Характеристики саморегуляции деятельности как факторы прокрастинации

Психология

Авторы

  • Наталья Александровна Руднова Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2018-4-550-561

Ключевые слова:

деятельность, прокрастинация, саморегуляция, планирование, моделирование, программирование, оценивание результатов, гибкость, самостоятельность, половые различия

Аннотация

В исследовании при рассмотрении саморегуляции как значимого системообразующего деятельность феномена и предиктора ее эффективности поднимается вопрос о наличии связи саморегуляции с прокрастинацией, которая, исходя из ее отличительных признаков, неизбежно эту эффективность снижает. Исследование проводилось в период с 2017 по 2018 г., сбор эмпирических данных произведен в формате интернет-тестирования. Общая выборка состояла из 541 человек, возраст участников исследования варьируется от 17 до 60 лет (M = 24,33; SD = 6,96), 59,3 % женщин. В качестве психодиагностического инструментария использовались Шкала общей прокрастинации К.Х. Лэй в адаптации О.С. Виндекер, М.В. Останиной и опросник «Стиль саморегуляции поведения», разработанный В.И. Моросановой с коллегами. Результаты теоретического анализа свидетельствуют о правомерности выдвижения подобной гипотезы. Анализ полученных данных позволяет утверждать, что недостаточное развитие компонентов саморегуляции снижает общий уровень саморегуляции на любом этапе деятельности, что может проявиться в форме прокрастинации — откладывании выполнения запланированных действий на более поздний срок. Кроме того, найдены половые различия по уровню прокрастинации в контексте оценивания результатов.

Биография автора

Наталья Александровна Руднова , Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15

ассистент кафедры общей и клинической психологии

Библиографические ссылки

Барабанщикова В.В., Останина М.В., Климова О.А. Феномен прокрастинации в деятельности спортсменов индивидуальных и командных видов спорта // Национальный психологический журнал. 2015. № 3(19). С. 91–104.

Варваричева Я.И. Феномен прокрастинации: проблемы и перспективы исследования // Вопросы психологии. 2010. № 3. С. 121–130.

Виндекер О.С, Останина М.В. Формальный и содержательный анализ шкалы общей прокрастинации С.Н. Lау (на примере студенческой выборки) // Актуальные проблемы психологического знания: теоретические и практические проблемы психологии. 2014. № 1(30). С. 116–126.

Виндекер О.С., Сморкалова Т.Л., Лебедев С.Ю. Психологические корреляты прокрастинации и сценарий отложенной жизни // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2016. № 2(150). С. 98–108.

Гаранян Н.Г., Андрюшенко Д.А., Хломов И.Д. Перфекционизм как фактор студенческой дезадаптации // Психологическая наука и образование. 2009. № 1. С. 23–32.

Гончарова Е.В., Венгренюк М.М. К вопросу о взаимосвязи прокрастинации и мотивации у студентов // Роль инноваций в трансформации современной науки: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конференции. Уфа: НИЦ АЭТЕРНА, 2017. Ч. 6. С. 73–78.

Горбунова А.А. Взаимосвязь интеллекта и прокрастинации в группах с различной выраженностью прокрастинации // Ломоносов 2010: матер. Междунар. молодежного научного форума / отв. ред. И.А. Алешковский и др. М., 2010. URL: http://psy.hse.ru/data/2011/06/23/1215455869/Тезисы%20конференции%20Ломоносов-2010%20Горбуновой%20Анны.pdf (дата обращения: 03.10.2018).

Гордеева Т.О. Мотивация учебной деятельности школьников и студентов: структура, механизмы, условия развития: дис. … д-ра психол. наук. М., 2013. 444 с.

Дементий Л.И., Карловская Н.Н. Особенности ответственности и временной перспективы у студентов с разным уровнем прокрастинации // Психология обучения. 2013. № 7. С. 4–19.

Ильин Е.П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень. СПб.: Питер, 2011. 224 с.

Карловская Н.Н., Баранова Р.А. Взаимосвязь общей и академической прокрастинации и тревожности у студентов с разной академической успеваемостью // Психология в вузе. 2008. № 3. С. 38–49.

Каяшева О.И. Синдром откладывания в учебной деятельности студентов вузов // Science Time. 2016. № 4(28). С. 373–378.

