, 344006, Ростов-на-Дону, Б. Садовая, 105/42

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2017-2-172-182

Ключевые слова:

история философии, семиотика, Локк, Смиглецкий, Оккам, Роджер Бэкон, традиция трактатов о знаках

Аннотация

В статье обращено внимание на неожиданное на первый взгляд появление в «Опыте о человеческом разумении» Д.Локка понятия семиотики (σημιωτιϗή) как учения о знаках. Указанный факт анализируется с помощью ретроспективного историко-философского анализа, демонстрируется связь семиотических идей Локка с предшествующей философской традицией, с которой он мог познакомиться уже в годы обучения и преподавания в Оксфордском университете. Данный анализ проходит несколько шагов: от книги «Логика» Смиглецкого через трактаты о знаках коибрских схоластов и работы Оккама и Роджера Бэкона вплоть до античных исследований знаков. Устанавливается наличие большого числа сходных черт между идеями Локка и ensrationis схоластической логики, между его анализом ментальных высказываний и ментальным языком Оккама. Обращается внимание, что трактаты, посвященные природе знаков и знаковых отношений и характеристике роли знаков в философском познании, образуют специфическую философскую и семиотическую традицию. Проведенный ретроспективный анализ служит обоснованию непрерывного развития философских идей и дает аргументы в пользу отсутствия традиционно признаваемых границ между различными историческими периодами развития философии.

Биография автора

Константин Дмитриевич Скрипник , Южный федеральный университет, Институт философии и социально-политических наук, 344006, Ростов-на-Дону, Б. Садовая, 105/42

доктор философских наук, профессор,руководитель кафедры истории философии

Библиографические ссылки

Локк Д. Опыт о человеческом разумении. Кн.4 // Соч.: в 3 т. М.: Мысль, 1985. Т. 2. С. 3–201.

Rorty R. The Linguistic Turn. Essays in Philosophical Method. Chicago; London: Chicago Un. Pr., 1992. 407 p.

Локк Д. Опыт о человеческом разумении. Кн. 1–3 // Соч.: в 3 т. М.: Мысль, 1985. Т. 1. С. 77–582.

Stuart M. A Companion to Locke. Oxford: Blackwell Publ, 2016. 569 p.

ГоббсТ. О теле // Соч.: в 2т. М.: Мысль, 1989. Т. 1. 622 с.

Савинов Р.В. Историко-философский смысл понятия ens rationis (ментальное сущее) // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2015. Т. 2, № 2. С. 21–29.

Савинов Р.В. Эпизод из истории Контрреформации: Мартин Смиглецкий // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2010. Т. 11, вып. 3. С. 70–76.

Darowski R. Marcina Śmigleckogo SJ ręnkopiśmenne wykłady z logiki // Studia Philosophiae Christianae. 1984. Vol. 20(1).

Sgarbi M. The Aristotelian Tradition and the Rise of British Empirism. Logic and Epistemology in British Isles (1570–1689). N.Y.: Springer, 2013. 259 p.

Commentarii Collegii Conimbricensis Societatis Jesu in universam dialecticam Aristotelis («Commentaries of the Coimbra College of the Societyof Jesus on the Whole Logic of Aristotle»), 1606.

The Conimbricenses. Some Questions on Signs. Trans. with Introduction and Notes by John P. Doyle. Marquette Un.Pr., 2001. 230 p.

Вдовина Г.В. Язык неочевидного. Учения о знаках в схоластике XVII века. М.: Ин-т философии, теологии и истории св. Фомы, 2009. 648 с.

Meyer-Oezer S. Die Spur des Zeichen. Das Zeichen und seine Funktion in der Philosophie des Mittelalters und der Fruehen Neuzeit. Berlin; N.Y.: W.deGruyter, 1977. 321 p.

Krakowski E. Les sources médiévales de la philosophie de Locke. Paris: Jouve, 1915.

Friedman R.L., Nielsen L.O. The Medieval Heritage in Early Modern Metaphysics and Modal Theory, 1400–1700. Dordrecht: Kluwer Ac. Publ., 2003. 346 p.

Оккам У. Избранное. М.: Едиториал УРСС, 2002. 272 с.

Bacon R. An Unedited Part of Roger Bacon’s Opus Maius: «De Signis» / ed. by K.M. Fredborg, L. Nielsen, J. Pinborg // Traditio. 1978. Vol. 34. P. 75–136.

Bacon R. On Signs. Trans. with an Introd. and Notes by Tomas S. Maloney. Toronto: Pontifical Institute of Medieval Studies, 2013. 147 p.

Августин. О диалектике / пер. с лат. Л.И. Рагозина, К.Д. Скрипника // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2016. Т. 17, вып. 3. С. 68–84.

Рагозин Л.И., Скрипник К.Д. Трактат Августина о диалектике (заметки к переводу) // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2016. Т. 17, вып. 3. С. 62–67.

Скрипник К.Д. Семиотические идеи в истории античной философии // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2016. № 3. С. 82–90.

Costadau A. Traite historique et critique des principaux signes qui servent a Manifester les Pensees, Ou le Commerce des Esprits. Lyon, Bruyset, 1720–17221

References

Locke J. Opyt o chelovecheskom razumenii. Kn. 4. [An Essay Concerning Human Understanding. Book 4]. Sochineniya v 3 t. [Collected works: in 3 vol.]. Moscow, Mysl’ Publ., 1985, vol. 2, pp. 3– 201 p. (In Russian).

