К вопросу об основаниях философскоантропологического дискурса
Философия
DOI:
https://doi.org/10.17072/2078-7898/2017-1-29-34Ключевые слова:
человек, философская антропология, философские основания, человеческое существование, самопознаниеАннотация
Цель данной статьи заключается в выявлении оснований философско-антропологического дискурса. Этот вопрос поднимается в связи с тем, что, несмотря на длительный срок существования философско-антропологической мысли, в определенной степени подтверждающий ее обоснованный характер, можно выделить философскую позицию, ставящую под сомнение возможность существования философской антропологии в виде системы положительного продуктивного знания о человеке. Анализ причин такого подхода, отрицающего ценность философско-антропологического дискурса, показывает, что эти причины связаны с пониманием человека как неповторимой и конкретной единичности, которую нельзя адекватным образом представить с помощью абстрактных понятийных структур, оперирующих общими смыслами. В результате проведенного исследования выявлено, что основаниями такой трактовки человека как неповторимой индивидуальности являются признание телесной ограниченности человека и выделение непосредственных чувственных данных в качестве определяющего состояния человеческого бытия в мире. Показав, что данные принципы нельзя считать единственно возможными, автор находит альтернативные основания философско-антропологического дискурса. Они связаны с утверждением единого характера человеческой реальности и принципиальной разомкнутости человеческого существа. Эти основания свидетельствуют об оправданности существующего философско-антропологического знания и определяют его дальнейшие перспективы, среди которых особое место отводится построениям, преодолевающим эссенциальные подходы к изучению человеческой реальности и развивающим ее экзистенциальные интерпретации.Библиографические ссылки
ЧерданцеваИ.В. Пролегомены к пониманию человека в философии. Барнаул: Концепт, 2014. 166с.
ШтирнерМ. Единственный и его собственность. Харьков: Основа, 1994. 560с.
СвасьянК.А.Prooemium // Вопросы философии. 2010. №3–12.
РиккертГ. Границы естественнонаучного образования понятий: логическое введение в исторические науки. СПб.: Наука, 1997. 532с.
Международный ежегодник по философии культуры «Логос». 1925. Кн. М.: Территория будущего, 2005. 237с.
ГайденкоП.П. Прорыв к трансцендентному: новая онтологияXX века. М.: Республика, 1997. 495с.
ШелерМ. Положение человека в космосе // Проблемы человека в западной философии. М.: Прогресс, 1998. С.31–95.
References
Cherdantseva I.V. Prolegomeny k ponimaniyu cheloveka v filosofii [Prolegomenon to the Understanding of a Man in Philosophy]. Barnaul, Koncept Publ., 2014, 166 p. (In Russian).
Shtirner M. Edinstvennyy i ego sobstvennost [The One and his Property]. Harkov, Osnova Publ., 1994, 560 p. (In Russian).
Svasyan K.A. [Prooemium]. Voprosy filosofii [Questions of Philosophy]. 2010, no. 2, pp. 3–12. (In Russian).
Rikkert G. Granitsy estestvennonauchnogo obrazovaniya ponyatiy: logicheskoe vvedenie v istoricheskie nauki [The Boundaries of Concepts in the Natural Sciences: a Logical Introduction to the History of Science]. Saint Petersburg, Nauka Publ., 1997, 532 p. (In Russian).
Mezhdunarodnyy ezhegodnik po filosofii kultury «Logos». 1925. Kniga 1 [International Yearbook of the Philosophy of Culture «Logos». 1925. Book 1]. Moscow, Territoriya buduschego Publ., 2005, 237 p. (In Russian).
Gaydenko P.P. Proryv k transtsendentnomu: novaya ontologiya XX veka [A Breakthrough to Transcendental: New Ontology of the XX Century]. Moscow, Respublika Publ., 1997, 495 p. (In Russian).
Sheler M. [Man’s Position in the Universe]. Problemy cheloveka v zapadnoy filosofii [Human Problems in the Western Philosophy]. Moscow, Progress Publ., 1998, pp. 31– 95. (In Russian).
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология
![Лицензия Creative Commons](http://i.creativecommons.org/l/by/4.0/88x31.png)
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.