Конопкин О.А. Механизмы осознанной саморегуляции произвольной активности человека // Субъект и личность в психологии саморегуляции: сборник научных трудов / под ред. В.И. Моросановой. М.; Ставрополь: ПИ РАО: СевКавГТУ, 2007. С. 12–30.

Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М.: Наука, 1980. 256 с.

Корниенко Д.С., Руднова Н.А. Особенности использования социальных сетей в связи с прокрастинацией и саморегуляцией // Психологические исследования. 2018. Т. 11, № 59. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2018v11n59/1574-kornienko59.html (дата обращения: 03.07.2018).

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.

Масловский С.И., Цветков А.В. Гендерные особенности саморегуляции поведения лиц с разным уровнем религиозности // Проблемы современной науки и образования. 2017. № 10(92). С. 109–111.

Моросанова В.И. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ): руководство. М.: Когито-Центр, 2004. 44 с.

Моросанова В.И. Саморегуляция и индивидуальность человека. М.: Наука. 2012. 519 с.

Моросанова В.И., Бондаренко И.Н. Диагностика саморегуляции человека. М.: Когито-Центр, 2015. 304 с.

Ошемкова Ю.С. Лень у молодых людей как следствие отсутствия экзистенциальной мотивации // Ананьевские чтения – 2004: матер. науч.-практ. конференции. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004. С. 591–592.

Психология саморегуляции в XXI веке / отв. ред. В.И. Моросанова. СПб.: Нестор-История, 2011. 466 с.

Пурецкий М.М. Саморегуляция и время // Вестник университета (Государственный университет управления). 2015. № 8. C. 303–307.

Руднова Н.А. Негативный вклад прокрастинации в успеваемость студентов // Будущее клинической психологии – 2017: матер. XI Всерос. науч.-практ. конференции с международным участием (27–28 апреля 2017) / Перм. гос. нац. иссл. ун-т. Пермь, 2017. С. 240–244.

Семенова Ф.О., Узденова А.М. Влияние прокрастинации на развитие исполнительской деятельности в подростковом возрасте // Политематический сетевой электронный научный журнал КубГАУ. 2012. № 83(09). С. 847–856.

Тащилина Е.А. Исследование прокрастинации и перфекционизма у студентов университета различных направлений подготовки: дис. … магистра психологии. Екатеринбург: Урал. федер. ун-т им. Б.Н. Ельцина, 2014.

Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. М., 1991. 560 с.

Фишер Я.И. Особенности академической прокрастинации у студентов (на примере педагогического вуза) // Психология XXI века. Психология и современные проблемы образования: сб. матер. IX Междунар. науч.-практ. конференции молодых ученых. СПб., 2014. С. 185–188.

Baumeister R.F., Heatherton T.F. Self-regulation failure: An overview // Psychological Inquiry. 1996. No. 7. P. 1–15.

Burka J.B., Yuen L.M. Procrastination: Why you do it, what to do about it. Reading, MA: Addison-Wesley, 1983. 227 p.

Chu A.H.C., Choi J.N. Rethinking procrastination: Positive effects of «active» procrastination behavior on attitudes and performance // Journal of Social Psychology. 2005. No. 14. P. 245–264.

Ellis A., Knaus W.J. Overcoming procrastination. N.Y.: Signet Books, 1977. 180 p.

Ferrari J.R. Procrastination and project creation: choosing easy, non-diagnostic items to avoid self-relevant information // Journal of Social Behavior and Personality. 1991. No. 6. P. 619–628.

Ferrari J.R. Psychometric validation of two procrastination inventories for adults: Arousal and avoidance measures // Journal of Psychopathology and Behavioral Assessment. 1992. No. 2. P. 97–110.

Lay C.H. At last, my research article on procrastination // Journal of Research in Personality. 1986. No. 20(4). P. 474–495.

Lay C.H., Schouwenburg H. Trait procrastination, time management, and academic behavior // Journal of Social Behavior and Personality. 1993. No. 8. P. 647–662.

Milgram N.A., Batori G., Mowrer D. Correlates of academic procrastination // Journal of School Psychology. 1993. No. 31. P. 487–500.

Milgram N., Tenne R. Personality correlates of decisional and task avoidant procrastination // European Journal of Personality. 2000. No. 14. P. 141–156.

Ozer B.U., Demir A., Ferrari J.R. Exploring academic procrastination among Turkish students: Possible gender differences in prevalence and reasons // Journal of Social Psychology. 2009. No. 149(2). P. 241–257. DOI: 10.3200/SOCP.149.2.241-257.

