К вопросу об основаниях философскоантропологического дискурса

Философия

Авторы

  • Инна Владимировна Черданцева Алтайский государственный университет, 656049, Барнаул, пр. Ленина, 61

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2017-1-29-34

Ключевые слова:

человек, философская антропология, философские основания, человеческое существование, самопознание

Аннотация

Цель данной статьи заключается в выявлении оснований философско-антропологического дискурса. Этот вопрос поднимается в связи с тем, что, несмотря на длительный срок существования философско-антропологической мысли, в определенной степени подтверждающий ее обоснованный характер, можно выделить философскую позицию, ставящую под сомнение возможность существования философской антропологии в виде системы положительного продуктивного знания о человеке. Анализ причин такого подхода, отрицающего ценность философско-антропологического дискурса, показывает, что эти причины связаны с пониманием человека как неповторимой и конкретной единичности, которую нельзя адекватным образом представить с помощью абстрактных понятийных структур, оперирующих общими смыслами. В результате проведенного исследования выявлено, что основаниями такой трактовки человека как неповторимой индивидуальности являются признание телесной ограниченности человека и выделение непосредственных чувственных данных в качестве определяющего состояния человеческого бытия в мире. Показав, что данные принципы нельзя считать единственно возможными, автор находит альтернативные основания философско-антропологического дискурса. Они связаны с утверждением единого характера человеческой реальности и принципиальной разомкнутости человеческого существа. Эти основания свидетельствуют об оправданности существующего философско-антропологического знания и определяют его дальнейшие перспективы, среди которых особое место отводится построениям, преодолевающим эссенциальные подходы к изучению человеческой реальности и развивающим ее экзистенциальные интерпретации.

Биография автора

Инна Владимировна Черданцева , Алтайский государственный университет, 656049, Барнаул, пр. Ленина, 61

доктор философских наук, доцент,заведующая кафедрой социальной философии,онтологии и теории познания

Библиографические ссылки

ЧерданцеваИ.В. Пролегомены к пониманию человека в философии. Барнаул: Концепт, 2014. 166с.

ШтирнерМ. Единственный и его собственность. Харьков: Основа, 1994. 560с.

СвасьянК.А.Prooemium // Вопросы философии. 2010. №3–12.

РиккертГ. Границы естественнонаучного образования понятий: логическое введение в исторические науки. СПб.: Наука, 1997. 532с.

Международный ежегодник по философии культуры «Логос». 1925. Кн. М.: Территория будущего, 2005. 237с.

ГайденкоП.П. Прорыв к трансцендентному: новая онтологияXX века. М.: Республика, 1997. 495с.

ШелерМ. Положение человека в космосе // Проблемы человека в западной философии. М.: Прогресс, 1998. С.31–95.

References

Cherdantseva I.V. Prolegomeny k ponimaniyu cheloveka v filosofii [Prolegomenon to the Understanding of a Man in Philosophy]. Barnaul, Koncept Publ., 2014, 166 p. (In Russian).

Shtirner M. Edinstvennyy i ego sobstvennost [The One and his Property]. Harkov, Osnova Publ., 1994, 560 p. (In Russian).

Svasyan K.A. [Prooemium]. Voprosy filosofii [Questions of Philosophy]. 2010, no. 2, pp. 3–12. (In Russian).

Rikkert G. Granitsy estestvennonauchnogo obrazovaniya ponyatiy: logicheskoe vvedenie v istoricheskie nauki [The Boundaries of Concepts in the Natural Sciences: a Logical Introduction to the History of Science]. Saint Petersburg, Nauka Publ., 1997, 532 p. (In Russian).

Mezhdunarodnyy ezhegodnik po filosofii kultury «Logos». 1925. Kniga 1 [International Yearbook of the Philosophy of Culture «Logos». 1925. Book 1]. Moscow, Territoriya buduschego Publ., 2005, 237 p. (In Russian).

Gaydenko P.P. Proryv k transtsendentnomu: novaya ontologiya XX veka [A Breakthrough to Transcendental: New Ontology of the XX Century]. Moscow, Respublika Publ., 1997, 495 p. (In Russian).

Sheler M. [Man’s Position in the Universe]. Problemy cheloveka v zapadnoy filosofii [Human Problems in the Western Philosophy]. Moscow, Progress Publ., 1998, pp. 31– 95. (In Russian).

Опубликован

30-03-2017

Выпуск

Раздел

Статьи