Rorty R. (ed.) The Linguistic Turn. Essays in Philosophical Method. Chicago, Chicago Un. Pr., 1992, 407 p. (In English).

Locke J. Opyt o chelovecheskom razumenii. Kn. 1–3. [An Essay Concerning Human Understanding. Books 1–3]. Sochineniya v 3 t. [Collected Works: in 3 vol.]. Moscow, Mysl’ Publ., 1985, vol. 1, pp. 77–582. (In Russian).

Stuart M. (ed.). A Companion to Locke. Oxford, Blackwell Publ., 2016, 569 p. (In English).

Hobbes T. O tele [On the Body]. Sochineniya: v 2 t. [Collected works: in 2 vol.]. Moscow, Mysl’ Publ, 1989, vol. 1, 622 p. (In Russian).

Savinov R.V. Istoriko-filosofskiy smysl ponyatiya ens rationis (mentalnoe suschee) [Historical and Philosophical Implications of the Concept «ens rationis» (Mental Entity)]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina [Vestnik of Pushkin Leningrad State University]. 2015, vol. 2, no. 2, pp. 21–29. (In Russian).

Savinov R.V. Epizod iz istorii Kontrreformatsii: Martin Smigletskiy [An Episode of the CounterReformation History: Marcin Smiglecki]. Vestnik Russkoy khristianskoy gumanitarnoy akademii [Review of the Russian Christian Academy for the Humanities]. 2010, vol. 11, iss. 3, pp. 70–76. (In Russian).

Darowski R. Marcina Śmigleckogo SJ ręnkopiśmenne wykłady z logiki [Handwritten Lectures on Logic]. Studia Philosophiae Christianae [Christian Philosophy Studies]. 1984, vol. 20(1), pp. 31–51. (In Polish).

Sgarbi M. The Aristotelian Tradition and the Rise of British Empirism. Logic and Epistemology in British Isles (1570–1689). New York, Springer Publ., 2013, 259 p. (In English).

Commentarii Collegii Conimbricensis Societatis Jesu in universam dialecticam Aristotelis [Commentaries of the Coimbra College of the Society of Jesus on the Whole Logic of Aristotle]. 1606. (In Latin).

The Conimbricenses. Some Questions on Signs. Trans. with Introduction and Notes by John P. Doyle. Marquette Un. Pr., 2001, 230 p. (In English).

Vdovina G.V. Yazyk neochevidnogo. Ucheniya o znakakh v skholastike XVII veka [The Language of the Non-Obvious. The Doctrine of Signs in the Scholastics of the XVII Century]. Moscow, Bibliotheca Ignatiana Publ., 2009, 648 p. (In Russian).

Meier-Oeser S. Die Spur des Zeichen. Das Zeichen und seine Funktion in der Philosophie des Mittelalters und der Fruehen Neuzeit [The Trace of the Sign. The Sign and its Function in the Philosophy of the Middle Ages and the Early Modern Period]. Berlin, W. de Gruyter Publ., 1977, 321 p. (In German).

Krakowski E. Les sources médiévales de la philosophie de Locke [Medieval Sources of Locke’s Philosophy]. Paris, Jouve, 1915. (In French).

Friedman R.L., Nielsen L.O. The Medieval Heritage in Early Modern Metaphysics and Modal Theory, 1400–1700. Dordrecht, Kluwer Ac. Publ., 2003, 346 p. (In English).

William of Ockham. Izbrannoe [Selected Works]. Moscow, Editorial URSS Publ., 2002, 272 p. (In Russian).

Bacon R. An Unedited Part of Roger Bacon’s Opus Maius: «De Signis». Ed. by K.M. Fredborg, L. Nielsen, J. Pinborg. Traditio. 1978, vol. 34, pp. 75–136. (In English).

Bacon R. On Signs. Trans. with an introd. and notes by Tomas S. Maloney. Toronto, Pontifical Institute of Medieval Studies Publ., 2013, 147 p. (In English).

Augustine. O dialektike / per. L.I. Ragozin, K.D. Skripnik [On Dialectics. Trans. by L.I. Ragozin, K.D. Skripnik] Vestnik Russkoy khristianskoy gumanitarnoy akademii [Review of the Russian Christian Academy for the Humanities]. 2016, vol. 17, iss. 3, pp. 68–84. (In Russian).

Ragozin L.I., Skripnik K.D. Traktat Avgustina «O dialektike» (zametki k perevodu) [Augustine’s Treatise «On Dialectics» (Notes to the Translation)]. Vestnik Russkoy khristianskoy gumanitarnoy akademii [Review of the Russian Christian Academy for the Humanities], 2016, vol. 17, iss. 3, pp. 62–67. (In Russian).

Skripnik K.D. Semioticheskie idei v istorii antichnoy filosofii [Semiotic Ideas in the History of Ancient Philosophy]. Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federalnogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i sotsialnye nauki [Vestnik of Northern (Arctic) Federal University. Series «Humanitarian and Social Sciences»], 2016, no. 3, pp. 82–90. (In Russian).

Costadau A. Traite historique et critique des principaux signes qui servent a Manifester les Pensees, Ou le Commerce des Esprits [Historical and Critical Treatise of the Main Signs…]. Lyon, Bruyset, 1720–1721. (In French).

Опубликован

30-06-2017

Выпуск

Раздел

Статьи