Rebetez M.M.L., Rochat L., Van der Linden M. Cognitive, emotional, and motivational factors related to procrastination: A cluster analytic approach // Personality and Individual Differences. 2015. No. 76. pp. 1–6.

Steel P. The Nature of Procrastination: A Meta-Analytic and Theoretical Rewiew of Quintessential Self-Regulatory Failure // Psychological Bulletin. 2007. Vol. 133. No. 1. P. 65–94.

Steel P., Ferrari J. Sex, Education and Procrastination: An Epidemiological Study of Procrastinators Characteristics from a Global Sample // European Journal of Personality. 2013. No. 27(1). P. 51–58. DOI: 10.1002/per.1851.

References

Barabanschikova, V.V., Ostanina, M.V. and Klimova, O.A. (2015). Fenomen prokrastinatsii v deyatelnosti sportsmenov individualnykh i komandnykh vidov sporta [The phenomenon of procrastination in the activities of individual and team sports]. Natsionalniy psikhologicheskiy zhurnal [National Psychological Journal]. No. 3(19), pp. 91–104.

Baumeister, R.F. and Heatherton, T.F. (1996). Self-regulation failure: An overview. Psychological Inquiry. No. 7, pp. 1–15.

Burka, J.B. and Yuen, L.M. (1983). Procrastination: Why you do it, what to do about it. Reading: Addison-Wesley, 227 p.

Chu, A.H.C. and Choi, J.N. (2005). Rethinking procrastination: Positive effects of «active» procrastination behavior on attitudes and performance. Journal of Social Psychology. No. 14, pp. 245–264.

Dementiy, L.I. and Karlovskaya, N.N. (2013). Osobennosti otvetstvennosti i vremennoy perspektivy u studentov s raznym urovnem prokrastinatsii [Features of responsibility and time perspective for students with different levels of procrastination]. Psikhologiya obucheniya [Psychology of Education]. No. 7, pp. 4–19.

Ellis, A. and Knaus, W.J. (1977). Overcoming procrastination. New York: Signet Books, 180 p.

Ferrari, J.R. (1991). Procrastination and project creation: choosing easy, non-diagnostic items to avoid self-relevant information. Journal of Social Behavior and Personality. No. 6, pp. 619–628.

Ferrari, J.R. (1992). Psychometric validation of two procrastination inventories for adults: Arousal and avoidance measures. Journal of Psychopathology and Behavioral Assessment. No. 2, pp. 97–110.

Fisher, Y.I. (2014). Osobennosti akademicheskoy prokrastinatsii u studentov (na primere pedagogicheskogo vuza) [Features of academic procrastination in students (on the example of a pedagogical university)]. Psikhologiya XXI veka. Psikhologiya i sovremennye problemy obrazovaniya. Sbornik materialov IX mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii molodykh uchenykh. Sankt-Peterburg [Psychology of the XXI century. Psychology and modern problems of education. Collection of materials of the IX International Scientific and Practical Conference of Young Scientists]. St. Petersburg, pp. 185–188.

Frolov, I.T. (ed.). (1991). Filosofskiy slovar [Philosophical Dictionary]. Moscow, 560 p.

Garanyan, N.G., Andryushenko, D.A. and Khlomov, I.D. (2009). Perfektsionizm kak faktor studencheskoy dezadaptatsii [Perfectionism as a factor in student’s disadaptation]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological science and education]. No. 1, pp. 23–32.

Goncharova, E.V. and Vengrenyuk, M.M. (2017). K voprosu o vzaimosvyazi prokrastinatsii i motivatsii u studentov [On the question of the relationship of procrastination and motivation among students] // Rol innovatsiy v transformatsii sovremennoy nauki: sbornik statey Mezhdunarodno-prakticheskoy konferentsii [The role of innovation in the transformation of modern science: Collection of articles of the International Practical Conference]. Ufa: Scientific Publishing Center AETERNA, pt. 6, pp. 73–78.

Gorbunova, A.A. (2010). Vzaimosvyaz intellekta i prokrastinatsii v gruppakh s razlichnoy vyrazhennostyu prokrastinatsii [The relationship of intelligence and procrastination in groups with varying degrees of procrastination]. Lomonosov-2010: materialy Mezhdunarodnogo molodezhnogo nauchnogo foruma [Lomonosov-2010: materials of the International Youth Scientific Forum]. Available at: http://psy.hse.ru/data/2011/06/23/1215455869/ Тезисы%20конференции%20Ломоносов2010%20Горбуновой%20Анны.pdf (accessed 03.10.2018).

Gordeeva, T.O. (2013). Motivatsiya uchebnoy deyatelnosti shkolnikov i studentov: struktura, mekhanizmy, usloviya razvitiya: dis. … d-ra psikhol. nauk [Motivation of educational activity of schoolchildren and students: structure, mechanisms, conditions for development: dissertation]. Moscow, 444 p.

Il’in, E.P. (2011). Rabota i lichnost. Trudogolizm, perfektsionizm, len [Work and personality. Workaholism, perfectionism, laziness]. St. Petersburg: Piter, 224 p.

Karlovskaya, N.N. and Baranova, R.A. (2008). Vzaimosvyaz obshhey i akademicheskoy prokrastinatsii i trevozhnosti u studentov s raznoy akademicheskoy uspevaemostyu [The relationship of general and academic procrastination and anxiety in students with different academic performance]. Psikhologiya v vuze [Psychology in high school]. No. 3, pp. 38–49.

Kayasheva, O.I. (2016). Sindrom otkladyvaniya v uchebnoy deyatelnosti studentov vuzov [Syndrome of postponement in the educational activities of university students]. Science Time. No. 4(28), pp. 373–378.

Konopkin, O.A. (2007). Mekhanizmy osoznannoy samoregulyatsii proizvolnoy aktivnosti cheloveka [Mechanisms of conscious self-regulation of arbitrary human activity]. Subekt i lichnost v psikhologii samoregulyatsii: sbornik nauchnykh trudov [The subject and personality in the psychology of self-regulation: a collection of scientific papers]. Stavropol’: PI RAE Publ., North Caucasus STU Publ., pp. 12–30.

Konopkin, O.A. (1980). Psikhologicheskie mekhanizmy regulyatsii deyatelnosti [Psychological mechanisms of regulation of activity]. Moscow: Nauka, 256 p.

Kornienko, D.S. and Rudnova, N.A. (2018). Osobennosti ispolzovaniya sotsialnykh setey v svyazi s prokrastinatsiey i samoregulyatsiey [Features of the use of social networks in connection with procrastination and self-regulation]. Psikhologicheskie issledovaniya [Psychological research]. Vol. 11, no. 59. Available at: http://psystudy.ru/index.php/num/2018v11n59/1574- kornienko59.html (accessed 03.07.2018).

Lay, C.H. (1986). At last, my research article on procrastination. Journal of Research in Personality. No. 20(4), pp. 474–495.

Lay, C.H. and Schouwenburg, H. (1933). Trait procrastination, time management, and academic behavior. Journal of Social Behavior and Personality. No. 8, pp. 647–662.

Leont’ev, A.N. (1975) Deyatelnost. Soznanie. Lichnost [Activity. Consciousness. Personality]. Moscow: Politizdat, 304 p.

Maslovskiy, S.I. and Tsvetkov, A.V. (2017). Gendernye osobennosti samoregulyatsii povedeniya lits s raznym urovnem religioznosti [Gender features of selfregulation of behavior of persons with different levels of religiosity]. Problemy sovremennoy nauki i obrazovaniya [Problems of modern science and education]. No. 10(92), pp. 109–111.

Milgram, N.A., Batori, G. and Mowrer, D. (1993). Correlates of academic procrastination. Journal of School Psychology. No. 31, pp. 487–500.

Milgram, N. and Tenne, R. (2000). Personality correlates of decisional and task avoidant procrastination. European Journal of Personality. No. 14, pp. 141–156.

Morosanova, V.I. (2004). Oprosnik «Stil samoregulyatsii povedeniya» (SSPM): Rukovodstvo [Questionnaire «Style of self-regulation of behavior» (SMTA): Guide]. Moscow: Kogito-Tsentr Publ., 44 p.

Morosanova, V.I. (ed.) (2011). Psikhologiya samoregulyatsii v XXI veke [Psychology of selfregulation in the XXI century]. St. Petersburg: Nestor-Istoriya Publ., 466 p.

Morosanova, V.I. (2012). Samoregulyatsiya i individualnost cheloveka [Self-regulation and individuality of a person]. Moscow: Nauka, 519 p.

Morosanova, V.I. and Bondarenko, I.N. (2015). Diagnostika samoregulyatsii cheloveka [Diagnosis of human self-regulation]. Moscow: Kogito-Tsentr Publ., 304 p.

Oshemkova, Y.S. (2004). Len u molodykh lyudey kak sledstvie otsutstviya ekzistentsialnoy motivatsii [Laziness in young people as a result of lack of existential motivation]. Ananevskie chteniya – 2004: Materialy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Ananev Readings – 2004: Materials of the Scientific and Practical Conference]. St. Petersburg: SPbSU Publ., pp. 591–592.

Ozer, B.U., Demir, A. and Ferrari, J.R. (2009). Exploring academic procrastination among Turkish students: Possible gender differences in prevalence and reasons. Journal of Social Psychology. No. 149(2), pp. 241–257. DOI: 10.3200/SOCP.149.2.241-257.

Puretskiy, M.M. (2015). Samoregulyatsiya i vremya [Self-regulation and time]. Vestnik universiteta (Gosudarstvenniy universitet upravleniya) [Vestnik Universiteta (State University of Management)]. No. 8, pp. 303–307.

Rudnova, N.A. (2017). Negativniy vklad prokrastinatsii v uspevaemost studentov [The negative contribution of procrastination to student performance]. Budushchee klinicheskoy psikhologii – 2017: mater. XI Vseros. nauch.-prakt. konferentsii s mezhdu narodnym uchastiyem [The future of clinical psychology – 2017: materials of the XI All-Russian Scientific Conference]. Perm, pp. 240–244.

Rebetez, M.M.L., Rochat, L. and Van der Linden, M. (2015). Cognitive, emotional, and motivational factors related to procrastination: A cluster analytic approach. Personality and Individual Differences. No. 76, pp. 1–6.

Semenova, F.O. and Uzdenova, A.M. (2012). Vliyanie prokrastinatsii na razvitie ispolnitelskoy deyatelnosti v podrostkovom vozraste [The effect of procrastination on the development of performance in adolescence]. Politematicheskiy setevoy nauchniy zhurnal KubGAU [Polythematic online scientific journal of Kuban State Agrarian University]. No. 83(09), pp. 847–856.

Steel, P. (2007). The Nature of Procrastination: A Meta-Analytic and Theoretical Rewiew of Quintessential Self-Regulatory Failure. Psychological Bulletin. Vol. 133, no. 1, pp. 65–94.

Steel, P. and Ferrari J. (2013). Sex, Education and Procrastination: An Epidemiological Study of Procrastinators Characteristics from a Global Sample. European Journal of Personality. No. 27(1), pp. 51– 58. DOI: 10.1002/per.1851.

Taschilina, E.A. (2014). Issledovanie prokrastinatsii i perfektsionizma u studentov universiteta razlichnykh napravleniy podgotovki: dis. … master’s degree [The study of procrastination and perfectionism in university students of various areas of training: dissertation]. Ekaterinburg.

Varvaricheva, Ya.I. (2010). Fenomen prokrastinatsii: problemy i perspektivy issledovaniya [The phenomenon of procrastination: problems and prospects for research]. Voprosy Psychologii. No. 3, pp. 121–130.

Vindeker, O.S. and Ostanina, M.V. (2014). Formalniy i soderzhatelniy analiz shkaly obshhey prokrastinatsii C.H. Lay (na primere studencheskoy vyborki) [Formal and informative analysis of the scale of total procrastination C.H. Lay (on the example of student sample)]. Aktualnye problemy psikhologicheskogo znaniya: teoreticheskie i prakticheskie problemy psikhologii [Actual problems of psychological knowledge: theoretical and practical problems of psychology]. No. 1(30), pp. 116–126. Vindeker, O.S., Smorkalova, T.L. and Lebedev, S.Y. (2016). Psikhologicheskie korrelyaty prokrastinatsii i stsenariy otlozhennoy zhizni [Psychological correlates of procrastination and the scenario of deferred life]. Izvestiya Uralskogo federalnogo universiteta. Seriya 1. Problemy obrazovaniya, nauki i kultury [Izvestia Ural Federal University Journal. Series 1. Issues in Education, Science and Culture]. No. 2(150), pp. 98–108.

Загрузки

Опубликован

30-12-2018

Выпуск

Раздел

Статьи